Если спросить у любого взрослого человека: спрашивал ли он когда-нибудь у своих родителей: какую бы книгу ему почитать – большая часть ответила бы положительно. Но нравились ли нам все, предложенные родителями книги? Многие бы ответили – нет…
Время быстротечно, меняется мода, появляются новые имена. Детям становится неинтересным то, что предлагают почитать, посмотреть или послушать их родители. Ведь восприятие окружающих человека вещей, поступков близких людей для человека становится другим, «пропитанным» новым временем и новыми течениями. И даже произведения литературы, живописи, скульптуры, музыки, ставшими классикой, хотя и остаются актуальными и вызывающими интерес у представителей разных эпох, также воспринимаются для каждого – особенно. Этим подтверждается старая пословица о том, что время – увы, быстротечно…
Драма Островского «Гроза» родилось во времена перелома двух эпох, когда одни люди рвались жить «по-новому», а другие старались приложить все силы, чтобы «остановить» время, задержать нравы и привычки, которые окружали их в последнее время. Но время остановить невозможно, и читатели, знакомящиеся с главной героиней драмы – Катериной – каждый по-своему воспринимал этот образ.
Став символом российской жизни своего времени, Катерина вызывает интерес и у современного читателя любого возраста. Это один из тех образов, который не оставляют равнодушным ни старика, ни школьника. Эта молодая, рвущаяся на свободу и мечтающая о воле женщина, стала объектом разных мнений представителями разных эпох.
Что скажет о Катерине современные школьницы лет 16-и? Думается, что трое из пяти возмутятся, топнут ножкой и воскликнут: «Да как же она терпела такое отношение?! Да как бы сказала!.. Да как бы стукнула кулаком по столу! Разве можно такое терпеть?» Кто-то, возможно, ответил бы, что Катерина проявила большую слабость, что так и не смогла выжить в тяжелой патриархальной обстановке… И, между прочим, такое мнение не стало бы ошибочным. Почему? Рассмотрим отзывы известных людей.
Было время, когда читатели считали Катерину сильной, отчаянной, совершившей в некотором роде революционный поступок, поступок единственного, возможного для нее, протеста.
Можно вспомнить, что в своей статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов отзывался об образе Катерины, как об образе сильном, который стал символом приближающихся перемен. По мнению читателей прошедших эпох Катерина совершила практически революционный поступок, своей смертью показав собственную силу.
Добролюбов подчеркивал огромное революционизирующее значение драмы Островского в период сложившейся революционной ситуации. Подобное утверждение оправдывалось развернутой в пьесе картиной русской жизни и тем новым образом героини, который Островский так смело и решительно воплотил в облике Катерины.
В драме «Гроза» читатель сталкивается с массой различных характеров, среди которых особенно прекрасным является образ Катерины — «решительный, цельный русский характер», в котором нашло свое отражение «новое движение народной жизни», как писал Добролюбов.
Именно читатель прошлой эпохи сразу отметит, что весь социально-бытовой смысл всей драмы состоит в протесте и борьбе «младших», угнетенных и порабощенных членов общества против богатых и всевластных хозяев жизни, и именно эту мысль доносит до читателя автор. Для современного читателя, к сожалению, эта мысль, возможно, и не придет одной из первых.
Сегодняшний читатель, скорее, воспримет драму Катерины как бытовую проблему, проблему взаимоотношений мужчины и женщины, свекрови и невестки. К сожалению, личные проблемы для современного человека в современном миру выступают на передний план…
Вероятно, читатель нашего времени найдет в Катерине великий образ искренней и чистой любви. Но не каждый, в отличие от читателя прошлых лет, увидит, что любовь и мечты Катерины – это мечты угнетенных и подчиненных кому-то людей, мечтающих дарить любовь, но требующих справедливости. И нет в такой любви и мечтах эгоизма, нет лицемерия и неискренности. Она проста и сильна.
Но стоит вспомнить, что после выхода статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве», через четыре года выходит статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», в которой он подвергает критике статью Добролюбова и искренне удивляется тому, что никто не высказал ни одного слова в адрес статьи «Луч света в темном царстве».
В ответ на статью Н. А. Добролюбова только через четыре года вышла статья Д. И. Писарева. В ней Писарев критикует статью Добролюбова и удивляется тому, что Добролюбов представляет Катерину, как сильную личность, когда она – одна из самых слабых героев. Писарев отмечает, что, тем не менее, он любит Катерину за искренность и доброту, но совершенно не за ее внутреннюю силу. Почему же так происходит?
Вот тут-то и стоит вспомнить о временах и нравах… Так происходит именно потому, что Писарев и Добролюбов являются представителями разных эпох: Добролюбов представитель того периода, когда было время революционного подъема, где главными героями выступали люди, готовые отдать собственную жизнь ради новой жизни для всех людей. Писарев писал в совершенно другую эпоху, эпоху реакции. Именно мнение Писарева будет наиболее близко современному читателю.
Но Катериной, пожалуй, как и Добролюбов, и Писарев, будут восхищаться и любить многие читатели разных времен: она нежная, добрая, очень честная и религиозная девушка. Не может не вызвать чувства любви и сострадания ее религиозный страх – она боится грозы как кары за грех. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе – это ли не заставит читателя сопереживать? Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит Катерина Варваре.
В каждое время у людей свои нравы и обычаи. Но во все времена возникают одинаковые чувства, когда человек встречается с чистой и искренней душой. Многое в образе этой героини может найти человек любого времени: кто-то отыщет в ее образе присущее ему внутреннее стремление к свободе, но так и не сумевшее вырваться из души. Кто-то увидит в Катерине самого себя, замечая искреннюю любовь к вере, к мужу, к жизни.
Многие отметят в ней такие качества, как отзывчивость, готовность помочь (вспомним, как она помогала нищим), однако увидит также некую ограниченность девушки, обособленность от окружающего мира. Живя как «птичка на воле», она вдруг попадает в клетку семьи Кабановых и, словно та же птица, мечтает оказаться на воле. Свободолюбивая и жизнерадостная девушка оказывается под давлением ужасной обстановки, гнетущей ее.
Кто-то увидит в героине образ своих близких и пересмотрит свое отношение к ним. Катерина – собирательный образ не только всей России того времени, но и самой обычной русской женщины…
Есть и у Катерины те черты, которые будут приняты и поняты читателями любых эпох: и прошлого, и современности и, вероятно, будущего. Это любовь Катерины к Борису. Любовь «на безрыбье, безлюдье», любовь, которую она же и придумала от тоски и унижения, от скуки и безрадостности, желание получить свободу, волю. Неужели были времена, когда не находились люди, придумавшие любовь? Вряд ли… И, возможно, с любви к Борису и начинает расти внутренний протест Катерины.
Современному читателю, как ни странно, ближе Варвара, которая особенно «оттеняет» характер Катерины. Главное ее правило: «делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ей противится Катерина, говоря, что не умеет обманывать, не может ничего скрывать. Как много в настоящее время таких «Варвар», и как мало, к сожалению, сегодня «Катерин»…
Катерина – образ искренний и чистый. Образ, наполненный традициями и духом времени, показывает религиозную составляющую той жизни, с элементами русского народного творчества в ее выражениях, мыслях и снах.
Можно отметить, что читатель разных эпох может убедиться в одном: в драме можно заметить не только внешние обстоятельства трагедии главной героини: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе, и это может отметить каждый - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Катерина – это сама Россия, Россия народная, которая стояла не переломе времени, на пороге новой исторической эпохи.
Можно отметить, данный анализ показал, что драма Островского «Гроза», спустя многие годы, не потеряла и, вероятно, не потеряет своей актуальности и в последующие годы, и также будет интересна читателю.