Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму. |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и особенности полиморфной дислалии у детей младшего школьного возраста 5
2. Дидактическая игра как средство коррекционно-формирующей работы с первоклассниками с полиморфной дислалией 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день развития всех сфер человеческого развития, возрастают и повышаются требования к самому человеку: к его личностным особенностям, профессиональному и образовательному статусу. Именно поэтому особенное внимание государственной политики России приковано к совершенствованию системы образования. Разрабатываются и реализуются программы по улучшению всех систем влияния на ребенка, совершенствуются методики обучения и воспитания, совершенствуются все звенья современной системы образования. Тем не менее, невозможно добиться эффективной учебной деятельности ребенка-школьника, если была неэффективной работа по его обучению и воспитанию в дошкольном учреждении, а также в первых классах школы. Основным из показателей готовности ребенка к обучению в школе является воображение, память, мышление и речь.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Полноценное овладение родным языком во младшем школьном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В связи с этим возрастает проблема совершенствования речевого развития младших школьников.
Сегодня в мире, когда инновации входят во все сферы жизни человека, не обошли они стороной и сферу образования: разрабатываются новые методики, совершенствуются методы учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, проблема увеличения детей с нарушениями речи все равно остается. Как отмечают некоторые авторы (Г.А. Каше, А.В. Ястребова и другие), одной из серьезнейших проблем в логопедии является невнимание педагогов и родителей к проблемам дислалии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Порой, члены семьи, заметив, что у ребенка есть трудности речевого развития, не обращают внимания на существующую проблему, перекладывая заботу на плечи педагогов, а также надеясь на то, что дефекты речевого развития ребенка пройдут с возрастом. Тем не менее, без должного внимания несформированность звукопроизношения и фонетико-фонематического развития у учащихся может привести к таким нарушениям, как дислалия, а также дисграфия и дислексия.
Использование в логопедической работе дидактических игр является одним их актуальных и важных методов работы по развитию речевого недоразвития у учащихся 1-ых классов с различными формами дислалии, так как игра является ведущей деятельности детей старшего дошкольного возраста и является важной для первоклассников, только переступивших порог школы. Дидактическая игра – это сложное явление, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания не только на развитие речи, но и на процессы умственной деятельности детей. В связи с этим, важным является анализ и разработка новых дидактических игр с применением средств мультимедиа, наглядности, привлекая к коррекционной работе педагогов, психологов, медиков и родителей.
Целью контрольной работы является анализ эффективности использования дидактических игр в системе автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии учащихся 1-ых классов.
1. Понятие и особенности полиморфной дислалии у детей младшего школьного возраста
Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. Исследователи Детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которая позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей (А.Н. Гвоздев), задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи и ее произносительном аспекте [3, c.65]
Проблема развития звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста привлекала многих психологов, педагогов, лингвистов каких как А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, М.В.Фомичёва, Д.Б Эльконин, Ф.А. Сохина, Г.А. Тумакова и др. Закономерности формирования фонетической стороны речи в онтогенезе речевой деятельности являлись предметом исследования многих авторов: Р.М. Боскис, А.Н. Гвоздева, Г.А.Каше, Ф.А. Рау, Е.М.Верещагина и др.
Дислалией называют нарушение звукопроизношения, не связанного с нарушениями слуха, нарушениями иннервации речевого аппарата или недостатками умственного развития ребенка [1, c.53]. Дислалия относится к распространенным нарушениям речевого развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины возникновения дислалии могут быть самыми разными, назовем основные.
1. Нарушения в строении артикуляционного аппарата: неправильный прикус, нарушения в строении челюстей, укороченная подъязычная уздечка, высокое или узкое небо, отсутствие некоторых зубов и т.д.. Это приводит к возникновению так называемой механической дислалии. Независимо от того, в каком возрасте выявлены эти нарушения, необходимо обратиться к ортодонту или стоматологу, а если ребенку исполнилось 4 года, то и к логопеду.
2. Подражание: дети могут копировать неправильное звукопроизношение кого-то из родных.
3. Недостатки слухового восприятия звуков: это нарушение не связано со снижением остроты слуха ребенка, его причины скрыты в недостатках формирования представлений ребенка о звуках родного языка, недостаточности слухового внимания и слухового контроля.
4. Отрицательные биологические и социальные факторы. К ним относятся: патология беременности матери, употребление во время беременности алкоголя, табака, наркотиков, ограниченность общения ребенка, педагогическая запущенность и т.д [6, c.154].
Не все нарушения звукопроизношения можно считать патологическими. Дислалия может проявляться двояко:
1. Искажения звука, когда звук, который произносит ребенок, отличается от нормального наличием присвиста, чрезмерного шума, призвуков и т.д.. Например, горловое Р, межзубной С (при произношении С кончик языка продвинутый между зубами, до звука С добавляется чрезмерный шум) и т.д.;
2. Замена одного звука другим. Например, сложный звук Р ребенок заменяет на Л (лак вместо рак, лука вместо рука) или звук С ребенок заменяет на звук Ш (Шобак вместо собака, шамокат вместо самокат) и т.д..
Заметив нарушение произношения нескольких звуков у ребенка, старше 5 лет, следует обязательно обратиться к логопеду.
Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие С, З, Ц) и сложная или полиморфная дислалия (когда нарушено произношение звуков разных групп, например, свистящие и шипящие Ш, Щ, Ж). Большинство авторов считают, что для всех детей с дислалией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. аспространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
В исследованиях Л.В. Лопатиной приводятся статические данные и полиморфные данные приводятся следующим образом:
- нарушение двух фонетических групп звуков – 16,7%;
- нарушение трех фонетических групп звуков – 43,3%;
- нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков – 40%.
Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук «j» [5].
Стертая дизартрия по своим проявлениям очень близка к сложной дислалии. При обеих формах речевой патологии чаще страдают отдельные группы звуков (сонорные, шипящие, свистящие). Остальные при изолированном произнесении звучат четка, но в спонтанной речи отмечается смазанность, назализация, палатализация, ускоренный или, наоборот, замедленный темп речи, дети часто говорят конец фразы на вдохе, им не хватает выдоха на полную фразу. Голос у детей слабый, тихий, хриплый. Нарушение звукопроизношения у таких детей может сочетаться с различными уровнями речевого недоразвития.
Особенное значение в структуре речевых дефектов детей с полиморфной дислалией играют нарушения слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания. С помощью слухового восприятия ребенок учится слышать и понимать речь. Слуховое внимание позволяет ребенку сосредоточиться на звуке, уметь определять его и соотносить с издаваемым предметом. Слуховая память позволяет учащимся уметь удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д. Ряд авторов отмечают, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Но отклонения фонематического восприятия могут оказаться производными, т. е. носят вторичный характер (Е. Г. Корицкая, В. С. Минашина, Е. Ф. Соботович и др.). Как указывает Р. Е. Левина, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи» [4, с. 305].
При дислалии не выявляются нарушения в двигательной сфере, определяемые рефлексы носят равномерный характер, патологические рефлексы отсутствуют. Диафрагмально-речевое дыхание при дислалии соответствует норме, тогда как при дизартрии оно оказывается несформированным. При дислалии так же, как и при дизартрии, отмечаются признаки нарушений функции вегетативной нервной системы, однако при дислалии они выражены не столь значительно и заключаются в наличии стойкого красного дермографизма, а также гипергидроза (повышенной потливости) кожи ладоней, стоп. В то время как при дизартрии вегетативные нарушения характеризуются большей выраженностью и представлены наличием постоянной влажности конечностей, изменением их цвета и температуры. При дислалии отсутствуют нарушения неречевой моторики, поэтому дети активны, подвижны, легко обучаются гигиеническим навыкам.
Помимо нарушений звукопроизношения полиморфная дислалия несет негативное влияние и на коммуникативное развитие учащихся 1-ых классов.А.В. Микшина выделяет в общении три взаимосвязанных компонента:
- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
- перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению) [7].
Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. Помимо того, что у таких детей страдают такие высшие психические функции, как внимание, мышление, память, в данном случае может страдать эмоционально-личностная сфера. Например, некоторые младшие школьники обладают небольшим объемом мимических и пантомимических средств, страдают слабостью тонкой и артикулярной моторики. Все это способствует снижению коммуникативных умений и навыков. Вследствие того, что дети понимают свой дефект, у них могут появиться негативные эмоции при общении с другими, они не могу высказывать свои пожелания, повышается их обидчивость и ранимость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для учащихся 1-ых классов.
Трудности с коммуникативными навыками учащиеся с дислалией испытывают так как они имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи младших школьников изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости существенной логопедической работы по автоматизации звуков и совершенствованию коммуникативного развития первоклассников.
2. Дидактическая игра как средство коррекционно-формирующей работы с первоклассниками с полиморфной дислалией
Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений). Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам:
1) постановка звука;
2) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);
3) автоматизация навыка произношения звука в словах;
4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;
5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;
6) автоматизация звука в разговорной речи [8, c.42].
Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Понятно, что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного-трех звуков, не может быть речи о специальной системе. Но, как известно, чаще встречается сложная дислалия, при которой оказывается нарушенным большое число фонем, принадлежащих к разным фонетическим группам. Этот порядок должен прежде всего отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному. Установлено, что исправлять недостатки произношения свистящих согласных значительно легче, чем шипящих. Поэтому, если у ребенка имеются дефекты в произношении и тех и других согласных, начинать надо с работы над звуками с, с', з, з', ц. Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звука л, а уж потом р.
Следует пояснить, что не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, а для л – совершенно противоположного (язык узкий – "жалом", желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения. Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми "трудными" звуками, т. е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения.
Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж. Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению. Поэтому в процессе обследования ребенка он должен точно установить, какие звуки легче поддаются исправлению, и при составлении плана работы включить их в первую очередь [10, c.17].
Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.
С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Он помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.Принято считать, что игровая деятельность является ведущей только в дошкольном возрасте. Однако и для младших школьников – это необходимая потребность, несмотря на то, что основным видом их деятельности становится процесс обучения. Учитывая специфику проведения логопедических занятий (вторая половина дня), наличие игры стимулирует младших школьников (1-2 класс) к учебной деятельности, способствует более быстрому закреплению поставленных звуков в речь ребёнка, развитию звукового анализа, а также развитию фонематических и улучшению мыслительных процессов.
Особенную важность в системе коррекционной работы представляет дидактическая игра. Любая игра – творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная – представляют собой своеобразное средство познания ребенком окружающего мира. Игровые технологии – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Младшие школьники с нарушениями речи проходят те же этапы развития речи, что и дети с нормальным развитием речи, только намного медленнее. Это положение очень важно для нас. Автор является сторонницей теории, разработанной А.А. Леонтьевым, что речь является деятельностью. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности является слияние целей и мотивов речевого общения, а также применение речевого мотива в какой-либо другой деятельности, например, в игровой. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении, что способствует коммуникативному развитию младших школьников. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения школьников, используется игра, творческие задания, продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
Дидактическая игра способствует реализации коммуникативных целей, приучая к ответственности, а также, формирует у ребят, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и стремление к оказанию, в случае необходимости, помощи своему партнеру, что способствует сближению участников игры, углубляет их взаимоотношения. Расширяя границы межличностных отношений, дидактическая игра способствует возникновению творческих связей между ребятами, а также делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других. Кроме того, дидактическая игра благоприятствует реализации познавательных целей, развивает активность и самостоятельность.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря школьников и лексического развития, в целом. Несомненную роль они играют в коррекции звукопроизношения и фонетико-фонематическом развитии ребенка. Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Например, дидактическая игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами: «Мы – не девочки, не мальчики, Все сейчас мы – попугайчики. Попугай, не зевай, Вместе с нами повторяй. Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки:
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
Идѐт козел с косой козой,
Идѐт козел с босой козой,
Идѐт козa с косым козлом,
Идѐт козa с босым козлом.
Из соседнего колодцa целый день водицa льѐтся.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»
Дидактическая игра «Звуковые матрёшки».
Цель: комплекс игр направлен на автоматизацию поставленных звуков в речь, дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха и звукового анализа. Описание игр:
1. «Воздушные шарики для Маши»
Цель: Автоматизация звука «ш» в словах, развитие фонематического слуха. Оборудование: картинка матрёшки Маши, воздушные шарики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки. Ход игры: На парту выкладывается матрёшка, а вокруг неё воздушные шарики цветной стороной вверх. – У Маши были воздушные шарики, но вот подул ветерок, шарики разлетелись. Надо поймать только те шарики, где в названии картинки есть звук «ш».
2. «Воздушные шарики для Жанны».
Цель: Автоматизация звука «ж» в словах, развитие фонематического слуха. Оборудование: картинка матрёшки Жанны, воздушные шарики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки, в том числе и со звуком «ж». Ход игры: На парту выкладывается матрёшка Жанна, а вокруг неё воздушные шарики цветной стороной вверх. – Сегодня праздник. Помоги Жанне купить воздушные шары. Выбирай только те, где есть картинка со звуком «ж».
3. «Подружки»
Цель: Дифференциация звуков «ш-ж» в словах, развитие фонематического слуха. Оборудование: картинки матрёшек Маши и Жанны, воздушные шарики, на обратной стороне которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками «ш-ж». Ход игры: На парту выкладываются матрёшки, а вокруг них разноцветные воздушные шарики. На каждой матрёшке лежит картинка, название которой начинается на звук «ш» (шорты) и «ж» (жук). – Подружки Маша и Жанна были на празднике, где им подарили воздушные шарики. Помоги подружкам поделить эти шарики, для Маши – со звуком «ш», для Жанны – «ж»..
Младшие школьники с нарушениями речи часто бывают замкнуты. Такие дети-молчуны, которые переживают и стесняются из-за речевого дефекта, очень часто не принимают активного участия в играх. В процессе организации и проведения непосредственно образовательной деятельности из таких детей «не вытянуть и слова», в играх, случается, становятся особенно активными, проявляют творческий подход в игре. Дидактическая игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления. Поэтому, руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, логопед может воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, способствуя коммуникативному развитию [2, c.66].
Эффективность речевого развития младших школьников в процессе дидактической игры в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе и какая ему при этом отводится роль. Логопед должен направлять так педагогический процесс, чтобы дети участвовали в нем все активнее. Инициатива в игре сначала принадлежит в основном логопеду, в дальнейшем она должна перейти к детям, а логопед выступает в роли посредника, стимулирующего деятельность детей [8, c.43].
Н. Пятибратова [9] считает, что использование дидактической игры в логопедической работе позволит решить сразу несколько задач:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
развивать фонетико-фонематическую сторону речи;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать глазодвигательные функции;
формировать графомоторные навыки;
формировать навыки ориентировки (на своем теле, пространстве, на листе бумаги);
оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, зрительного, двигательного анализаторов;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
повысить познавательную активность и работоспособность детей
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно.
При организации речевых дидактических игр в работе с учащимися с дислалией важно руководствоваться следующим правилами:
игра не должна быть длительной по времени (5-10 минут);
игра должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок мог понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а логопед – помочь ему в этом;
игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен быть присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное оформление;
игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводится в один из режимных моментов (на прогулке, во время отдыха и пр.);
в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
в игре следует развивать навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
в процессе игры логопед принимает непосредственное участие (степень участия его определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощряет всех детей, наиболее успешных всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру [10].
Для формирования фонематических процессов к использованию на занятиях с детьми с дислалией рекомендуются дидактические игры:
«Послушай, повтори» – проговаривание 2– 3 слогов за педагогом
«Повторялка» – проговаривание 2– 3 звукосочетаний за педагогом.
«Подскажи словечко» – договаривание пропущенных слов г, стихах, подбор рифм.
«Длинный– короткий» – различение на слух длинных п коротких слов.
«Отгадай звук» – а) выделение и узнавание неречевых звуков; б) дифференциация гласных звуков по шепотному произнесению.
«Назови правильное слово» – выделение правильного названия предмета из ряда слов.
«Четвертый лишний» – исключение лишнего слова по наличию или отсутствию в нем определенного звука (сом, сок, дом, суп).
«Что не подходит?» – выделение на слух лишнего звука, слога, слова (и-и-ы-и; ма-па-ма-ма; ток-ток-ток-сок).
«Выдели первый звук» – выделение первого звука в словах; «Придумай слово на звук» – подбор слов на определенный
звук.
«Выдели звук из ряда» – выделение звука из ряда звуков.
«Гласный– согласный» – дифференциация звуков на слух.
«Твердый– мягкий» – дифференциация звуков по твердости– мягкости на слух.
«Звонкий– глухой» («Звенит– шумит») – дифференциация звуков по звонкости– глухости на слух.
«Составь слово из звуков» – составление слов из последовательно названных звуков в правильном или нарушенном порядке ([ж] [у] [к] – жук).
«Исправь предложение» – исправление деформированного предложения (Ваня, школу, в, идет).
«Послушай, посчитай, назови» – определение количества и порядка слов в предложении; звуков, слогов в слове.
«Закончи слово» – подбор к началу или концу слова необходимого звука, слога {этажи, чижи, моржи).
«Скажи наоборот» – дифференцированное преобразование слогов (ча-тя/тя-ча).
«Назови ласково» – дифференцированное произнесение звуков [и]– [ы] в процессе образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (сады – садики, коты – котики).
«Один– много» – дифференцированное произнесение звуков [и]– [ы] в процессе образования множественного числа односложных существительных (кот – коты, бык – быки).
«Подбери признак» – подбор слов-признаков к предметам, предметным картинкам к занятию на звук [й] (красивый, низкий, широкий).
«Жадина» – согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода, отработка звука [й], йотированных гласных (мой енот, моя елка, мое яблоко).
«Слова-родственники» – подбор родственных слов параллельно с отработкой изучаемого звука (чай, чайник, чайная) и др.
«Угадай слово». – цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Оборудование. Карточки с согласными.
Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к~ (молоко), с-п-г- (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам. Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры учитель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.
Дидактические игры имеют определенные цели и задачи, способствуя не только автоматизации звуков, но и овладения коммуникативными навыками:
− чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров, способствуют игр «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»
− умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»
− умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры-ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
− развитие невербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»
− создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски».
Очень важно проводить различные виды игр, которые способствуют не только развитию звукопроизношения, но и мотивируют учащихся к общению, развитию лексики. Некоторые примеры дидактических игр представлены в Приложении.
В заключение следует сделать вывод, что работа учащимися с дислалией должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных приемов в коррекционной логопедической работе с детьми. Особенно эффективными является дидактическая игра, которые позволяют мотивировать ребенка к речевой деятельности, развивать коммуникативные качества, совершенствовать звуковую сторону речи. Использование дидактических игр в коррекционно-логопедической работе позволяет в определенной степени развивать у учащихся более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в речевом развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический обзор источников показал, что дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Это наиболее распространенное нарушение среди расстройств, произносительной стороны речи, которое проявляется в избирательном нарушении, ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже – пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.
Полиморфная или сложная форма дислалии характеризуется нарушением произношения нескольких, отличных друг от друга звуков.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняя формирование звукового анализа, без которого полноценное чтение и письмо невозможно. Кроме того, младшие школьники с дислалией испытывают трудности в коммуникативном развитии. Все недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия важно устранить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект.
Использование дидактических игр – важнейшее звено в коррекционно-логопедической работе с учащимися с дислалией; в игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду, общению, учению. В игре и творческих заданиях вырабатывается готовность, находчивость, выдержка, активность, происходит широкая речевая и коммуникативная деятельность.
Целенаправленно организованная игровая деятельность содержит разносторонние возможности для формирования коммуникативных способностей и совершенствованию фонетико-фонематического недоразвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агатангелу Е. Состояние звукопроизношения у детей-билингвов дошкольного и младшего школьного возраста, говорящих на греческом и русском языках / Е. Агатангелу // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2011. – № 1. С. 53-56.
2. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. – 2009. – N 7. – С.66-70
3. Гвоздев, А.Н. Избранные труды / А.Н. Гвоздев. – М.: Владос, 2009. – 464с.
4. Левина, Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов / Р.Е. Левина. – М.: XVIII Междунар.психол. кангресс, 1966. – С. 302–308.
5. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та : Союз, 2001. – 190 с.
6. Лопухина, И.С. Логопедия-речь, ритм, движение: [Пособие для логопедов и родителей]/ И.С. Лопухина. – СПб. : Дельта, 1999. – 253 c.
7. Микишина, А.В. Педагогика начальной школы / А.В. Микишина. – М.: Владос, 2011. – 190с.
8. Моисеева, Р. Дидактическая игра в системе развития речи / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2000. – N 10. – С. 42-53..
9. Пятибратова, Н. Изучение состояния процессов внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР/ Н. Пятибратова, С. Шаховская // Дошкольное воспитание . – 2009. – N 6. – С.82-88.
10. Хохлова, Т.А. Сборник логопедических игр для развития речи детей младшего школьного возраста / Т.А. Хохлова. – М.: Владос, 2012. – 130с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека дидактических игр
Блок «ВОПРОС – ОТВЕТ»
Игры с готовыми текстами – диалогами
Название Цель Описание
Почта Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:
• Динь-динь-динь.
• Кто там?
• Почта.
• Откуда?
• Из Рязани. (Называется любой город.)
• И что там делают?
• Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются
Маковое зернышко Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора. Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:
• Ворона, Ворона, куда полетела?
• К кузнецу на двор. (К ковалю.)
Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:
• На что тебе кузнец? – Косы ковать.
• На что тебе косы? – Траву косить.
• На что тебе трава? – Коровок кормить.
• А на что коровы? – Молоко доить.
• А на что молочко? – Пастухов поить.
• На что пастухи? – Кабанов пасти.
• На что кабаны? – Гору рыть.
• На что горы? – На тех горах маковое зернышко.
• Для кого зернышко? – Отгадайте!
Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.
Краски Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там? – Покупатель.
- Зачем пришел? – За краской.
- За какой? – За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Картотека дидактических игр,
в которых дети конструируют диалоги
Название Цель Содержание
Все ли мы увидели? Знакомство с вопросом как формой получения информа ции, знаний; активизация речевой поисковой активности. Учитель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».
Время на обдумывание – 1– 2 минуты.
Затем дети задают вопросы. Учитель включается в процесс если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делает ся для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что учитель – равноправный участник игры. Учитель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится. Что в чудесном мешочке?
Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Учитель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Учитель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит. Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Смешинки (2 вариант) Активизировать сообразительность детей в придумывании разнообразных вопросов; воспитывать выдержку: сдерживать желание засмеяться Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя: кочерга, ухват, помело, светофор, светильник, паяльник и др. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те отвечают тем словом, какое ему дано.
• Ты кто? – Ухват.
• Что ты ел сегодня? – Светильник.
• Кто твой брат? – Кочерга.
И так далее. Вопросы задаются разным детям. Кто засмеется, платит фант. В конце фанты разыгрываются.
Блок «СООБЩЕНИЕ – РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ»
Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами
Название Цель Содержание
Садовник Закреплять умение внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь. Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог.
• Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне
надоели, кроме георгина, – сообщает водящий.
• Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.
• Влюблен! – отвечает «георгин».
• В кого? – удивляется садовник.
• В астру, – сообщает «георгин».
• Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.
Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл. Будь внимателен!
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль». Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
• Я еду в гости.
• Я победила в конкурсе учителей
• У меня сегодня очень сильно болит голова.
• Я купила себе красивое платье.
• Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.
Игровые диалоги
Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность. Педагог, исполняя роль домовенка Кузи, ведет с детьми диалог. Перед ними в определенной последовательности лежат предметы или картинки (шубка, шалаш, груша, шашки и т.п.).
• Кузя! Ку-зя!
• Аюшки.
• Мы хотим подарить тебе шубку.
• Спасибо за заботу. А шубка – это что такое?
• Одежда такая меховая, чтобы не мерзнуть в сильные морозы.
• Большое спасибо! Давайте ее, эту шубку. (Педагог указывает на ребенка, тот передает Кузе картинку.) Стоящая вещь! Мягкая. Буду на ней спать!
Диалог повторяется, видоизменяется, приобретает шутливый характер. Так, шалаш Кузя собирается носить, надевать, когда начнутся морозы, в груше он собирается спать, а шашки намерен съесть. Хорошо – плохо Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение. Игра «Хорошо – плохо» построена по системе ТРИЗ, предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны.
Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда), наоборот, называет отрицательные стороны объекта.
Во втором варианте игры объект обсуждения может вызывать стойкие отрицательные (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор) ассоциации. В данном случае диалог строится так же, только задача взрослого – помочь увидеть другую, хорошую или плохую, сторону объекта.
Похожи – непохожи Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения. Играют две команды (или два ребенка). Учитель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.
Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п.
• Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.
• Они похожи, так как они обе живые (животные).
• Они непохожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.
• А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.
• Они выглядят по-разному.
• И пчела, и собака могут укусить и т.д.
Обсуждение каждой пары – отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.