Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму. |
Сборник диагностических методик тут |
Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важнейшей частью которой являются социальные институты. Они являются важнейшими составляющими социальной структуры. Именно социальные институты позволяют раскрыть сущность общества.
Актуальность темы работы заключается в том, что понятие социального института — одно из узловых в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход, который получил широкое применение не только в ней самой в связи с анализом большого количества явлений и процессов, но и в других социально-гуманитарных науках. Так, институциональный подход активно применяется в экономических науках (к примеру, при анализе института рынка), в политических науках (в ходе рассмотрения, скажем, социальных институтов власти) и др. Но прежде чем выяснить, в чем суть институционального подхода, разработанного в социологии и ставшего, по существу, общенаучным (для дисциплин социально-гуманитарного профиля), необходимо попять, что такое социальный институт[1].
Американский социолог Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности. Из этого определения ясно, что социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организация, а обозначает крупные группировки социальных ролей. Кроме того, из этого же определения следует, что в отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как для личности, так и для общества потребности[2].
Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать место и роль социального института в структуре общества.
Место и роль социального института в структуре общества
Институт (от лат. institutum — установление) — это понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов[3].
Понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей[4]. Интеграция индивидов в целостное социальное объединение – группу, общность или общество предполагает не только заинтересованность людей в создании такого рода связей, но и наличие возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой всеми ценностно-нормативной системы и др.) Это способствует заключению союзов на базе общих платформ для реализации многообразных социальных потребностей людей. Таким же образом создаются институты брака и, семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального контроля[5].
Так как распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни индивидов (например, при отсутствии институтов правопорядка или их неэффективной деятельности), то люди заинтересованы в стабильности заключенных ими союзов и эффективном функционировании институтов. Таким образом, социальные институты через распределение функциональных обязанностей между людьми, группами, общностями обеспечивают стабильность данной социальной системы, а также механизм ее воспроизводства. Как бы ни определять социальный институт, в любом случае понятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фундаментальных категорий социологии. Если и существуют «три кита» или «три слона», на которых держится социология, то, без сомнения, одним из них является социальный институт. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институциональная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.)[6].
Внутри социальной системы, т. е. общества, социальные институты выполняют две важнейшие для стабильной жизнедеятельности функции в обществе.
- Способствуют социализации и интеграции новых поколений в общество, т. е. создают необходимую для развития социальной системы преемственность.
- Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы уровень социального контроля за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и поддерживают упорядоченность общественных отношений.
Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то можно утверждать, что они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т. е. сохраняли целостность системы. Для обеспечения такой целостности, в которой заинтересована общность, люди создают систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов. Следовательно, социальные институты способствуют закреплению я воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений[7].
Существуют различные концепции социальных институтов. В частности, А. Миллер (1914-1973) классифицирует понятие «социальный институт» по четырем основаниям.
- Социальный институт представляет собой группу лиц, выполняющих определенные, важные для общего дела социальные функции. Это положение в системе социальных институтов подчеркивается и М. Вебером.
- Термин «институт» используется для обозначения конкретных организационных форм комплексов функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы.
- Термин «институт» служит обозначением учреждений и средств деятельности, позволяющих индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).
- Иногда термином «институт» именуют социальные роли, особенно важные для группы или общности (институт материнства).
В основе концепции социальных институтов американского социолога и экономиста Т. Веблена (1857-1929) лежит функциональных подход. Он выделяет следующие, наиболее важные для общества функции:
— функцию воспроизводства членов общества;
— функцию социализации как способа передачи индивидам знаний и ценностей;
— функцию производства и распределения;
— функцию соблюдения порядка и поддержания нормального климата в отношениях между людьми.
Из традиционно-функционального подхода к социальным институтам выделяется позиция Веблена, который относит к ним такие явления, как, например, «денежная конкуренция» или «показное потребление».
Третьим, наиболее распространенным в западной социологии, является структурно-функциональный подход к пониманию социальных институтов. В свете этого подхода социальный институт рассматривается как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей, статусов, образующих социальную целостность. Институционализация ряда ролевых ожиданий определяется характером социальной системы и теми ценностями, которые она считает наиболее значимыми для стабильности и функционирования общества. С этой точки зрения социальный институт можно представить как комплекс институционализированных ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое структурное значение для данной системы. В этом смысле социальный институт выступает как обобщенный показатель (по сравнению с ролью) в социальной структуре общества, так как он состоит из множества ролевых позиций и их компонентов [5. 21]. Выявляя данные характеристики социального института, можно прогнозировать его временную стабильность.
Социальный институт необходимо отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт семьи» подразумевает не отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений, а комплекс норм, социальных ролей, реализующихся в бесчисленном эмпирическом множестве существующих семей. По степени воплощения в социальных институтах общества его ценностей и норм, уровня институционализации социальных ролей можно судить об интеграции данной общественной системы, т. е. о совпадении интересов общества в целом с индивидуальными интересами составляющих его граждан. Хотя такое «единство» представляет собой аналитическую абстракцию, однако в структурном функционализме рассматриваются идеальные модели полностью институционализированных социальных систем. Эти модели имеют определенное научное значения для понимания данной проблемы.
Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования л воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества. Однако надо помнить, что в любом реальном обществе существует известная доля анемичного (аномия) [5. 22], т. е. не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Последнее обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов. Таким образом, аномия возникает тогда, когда стандарты (поведения) и ожидания перестают учитываться людьми. Можно считать аномию полярной противоположностью институционализации. Если процент аномии существенно возрастает и наступает кризис институционализации, то можно говорить об атрофичности властных структур[8].
Несмотря на многообразие теорий социальных институтов можно выделить общие элементы, которые характеризуют любой социальный институт:
Во-первых, во всех группах, имеющих зачатки институционализация, существуют определенные способы действия от имени членов группы как целого; эти способы действия должны выполняться независимо от личных интересов включенных в данный институт индивидов.
Во-вторых, любой социальный институт имеет функция (или задачи), которые могут носить различный характер. Среди них: регулирующие поведение членов общества, социальных групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осуществляющие интеграцию и сплоченность институциональных отношений.
В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов выделяется система социальных ролей.
Наибольший интерес для практиков представляет проблема эффективного функционирования социальных институтов в обществе. Их деятельность опосредована большим числом факторов. В частности, Я. Щепаньский выделяет среди них следующие [5. 15]:
— четкое определение цели, задач и объема функции социального института;
— рациональное разделение труда и его рациональная организация внутри социальной системы институтов и каждого социального института в отдельности;
— степень деперсонализации действий и объективации функций и выполняемых отдельными лицами от имени социального целого ролей, близость поведения членов института к социальной максиме;
— признание и престиж, какими обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества (т. е. целостности);
— бесконфликтность включения социального института в глобальную систему социальных институтов, т. е. в общество.
Изменение системы социальных институтов (как и каждого отдельного института) может быть как эволюционным, так и революционным, что в конечном счете определяется состоянием общественной системы в целом.
Источниками развития социальных институтов могут быть эндогамные (внутренние) факторы, которые, как правило, порождают ограничения в развитии системы, и экзогамные (внешние) факторы. Так, распад такого социального института, как семья, может быть вызван изменением ролевого поведения супругов (например, изменой) или конфликтами в семье из-за вмешательства в семейные отношения родителей супругов.
Важнейшими детерминантами изменений (как внутренними, так и внешними) являются политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно черед ролевые позиции индивидов.
Глубокие социальные изменения в характере социальных институтов требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро изменять сознание, психологию и поведение людей. Примером этому являются новые общественные отношения в России. Рыночные отношения требуют от человека развития таких качеств, как способность к конкуренции, деловитость, умение бороться с другими, отстаивая свои интересы. Следовательно, на первый план выходит индивидуалистическая, а не коллективистская психология. Для того чтобы сформировались новые социально-психологические качества, адекватные системе новых производственно-экономических отношений, требуется значительное время, так как человек должен интегрироваться в эти новые структуры. Менее болезненно проходит изменение социальных институтов в процессе эволюционного развития. Если деятельность социального института способствует интеграции человека в общественные отношения, то ее называют функциональной. Если социальный институт не способствует или даже мешает удовлетворению потребностей системы общества в целом, то его деятельность может быть охарактеризована как дисфункциональная. Нарастание дисфункций значительного числа социальных институтов может привести к необратимой социальной дезорганизации и разрушению социальной системы.
В современном обществе можно выделить следующие социальные институты:
— экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение материальных благ, организацию труда, денежный оборот и т. д.;
— политические, связанные с выполнением функций власти;
— социальные (в узком смысле этого понятия), организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллекти вов, т. е. регулирующие поведение людей в процессе взаимодействия, социальных отношений;
— религиозные, регламентирующие отношения людей с представителями религиозных структур (служителей церкви);
— воспроизводства (институты брака и семьи).
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные институты — устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве. Говорить о «воспроизводстве» социального поведения и социальных систем означает говорить о повторении схожих моделей действий индивидами, отделенными друг от друга временем и пространством[9].
В заключение можно сделать вывод, что социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм и установок, регулирующих какую-либо сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов[10].
Социальным институтом называют также систему учреждений, в которых люди, обладающие полномочиями, выполняют определенные функции для удовлетворения общественных потребностей.
Каждый институт включает в себя определенную сферу деятельности;
- группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
-организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (например, руководитель-подчиненный, преподаватель-студент)
-материальные средства, необходимые для решения поставленных задач (здания, оборудование и т.д.)
Но главное - каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е обеспечение реализации групповых или общественных потребностей, на которые и направлена деятельность института.
Например, институт высшей школы – главная его цел удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в социальном институте весьма сложным образом переплетаются экономические, политические, правовые нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
- Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», - 512 с.
- Социология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Проф. Елсукова А.Н.) – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544с.
- Харычева, В.Г. Основы социологии / В.Г. Харычева, - М.: Логос, 2000. - 302 с.
- Яблоков, О.В. Социология / О.В. Яблоков, - Мн.: Аверсэв, 2009. – 343с.
Сноски:
[1] Зборовский , Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. с.339
[2] Социология. Учебное пособие для студентов вузов.(под ред. Проф. Елсукова А-Н.) – Минск: ТетраСистемс, 2004. с.114
[3] Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.с.218
[4] Харычева, В.Г. Основы социологии / В.Г. Харычева, - М.: Логос, 2000.с.187
[5] Яблоков, О.В. Социология / О.В. Яблоков, - Мн.: Аверсэв, 2009.с.71
[6] Зборовский , Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. с.342
[7] Харычева, В.Г. Основы социологии / В.Г. Харычева, - М.: Логос, 2000.с.191
[8] Харычева, В.Г. Основы социологии / В.Г. Харычева, - М.: Логос, 2000.с 193
[9] Касьянов, В. В., Нечипуренко, В. Н., Самыгин, С. И. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.с.225
[10] Яблоков, О.В. Социология / О.В. Яблоков, - Мн.: Аверсэв, 2009.с 73