Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Логопедия и дефектология

Просмотров: 0

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИКО­ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...................................................................... 6

  • Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного

возраста......................................................................................... 6

  • Недостатки лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного

возраста и методические подходы по их коррекции.... 11

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИКО­ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ................................................................... 16

речи у старших дошкольников................................................. 19

  • Содержание работы по коррекции недостатков лексико-грамматической

стороны речи у старших дошкольников.................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................... 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.......................................................................................................... 38

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................... 44


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одной из важнейших функций человека является речь. Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания детей. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает речью и формулирует собственные речевые высказывания с ошибками. Неправильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения, поэтому важно своевременное выявление недостатков лексико-грамматической стороны речи и их коррекция.

Вопросы развития лексико-грамматического строя и связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (А. М. Бородич А. М. Леушина, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина и др.), психологами (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) и логопедами (В. К. Воробьева Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и др.).

У детей дошкольного возраста часто проявляются недостатки лексико­грамматической стороны речи. Эти недостатки задерживают овладение речью в старшем дошкольном возрасте, поэтому своевременное выявление недостатков у детей дошкольного возраста, посещающих обычную общеобразовательную группу детского сада, и оказание им необходимой помощи является актуальной задачей в дошкольной логопедии.

Цель исследования: выявить недостатки лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников и предложить рекомендации по их преодолению.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме развития лексико­грамматического стороны речи у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить и охарактеризовать недостатки лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников, сопоставив их с уровнем психоречевого развития.
  3. Разработать рекомендации по преодолению недостатков лексико- грамматической стороны речи у старших дошкольников.

Объект обследования: лексико-грамматическая сторона речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание логопедической работы по преодолению недостатков лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: недостатки лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников будут сопряжены с уровнем их психоречевого развития.

Методы исследования:

  1. Теоретический метод - анализ психолого-педагогической

литературы по проблеме развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

  1. Диагностический метод - логопедическая оценка речевого развития, оценка лексико-грамматической стороны речи дошкольников.
  2. Скрининговое исследование психоречевого развития проводилось на основе экспресс-диагностики дошкольников (Е. Л. Инденбаум, И. Ю. Мурашова).
  3. Метод количественной и качественной обработки результатов исследования.

Методики исследования:

  1. Комплекс заданий для оценки лексико-грамматической стороны речи дошкольников, составленный по рекомендациям И. Д. Коненковой.
  2. «Рисунок человека» А. Л. Венгера.
  3. «Исключение лишнего» Л. А. Венгер и А. Л. Венгер.
  4. «Повторение цифр» Д. Векслера.

База исследования:             Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 51. В исследовании приняло участие 23 дошкольника 5 лет (старшая группа).

Практическая значимость исследования: полученные в исследовании сведения могут быть полезны логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений при выявлении и преодолении недостатков лексико-грамматической стороны речи у дошкольников.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, который включает 52 наименования, 4 приложения.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [4, 15, 31, 32, 52].

Развитие речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка [10, 37, 43].

С помощью речи ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера. Развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально­культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения [15, 24].

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов [21].

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом. Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова. Выделяются следующие компоненты значения слова:

денотативный компонент (стол - это конкретный предмет),

понятийный или концептуальный (лексико-семантический) компонент, отражающий формирование понятий, связи слов по семантике (стол - это предмет мебели),

коннотативный - отражение эмоционального отношения говорящего к слову,

контекстуальный компонент [13].

Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т.к. словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова [7, 24].

В процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов; обобщение значения и связи этого значения с определенной формой; синтез морфем при образовании новых слов.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня познавательного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов [15].

В работах А. Н. Г воздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи, рассмотрим их подробнее.

Первый период определяется примерными возрастными рамками от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. На данном этапе в речи ребенка появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются. Первоначально в речи ребенка появляются однословные предложения, которые используются в основном для выражения желаний ребенка. Ближе к двум годам в речи ребенка появляются предложения из нескольких слов-корней. Ребенок начинает строить первые фразы из двух-трех слов, однако грамматическая связь между словами отсутствует, на данном этапе ребенок еще не способен подобрать нужную грамматическую форму.

Второй период начинается от одного года десяти месяцев и продолжается до трёх лет - период усвоения грамматической структуры предложения. В этом периоде выделяют три этапа.

На первом этапе (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.) у ребенка появляются первые формы слов, он начинает замечать различную связь между словами в предложении. Ребенок использует существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в винительном падеже, иногда используются формы родительного падежа. Глаголы используются в основном в повелительном наклонении второго лица единственного числа, а также появляются формы третьего лица единственного числа [19]. К двум годам прилагательные начинают появляться в словаре ребёнка, но без согласования с существительными.

На втором этапе (2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.) ребенок начинает усваивать и использовать систему флексий, но встречается еще много грамматических неточностей. Среди грамматических форм существительных появляются формы винительного, родительного, творительного падежей. Ребенок начинает дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов в изъявительном наклонении. Словоизменение прилагательных еще не усвоено.

На третьем этапе (2 года 6 мес. - 3 года) ребенок усваивает служебные слова для выражения синтаксических отношений, что происходит после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка - флексий. На этом этапе продолжается усвоение правил словоизменения, ребенок правильно использует простые предлоги, закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

Третий период (от 3 до 7 лет) - период усвоения морфологической системы русского языка (склонения (изменения существительных); спряжения (изменения глаголов)). В том числе усваиваются и исключения. В этот период значительно сокращается словотворчество, так как ребенок овладевает не только общими, но и частными правилами грамматики. Рассмотрим подробнее появление грамматических категорий в разные возрастные периоды развития ребенка на данном этапе.

В три года ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции, глаголы прошлого, настоящего, будущего времени, всех лиц. Использует правильно существительные во всех падежах в единственном числе, частично правильно во множественном числе. Присутствуют прилагательные в именительном падеже мужского или женского рода. При общении используют структуру простого распространенного предложения, использует в речи правильные окончания. Появляются сложные предложения с союзами - сочинительные и подчинительные.

К четырем годам ребенок говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихся или впервые встретившихся ребенку слов. Появляются сложные предложения. Наиболее часто употребляемые предлоги (верно для всех возрастов) - у, в, на, с, редко употребляемые детьми предлоги - над, между, через, до. Дети практически не пользуются предлогами - под, перед, около, о. Используются союзы - а, и, как, если. Полностью усваивается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, глагольное управление.

В 5-6 лет высказывания ребенка достаточно пространны. Ребенок свободно общается не только при помощи грамматически правильных простых распространенных предложений, но и многих видов сложных предложений с использованием союзов и связных слов.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту дети овладевают всеми формами словоизменения существительных, усваивают согласование прилагательных с существительными, в основном правильно используют глаголы. Можно сказать, что к концу дошкольного периода ребенок владеет грамматически правильно оформленной фразовой речью, что позволяет ему в дальнейшем перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

  • Недостатки лексико-грамматической стороны речи у детей

дошкольного возраста и методические подходы по их коррекции

Недостатки лексико-грамматической стороны речи дошкольников изучали такие авторы, как Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. А. Чевелева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова и другие. Исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста в лексике могут наблюдаться ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря [30, 31, 50].

Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов - названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко [9].

Формирование грамматического строя происходит сложнее, чем овладение словарем: значение грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны. Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка [15].

У дошкольников могут наблюдаться различные нарушения морфологической системы языка:

  • окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
  • падежных и родовых окончаний количественных числительных;
  • окончаний глаголов в прошедшем времени;
  • предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения обнаруживается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Отклонения в словарном и грамматическом отношении более заметно проявляется в свободной речи, возможны приспособительные попытки «обойти» трудные слова, заметить их более привычными и проверенными, дополнить слова жестами [18].

Ограниченность словарного запаса обнаруживается, если предложить детям назвать предметы, выходящие за пределы привычного обихода. При этом выявляется, что многих предметов дети не называют вовсе, например: подоконник, решето, лейка, этажерка и т.д. Ряд предметов обозначается неправильно или при помощи перифраза, например, весло - грабли, паровоз - поезд, телега - сани, пряник - баранка и т.д.

На уровне «развернутой речи» (А. Н. Г воздев) дети обладают сравнительно большим запасом глаголов, но менее распространенные действия в ситуации обусловленной речи называют ошибочно. Например, вместо вырезают бумагу - рвет, кует - кузнец выпиливает подкову, вяжет - шьет и т.д.

Замены слова происходят как по смыслу, так и по звуковому признаку.

В свободной речи детей дошкольного возраста могут встречаться аграмматизмы. Наиболее распространенными недостатками грамматической стороны речи в дошкольном возрасте являются следующие.

  1. Неправильные окончания имен существительных:
  • унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных. Дети чаще всего сводят их многообразие к окончанию -ов (-ев): собаков, бабочков, сестров, борщев, рублев и т.д.;
  • с нулевым окончанием: мышов, степев, тетрадков, ручков;
  • родительный падеж, единственное число: у бабушке, у подружке, без вилке;
  • не различение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: мыли ложка, чинили машина, строили беседка;
  • предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в шкафе, в угле, во рте.
  1. Склонение несклоняемых имен существительных: на поне, в метре,

кофи.

  1. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: лошадененка, лисенка, зайчонка.
  2. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) малыши говорят -ы (-и) по типустолы: знамены, бревны, рукавы.
  3. Изменение рода существительных: маленький груш, убери полотенцу, мама пришел, холодная чай, кофта синее.
  4. Неправильное образование глагольных форм:
  • повелительное наклонение: бежи (беги), гребли (греби), плакай

(плач);

  • изменение основы глагола: искать - искаю (ищу), рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу);
  • спряжение глаголов: смотреть - смотришь (смотрю), есть - едишь (ешь), давать - дадишъ (дашь), спать - сплют (спят).
  1. Образование неправильной формы причастий: сделатая, разорватая, укусатая.
  2. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: сильнейше, быстрейшее;
  3. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у тебе красивые штаны, у мене белая рубашка;
  4. Склонение числительных: трое столбов, с двумяти, шагайте по два; или не склонение числительных: кошка с шесть котят, утка ушла с два утенка.

Речь дошкольника также имеет свои возрастные особенности, которые проявляются в расхождении объема активного и пассивного словаря, преобладании в словаре существительных и глаголов, пропусках слов в предложении, в неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных синтаксических конструкций.

Для преодоления речевых нарушений требуются своевременное выявление имеющихся недостатков и длительное коррекционное воздействие, включающее комплекс воспитательных и логопедических мероприятий

Выводы по первой главе

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать к старшему дошкольному возрасту дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, овладевают всеми типами склонения существительных, усваивают основные формы согласования слов. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа.

При недостатках лексико-грамматической стороны речи у детей ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употребляют глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги. Также дети неправильно согласуют слова в числе и роде, что оказывает негативное влияние на общение с окружающими людьми.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Организация, методы и методика исследования недостатков лексико­грамматической стороны речи у старших дошкольников

Целью настоящего исследования являлось выявление недостатков лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников и разработка рекомендаций по их преодолению.

Исследование было проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детский сад № 51. Всего в исследовании приняло участие 23 дошкольника 5 (старшая группа).

Изучение психоречевого развития старших дошкольников проводилось по экспресс-диагностике Е. Л. Инденбаум, И. Ю. Мурашовой [23]. Экспрессдиагностика состояла из блоков:

  • Изучение актуального интеллектуального статуса проводилось с помощью методик: «Рисунок человека» А. Л. Венгера, «Исключение

лишнего» Л. А. Венгер и А. Л. Венгер, «Повторение цифр» Д. Векслера.

  • Изучение актуального логопедического статуса проводилось с помощью заданий, позволяющих определить уровень развития фонетико­фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

При обследовании лексико-грамматической стороны речи нами использовался комплекс заданий, составленный по рекомендациям И. Д. Коненковой [26].

  1. Изучение лексической стороны речи старших дошкольников.

Задание 1. Словарь существительных.

Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где...» (кукла, мишка, мяч, машинка, матрешка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник; ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, рельсы, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатки)

Задание 2. Глагольный словарь.

Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает...» (зайчик, рыба, ребенок, мама, самолет, снежинка)

Задание 3. Словарь прилагательных.

Инструкция: «Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (какой, какое).» (рубашка, дом, яблоко, лиса, девочка, зима)

Задание 4. Подбор антонимов

Инструкция:      «Послушай слова: Большой - маленький. Это

противоположные слова. Большой, а наоборот - маленький. Маленький, а наоборот - .» (жара, тишина, чистый, мокрый, больной, смеяться, говорить, медленно, одеваться, высоко).

Задание 5. Уровень обобщений.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок)» (животные, игрушки, овощи, фрукты, посуда, одежда, люди, транспорт).

  1. Изучение грамматической стороны речи старших дошкольников.

Задание 1. Проверка навыков словоизменения

Серия «А». Употребления существительных множественного числа в именительном падеже. Инструкция: «Один - мяч, а если много, то скажем, что это - мячи» (руки, глаза, уши, копыта, стулья, карандаши, гусята, медведи, окна).

Серия «Б». Употребления существительных множественного числа в родительном падеже. Инструкция: «Я буду называть картинку, а потом убирать ее, а ты должен ответить, чего не стало». Последовательно предъявляются картинки с изображением рук, глаз, ушей, копыт, стульев, карандашей, гусят, медведей, окон.

Серия «В». Изменение прилагательных по родам.

Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй» (Синий чайник, синее ведро, желтое солнце, желтые кружки, желтая репка, желтый банан, красные флажки, красный чайник, красное платье, красная ягода, зеленая лягушка, зеленые пуговицы, зеленый огурец, зеленое ведро).

Задание 2. Проверка навыков словообразования

Серия «А». Образование названий детенышей животных.

Инструкция: «У кошки - котята, а у...» (козы, собаки, коровы, свиньи, курицы, утки, пингвина, льва).

Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно­ласкательной форме.

Инструкция: «Вот этот большой предмет - мяч, к нему подходит маленький предмет - мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет» (дом, кукла, яблоко, стул, елка).

Серия «В». Образование относительных прилагательных.

Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая). (кораблик из бумаги, лопата из железа, сок из яблок, компот из слив, баба из снега, конфета из шоколада, ваза из стекла).

Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у .» (белки, волка, зайца, лисы, медведя)

Серия «Д». Образование приставочных глаголов.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик» (идет, подходит к дому, выходит из дома, входит в дом, переходит улицу).

Задание 3. Составление предложений по картинкам.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение»

(девочка рисует бабочку, мальчик катает машинку, дети играют в мяч)

Все задания, предлагались в форме словесной инструкции. Результаты выполнения заданий демонстрировали на каком уровне находится лексико­грамматическая сторона речи детей. При обследовании в качестве наглядного материала мы использовали картинный диагностический материал И. Д. Коненковой. Данные обследования были занесены в протоколы.

Ответы детей оценивались в баллах. За каждое задание выставлялось от 1 до 5 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий.

Изучение лексической стороны речи старших дошкольников (5 заданий) - 25 баллов.

Изучение грамматической стороны речи старших дошкольников (9 заданий) - 45 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания составляет 70 баллов.

Суммирование баллов позволило выделить уровни сформированности лексической и грамматической сторон речи.

Достаточный - все задания выполнены в пределах возрастной нормы, допускались единичные неверные ответы, помощь педагога не потребовалась, понимание инструкции с первого раза на слух (> 85% правильных заданий).

Условно достаточный - задания выполнялись с минимальной помощью педагога, инструкцию приходилось повторять, либо показывать на примере задания (правильных заданий от 51% до 84%).

Недостаточный - задания выполнялись с помощью педагога, инструкцию приходилось повторять, показывать на примере задания, вместе продумывать ответы, начинать ответ, давать опорные фразы (все задания выполнены в пределах < 50% правильных ответов).

 

  • Результаты исследования недостатков лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников

Остановимся на полученных результатах исследования. В исследовании принимали участие 23 старших дошкольника.

Первоначально у испытуемых определялись уровень интеллектуального и речевого развития. Данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Состояние лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи дошкольников

Оценка состояния речевого развития

Количество человек

Нормативное

6

ОНР III

14

ОНР II

3

 

 Как видно по данным таблицы 2.1. нормативный уровень речевого развития был выявлен у 6 детей. Недостатки были обнаружены у 14 детей. Несформированность выявлена у 3 дошкольников.

При обследовании детей были выявлены различные недостатки в речи. Дети редко используют имена прилагательные, наречия, служебные части речи. У детей наблюдается аграмматизм. При назывании картинок допустима замена одного слова на другое. В самостоятельной и отраженной речи стабильно нарушено произношение звуков одной, двух и трех групп. Трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры. В паронимах дети допускают ошибки. У детей в пересказе неточное словоупотребление. Фраза преимущественно простая, самостоятельное высказывание затруднено, требуются поддерживающие или наводящие вопросы. Допустимо незнание точных названий двух-трех изображений на картинках.

Самое большое количество баллов получили Катя Е. и Есения С. у этих детей нормативное развитие лексико-грамматической стороны речи и нормативное развитие фонетико-фонематической стороны речи. Девочки достаточно хорошо пересказали рассказ про собаку и ворон, ответили на вопросы в задании, где нужно было завершить словосочетание. Василина Д. допустила одну ошибку, не смогла вспомнить слово «панама», при завершении предложений не допустила ни одной ошибки.

Самое низкое количество баллов получил Савелий Г. У этого ребенка несформированность ЛГСР, и несформирванность ФФСР. Мальчик составил рассказ про собаку и ворон по наводящим вопросам. В задании, где нужно было завершить словосочетание, Савелий допустил три ошибки: вместо слова «панама» ответил «шляпа», место слова «пароход» - «корабль», слово «Буратино» не вспомнил. При завершении предложений допустил две ошибки, вместо слова «гусеница» - «червяк», вместо слова «велосипед» - «велопед». Нарушено произношение звуков трех групп. Нарушена слоговая структура.

Рассмотрим данные о состоянии интеллектуального развития. Обследование интеллектуального развития дошкольников состояло из трех методик, первая это «Рисунок человека». В рисунках детей присутствовали следующие основные детали: голова, туловище, глаза, рот, руки, ноги. Реже дошкольники использовали в рисунках второстепенные детали, количество пальцев отметили менее половины дошкольников. Преимущественно, дети не использовали пластичный способ изображения. Методики «Исключение лишнего» и «Повторение цифр» были выполнены в пределах возрастной нормы. Таким образом, у 95,7 % детей уровень интеллектуального развития в пределах нормы, у 4,3 % детей (одного ребенка) наблюдались признаки условно достаточного уровня интеллектуального развития.

Перейдем к описанию результатов исследования лексико-грамматической стороны речи.

Средние балльные оценки выполнения заданий, направленных на изучение лексической стороны речи старших дошкольников, М±т

Таблица 2.2.

п/п

Задания

Средняя балльная оценка(п=20)

1

Словарь существительных

3,73±0,91

2

Глагольный словарь

3,17±0,65

3

Словарь прилагательных

3,60±0,65

4

Подбор антонимов

3,26±0,86

5

Уровень обобщений

4,21±0,67

Выполняя задания, направленные на изучение лексической стороны речи дети показали худший результат в задании 2, направленное на изучение глагольного словаря. Дошкольники самостоятельно называли менее трех действий, преимущественно используя повседневные действия. Например, Слава А., отвечая на вопрос: «Что делает мама?» сказал, что она ест и спит. Зайчик - прыгает и ест, рыбка - плавает и ест. Затруднения наблюдались в задании 4 при подборе антонимов. Часто дети употребляют частицу «не», например, Василина Д. при подборе антонима к слову больной, ответила: «Не больной», но при дальнейшем уточнении ответила верно. Лучший результат дети показали при выполнении задания 5, направленное на выявление уровня обобщений (животные, игрушки, овощи, фрукты, посуда, одежда, люди, транспорт). Остановимся подробнее на каждом из заданий.

Словарь существительных. В повседневной лексике дети допускали малое количество ошибок, почти все слова есть в активном словаре, т.е. дошкольники называют их самостоятельно. Затруднения наблюдались с редкоупотребляемой лексикой. В активном словаре у большинства детей отсутствуют такие слова, как ноздри, веки, затылок, подоконник, рельсы (заменяют на железную дорогу), пассажиры, воротничок.

Глагольный словарь ограничивается обиходными действиями, с которыми дети сталкиваются ежедневно. Преобладают такие слова, как ест,
спит, готовит (мама). Прыгает, ест (зайчик). Плавает, ест (рыбка). Ест, спит, играет (ребенок). Летает, перевозит людей (самолет). Летает, тает (снежинка).

Словарь прилагательных характеризуется ограниченностью. Дети называют несколько прилагательных к одному предмету, но из одной категории, например, к слову рубашка преимущественно подбирается цвет (белая, черная и т.д.).

Подбор антонимов вызывает сложность, часто используется частица «не». При уточняющем вопросе, дошкольники пытаются изменить ответ. Самыми сложными словами оказались «больной» и «одеваться». С ними справились лишь несколько человек (Лиза Т., Василина Д., Катя Е.)

Задание, направленное на выявление уровня обобщений оказалось самым успешным. Все обобщающие слова: животные, игрушки, овощи, фрукты, посуда, одежда, люди, транспорт оказались знакомы детям и находятся в их активном словаре. Лишь несколько человек (Савелий Г., Лера М., Гордей и Варя Р.) не смогли назвать слово транспорт, затруднялись со словом люди, посуда и животные.

При выполнении заданий направленных на изучение лексической стороны речи старших дошкольников, 39,13 % детей, т.е. 9 человек, справились с предложенными заданиями на достаточном уровне. Затруднения наблюдались в задании 2 при назывании действий, и в задании 5 при подборе антонимов. На данном уровне ошибки детей единичные. Условно-достаточный уровень показали 47,83 %, т.е. 11 детей. В задании 1 дети затруднялись в назывании редко употребляемой лексики, в задании 2 при назывании действий и в задании 5 при подборе антонимов. Недостаточный уровень выявлен у 13,04 %, т.е. у 3 человек. Недостатки наблюдались во всех заданиях. В задании 3 не называли признаков предметов, антонимы (задание 5) употребляли в единичных случаях.

Следующие задания позволили оценить грамматическую сторону речи дошкольников.

Таблица 2.3. Средние балльные оценки выполнения заданий, направленных на изучение грамматической стороны речи старших дошкольников, М±т

п/п

Задания

Средняя

балльная

оценка

1

0)

2

п а К С о я м а о я Ч О

Употребления существительных множественного числа в именительном падеже.

3,96±0,72

2

Употребления существительных множественного числа в родительном падеже.

3,38±0,69

3

Изменение прилагательных по родам.

4,34±0,79

4

Словообразован

__ Т/ГР

Образование названий детенышей животных

3,42±0,75

5

Образование существительных в уменьшительно­ласкательной форме.

4,11±0,71

6

Образование относительных прилагательных.

3,21±0,67

7

Образование притяжательных прилагательных

3,21±0,67

8

Образование приставочных глаголов.

4,13±0,62

9

Составление предложений по картинкам.

3,86±0,75

 

 

Выполняя задания, направленные на изучение грамматической стороны речи дети показали худший результат в задании 6, направленное на оценку образования относительных прилагательных. Частой ошибкой был ответ на  вопрос: «Какой компот из слив?». Дети отвечали: «Сливочный». Также худший результат был и в задании 7, направленном на оценку образования притяжательных прилагательных. Например, Гордей Е. сказал, что у белки бельчачий хвост, а у медведя медведевый. Лера М. при ответе использовала слова волчиный и медвежиный хвосты. Лучший результат дети показали при выполнении задания 3, направленное на изменение прилагательных по родам.

Остановимся подробнее на каждом из заданий.

Употребления существительных множественного числа в именительном падеже. Затруднения вызвали такие слова, как ухо, копыто, гусенок. Во множественном числе при ответах дети использовали неправильные формулировки: «ухи, копытца, копыты, гусенки».

При употребления существительных множественного числа в родительном падеже ошибки допускались преимущественно в этих же словах (ух, ухов, копытов, копытцев, гусенков).

Изменение прилагательных по родам не вызывала затруднений у детей. Единичные ошибки были у Гордея Е. (красный платье) и Леры М. (зеленая пуговицы).

При образование названий детенышей животных ошибки выявлены в словах корова - коровки, свинья - хрюшки, коза - козята).

При образование относительных прилагательных частой ошибкой был ответ на вопрос: «Какой компот из слив?». Дети отвечали: «Сливочный». Баба из снега, по ответам детей была снеговой.

Образование притяжательных прилагательных для детей оказалос самым сложным. Хвост белки - бельчачий, белячий, бельчий; лисы - лисячий, лисовый; медведя - медведий, медвежиный, медведевый.

Составление предложений по картинкам не вызывало особой сложности. Дети ориентировались в задании, используя распространенные предложения, например, Лиза Т. составила такие предложения: «Девочка рисует разноцветную бабочку красками. Паша играет с машинкой, он ее катает. Дети играют в футбол, они забивают мяч в ворота». Некоторым требовалась помощь, наводящие вопросы: «Кто нарисован на картинке?», «Что он/она/они делают?».

Исходя из вышесказанного были выделены уровни сформированности грамматической стороны речи.

Количественные данные, представленные в Рис. 2.2, показывают, что при выполнении заданий направленных на изучение лексической стороны речи старших дошкольников, 34,87 % детей, т.е. 8 человек, справились с предложенными заданиями на достаточном уровне. Затруднения наблюдались в задании 6 и 7 при образовании относительных и притяжательных прилагательных. На данном уровне ошибки детей единичные. Условно­достаточный уровень показали 52,17 %, т.е. 12 детей. В задании 2 дети затруднялись в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже и в задании 4 при назывании детенышей животных. Недостаточный уровень выявлен у 13,04 %, т.е. у 3 человек. Недостатки наблюдались во всех заданиях. В задании 9 затруднялись составить предложения, необходимо было задавате дополнительные вопросы по картинке. Сложности были и в задании на употребление множественного числа существительного в родительном падеже. При выполнении этого задания Савелий Г. говорил: «Нет уш, глазов, медведев, копытцев».

 

60,00

50.00

40.00

30.00

20.00

10,00

Корреляционный анализ позволил выявить высокую связь между уровнем интеллектуального развития и уровнем сформированное™ лексической (г=0,90 при р<0,05) и грамматической (г=0,87 при р<0,05) стороны речи.

Также обнаружена корреляционная связь между уровнем речевого развития и уровнем сформированности лексической (г=0,78 при р<0,05) и грамматической (г=0,89 при р<0,05) стороны речи.

Итоговое распределение по уровням сформированности лексико­грамматической стороны речи показано на рис 2.3.

 

60,00

50.00

40.00

30.00

20.00

10,00

Из рисунка видно, что 34,87 % детей, т.е. 8 человек, справились с предложенными заданиями на достаточном уровне, 52,17 %, т.е. 12 детей продемонстрировали условно-достаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Недостаточный уровень выявлен у 13,04 %, т.е. у 3 человек.

В таблице 2.4. представлено итоговое распределение количественных показателей психоречевого развития дошкольников по уровням сформированности лексико-грамматической стороны речи. Данные получены путем сопоставления уровня лексико-грамматической стороны речи с уровнем психоречевого развития дошкольников, посещающих старшую группу детского сада.

 

Таблица 2.4.

Распределение количественных показателей психоречевого развития
дошкольников по уровням сформированности лексико-грамматической

стороны речи, %

Уровень лексико­грамматическо й стороны речи

Уровни психоречевого развития

Нормативное речевое развитие при достаточном уровне интеллек­туального развития

ОНР III уровня при достаточном уровне интеллек­туального развития

ОНР II уровня при достаточном уровне интеллек­туального развития

ОНР II уровня при условно достаточном уровне интеллек­туального развития

Достаточный

26,09

52,17

 

 

Условно­

достаточный

 

8,70

 

 

Недостаточный

 

 

8,70

4,35

 

 

 

Корреляционный анализ позволил выявить высокую связь между уровнем психоречевого развития и уровнем сформированности лексико-грамматической стороны речи (г=0,75 при р<0,05), что доказывает гипотезу нашего исследования.

  • Содержание работы по коррекции недостатков лексико­грамматической стороны речи у старших дошкольников

Многие исследователи, такие как Т. Б. Филичева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова и др. занимались разработкой программ и заданий по преодолению общего недоразвития речи у детей [30,                 50,    52]. Проанализировав эти программы, мы составили

рекомендации по коррекции и развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающая работа предполагает реализацию двух направлений: развитие лексической и грамматической сторон речи. Рассмотрим

работу по каждому из направлений. Работа по увеличению словаря детей

29

 

должна соответствовать программе детского сада, их возрасту, особенностям дошкольников. Эффективное пополнение словаря происходит путем наполнения смысловыми и эмоциональными оттенками значений слов. На материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. На смысловой значимости слов, имеющихся в пассивном словаре, и дальнейшее использование их в самостоятельной речи, приобретение новых слов. Педагог решает задачи по расширению объёма словаря, формированию смысловой значимости слова, развитию лексической системности и семантических полей, развитию словообразования, уточнению грамматического значения слова. Главным в работе над лексической стороной речи поставить задачи, вести работу поэтапно с использованием определенных методов и приемов. Работа по усвоению глаголов нужно проводить последовательно, а именно, сначала с введения в речь глаголов, обозначающих движение, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто или что какие звуки издает? Кто что делает?». Отдельное внимание необходимо уделять закреплению прилагательных и глаголов в контексте (словосочетаниях, предположениях, тексте). Работа над новым словом делиться на этапы. Содержанием первого этапа является:

  • связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и т.д. Здесь применимо использование наглядности (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий);
  • уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова;
  • выделение семантических признаков слова;
  • перевод слова из пассивного словаря в активный, его использование в свободном высказывании;
  • закрепление значения данного слова.

Используются игры на словообразование: их структуру, морфемы, значения, связи между собой. Например, на классификацию предметов по схемам, по картинкам («Разложи картинки на группы», «Разложи картинки по сходству», «Назови лишнее слово», «Спрячь лишнее», «Пара к паре»), на называние одним словом («Отгадай загадки», «Отгадывание по описанию»,

30

 

«Волшебный мешочек»), на угадывание предмета по названию его частей (кузов, кабина, руль - грузовик и т.д.), на отгадывание по картинкам загадокописаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц...), на использование антонимов («Выбери из трех два слова- «неприятеля», «Сравнить по вкусу», «Сравнить по цвету», «Сравнить по размеру»), синонимов («На что похоже?» (сравнение), «Закончи предложения» (подбери сравнения).

С помощью заданий и игр на занятиях, посвященных грамматическому строю воспитанников обучают согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию      сложных глаголов в повелительном наклонении,

существительных (в родительном падеже, мн.ч. и др.). На занятиях подобранный материал должен учить ребенка менять слова, чувствовать точность употребления, грамотному произношению в согласовании с другими частями речи. Сначала перед ребенком ставят задачу - понимать смысл произнесенного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много), далее - употреблять слово грамотно, затем - научиться образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми (например, форму «фишка» ми» - играю фишками, хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа - фишка). Более трудная задача - оценивать грамматическую правильность речи.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться с группой детей, как на занятиях, так и в свободное время. При изучении более сложных тем, грамматических категорий можно проводить игры с использованием игрушек, реальных предметов, их изображений. Обучение изменению слов рекомендуем проводить игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Маше для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите? - Мы хотим» (на спряжение

глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Используются настольно - печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. Это такие игры как лото, домино, парные картинки. В работу включается большое количество словесных дидактических игр. В таких играх дети учатся говорить о предметах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Это такие игры как «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов),                                «Чей хвост? Чья лапа?» (образование

притяжательных прилагательных) и др. С целью формирования умения распространять предложения используются такие игры как «чья вещь?», «чей хвост?», «составь предложение», «чем?» и др. В этих играх происходит ознакомление детей с различными падежными конструкциями. Им предлагаются определенные словосочетания, на основе, которых нужно составить предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.

Работая над предлогами в предложениях, основной задачей является: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети с нарушениями речи опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог - хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на занятиях предлагается детям поиграть в такие игры как «Где спрятался?» (детям предлагается в процессе игры положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет

на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п.). А также детям предлагается поиграть в загадки, отвечая на вопрос «у кого?», например: «У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «когда это бывает?», «найди такое дерево» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».

В целом в работе по развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи могут быть использованы предметные игры (это игры с народной игрушкой, деревянными конусами из одноцветных и разноцветных колец, бочонками, шарами, матрешками, грибками и др.). Это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Используются настольно-печатные игры, такие как:

  • Парные картинки (необходимо подобрать картинки по сходству),
  • Лото (строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. Д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь),
  • Домино (принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе),
  • разрезанные картинки и складные кубики,

Активно включаются в работу словесные игры.

Подбор материала для игр базируется на соответствии его содержания следующим критериям:

  • возрастным и психологическим особенностям детей;
  • уровню подготовки детей к его восприятию;
  • цели занятия.

Реализация этих условий поможет сделать процесс обучения более разнообразным, необычным, продуктивным, поможет поддерживать интерес к окружающему в течение всего процесса обучения.

Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно, с учетом уровня психоречевого развития детей [41]. Формирование лексическо- грамматической стороны речи у детей разных уровней психоречевого развития имеет определенные различия. В основу дифференциации содержания работы по коррекции нарушений и развитию речи положен принцип уровневой дифференциации речевого развития (Р. Е. Левина), также необходимо учитывать механизмы нарушения обусловлена некоторыми различиями в качестве и уровне сформированности функций, умений и представлений, лежащих в основе формирования лексической и грамматической компетентности ребенка. Именно в коррекционной работе в наибольшей степени может быть реализован дифференцированный подход в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Таким образом, использование дифференцированного подхода к коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи повысит эффективность логопедического воздействия.

Выводы по второй главе

В результате проведенного исследования у старших дошкольников выделены недостатки как в лексической, так и грамматической стороне речи. В ходе исследования лексической стороны речи выделены ошибки в употреблении антонимов, трудности у детей возникали при подборе глаголов и прилагательных. Преобладают нарушения в грамматической стороне речи. Самым распространенным недостатком оказалось образование относительных и притяжательных прилагательных. Также возникали трудности с согласованием различных частей речи и употреблении падежных конструкций.

Трудности при выполнении заданий проявлялись и в непонимании инструкции при первом предъявлении, некоторым детям требовалась помощь педагога в виде повтора задания.

Большинство дошкольников демонстрируют условно-достаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Треть дошкольников справились с предложенными заданиями на достаточном уровне, на недостаточном уровне оказалось три ребенка.

Коррекционно-развивающая работа логопеда предполагает реализацию двух направлений: развитие лексической и грамматической сторон речи. Для наибольшей эффективности этой работы целесообразно использование специально подобранных упражнений и коррекционных заданий с учетом уровня психоречевого развития детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящего исследования являлось выявление недостатков лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников и разработка рекомендаций по их преодолению.

Анализ литературы по проблеме развития лексико-грамматического стороны речи у детей дошкольного возраста показал, что к старшему дошкольному возрасту дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Но не все дети к этому возрасту овладевают лексико-грамматической стороной речи, могут возникать трудности, касающиеся употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа, также может наблюдаться неправильное употребляют глаголов, падежных окончания, союзов, предлогов.

Нами было проведено обследование состояния лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников. В исследовании приняло участие 23 ребенка старшего дошкольного возраста, посещающих Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 51.

Для исследования состояния лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников были подобраны задания, рекомендованные И. Д. Коненковой. Методика включала исследование состояния лексической и грамматической сторон речи. Исследование уровня интеллектуального и речевого развития проводилось по экспресс-диагностике Е. Л. Инденбаум, И. Ю. Мурашовой.

По результатам обследования были выделены уровни сформированности лексико-грамматической стороны речи у дошкольников старшей группы, которые имеют количественную и качественную характеристику, а также показатели психоречевого развития дошкольников по уровням сформированности лексико-грамматической стороны речи.

В результате проведенного исследования у старших дошкольников выделены недостатки как в лексической, так и грамматической стороне речи. В ходе исследования лексической стороны речи выделены ошибки в употреблении антонимов, трудности у детей возникали при подборе глаголов и прилагательных. Преобладают нарушения в грамматической стороне речи. Самым распространенным недостатком оказалось образование относительных и притяжательных прилагательных. Также возникали трудности с согласованием различных частей речи и употреблении падежных конструкций.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи. С учетом выделенных трудностей, были разработаны рекомендации по преодолению недостатков лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников, которые предполагают реализацию двух направлений: развитие лексической и грамматической сторон речи. Для наибольшей эффективности работы целесообразно использование специально подобранных упражнений и коррекционных заданий с учетом уровня психоречевого развития детей

Исходя из результатов исследования, была выявлена высокая связь между уровнем психоречевого развития и уровнем сформированности лексико­грамматической стороны речи, что доказывает гипотезу нашего исследования. Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Абросова Е. В. Становление семантических функций падежных форм существительного в речи детей 4-6 лет (в норме и при патологии) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 12.02.19. - СПб., 2004. - 24 с.
  2. Агейченкова М. В. Общее недоразвитие речи: особенности речевого развития детей и основные направления коррекционной работы // Наукосфера.
  • 2022 - № 2-1. - С. 32 - 37.
  1. Агейченкова М. В., Усольцева Е. В. Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) // Наукосфера. - 2022 - № 3-1. - С. 52 - 56.
  2. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей : методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез,
  3. - 296 с.
  4. Багичева Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. - 2004 - № 11. - С. 32 - 43.
  5. Бобрышева Л. И. Компетентностная логопедическая координация речи в дошкольном обучении // Педагогика, психология, общество: актуальные исследования. - Чебоксары, 2021. - С. 329 - 333.
  6. Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. - М.: КАРО, 2005. - 100 с.
  7. Бойкова С. В. Содержание работы по развитию лексико­грамматического строя речи у дошкольников // Логопед в детском саду. - 2005
  • № 5-6. - С. 76 - 82.
  1. Борякова Н. Ю., Матросова Т. А. Особенности лексико­грамматического оформления предложений дошкольниками 5-6 лет с ЗПР // Дети с проблемами в развитии. - 2004 - № 3. - С. 9 - 12.
  2. Бушинская Е. А. Речевое развитие ребенка на стыке междисциплинарных наук // Филологическое образование в период детства. - 2021 - № 28. - С. 26-39.
  3. Вартапетова Г. М., Г имадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический журнал Концепт. - 2018 - № 4. - С. 21 - 25.
  4. Вартапетова Г. М., Литошенко Н. Н. Дифференцированный подход как принцип работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи // Теория и практика современной науки. - 2015 - № 5. - С. 197 - 201.
  5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
  6. Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - Новосибирск, 2019. - С. 74 - 75.
  7. Гончарова В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - СПб., 2002. - 286 с.
  8. Гончарова В. А. Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и с общим недоразвитием речи // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2006 - № 1(43). - С. 78 - 90.
  9. Грошенкова В. А., Рыжова Н. В. Формирование связного речевого высказывания у дошкольников 5-6 лет с нарушениями речи // Ярославский педагогический вестник. - 2014 - № 4. - С. 145 - 148.
  10. Егорова Т. Н. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - Чебоксары, 2018. - С. 34 - 35.
  11. Зольников А., Боговарова В. А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях. - Казань. - 2018. - С. 165 - 171.
  12. Игнатьева С. А., Никифорова И. В. Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015 - № 4. - С. 58 - 64.
  13. Игунова Н. В., Дюкова М. А., Алексеева М. Н. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе // Научные тенденции: педагогика и психология. - СПб., 2018. - С. 9 - 14.
  14. Инденбаум Е. Л., Грибова О. Е. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 2 // Дефектология. - 2020 - № 5. - С. 22 - 32.
  15. Инденбаум Е. Л., Мурашова И. Ю. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021 - № 7. - С. 62 - 72.
  16. Исаева Т. И. Особенности формирования словаря у детей // Школьный логопед. - 2006 - № 4. - С. 89 - 106.
  17. Исмоилова Э. З. Коррекция нарушений лексико-грамматической

стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-компьютерных технологий // Проблемы                                                                                                           современного

педагогического образования. - 2018 - № 60-3. - С. 153 - 156.

  1. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
  2. Короткова А. В. Особенности формирования лексико­грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 27 - 34.
  3. Кот Т. А. Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - № 60-2. - С. 211 - 214.
  4. Курнаева Е. А., Морозова Л. Н., Владимирова С. Н. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016 - № 4(6). - С. 92 - 102.
  5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития : учеб. пособие для студентов педвузов. - М. : Гуманитар, изд. Центр «ВЛАДОС», 2004. - 304 с.
  6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.
  7. Лебедева Т. В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе // Логопед в детском саду. - 2016 - № 3(76). - С. 12 - 20.
  8. Макарова Н. В., Тарасенко Е. В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. - 2017 - № 5. - С. 248 - 254.
  9. Макарова Н. В., Тарасенко Е. В. Лексические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Общественные науки. - 2018 - № 5 - 6. - С. 91 - 99.
  10. Матросова Т. А. Рекомендации логопедам по организации и проведению коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевой патологией. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005. - 112 с.
  11. Матросова Т. Н. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - М., 2006. - 28 с.
  12. Назарова Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.03.03. - М., 2000. - 26 с.
  13. Овчинникова Е. А. Некоторые аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у дошкольников // Инновационные подходы в современной науке. - Прага, 2021. - С. 236 - 239.
  14. Солдатова С. В. Особенности развития лексики в онтогенезе // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. - Орехово-Зуево, 2017. - С. 63 - 65.
  15. Талипова О. А. Сравнительная характеристика развития лексико­грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нормативным речевым // Современные вызовы психологии и педагогики. - Казань, 2017. - С. 363 - 366.
  16. Таныгина О. А., Шаткова Н. А. Дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2014 - № 2(2). - С. 92 - 94.
  17. Тарасенко Е. В., Макарова Н. В. Словообразовательные ошибки у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи // Известия ВГПУ. - 2020 - № 2. - С. 49 - 54.
  18. Тенкачева Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. - 2013 - № 4 (32). - С. 66 - 72.
  19. Тенкачева Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. - 2014 - № 1. - С. 68 - 78.
  20. Тенкачева Т. Р. Особенности лексики и грамматического строя речи у различных категорий детей дошкольного возраста // Специальное образование. - 2014 - № 1 (33). - С. 82 - 92.
  21. Тенкачева Т. Р. Словообразование как основа для формирования грамматического строя речи у дошкольников // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи. - Екатеринбург, 2013. - С. 151 - 154.
  22. Уварова Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно - игровых средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2011. - 25 с.
  23. Ушакова О.   С.  Педагогические   условия овладения   языком в

дошкольном детстве // Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве. - Елец, 2014. - С. 83 - 87.

  1. Ушакова О.   С.     Развитие речи   в дошкольном возрасте как

педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. - 2011 - № 12. - С. 5 - 13.

  1. Филичева Т.   Б.       Особенности                     формирования речи              у детей

дошкольного возраста. - М., 2001. - 314 с.

  1. Филичева Т.   Б.       Особенности                     формирования речи              у детей

дошкольного возраста : дис. ... док. пед. наук : 13.00.03. - М., 2000. - 150 с.

  1. Шашкина Г. Р. Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • Состояние лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны

речи дошкольников по экспресс-диагностике
Е. Л. Инденбаум, И. Ю. Мурашовой

Имя Ф.

ЛГСР

ФФСР

Словарь

Грамматика

Уровень

Произносит.

сторона

Фонемати­

ческое

восприятие

Уровень

Егор А.

4

3

3

4

4

4

Слава А.

3

3

3

3

3

3

Ваня В.

3

3

3

4

4

4

Яна Г.

4

3

3

4

4

4

Василина Д.

5

4

4

5

5

4

Катя Е.

5

5

4

4

5

4

Г ордей Е.

2

3

2

2

2

2

Лера Ж.

4

3

3

3

4

3

Гриша З.

4

3

3

4

3

3

Данил К.

4

3

3

4

4

4

Артем К.

4

3

3

4

3

3

Ульяна К.

3

3

3

4

3

3

Лера М.

2

2

2

3

2

2

Савелий Г.

2

3

2

2

2

2

Вова М.

4

3

3

4

3

3

Илья М.

4

3

3

3

3

3

Лиза Т.

5

4

4

5

5

4

Ева Н.

5

4

4

5

5

4

Семен П.

3

3

3

4

3

3

Есения С.

5

4

4

5

5

4

Катя У.

5

3

4

4

4

4

Варя К.

4

3

3

4

4

4

Варя Р.

3

3

3

3

3

3

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  • Состояние интеллектуального развития дошкольников

Имя Ф.

«Рисунок человека» А.Л. Венгера (без учета

пластичности)

«Исключение лишнего» Л. А. Венгер и А. Л. Венгер

«Повторение цифр» Д. Векслера

Егор А.

14

3

4

Слава А.

14

2

4

Ваня В.

12

2

4

Яна Г.

16

3

5

Василина Д.

19

3

5

Катя Е.

19

3

6

Г ордей Е.

11

1

3

Лера Ж.

17

3

4

Гриша З.

16

2

4

Данил К.

16

3

5

Артем К.

14

2

4

Ульяна К.

16

2

5

Лера М.

10

1

3

Савелий Г.

9

1

3

Вова М.

9

2

5

Илья М.

12

3

5

Лиза Т.

17

3

6

Ева Н.

17

3

5

Семен П.

12

2

4

Есения С.

17

3

6

Катя У.

18

3

5

Варя К.

18

2

4

Варя Р.

14

2

4

 

 

 

 

       
       
 

  • Образцы выполнения рисунка человека

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3.1. Балльные оценки выполнения заданий, направленных на изучение
лексической стороны речи старших дошкольников

Имя Ф.

Сущ.

Гл.

Прил.

Антонимы

Обобщения

Уровень

лексич.

развития

Егор А.

4

3

3

3

4

2

Слава А.

3

3

3

2

4

2

Ваня В.

3

3

3

2

4

2

Яна Г.

4

3

4

3

5

3

Василина Д.

5

4

4

4

5

3

Катя Е.

5

4

5

5

5

3

Г ордей Е.

2

2

3

2

3

1

Лера Ж.

4

4

4

4

4

3

Гриша З.

3

3

4

3

4

2

Данил К.

4

3

4

4

5

3

Артем К.

4

3

3

3

4

2

Ульяна К.

4

3

3

3

4

2

Лера М.

3

2

3

2

3

1

Савелий Г.

2

2

3

2

3

1

Вова М.

4

3

4

4

4

2

Илья М.

4

3

3

3

4

2

Лиза Т.

5

4

4

4

5

3

Ева Н.

5

4

4

4

5

3

Семен П.

3

3

3

3

4

2

Есения С.

5

4

5

4

5

3

Катя У.

4

4

4

4

5

3

Варя К.

3

3

4

4

4

2

Варя Р.

3

3

3

3

4

2

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

4.1. Балльные оценки выполнения заданий, направленных на изучение
грамматической стороны речи старших дошкольников

Имя Ф.

сущ. мн. ч. в И.п.

сущ. мн. ч. в Р.п.

изм. прил. по родам

название детенышей

сущ. в ум-ласк. форме

относит. прил.

притяж. прил.

приставочные гл.

Составление предлож.

Уровень

грамматич.

развития

Егор А.

4

4

5

3

4

3

3

4

4

2

Слава А.

4

3

4

3

3

3

3

4

3

2

Ваня В.

3

3

4

3

3

3

3

4

3

2

Яна Г.

4

4

5

4

5

4

4

4

4

3

Василина Д.

5

4

5

4

5

4

4

5

5

3

Катя Е.

5

5

5

5

5

4

4

5

5

3

Г ордей Е.

3

2

3

3

3

2

2

3

3

1

Лера Ж.

4

4

5

4

4

3

3

4

4

2

Гриша З.

4

3

4

4

4

3

3

4

4

2

Данил К.

4

4

5

3

5

4

4

4

5

3

Артем К.

4

3

5

3

4

3

3

4

3

2

Ульяна К.

4

3

5

4

4

3

3

4

4

2

Лера М.

3

3

4

3

3

2

2

3

3

1

Савелий Г.

3

2

3

2

3

2

2

3

3

1

Вова М.

4

4

4

4

4

3

3

4

4

2

Илья М.

4

3

5

4

4

3

3

4

4

2

Лиза Т.

5

4

5

4

5

4

4

5

5

3

Ева Н.

5

4

5

4

5

4

4

5

4

3

Семен П.

4

3

4

3

4

3

3

4

4

2

Есения С.

5

4

5

4

5

4

4

5

5

3

Катя У.

5

4

5

4

5

4

4

5

4

3

Варя К.

4

3

5

4

4

3

3

4

3

2

Варя Р.

3

3

4

3

4

3

3

4

3

2