Переход из начальной школы в среднюю — переломный момент в жизни каждого ученика: ребенок вынужден приспосабливаться к новому образу жизни, другим условиям деятельности, положению в обществе, взаимоотношениям с учителями, сверстниками. Это одновременно сложный и интересный этап в жизни школьника.
Какие эмоции он будет переживать в этот период, во многом зависит от учителей начального звена и средних классов. В свою очередь, успешность адаптации на данном этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. В V классе количество предметов увеличивается до 8—12; уроки проводятся в различных кабинетах и разными учителями. У каждого педагога — свои методы обучения и воспитания, манера поведения. Чтобы избежать разобщенности, учителям-предметникам необходимо еще в начале учебного года договориться и выдвинуть единые требования к пятиклассникам. Особое внимание следует обратить на выставление отметок. Необходимо знакомить детей с критериями оценивания, объяснять каждому индивидуально, над чем следует работать, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Таким образом, будет продолжена работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.
Первые полгода обучения в V классе — время особенное: детям предстоит принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Учащиеся должны выйти на иной уровень учебной самоорганизации, научиться правильно распределять свое время, освоить новые формы работы на уроках.
Пятиклассники очень чувствительны и школьную жизнь воспринимают через призму своих эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением кучителю, а не наоборот. Если нравится педагог, нравится и предмет. Пока для них важны забота и внимание со стороны наставника, а интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания они смогут оценить чуть позже.
Переход из начальной в среднюю школу сопровождается большой нагрузкой на психику ребенка, главным образом из-за смены позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней. Как следствие, снижается работоспособность, появляются тревожность, робость, неуверенность или, напротив, развязность, неорганизованность, забывчивость. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2—3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца, а иногда и больше.
Процесс адаптации усложняют:
- рассогласованные требования учителей;
- одинаковое восприятие педагогами пятиклассников и старших учеников;
- необходимость детей приспосабливаться к стилю преподавания каждого учителя.
Проблему преемственности школа решает на трех уровнях:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Цель данной работы — реализовать единую линию развития ребенка на начальном и среднем этапах школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Работу по преемственности учащихся начального и среднего звена координирует администрация школы. Составляется план мероприятий, проводимых с учащимися IV—V классов, их родителями, учителями начальных классов и учителями-предметниками. Последовательно реализуя его, администрация школы стремится:
- пробудить в учителях, педагогах-психологах желание творчески осмысливать и искать собственные пути решения проблемы адаптации учащихся;
- составить план адаптационных мероприятий в начальных классах с последующей оценкой их эффективности;
- проанализировать деятельность всех подразделений учреждения образования по обеспечению адаптации учащихся к условиям обучения в V классе.
Преемственность — это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при переходе к новому состоянию. Задача педагогического коллектива — сделать этот переход безболезненным.
Основные критерии готовности ребенка к обучению в средней школе:
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- возникновение новообразований (рефлексии, произвольности и понятийного мышления);
- умение взаимодействовать с окружающими.
Учебно-познавательная мотивация обеспечивает успешный переход к новым формам обучения. Чтобы у ребенка не пропадал интерес к учебной деятельности, которой ему предстоит заниматься ближайшие несколько лет, необходимо проводить такие занятия, на которых интересно
думать, рассуждать, находить решения, делать выводы. Младший школьник получает удовлетворение от процесса приобретения таких знаний, которыми он может поделиться с другими. Появляется личностный смысл учения как деятельности, в которой ученик осваивает самостоятельные способы добывания новых знаний, самосовершенствуется, развивается.
Для поддержания высокого уровня школьной мотивации можно использовать упражнение “Новости школьной недели”. Детям дается задание в течение недели отмечать и запоминать позитивные моменты школьной жизни, чтобы затем на классном часу подвести итог проделанной работы, перечислив положительные события учебного процесса (это могут быть интересные задания, которые удалось выполнить, прибегнув к особому способу решения, или занима те ль ные доклады товарищей).
Интерес к различным видам школьной деятельности можно поддерживать и такими мероприятиями, как классный час с составлением тематического коллажа. Ребятам нужно предварительно отобрать журнальные вырезки на определенную тему (ЗОЖ, День без конфликтов, День профилактики суицидов и т. д.), а затем в классе выполнить коллективные коллажи с последующей защитой и презентацией.
Рефлексия — это осознание себя и своих действий, поступков, жизненных и учебных ситуаций. Под влиянием вопросов и конструктивных замечаний учителя ребенок начинает обосновывать свои слова и поступки. Требование развернутого объяснения своих действий заставляет ученика смотреть на них со стороны. В результате формируется личностное отношение к учению. Рефлексия из учебной деятельности начинает переноситься на другие сферы жизни (общение, взаимодействие, игра и т. д.), регулируя поведение ребенка.
К концу младшего школьного возраста завершается этап формирования произвольности и способности к саморегуляции. Произвольность — это способность детей регулировать свою деятельность, поведение, внимание и память. Прежде всего, она распространяется на ситуации, связанные с выполнением учебных задач.
На создание непринужденной познавательной среды, развитие произвольного восприятия и внимания, тренировку памяти направлено упражнение “Алфавит”. В процессе его выполнения ученики должны подбирать слова на заданную тему таким образом, чтобы каждое последующее начиналось со следующей по порядку буквы алфавита. Например: “Сегодня на обед я ел арбуз, банан, ватрушку...” Таким же способом можно обыграть состав слова, части речи, числа.
Еще в начальной школе начинает развиваться теоретическое или понятийное мышление, необходимое для того, чтобы воспринимать логику той или иной науки, систему ее понятий. Ведь усложнение и увеличение объема учебного материала требует не дословного запоминания, а понимания основной мысли, умения выделить главное, уловить последовательность доказательства. Как заметил Д. Б. Эльконин, “память становится мыслящей, а восприятие думающим”.
На развитие понятийного мышления направлено, к примеру, задание из теста Э. Ф. Замбаця вичене для учеников IV класса.
Даны два слова, назовите их обобщающим понятием:
Муравей, дуб — это. Приставка, окончание — это. Радость, горе — это.
Пенал, тетрадь — это.
В конце IV класса ученики должны быть готовы к установлению других, более “взрослых” взаимоотношений с учителем и одноклассниками. В этот период общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ученика. Появляются притязания ребенка на определенное положение в системе деловых и личных связей в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие ребенка начинает все больше влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебной деятельности и общение с учителями.
На классных часах в начальной школе рекомендуется проводить тренинговые и коммуникативные игры, способствующие профилактике возникновения конфликтов, сплочению учеников. Дети должны учиться выстраивать взаимоотношения конструктивно, проявлять внимание и доброжелательность друг к другу.
Преемственность возможна во многом благодаря педагогам, создающим психологические условия для завершения формирования предпосылок к возникновению у школьников новообразований. Чем больше позитивных изменений в развитии ребенка произошло, тем легче он перейдет на качественно новую ступень обучения.
Источник: Телипко, Е.Н. Обеспечение преемственности между начальным и средним звеньями школы / Е.Н. Телипко / У дапамогу намеснiку дыректара, 2013. - №3(5).