Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

История государства и права

Просмотров: 0

Содержание:

  1. Англия. Предпосылки – начало революции……………………………..3
  2. Первая гражданская война………………………………..………………5
  3. Вторая гражданская война и индепендентская республика…………….6
  4. Восстановление монархии………………………………………………..8
  5. Франция. Крупная буржуазия у власти………………………………….10
  6. Революционное правительство…………………………………………..13

Список используемой литературы…………………………………….16


  1. Англия. Предпосылки – начало революции

 В начале XVII в., развиваясь в благоприятных условиях, Англия выглядела в некотором отношении страной гораздо более буржуазной, чем феодально-крепостнической. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. За столетие, предшествующее революции, Англия в 14 раз увеличила добычу каменного угля, второе – добычу железной руды и т.д. Широкое развитие получает кораблестроение. Главным предметом экспорта явилась уже не шерсть, а готовое сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании, организованные по - капиталистически. Уже не редкостью были предприятия, на которых под одной крышей работали сотни наёмных работников.

Тем не менее буржуазия была недовольна. Она тяготилась типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников, сохранением цехового строя и препятствиями, которые создавались для мануфактурного производства. Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами.

Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах; постоянные насилия над судами общего права; солдатские постои в домах частных лиц; жалкое состояние вооружённых сил, особенно военно-морского флота; игнорирование парламента; злоупотребления всесильного и бесчестного фаворита, герцога Бекингема, и т.д.

Глубокое недовольство существующим порядком захватило английскую деревню, в особенности копигольдеров, составлявших не менее половины крестьянства. Огораживаниями и произвольным увеличением земельной ренты, непомерной величины платежами, взыскиваемыми при переходе земли по наследству (файнами), землевладельцы либо вовсе сгоняли крестьян с зесли, либо превращали их в издольщиков, работающих на чужой земле за часть урожая. Заодно с копигольдерами были и батраки - коттеры -  наиболее приниженная и эксплуатируемая часть английского крестьянства.

Революционная армия, свалившая короля и открывшая дорогу для буржуазного развития Англии, была по преимуществу крестьянской армией, армией  «железнобоких».

Признаки революционной ситуации обнаруживались повсюду – в крестьянских выступлениях и рабочих «беспорядках», в открытом сопротивлении налоговому обложению, в деятельности разного рода религиозных сект, настаивавших на разрыве с официальной церковью. Кризисная ситуация со всей резкостью обнаруживалась и в парламенте. Сложившаяся здесь оппозиция переходит в наступление на правительство.

Итак, первые признаки зреющей в парламенте оппозиции короне появились ещё в последние годы правления Елизаветы 1. В полный голос эта оппозиция заявила о себе уже в первом парламенте её преемника – Якова 1, где предметом обсуждения оказалась стержневая проблема конституции – о границах прерогативы, т.е. исключительных прав короны, и привилегиях парламента. Яков 1 был склонен рассматривать парламент лишь как подсобный институт, возникший и функционирующий по милости короля, обладающего абсолютной властью божественного происхождения. Ответом на эти притязания явилась «Апология палаты общин» - документ, составленный палатой общин к «сведению» короля – чужестранца, весьма недвусмысленно утверждающий, что король Англии не является ни абсолютным, ни независимым от парламента главой государства, конституционное устройство которого основано на признании парламента верховным органом страны во главе с королём, но отнюдь не одного короля, действующего независимо от парламента. Решительно отвергая сам принцип божественности королевской власти, палата общин подчёркивала, что власть смертного короля не является ни божественной, ни единоличной.

В 1614 г. парламент был распущен до срока, четыре его члена посажены в тюрьму. На напоминание о  «правах парламента» король ответил, что есть только милости, которые могут быть даны и могут быть отобраны. Бурные сцены сопровождают парламентскую сессию 1621 г. Король собственноручно вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с вождями оппозиции.

Основные противоречия между политикой короля и интересами представленных в парламенте торгово-предпринимательских  слоёв собственнических классов, составлявших в парламенте общин оппозицию этой политике, состояли в вопросе о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба  практически во всех парламентах Якова 1 и сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их?  А в области внешней политики – должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?

Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, т.е. получившему поддержку обеих палат. Яков 1 наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим «бесспорным» правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента 1611 г. вплоть до 1621 г. ни одного парламента. Это было по существу новая для Англии форма абсолютной монархии, которая имитировала «французский образец».

Особо памятной становится парламентская сессия 1628 г. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии: никаких налогов без парламента, никаких арестов иначе, как по закону, отмена всех и всяких чрезвычайных судов. Приняв петицию и дав сперва на неё положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции».

Тогда в марте 1629 г., выразив открытое неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию, нижняя палата объявила, что всякий, кто введёт новшество в религию, кто «побудит налагать и взимать» пошлины, не утверждённые парламентом, кто добровольно внесёт или уплатит такого рода пошлины, должен быть признан «предателем вольностей Англии и врагом отечества». Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и её члены покинули зал заседаний.

В ответ на эту революционную акцию Карл распускает парламент с тем, чтобы, как он надеялся, не собирать его вовсе.

Важнейшей предпосылкой общественно – политического конфликта стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского правительства была направлена на укрепление позиции англиканской церкви и практически на принуждение общества участвовать в культе государственной церкви. Были расширены состав полномочия Высокой комиссии, она получила право рассмотрения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. – даже жалоб жён на неверность мужей. Принудительность религиозной политики распространилась и на иностранцев, что влекло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры.

В то же  время с XVI в. в Англии, особенно на севере, в Шотландии укрепилось течение протестантизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология – религиозная и политическая одновременно – пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно-подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства. Ряд неудачных политических решений Якова и Карла, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, - всё это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.

Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрёл конкретный вид противостояния короны и парламента.

Яков и Карл последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нём постоянную оппозицию. И не могла обходится без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права».

В октябре прошли выборы нового парламента, а 3 ноября 1640 г. открылись его заседания. Этому парламенту суждено было стать Долгим. С началом его заседаний началась по сути новая глава английской истории – истории Великой социальной революции.

 

  1. Первая гражданская война

 

Дабы обезопасить себя от неожиданного приказа о роспуске, Долгий парламент принял два важных акта: так называемый трёхгодичный акт, предусматривающий регулярный созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может  быть распущен иначе как по его собственному решению.

Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма – Звёздную палату и Высокую комиссию.

Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще.

Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента.

Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость.

В отчаянной  попытке остановить революцию Карл 1 самолично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу.

С середины 1641 г. ввиду всё усиливающейся конфронтации сил Долгий парламент берёт на себя исполнение правительственных функций. Парламент самовольно распоряжается казной и военными делами.

Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создаёт парламентскую.  В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599 – 1658).

В 1646 г. Карл 1 вынужден был сдаваться шотландцам, а те выдали его парламенту.

Победа парламента в гражданской войне не открыла массам обездоленных доступа к земле. Решительно ничего не менялось в публично – правовом положении низов. По-прежнему избирательным правом при выборах парламента пользовались в деревне только фригольдеры с годовым доходом 40 шилл., а в городе – узкий круг полноправных городских корпораций, а в других случаях – плательщики налогов.

Следовательно, широкие массы городских низов, оставались за рамками официально признанного «народа Англии», т.е. представленного в парламенте. Точно так же неизменной оставалась система правосудия и судопроизводства с её дороговизной, подкупом и волокитой, равно как и полностью архаизированная система права, до крайности запутанная и к тому же фиксированная на чужом народу языке – на латыни.

Однако, обманув ожидания широких демократических низов, парламент при этом не учёл одного – революция пробудила их от политической летаргии.

 

К лету 1646 г. сложились основные конституционные требования левеллеров. В документе, названном «Ремонстрация многих тысяч граждан», содержалась развёрнутая программа демократического этапа революции:

  1. уничтожение власти короля и палаты лордов;
  2. верховенство власти общин;
  3. ответственность этой палаты перед своими избирателями – народом Англии;
  4. ежегодные выборы в парламент;
  5. неограниченная свобода в парламент;
  6. конституционные гарантии против злоупотребления государственной властью путём фиксирования «прирождённых» прав граждан, которые неотчуждаемы и абсолютны.

На этом этапе революции левеллеры выступили глашатаями республиканизма, основанного на принципах народовластия, и тем самым указали путь к углублению демократического содержания революции.

Победа в первой гражданской войне и поражение монархии стимулировали обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских сторонников. Пресвитерианское большинство парламента стремилось к достижению соглашения с королём на основе исторической конституции и подтверждения Великой ремонстрации. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в парламенте стремились закрепить верховенство парламента, включая даже возможность установить республику. Согласно индепенденской идеологии, свобода совести считалась естественным правом человека, таким же, как вообще свобода мысли; парламент же должен был только возглавлять систему независимых и свободных общин, которые решали бы дела представительным образом. В годы подъёма революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение – леввелеров (уравнителей), лидером которых стал Д. Лилльберн. Леввелеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного управления народа на основе всеобщего избирательного права.

 

  1. Вторая гражданская война и индепендентская республика

 

В мае 1647 г. на сборе армии сформировался особый орган – Совет армии, который занимался не только военными делами, но и постепенно становился институтом государственного управления.

Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война.

При поддержке леввелеров армия разрешает свой конфликт с Долгим парламентом. В декабре 1648 г. она оккупирует Лондон. Производится насильственная чистка парламента. В конце концов остаётся около 100 послушных армии депутатов.

Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королём Карлом 1 (январь 1649), в результате которого Карл 1 был признан «тираном, изменщиком, убийцей и врагом государства». Суд вынес ему смертный приговор. 30 января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу 1 отрубили голову.

Казнь короля стала заключительным, формально – юридическим завершением установления в Англии республики.

Революция торжествовала победу – феодальная монархия была низвергнута. Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. 19 мая в торжественной обстановке Англия была объявлена республикой.

Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин. Исполнительная власть была формально вручена избранному парламентом сроком на 1 год Государственному Совету, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.

Политическая система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649 г. оставалось около 80 членов (т. н. «охвостье»). В заседаниях и решениях дел принимали участие ещё меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О. Кромвеля.  

К осени 1651 года минуло 11 лет с момента избрания Долгого парламента. Между тем оставшееся от него «охвостье» явно не торопясь ни с самороспуском, ни с установлением предельного срока своих заседаний. Когда стало очевидным, что «охвостье» готовит избирательный закон, которым обеспечивалось возвращение его членов в новый парламент, его час пробил.

20 апреля 1653 г. Кромвель в сопровождении военного отряда явился в парламент  и распустил его своей властью. Одновременно был распущен и Государственный совет. Его функции взял на себя совет офицеров, пополненный гражданскими членами.

В июле 1653 г.  собрался так называемый парламент святых (или «малый парламент» - около 140 человек), члены которого были либо названы высшими офицерами, либо делегированы церковными общинами.

Настроения парламента показались, однако, Кромвелю опасными.

До тех пор пока парламент занимался вопросом о замене церковного брака гражданским или планировал судебную реформу, его ещё терпели, но, когда он замахнулся на церковную десятину терпению офицерской верхушки пришёл конец. Не без её «совета» умеренное большинство «малого парламента» 12 января 1654 г. явилось к Кромвелю и сложило свои полномочия. С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована.

Уже через 4 дня была готова новая конституция страны, так называемое «Орудие управления». Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона.

Идея писаной конституции была новой для Англии. Конституция от 13 декабря 1653 г. устанавливала внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учреждённом лорде – протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения».

Выбор на пост лорда – протектора производился Государственным Советом (членов которого, в свою очередь, избирал парламент). Лорд – протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления. Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики. От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал правом помилования.

Особой статьёй конституции полномочия лорда – протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

Издание конституции и переустройство верхов политической системы далеко не устранили противоречий между обществом и индепендентским руководством. Противоречия были тем более значительными, что политический, административный и нравственный террор, установленный индепендентами  под лозунгами революции, был значительно тяжелее для широких слоёв, чем режим прежней монархии, которая при всех грехах была – таки светским государством. Индепенденты же в своём протестантском рвении стали стремиться построить государство – церковь.

Первый парламент протектората собрался 3 сентября 1654 г. включал немалое количество республиканцев, не желавших мириться с неограниченной по существу властью протектора. 22 января 1655 г. парламент был распущен Кромвелем. Это была его явная политическая ошибка: он вынужден теперь был делить власть с генералитетом армии. Идея военного деспотизма всё более набирала силу.

Под давлением генералитета принципы военной организации были перенесены  на  административно – территориальное  устройство.  Летом    1655 г. страна была разделена на 17 военных округов во главе с генерал – майорами.  

Второй парламент протектората открылся 17 сентября 1656 г. Первым актом этого парламента было уничтожение режима генерал – майоров.  Взамен в июле 1657 г. Кромвелю было предложено принять на себя королевское звание. Предложение было стратегическим: цель его заключалась в восстановлении исторической конституции. Однако Совет армии и генералитет вмешались и расценили предложение «как скандальное». Изменения, однако, последовали 22 мая 1657 г, но в духе компромисса традиционного уклада с военной диктатурой. Кромвель получил право самому назначить себе преемника. Одновременно восстанавливалась Палата лордов, подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести.

Так проявилась сокровенная мечта буржуазии и дворянства восстановить в Англии монархию.

Режим протектората при всём этом был связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658 г. ускорила крушение режима протектората. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета. В 1659 г. его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику. Общественное недовольство и режимом индепендентов, и безвластной республикой одновременно стало настолько значительным, что вопрос о восстановлении монархии и исторической конституции в стране стал в область практической политики.

Революция исчерпала себя.

Политический кризис конца протектората был вызван не случайным стечением обстоятельств. Установившийся в результате революции государственный порядок был нестабильным, он не соответствовал сложившейся обновлённой социальной структуре. Политические инициативы индепендентского парламента, не уравновешенного никакими другими государственными институтами, вызывали обоснованные опасения широкого слоя крупных собственников – и старых ленд–лордов, и «нового дворянства», и финансово – торговой буржуазии, которая получила необходимые привилегии в колониальной торговле и законодательную поддержку.

 В поисках стабильности выходом стало представляться возвращение на престол династии Стюартов.

 

  1. Восстановление монархии.

Попыткой частично восстановить прежний порядок были уже парламентские выборы 1658 г. Они были проведены не по нормам «Орудия управления», а по историческому законодательству. Парламент был распущен Военным советом. На его место было восстановлено в своих правах «охвостье» Долгого парламента, также затем распущенное в октябре 1659 г. Власть в стране окончательно перешла к Комитету безопасности, представлявшему Совет армии и весьма сузившийся круг радикально – индепендентского руководства. В этих условиях военачальник и наместник  одного из крупнейших шотландских военных округов генерал Монк с верными ему войсками совершил военный переворот. Его войска вступили в Лондон для установления политического контроля над расшатавшейся властью, а генерал предварительно установил контакт с наследником престола.

  25 апреля 1660 г. собрался новый учредительный парламент – конвент, в котором большинство составляли пресвитериане и кавалеры. Конвент санкционировал возвращение Стюартов, спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон.

Монархия была восстановлена.

Король Карл 2 торжественно подтвердил «Великую хартию 1215», «петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено. Труп Кромвеля был выкопан из могилы и повешен, живые «цареубийцы» были казнены или вынуждены были бежать из страны.

Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, прежней палаты лордов, английской церкви и пр.

Карл 2 и наследовавший ему брат Яков были в общем жалкими политиками. Не сознавая всей значительности перемен, они питали надежды на возвращение к дореволюционному порядку.

Первый же повод привёл к размежеванию правящего класса на две партии – тори и вигов. Тори объединили в своих рядах консервативно – роялистские элементы, связанные с крупным землевладением; виги представляли главным образом интересы английской промышленности и торговли.

Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом.

Возникновение партий тори и вигов кладёт действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более узком смысле – двум и ныне существующим партиям Англии; консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).

Английская буржуазная революция XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашённые ею принципы   впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.

Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого  черпали своё идеологическое оружие все противники отживавшего средневековья и абсолютизма.

Но Английская революция была революцией буржуазной, которая в отличие от революции социальной приводит лишь к смене одного способа эксплуатации трудящихся другим, к замене господства одного эксплуататорского меньшинства другим. В ней впервые с полной отчётливостью вскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям, и первая из них – узость исторических задач буржуазии, ограниченность её революционных возможностей.

Мне кажется, что английская революция не была доведена до конца. Причину этого следует видеть в том, что английская буржуазия соединилась не с народом, а с новым дворянством.

Английская буржуазная революция внесла большой вклад в развитие парламентаризма т.к. центральным органом революции, на первом этапе стал парламент, в котором подавляющее большинство представляло интересы буржуазии. Английским парламентом в годы революции было принято много немаловажных актов: Великая ремонстрация; билль о нераспускаемости существующего парламента;   Апология палаты общин; Петиция о праве. Принятые документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии – т.е. верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королём.

Английский государственный строй после буржуазной революции является не чем иным, как компромиссом между неофициально, но фактически господствующей во всех решающих сферах буржуазного общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией.

  1. Франция. Крупная буржуазия у власти

К концу XVIII века во Фран­ции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образова­нии единого национального государства, теперь стала реакцион­ной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво обере­гающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.

В 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяже­лым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством. Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 года.

В открывшихся 5 мая 1789 г. Генеральных штатах количество представителей третьего сословия было равно числу депу­татов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуж­дения решений и голосования. При таком порядке работы шта­тов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депу­татов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгля­ды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуа­зия решилась «перерезать канат» и 17 июня объявила депута­тов третьего сословия «Национальным собранием».

Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания,

которое стало называть себя учредительным — Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.

Характеризуя восходящую линию французской революции XVIII века, К. Маркс писал, что «за господством конституциона­листов следует господство жирондистов, за господством жирон­дистов следует господство якобинцев... Как только данная пар­тия продвинула революцию настолько далеко, что уже не в со­стоянии ни следовать за ней, ни тем более возглавлять ее,—эту партию отстраняет и отправляет на гильотину стоящий за ней более смелый союзник» '.

На первом этапе революции (с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г.) буржуазия в лице конституционалистов (в учредитель­ном собрании—партия «центра»2) идет на компромисс с дво­рянством и сохраняет монархию. Взгляды этой партии и нашли свое отражение в первых конституционных документах Фран­ции: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года и конституции 1791 года. В этих документах учредительное собра­ние выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угне­тенных классов против феодального строя. В декларации сфор­мулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) бы­ло направлено против деспотизма и сословного строя.

В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчу­ждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная француз­ская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и про­возгласить право народа на восстание.

Свобода определяется в декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4). Свободное выражение мыслей устно и письменно—«драгоценней шее из прав человека»—и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.

В декларации провозглашается принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Зако­ном воспрещены действия, вредные для общества. «Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5).

В определении закона видно влияние Руссо. Закон опреде­ляется как «выражение общей воли» (ст. 6). Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной. Та же статья тре­бует равенства всех перед законом как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает.

Из представления о законе, как выражении общей воли, вытекает, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании, что всем гражданам должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их способностями и добродетелями. От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право.

В ст. 8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежащее примененного и обнародованного до совершения преступления.

Существенное значение имеют ст.ст. 5 и 8, содержащие принцип «nulum crimen, nulla poena sine lege», согласно кото­рому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в стро­гом соответствии с законом. Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы.

Прогрессивный характер имеют также принципы, провозгла­шенные в ст.ст. 7 и 9 и позднее положенные в основу уголовного судопроизводства: неприкосновенность личности и недопусти­мость привлечения к ответственности, задержания и заключения иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдем  форм, предписанных законом. В ст. 9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным.

Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственые и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует: 1) свободу передвижения;

 свободу слова и печати без предварительной цензуры; 3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому .принадлежит гражданин; 4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения  законов и без оружия; 5) свободу петиций, но не кол­лективных, а подписанных отдельными гражданами. Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызыва­лись страхом перед трудящимися массами.

Законодательная власть не может издавать законов, пре­пятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.

В конституции были указаны условия, при которых допуска­лись задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственно­сти и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв».

Наконец, объявляется, что будут учреждены органы при­зрения, организовано образование, бесплатное в части, необхо­димой для всех людей.

Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в дек­ларации, и открыто провозглашается уничтоже­ние феодального порядка и сословного строя общества.

Раздел второй определяет форму государственного устрой­ства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент—на дистрикты, а каждый дистрикт—на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провоз­глашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же гово­рится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный ха­рактер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), изби­раемому на два года, исполнительная власть—королю и назна­чаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.

По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граж­дане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципа­литета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.

Выборы депутатов в законодательный корпус были не пря­мыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышеный ценз.

Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им ни каких наказов

Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и граж­данина, а также основными положениями самой конституции.

Регулируя взаимоотношения законодательной и исполни­тельной власти, конституция предоставила королю право отка­зывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.

Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежащее установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать при­менение законов или вторгаться в круг деятельности исполни­тельной власти.

Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает рас­поряжения, необходимые для восстановления порядка, одновре­менно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.

Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.

В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом гово­рится о том, что конституция не распространяется на француз­ские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. на порабощенные колониальные народы.

В конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несме­няемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.

             Конституция отвергла жирондистскую идею об изменении административного деления Франции с целью уменьшения централизации в управ­лении и ослабления роли революционных масс Парижа и его городского самоуправления, называвшегося Коммуной.

Законодательная власть принадлежит законодательному корпусу, работающему постоянно. При определении функций этого органа проводится различие между законами как актами, заключающими в себе общие нормы, и декретами—распоряже­ниями, касающимися отдельных случаев и лиц. Правда, это различие проведено недостаточно последовательно, так как ра­тификация договоров, например, отнесена к декретам, а объяв­ление войны называется законом.

            Как и в конституции 1791 года, члены законодательного корпуса пользуются депутатской неприкосновенностью. Законо­дательный корпус образуется прямым голосованием народа на его первичных собраниях в кантонах. Каждый избранный в зако­нодательный корпус считается представителем всей нации, а не той группы населения, которая его избрала. В этом отношении, как и в других, якобинская конституция строго придерживалась принципа единства и централизации, противодействуя всяким местническим тенденциям.

            Исполнительная власть принадлежит исполнительному совету в составе 24 членов, избираемых законодательным корпусом. На исполнительный совет возлагается руководство общим управ­лением и наблюдение за ним. Он может действовать только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.

Конституция устанавливает выборность местных органов власти.

Избирательное право по новой конституции более демокра­тично, чем по Конституции 1791 года. Им пользовался каждый гражданин, достигший 21 года, проживающий в кантоне не ме­нее шести месяцев и живущий своим трудом. Не пользовались этим правом женщины и лица, не имеющие самостоятельных занятий, т. е. находящиеся в услужении (домашняя прислуга). Ценз оседлости, конечно, сужал права рабочих. Избрание про­изводилось по желанию Каждого избирателя либо открытым голосованием, либо подачей записок.

Провозглашается, что французский народ есть «друг и есте­ственный союзник свободных народов»: он не вмешивается в управление других народов и не потерпит, чтобы вмешивались в его дела.

Конституция 1793 года представляет собой законодательное выражение идей радикальной части мелкой буржуазии и яв

ляется наиболее демократичной из всех конституций француз­ской буржуазной революции, хотя этот демократизм был все же урезанным.

Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Вандее и других местах) побудили Конвент отсрочить введение в действие конституции до заключения мира.

 

  1. Революционное правительство

 Во Франции сложилась си­стема управления, которая получила название революционного правительства. Декрет об организации временного революцион­ного правительства был издан Конвентом 4 декабря 1793 г. Но еще до этого Конвент отказался от принципа разделения вла­стей и сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти, которая осуществлялась через ряд его собственных комиссий и комитетов. Особое значение приоб­рели комитет общественного спасения и комитет общественной безопасности.

Декрет об учреждении комитета общественного спасения был издан Конвентом 6 апреля 1793 г. после измены командую­щего Северной армией генерала Дюмурье. Комитет состоял из девяти членов, избираемых поименным голосованием в Кон­венте. Он должен был осуществлять наблюдение за всеми орга­нами исполнительной власти, генералами и всеми учреждениями, принимать меры по внутренней и внешней обороне. 26 июля 1793 г. комитет получил право производить аресты, а в даль­нейшем его полномочия еще больше расширились. Он составлял списки кандидатов в другие комитеты, подписывал верительные грамоты посланникам, определял их полномочия и даже имел право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами. Руководил комитетом Робеспьер. Комитет обще­ственного спасения сыграл огромную роль в системе якобинской диктатуры, в проведении всех ее революционных мероприятий и особенно в борьбе с европейской коалицией.

Комитет общественной безопасности окончательно сформи­ровался в октябре 1793 года после долгой борьбы между жи­рондистами и монтаньярами.К этому времени он стал оплотом монтаньяров. В обязанности комитета входила непосредственная борьба с контрреволюционерами и всеми, кто нарушал общест­венный порядок. Он имел право производить аресты лиц, запо­дозренных в контрреволюционной деятельности.

Весьма важным орудием якобинской диктатуры был рево­люционный трибунал, структуру которого окончательно уста­новил декрет Конвента от 10 июня 1794 г.

Трибуналу были подсудны дела о врагах народа, т. е. контрреволюционерах, изменниках, спекулянтах и др. Наказа­нием за преступления, подлежавшие ведению трибунала, была только смертная казнь. Руководством для вынесения приговора служила совесть присяжных. Обвиняемый, за некоторыми исключениями, допрашивался в открытом заседании. Все пока­зания, как правило, давались устно. Если имелось достаточное количество доказательств, то свидетели не заслушивались. Преда­вать суду революционного трибунала имели право только Кон­вент, комитет общественного спасения, народные представители, комиссары Конвента и общественный обвинитель Конвента.

Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномо­чиями в департаменты и армию, а также муниципалитеты, на­родные общества и революционные комитеты.

Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом. Муниципалитеты были главнейшей опо­рой Конвента на местах. К ним даже отошла часть функций генеральных советов департаментов.

Народные общества представляли собой отделения якобин­ского клуба. По всей Франции их было 44 тысячи. Они помо­гали комиссарам в чистке администрации и выдвигали долж­ностных лиц из своей среды. В каждой городской коммуне местным населением выбирался революционный комитет. На его обязанности лежало постоянное наблюдение за всеми врагами революции, священниками, агентами эмигрантов, иностранными шпионами, бывшими дворянами, жирондистами и пр. Револю­ционные комитеты составляли списки подозрительных граждан, подлежащих аресту.

Конвент произвел коренную реорганизацию армии, которая состояла из добровольцев и регулярных частей. С февраля 1793 года добровольчество комбинировалось с принудительным набо­ром (обычно по жеребьевке). Можно было уклониться от воен­ной службы, наняв за себя заместителя, который вооружался и экипировался нанимателем. Буржуазия избавлялась от «налога крови». Одновременно была произведена так называемая «амальгама», т. е. включение регулярных войск в общую си­стему революционной армии, которая была подчинена одному уставу и единому командованию. Волонтерские части подняли революционное настроение в армии.

В декрете 14 августа 1793 г. о массовом наборе добровольцы уже не упоминались. В первую очередь призывались холостяки и бездетные вдовцы в возрасте от 18 до 25 лет.

Комитет общественного спасения произвел чистку команд­ного состава и вместо генералов-дворян, которым солдаты не доверяли, поставил новых людей. Командующие армиями назна­чались комитетом общественного спасения и утверждались Кон­вентом. В армии велась политическая работа, которая возла­галась на особых комиссаров, назначаемых Конвентом из числа депутатов. Комиссары обладали чрезвычайными полномочиями. Они могли производить в районе военных действий реквизиции и принудительные займы у богатых граждан, временно отрешать от должности гражданских чиновников и смещать командный состав.

Революционное правительство сумело, опираясь на народ­ные массы, мобилизовать громадные материальные ресурсы и организовать тыл для победы на фронте.

Термидорианская реакция. 27 июля 1794 г. противники яко­бинской диктатуры, выражавшие интересы «новых богачей», новых слоев крупной буржуазии, совершили государственный переворот, известный под названием переворота 9 термидора.

Основной причиной переворота было то, что для буржуазии и крестьянства революция выполнила свои задачи. Слабость и неорганизованность рабочего класса и других беднейших слоев населения, раскол среди якобинцев создали благоприятные ус­ловия для переворота в пользу крупной буржуазии, не желав­шей дальнейшего развития революции.

После расправы над якобинцами представители крупной буржуазии получают большинство в Конвенте, который 22 авгу­ста 1795 г. принимает новую конституцию (конституцию III года), закрепившую победу реакции и власть крупной буржуа­зии, еще менее демократическую, чем конституция 1791 года.

Из этой конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное пра­во вновь становилось цензовым. Законодательная власть при­надлежала законодательному корпусу, состоявшему из двух палат—совета пятисот и совета старейшин (250 депутатов). Исполнительная власть вручалась пяти директорам (директо­рия), кандидатуры которых представлялись советом пятисот в совет старейшин, где и происходило их избрание.

Список используемой литературы:

  1. Барг М.А. Великая Английская революция в портретах её деятелей. «Мысль», М., 1991.
  2. Всемирная история в 10-и томах. Под ред. Е.М. Жукова. Т. М., 1958.
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебник. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. НОРМА – ИНФРА, М., 1999.
  4. История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. «Приор», М., 2002.
  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. ТОН – ПРИОР, М., 1999.
  6. Марчук С.Д. История государства и права, Мн.: "Вышэйшая школа", 2003г
  7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. «Высшая школа», М., 1983.