Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Преемственность начального и среднего звена

Переход из начальной школы в среднюю — переломный момент в жизни каждого ученика: ре­бенок вынужден приспосабливаться к новому образу жизни, другим условиям деятельности, поло­жению в обществе, взаимоотношениям с учителями, сверстниками. Это одновременно сложный и интересный этап в жизни школьника.

Какие эмоции он будет переживать в этот период, во многом зависит от учителей начального звена и средних классов. В свою очередь, успешность адаптации на данном этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. В V классе количество предметов увеличивается до 8—12; уроки проводятся в различных ка­бинетах и разными учителями. У каждого педагога — свои методы обучения и воспитания, манера поведения. Чтобы избежать разобщенности, учителям-предметникам необходимо еще в начале учебного года договориться и выдвинуть единые требования к пятиклассникам. Особое внимание следует обратить на выставление отметок. Необходимо знакомить детей с критериями оценивания, объяснять каждому индивидуально, над чем следует работать, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Таким образом, будет продолжена работа по формированию контрольно-оценочной са­мостоятельности учащихся.

Первые полгода обучения в V классе — время особенное: детям предстоит принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подрос­тками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Учащиеся должны выйти на иной уровень учебной самоорганизации, научиться правильно распределять свое время, освоить новые формы работы на уроках.

Пятиклассники очень чувствительны и школьную жизнь воспринимают через призму своих эмо­ций. Отношение к предмету определяется личностным отношением кучителю, а не наоборот. Если нравится педагог, нравится и предмет. Пока для них важны забота и внимание со стороны настав­ника, а интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания они смогут оценить чуть позже.

Переход из начальной в среднюю школу сопровождается большой нагрузкой на психику ребен­ка, главным образом из-за смены позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней. Как следствие, снижается работоспособность, появляются тревожность, робость, не­уверенность или, напротив, развязность, неорганизованность, забывчивость. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2—3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затя­гивается на 2—3 месяца, а иногда и больше.

Процесс адаптации усложняют:

  • рассогласованные требования учителей;
  • одинаковое восприятие педагогами пятиклассников и старших учеников;
  • необходимость детей приспосабливаться к стилю преподавания каждого учителя.

Проблему преемственности школа решает на трех уровнях:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Цель данной работы — реализовать единую линию развития ребенка на начальном и среднем этапах школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Работу по преемственности учащихся начального и среднего звена координирует администра­ция школы. Составляется план мероприятий, проводимых с учащимися IV—V классов, их родите­лями, учителями начальных классов и учителями-предметниками. Последовательно реализуя его, администрация школы стремится:

  • пробудить в учителях, педагогах-психологах желание творчески осмысливать и искать соб­ственные пути решения проблемы адаптации учащихся;
  • составить план адаптационных мероприятий в начальных классах с последующей оценкой их эффективности;
  • проанализировать деятельность всех подразделений учреждения образования по обеспе­чению адаптации учащихся к условиям обучения в V классе.

Преемственность — это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при переходе к новому состоянию. Задача педагогического коллектива — сделать этот переход безболезненным.

Основные критерии готовности ребенка к обучению в средней школе:

  • наличие учебно-познавательной мотивации;
  • возникновение новообразований (рефлексии, произвольности и понятийного мышления);
  • умение взаимодействовать с окружающими.

Учебно-познавательная мотивация обеспечивает успешный переход к новым формам обуче­ния. Чтобы у ребенка не пропадал интерес к учебной деятельности, которой ему предстоит зани­маться ближайшие несколько лет, необходимо проводить такие занятия, на которых интересно
думать, рассуждать, находить решения, делать выводы. Младший школьник получает удовлетво­рение от процесса приобретения таких знаний, которыми он может поделиться с другими. Появля­ется личностный смысл учения как деятельности, в которой ученик осваивает самостоятельные способы добывания новых знаний, самосовершенствуется, развивается.

Для поддержания высокого уровня школьной мотивации можно использовать упражнение “Новости школьной недели”. Детям дается задание в течение недели отмечать и запоминать позитивные моменты школьной жизни, чтобы затем на классном часу подвести итог проделанной работы, перечислив положительные события учебного процесса (это могут быть интересные за­дания, которые удалось выполнить, прибегнув к особому способу решения, или занима те ль ные доклады товарищей).

Интерес к различным видам школьной деятельности можно поддерживать и такими мероп­риятиями, как классный час с составлением тематического коллажа. Ребятам нужно предва­рительно отобрать журнальные вырезки на определенную тему (ЗОЖ, День без конфликтов, День профилактики суицидов и т. д.), а затем в классе выполнить коллективные коллажи с последующей защитой и презентацией.

Рефлексия — это осознание себя и своих действий, поступков, жизненных и учебных ситуаций. Под влиянием вопросов и конструктивных замечаний учителя ребенок начинает обосновывать свои слова и поступки. Требование развернутого объяснения своих действий заставляет ученика смот­реть на них со стороны. В результате формируется личностное отношение к учению. Рефлексия из учебной деятельности начинает переноситься на другие сферы жизни (общение, взаимодействие, игра и т. д.), регулируя поведение ребенка.

К концу младшего школьного возраста завершается этап формирования произвольности и способности к саморегуляции. Произвольность — это способность детей регулировать свою де­ятельность, поведение, внимание и память. Прежде всего, она распространяется на ситуации, свя­занные с выполнением учебных задач.

На создание непринужденной познавательной среды, развитие произвольного восприятия и внимания, тренировку памяти направлено упражнение “Алфавит”. В процессе его выполнения ученики должны подбирать слова на заданную тему таким образом, чтобы каждое последующее начиналось со следующей по порядку буквы алфавита. Например: “Сегодня на обед я ел арбуз, банан, ватрушку...” Таким же способом можно обыграть состав слова, части речи, числа.

Еще в начальной школе начинает развиваться теоретическое или понятийное мышление, необхо­димое для того, чтобы воспринимать логику той или иной науки, систему ее понятий. Ведь усложне­ние и увеличение объема учебного материала требует не дословного запоминания, а понима­ния основной мысли, умения выделить главное, уловить последовательность доказательства. Как заметил Д. Б. Эльконин, “память становится мыслящей, а восприятие думающим”.

На развитие понятийного мышления направлено, к примеру, задание из теста Э. Ф. Замбаця вичене для учеников IV класса.

Даны два слова, назовите их обобщающим понятием:

Муравей, дуб — это. Приставка, окончание — это. Радость, горе — это.

Пенал, тетрадь — это.

В конце IV класса ученики должны быть готовы к установлению других, более “взрослых” вза­имоотношений с учителем и одноклассниками. В этот период общение со сверстниками начина­ет определять многие стороны личностного развития ученика. Появляются притязания ребенка на определенное положение в системе деловых и личных связей в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие ребенка начинает все больше вли­ять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебной деятельности и общение с учителями.

На классных часах в начальной школе рекомендуется проводить тренинговые и коммуни­кативные игры, способствующие профилактике возникновения конфликтов, сплочению учеников. Дети должны учиться выстраивать взаимоотношения конструктивно, проявлять внимание и добро­желательность друг к другу.

Преемственность возможна во многом благодаря педагогам, создающим психологические условия для завершения формирования предпосылок к возникновению у школьников новообразо­ваний. Чем больше позитивных изменений в развитии ребенка произошло, тем легче он перейдет на качественно новую ступень обучения.

Источник: Телипко, Е.Н. Обеспечение преемственности между начальным и средним звеньями школы / Е.Н. Телипко / У дапамогу намеснiку дыректара, 2013. - №3(5).