Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Педагогика

Просмотров: 0

Данный материал предназначен для подготовки студенческой научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Мы можем подготовить для вас дополнительный, оригинальный материал по данной или смежной теме с высоким уровнем оригинальности. Любые консультации по оказанию помощи в подборе материала для научной студенческой работы мы оказываем бесплатно. Задайте любой вопрос в чат или напишите на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сборник диагностических методик тут

Проблема грамотного и эффективного использования электронных средств обучения — одна из важнейших в организации современной учебной деятельности. Часто некомпетентность, нежелание, а может быть, боязнь неудачи оставляют учителя отказаться от применения инноваций. А ведь обучение в начальной школе — это фундамент, на котором строится вся дальнейшая деятельность ученика. На сегодняшний день перед каждым современным учителем стоит ответственная задача — формирование человека, умело и эффективно владеющего технологиями и информацией, имеющего новый стиль мышления.

Так в чем же важность использования информационно-компьютерных технологий в современной начальной школе? Настолько ли нужны компьютеры младшим школьникам?

Из подслушанного на перемене: «Представляешь, сегодня учительница рассмешила весь класс. Сказала: «Ваши компьютеры только от учебы отвлекают!» А разве можно без компьютера сейчас учиться?». Признаться, за коллегу стало немного стыдно. И понятно недоумение школьников и их сарказм. Ведь использование ИКТ сегодняшний день позволяет учителю значительно расширить возможности обучения, а ученикам получить новые знания и закрепить имеющиеся.К сожалению, многие педагоги относятся к использованию новых компьютерных технологий в обучении с осторожностью. Таким образом, ощущается противоречие между желанием и возможностями учеников работать с компьютерными учебными средствами и недостаточной готовностью учителей к их применению. Поэтому каждый педагог должен спросить себя: могу ли я работать по-новому? Способен ли я учиться, чтобы быть интересным и нужным своим ученикам?

Многие педагоги до сих пор считают, что основное назначение домашнего компьютера или планшета – игры и просмотр видео. Во многом они правы: отмечается высокий интерес детей к компьютеру, в частности, к социальным сетям и играм. Компьютер и компьютерные игры являются атрибутами современной жизни, поэтому их нельзя просто запретить. Однако обращение с ними требует особой осторожности. Если компьютерный мир детей оставить без внимания и контроля взрослых, то можно получить очень неожиданный и противоположный воспитательным целям результат. В лучшем случае есть серьезный риск породить поколение упрощенных, «машинообразных» людей, а в худшем нам угрожает получить поколение отшельников, изолированных от действительности в киберпространстве. Чтобы этого избежать, педагогу необходимо изучить самому, а также познакомить родителей с основными правилами организации использования компьютера школьниками [1].

Еще один пример из жизни: в магазине родители выбирают компьютер для ребенка. Вопрос консультанта: «Какие параметры компьютера вы хотели бы?». Родители в замешательстве, не могут дать четкий ответ, так как не знакомы с техническими характеристиками «железного друга». Консультант задает более простой вопрос: «Для чего вам нужен компьютер?». Ответ родители дают моментально и практически хором: «Для ребенка! Он учится в девятом классе». «Тогда понятно», – кивает головой консультант. – «Вам нужен хороший и мощный игровой компьютер». Родители с облегчением соглашаются. Выбор сделан.В качестве эксперимента я попросила шестерых родителей своих учеников назвать хотя бы три причины, по которым они приобрели компьютер (планшет) для своих детей. Основными причинами являлись: поиск информации в интернете и возможность создания письменных работ (рефераты). И это ответы родителей второклассников, которые еще не выполняют работы на компьютере! Все родители также отметили, что компьютер необходим детям для возможностей общения. Еще раз уточняю: второй класс. Некоторые признались, что отсутствие современной техники может снижать социальную адаптацию детей в коллективе сверстников. На вопрос о том что мешает учащимся использовать информацию из книг, журналов, методических пособий, энциклопедий, имеющихся в библиотеках, а также возможность написания письменных работ вручную все родители ответили, что использование компьютера просто ускоряет данный процесс.

Следует отметить, что проведение такого небольшого опроса несколько смутило родителей. И всего лишь двое из них признались, что, по факту, компьютер дома используется в качестве игрового средства или использования соцсетей.Такой же небольшой опрос был проведен с педагогами младших классов. Учителям был задан вопрос о том каким образом они используют ИКТ в своей работе. К сожалению, большинство из опрошенных не использует ИКТ непосредственно в работе с детьми. Педагоги используют компьютер, чаще всего, для написания собственных письменных работ, а также для распечатки средств наглядности (в редких случая): карточек, таблиц, рисунков и т.п.

Кстати, стоит отметить и тот момент, что именно дети, используя, например, электронные таблицы Excell могут помочь родителям быстро произвести некоторые расчеты. Например, рассчитать нужное количество рулонов обоев для оклейки комнаты, ежедневные расходы семьи на определенные покупки и т.п.

Важнейшей проблемой является непонимание некоторыми педагогами сущности и возможностей ИКТ для педагогической работы. Соответственно, такой информацией педагоги не могут поделиться и с родителями. В такой ситуации можно свидетельствовать о низком уровне ИКТ-компетентности учителей: как общепользовательской, так и общепедагогической и предметно-педагогической. Снижение развития данной компетенции подразумевает, прежде всего, слабое качество работы учителя в информационной среде, визуальной коммуникации, в том числе с помощью концептуальных диаграмм и видеомонтажа, невозможность оценивания качества цифровых образовательных ресурсов [2]. Тем не менее, применение ИКТ в образовательном процессе имеет массу положительных фактов, что позволяет педагогам использовать, говоря современным языком, дополнительные «бонусы»:

  • объяснить и продемонстрировать в динамике те понятия и способы деятельности, которые с меньшей эффективностью иллюстрируются в традиционных наглядных средствах;
  • предоставить ребенку возможность свободно манипулировать (создавать, разделять, соединять, перемещать, трансформировать, убирать) визуальными образами реальных предметов и абстрактных научных понятий;
  • формировать универсальные приемы учебной деятельности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Кроме того, использование ИКТ способствует:

  • повышению профессионального мастерства педагога;
  • усилению у школьников мотивации к учебе;
  • созданию условий для раскрытия практической значимости изучаемого материала;
  • проявлению творческого мышления учащихся;
  • развитию индивидуальных особенностей школьника (персональная работа за компьютером создает комфорт при выполнении заданий, каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой);
  • расширению возможностей получения информации и, как следствие, познавательному развитию детей [1].

На сегодняшний день именно от педагога зависит: перестанет ли ученик видеть компьютер только в роли «электронного игрового друга», средства бесполезного проведения времени за играми. Учитель с помощью ИКТ может и обязан показать ученику, что компьютер можно использовать для развития, получения новых знаний. Несомненно, стоит отметить важность повышения компетенции педагогов по использования ИКТ в образовательном процессе.

Список используемых источников

  • Медвецкая, Е.И. Компьютерные игры: чему учатся наши дети? / Е.И. Медвецкая // Пачатковая школа, 2013. – №9. – С.62-64
  • Невская, О.В. Совершенствование ИКТ-компетентности современного педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» / О.В. Невская// Перспективы развития информационных технологий, 2016. – № 28. – С. 114-118.
  • Стеценко Н. Е., Мигуро Е. И. Интерактивные компьютерные модели. Применение электронного средства обучения на уроках математики во II классе / Н.Е. Стеценко, Е.И. Мигуро // Пачатковая школа, 2012. – № 3. – С. 41.