Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Педагогика

Просмотров: 0

Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму.
Сборник диагностических методик тут

 

Инновационный проект — факультативный курс “Духовно-нравствен­ное воспитание младших школьников на православных традициях белорусского народа" — осуществляется в соответствии с действую­щей Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью за счет часов факультативных занятий по заявлениям родителей и желанию уча­щихся. Проект способствует приобщению школьников к христианским ценностям и воспитанию в детях высоких моральных качеств. В помощь педагогам представляем календарно-тематическое планирование по названному факультативному курсу для I—IV классов и план работы на несколько лет.

 

1-ый класс

Тема

Дата

Жизнь школьника (8 ч.)

1.

Высокое призвание школьника. Традиции школьного обучения с древности

 

2.

Учение — главный труд школьника. Кирилл Туровский

 

3.

Нравственные качества ученика: послушание, трудолюбие, упорство в преодолении трудностей, добросовестность, любовь к товарищам. Сергий Радонежский

 

4.

Почитание старших в школе. Уважение труда взрослых. Значение слова “спасибо”

 

5.

Отношения с одноклассниками и старшими школьниками. Уважение к себе, друзьям, школе

 

6.

Прилежный ученик — радость родителей

 

7.

Рабочее место ученика

 

8.

Внешний вид ученика. Школьная форма

 

Православный месяцеслов. Государственные и церковные праздники (14 ч.)

9.

Рождество Богородицы — начало церковного года

 

10.

Богородица — вдохновляющий пример лучших женских черт для девочек

 

11.

Введение Богородицы во храм

 

12.

День Матери. Предание о Покрове Богородицы

 

13.

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы

 

14.

Рождество Христово

 

15.

Благочестивые традиции: рождественский пост, сочельник, рождественские подарки родным и близким, нуждающимся

 

16.

Празднование Рождества Христова

 

17.

Священное Писание о крещении Иисуса Христа. Таинство крещения

 

18.

День Ангела. Ангел-хранитель

 

19.

Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост

 

20.

Пасха Христова. Священное Писание и Предание о Пасхе Христовой

 

21.

Празднование Пасхи

 

22.

Именины. Как выбрать подарок. Как принять гостей

 

23.

День Победы. Православные традиции чествования воинов. Забота о ветеранах

 

Труд (2 ч.)

24.

Труд в жизни христианина

 

25.

Профессии родителей

 

Семья (2 ч.)

26.

Уклад православной семьи. Почитание родителей. Семья — малая Церковь

 

27.

Род. Родословие. Память об истоках своей семьи

 

Знакомство с приходом (2 ч.)

28.

Экскурсия в храм. Устройство храма

 

29.

Название храма. Храмовая икона. Поведение в храме. Настоятель — глава прихода

 

Родина (4 ч.)

30.

Родина. Служение Отечеству православных христиан

 

31.

Праздник защитников Отечества

 

32.

Преподобная Евфросиния Полоцкая — небесная покровительница земли белорусской

 

33.

Законопослушание. Развитие своих способностей и дарований, использование их на благо Родины

 

34.

Итоговое занятие

 

 

2-ой класс

Тема

Дата

Православная премудрость (10 ч.)

1.

Библия — великая книга

 

2.

Библия о творении природы и обустройстве Земли

 

3.

Нравственные нормы отношения к природе

 

4.

Библия о сотворении человека

 

5.

Нравственные нормы отношения к людям

 

6.

Библия о появлении зла. Грехопадение человека

 

7.

Заповеди нравственного отношения к Богу. 1—4 заповеди

 

8.

Заповеди нравственного взаимоотношения людей. 5—10 заповеди

 

9.

Законопослушание как добродетель

 

10.

Выполнение заповедей — нравственный долг христианина

 

Благочестивые традиции. Православный месяцеслов. Государственные и церковные праздники (10 ч.)

11.

Рождество Богородицы

 

12.

Покров Пресвятой Богородицы

 

13.

Рождество Христово

 

14.

Благочестивые традиции: рождественский пост, сочельник. Семейный праздник

 

15.

Прощеное воскресенье. Масленица. Великий пост. Страстная седмица. Светлая седмица

 

16.

Пасха Христова

 

17.

День Ангела

 

18.

День Победы

 

19.

Троица

 

20.

Святая Троица

 

Любовь к людям и окружающему миру (14 ч.)

21.

Святитель Кирилл Туровский

 

22.

Праведная София Слуцкая

 

23.

Знакомство со святынями нашего народа и православным искусством (2 ч.). Жиро- вичская икона Богородицы, Минская икона Богородицы, Каложская церковь в Гродно

 

24.

Святая преподобная Евфросиния Полоцкая, Крест Евфросинии Полоцкой

 

25.

Отношение к труду. Труд в жизни христианина

 

26.

Трудолюбие. Духовный труд. Умственный труд. Физический труд

 

27.

Семейное благочестие православных христиан

 

28.

Святыни семьи и народа

 

29.

Ознакомление с приходом. Храм как соединение Церкви небесной и Церкви земной

 

30.

Суеверия и предрассудки. Участие в общих заботах прихода

 

31.

Отношение к Отечеству

 

32.

Святыни местности, в которой живем

 

33.

Патриотизм. Уважительное отношение и забота о ветеранах войны и труда, память о погибших за Родину

 

34.

Итоговое занятие

 

 

3-ий класс

Тема

Дата

Священное Писание и Предание — руководство к жизни (16 ч.)

1.

Библия — великая книга, святыня христиан

 

2.

День белорусской письменности. Кирилло-Мефодиевское наследие

 

3.

Праздник письменности

 

4.

“Библия руска” Ф. Скорины. Острожская Библия

 

5.

Священное Писание. Ветхий Завет

 

6.

Естественные законы и нормы жизни в обществе

 

7.

Божий замысел сотворения прекрасного и совершенного мира

 

8.

Грехопадение Адама и Евы

 

9.

Священное Писание. Новый Завет

 

10.

Евангелие и его создатели — святые апостолы Матфей, Марк, Иоанн, Лука

 

11.

Новый Завет о приходе Бога на землю

 

12.

Иисус Христос — Спаситель

 

13.

Священное Писание и Предание о человеке

 

14.

Свобода воли

 

15.

Покаяние и раскаяние

 

16.

Заповеди праведной жизни

 

Принципы христианской морали (7 ч.)

17.

Человеколюбие как важнейший принцип христианской морали

 

18.

Послушание как важнейший принцип христианской морали

 

19.

Правила морали, вытекающие из принципа послушания

 

20.

Сострадание и милосердие как важнейшие принципы христианской морали. Проявле­ние сострадания

 

21.

Милосердие. Акция “Твори добро”

 

22.

Прощение как важнейший принцип христианской морали

 

23.

Благодарность как важнейший принцип христианской морали

 

Простые правила нравственности как регуляторы нашего поведения (5 ч.)

24.

Знакомство с собой (практикум)

 

25.

Человек в кругу друзей

 

26.

Ты и твои родители

 

27.

Твое родословие

 

28.

Выполнение заповедей — духовный и нравственный долг христианина

 

Воспитание на примере жизни святых (5 ч.)

29.

Иконы: Собор белорусских святых, Святитель Мина. Преподобный Иоанн Кормянский

 

30.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

 

31.

Преподобный Сергий Радонежский

 

32.

Служение Отечеству. Дмитрий Донской

 

33.

Урок мужества

 

34.

Итоговое занятие

 

 

4-ый класс

Тема

Дата

Праздники (12 ч.)

1.

Рождество Богородицы. Введение Богородицы во храм

 

2.

Покров Пресвятой Богородицы. День Матери

 

3.

Рождество Христово

 

4.

Филиппов пост как духовная и нравственная подготовка к Рождеству. Сочельник

 

5.

Семейный праздник у елки

 

6.

Рождественский праздник

 

7.

Пасха Христова

 

8.

День Ангела

 

9.

День Победы

 

10.

Традиции воинской доблести, верности воинскому долгу и православной вере

 

11.

День славянской письменности

 

12.

День Святой Троицы

 

Отношение к святыням нашего народа (5 ч.)

13.

Кутеинская икона-крест Пресвятой Богородицы, Оршанская икона Пресвятой Бого­родицы

 

14.

Иконостас Никольской церкви в Могилеве, драгоценная рака преподобной Евфроси- нии Полоцкой

 

15.

Жировичский монастырь

 

16.

Мощи преподобного Афанасия Брестского

 

17.

Святыни родного края

 

Отношение к труду во славу Божию (3 ч.)

18.

Человек — соработник Творца, исполнитель замысла Бога

 

19.

Благословенный труд — основа процветания страны

 

20.

Труды в монастыре. Труды Нестора Летописца. Рукописные книги

 

Отношение к семье. Святоотеческий опыт (4 ч.)

21.

Святые Петр и Февронья — образец супружеской любви и верности

 

22.

Забота родителей о детях. Поучение Владимира Мономаха

 

23.

Священное Писание о почитании родителей. Забота Спасителя о Матери

 

24.

“Домострой” и святые отцы о семейном благочестии

 

Жизнь прихода (2 ч.)

25.

Наш приход. Престольный праздник

 

26.

Наша епархия. Наша церковь. Наш патриарх. Суеверие — путь к беде. Секты

 

Отечество. Родная старина(8 ч.)

27.

Отечество — понятие священное. Родина

 

28.

Апостол Андрей — благословитель славянских земель

 

29.

Благочестивая устроительница древнерусской земли — святая княгиня Ольга

 

30.

Выбор веры князем Владимиром

 

31.

Крещение Руси

 

32.

Епископы Полоцка. Преподобная Евфросиния Полоцкая — небесная покровительница земли белорусской

 

33.

Древний Туров. Кирилл Туровский

 

34.

Служение Родине и приумножение ее славы

 

 

Планы работы творческой группы учителей начальных классов

Тема: “Курс “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”.

Цель: оказание помощи учителям в апробации курса.

Задачи: изучить опыт и совершенствовать формы и средства работы учителей области по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях; разработать ре­комендации по внедрению в практику работы учителей начальных классов програм­мы по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях.

ЗАНЯТИЕ 1

Время проведения: сентябрь. Место проведения: учебно-ме­тодический кабинет районного отдела образования (УМК РОО). Форма проведения: семинар. Тема: “Задачи и содержание курса “Духовно-нравственное воспитание младших школьни­ков на православных традициях белорусского народа”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Правовые основы введения курса “Духовно-нравствен­ное воспитание младших школьников на православных традициях белорусского на­рода” в учебную программу.
  3. Задачи и содержание курса. Практическая часть. Составление календарно-тема­тического планирования курса “Духовно-нравственное воспи­тание младших школьников на православных традициях бело­русского народа” для I класса.

ЗАНЯТИЕ 2

Время проведения: ноябрь. Место проведения: УМК РОО.

Форма проведения: круглый стол.

Тема: “Повышение уровня ду­ховно-нравственного воспита­ния подрастающего поколения на основе традиционных исто­рических идеалов и ценностей белорусского народа”.

  1. Теоретическая часть. Формирование духовно-нрав­ственного идеала на примере Спасителя, Богородицы и святых. Критерии добра и зла, плохого и хорошего.
  2. Практическая часть. Моделирование урока “Рожде­ство Христово”.

Методический продукт: конс­пект урока.

ЗАНЯТИЕ 3

Время проведения: январь. Место проведения: УМК РОО. Форма проведения: семинар. Тема: “Воспитание младших школьников на примере жития святых”.

  1. Теоретическая часть.

Воспитание нравственных качеств личности младших школьников на примере жизни

преподобной Евфросинии Полоцкой — небесной покрови­тельницы земли белорусской. Выступления педагогов с целью демонстрации опыта работы.

  1. Практическая часть. Моделирование урока “Пре­подобная Евфросиния Полоц­кая — небесная покровитель­ница земли белорусской”. Методический продукт: конс­пект урока.

ЗАНЯТИЕ 4

Время проведения: март. Место проведения: УМК РОО. Форма проведения: обмен опытом.

Тема: “Нравственное и патри­отическое воспитание в традиции православия”.

  1. Теоретическая часть. Православная педагогика как система духовно-нравственно­го становления личности.
  2. Практическая часть. Выставка методических нара­боток.

Методический продукт: кон- спек ты уроков.

 

Тема:     “Курс “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”.

Цель: овладение основами курса, совершенствование форм, приемов и методов его пре­ подавания.

Задачи: оказание помощи учителям в апробации курса “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”; изучение новых форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию.

ЗАНЯТИЕ 1

Время проведения: сентябрь. Место проведения: УМК РОО. Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Содержание, цели и задачи курса “Духовно-нрав­ственное воспитание школьни­ков на православных традициях белорусского народа”.

  1. Теоретическая часть.

Содержание, цели и задачи курса “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях бело­русского народа”.

  1. Практическая часть. Работа в группах
  2. Изучение содержания, целей и задач программы курса “Духовно-нравствен­ное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа” в I и II классах.
  1. Составление календарно­тематического планирова­ния для I—II классов.

ЗАНЯТИЕ 2

Время проведения: октябрь. Место проведения: Островен­ский ДС—СШ.

Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Формы и методы рабо­ты с младшими школьниками и их родителями по духов­но-нравственному воспита­нию”.

  1. Теоретическая часть.

Формы и методы работы с младшими школьниками и их родителями по духов­но-нравственному воспитанию.

  1. Практическая часть.
  2. Открытый урок.
  3. Обсуждение форм и мето­дов работы по духовно­нравственному воспита­нию, используемых педа­гогами.

Методический продукт: план­конспект урока; методическая копилка форм и методов рабо­ты с младшими школьниками по духовно-нравственному воспитанию.

ЗАНЯТИЕ 3

Время работы: март.

Место проведения: г. Полоцк. Форма проведения: экскурсия “Полоцк православный”.

Тема: “Знакомство со святы­нями нашего края”.

  1. Теоретическая часть.

Мини-лекция “Святыни нашего края”.

  1. Практическая часть.
  2. Посещение Софийского собора.
  3. Знакомство со Спасо-Евфро- си ниевским монастырем.

ЗАНЯТИЕ 4

Время проведения: май.

Форма проведения: методиче­ская панорама.

Тема: “Воспитание духовной чуткости на занятиях курса”.

  1. Практическая часть. Презентация уроков курса. Методический продукт: методическая копилка уроков.

Тема: “Содержание, цели и задачи проекта “Духовно-нравственное воспитание школьни­ков на православных традициях белорусского народа”.

Цель: совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов по теме “Духов­но-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”, развитие их творческого потенциала.

Задачи: оказание помощи учителям в апробации курса “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”; совершенствование форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию; разработка дидак­тических материалов для факультативных занятий.

ЗАНЯТИЕ 1

Время проведения: сентябрь. Место проведения: УМК РОО. Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Содержание, цели и задачи курса “Духовно­нравственное воспитание школьников на православ­ных традициях белорусского народа”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Итоги работы учреждений образования по апробации курса.
  3. Православные основы факультативного курса.
  4. Практическая часть.
  5. Изучение программы факультативного курса “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”.
  6. Согласование календар­но-тематического планиро­вания для I—II классов.
  7. Составление календар­но-тематического планиро­вания для III класса.

ЗАНЯТИЕ 2

Время проведения: ноябрь.

Место проведения: УМК РОО.

Форма проведения: семинар­практикум.

Тема: “Духовно-нравственное развитие личности ребенка — стержень всего воспитания”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Православная педагогика как система духовно-нравствен­ного становления личности.
  3. Нравственные ценности христианства.
  4. Церковные заповеди — стержень духовно-нрав­ственного воспитания.
  5. Практическая часть. Разработка инструкций по изучению эффективности программы духовно-нрав­ственного воспитания в аспекте ее влияния на разви­тие личности и социальные взаимоотношения детей.

Методический продукт: инструкция по проведению диагностики эффективности курса “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях бело­русского народа”.

ЗАНЯТИЕ 3

Время проведения: январь.

Форма проведения: методиче­ская панорама.

Тема: “Православный кален­дарь”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Великие православные праздники.
  3. Двунадесятые праздники.
  4. Значение поста в жизни христианина.
  5. Практическая часть.
  6. Посещение и обсуждение открытого мероприятия.
  7. Обсуждение представлен­ных сценариев праздников православного календаря.

Методический продукт: мето­дическая копилка мероприя­тий.

ЗАНЯТИЕ 4

Время проведения: апрель.

Форма проведения: методиче­ский диалог.

Тема: “Формы и методы рабо­ты с родителями”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Духовные основы семейно­го воспитания.
  3. О необходимости сотрудни­чества семьи, школы и церкви в вопросах воспи­тания.
  4. Факторы домашнего воспи­тания.
  5. Практическая часть.

Посещение и обсуждение открытого мероприятия. Методический продукт: реко­мендации по взаимодействию учреждений образования и семьи в воспитании духов­ности.

Тема: “Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях бело­русского народа”.

Цель: совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов по теме “Духов­но-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа”, развитие их творческого потенциала.

Задачи: изучить научно-теоретические основы и проработать наиболее сложные темы курса; создать условия для взаимообогащения и взаимообмена опытом работы в области преподавания факультативного курса.

ЗАНЯТИЕ 1

Время проведения: сентябрь. Место проведения: УМК РОО. Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Курс “Духовно-нравст­венное воспитание младших школьников на православ­ных традициях белорусского народа”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Итоги работы учреждений образования по апробации курса “Духовно-нравствен­ное воспитание младших школьников на православ­ных традициях белорусско­го народа”.
  3. Результаты диагностики эффективности программы духовно-нравственного воспитания в аспекте ее влияния на становление личности и улучшение социальных отношений в семье.
  4. Практическая часть.
  5. Согласование календар­но-тематического планиро­вания курса для I—III классов.
  6. Составление календар­но-тематического плани­рования факультативного курса для IV класса.

ЗАНЯТИЕ 2

Время проведения: декабрь.

Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Знаменитая просвети­тельница преподобная Евфросиния Полоцкая, ее место и роль в истории белорусской культуры”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Жизнь и подвиг Евфросинии Полоцкой.
  3. Духовное наследие Евфросинии.
  4. Практическая часть.

Изучение жизни святой Евфросинии на факультативных занятиях (открытый урок). Методический продукт: ме­тодические рекомендации по проведению занятий, посвя­щенных жизни Евфросинии Полоцкой.

ЗАНЯТИЕ 3

Время проведения: март.

Форма проведения: методиче­ская панорама.

Тема: “Изучение раздела: “Святыни белорусской земли”. I. Практическая часть. Презентация занятий по теме “Святыни белорусской земли”. Взаимообмен опытом работы по совершенствованию форм и методов организации факультативных занятий. Методический продукт: методическая копилка пла­нов-конспектов занятий по разделу “Святыни белорус­ской земли”.

ЗАНЯТИЕ 4

Время проведения: май.

Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Традиции православ­ной духовности в нравствен­ном воспитании”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Изучение православных традиций на факультатив­ных занятиях.
  3. Исторические, культурные и архитектурные памятники родного края.
  4. Практическая часть.

Традиции православной духов­ности (открытое занятие). Обмен опытом работы по изучению православных тра­диций.

 

Тема: “Апробация курса “Основы православной культуры” на факультативных занятиях”.

Цель: моделирование дидактических сценариев уроков факультативного курса “Основы православной культуры” для I класса.

Задачи: повысить профессиональный уровень педагогов в области преподавания факульта­тивного курса “Основы православной культуры”; изучить и проработать темы курса для I класса; создать условия для взаимообогащения и взаимообмена опытом работы в области преподавания курса; создать методическое пособие для учителей начальных классов по факультативному курсу “Основы православной культуры” для I класса.

ЗАНЯТИЕ 1

Время проведения: сентябрь.

Форма проведения: методиче­ские посиделки.

Тема: “Работа учреждений образования по курсу “Духов­но-нравственное воспитание младших школьников на пра­вославных традициях белорус­ского народа”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Итоги работы учреждений образования по курсу “Ду­ховно-нравственное воспи­тание младших школьников на православных традициях белорусского народа”.
  3. Опыт работы педагогов учреждений образования района по теме “Духов­но-нравственное воспи­тание на православных традициях белорусского народа”.
  4. Практическая часть.
  5. Изучение нормативно-пра­вовой базы курса “Основы православной культуры”.
  6. Согласование календар­но-тематического планиро­вания.
  7. Обмен опытом работы по апробации курса “Духов­но-нравственное воспита­ние младших школьников на православных традициях белорусского народа” на факультативных занятиях.

ЗАНЯТИЕ 2

Время проведения: декабрь.

Форма проведения: круглый стол.

Тема: “Изучение Библии на факультативных занятиях”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Библия — великая книга, источник духовно-нрав­ственных норм и правил, святыня всех православных.
  3. Формы, методы и приемы организации факультатив­ных занятий по изучению Библии.
  4. Практическая часть.
  5. Посещение факультативно­го занятия.
  6. Моделирование сценариев уроков по теме “Православ­ная премудрость”.

Методический продукт: сценар­ные разработки уроков по теме “Православная премудрость”.

ЗАНЯТИЕ 3

Время проведения: март.

Форма проведения: семи­нар-практикум.

Тема: “Изучение раздела “Благочестивые традиции” на факультативных занятиях”.

  1. Теоретическая часть.
  2. Православная культура от­ношения к учению и школе.
  3. Православный месяцеслов.
  4. Благочестивые традиции белорусов.
  5. Практическая часть.
  6. Посещение и анализ фа­культативного занятия.
  7. Моделирование сценариев уроков по теме “Благоче­стивые традиции”.

Методический продукт: сце­нарные разработки планов фа­культативных занятий по теме “Благочестивые традиции”.

ЗАНЯТИЕ 4

Время проведения: май.

Форма проведения: методиче­ская панорама.

Тема: “Православная пре­мудрость”.

  1. Теоретическая часть. Особенности изучения раздела “Православная премудрость”.
  2. Практическая часть.
  3. Презентация факультатив­ных занятий.
  4. Итоги работы творческой группы.

Источник: Шипко, Н.В. Факультативный курс для I—IV классов “Духовно-нравственное воспитание младших школьников на православных традициях белорусского народа" / Н.В. Шипко // У дапамогу намеснiку дырэктара, 2013. - №10(12)