Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму. |
Сборник диагностических методик тут |
Содержание
- Понятие местных сообществ как сферы социальной работы, их признаки и функции.. 6
- Реализация социальной работы в местных сообществах в деятельности социального работника.. 10
- Условия и механизмы организации самоуправления в местных сообществах в системе организации социальной работы.. 13
Список использованных источников.. 28
Глоссарий
Социальная работа – это профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Местное сообщество рассматривается как социальное явление и как элемент социальной структуры общества, а как субъект и объект местного самоуправления, то есть в качестве его социальной основы.
Социальный работник - это посредник между обществом социальной группой, семьей и индивидом.
Социальная служба - это учреждение, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию населения.
Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
Социальная работа понимается как профессиональная деятельность, целью которой является социализация нового и существующего поколения, оказание помощи людям, семьям, социальным группам и сообществам для удовлетворения их потребностей в социальной адаптации, восстановлении или приобретении определенных навыков самостоятельного функционирования в обществе, в улучшении социального положения. Поэтому в условиях социально-экономического развития и деградации, значение социальной работы возрастает. Как отмечает Е.Н. Гоголева: «Масштабы применения социальных технологий имеют тенденцию к устойчивому росту, что, в свою очередь, сопровождается повышением качества жизни человека» [1, c.126].
В этих условиях местная власть понимает необходимость применения новых видов и форм социальной политики по месту жительства. Значение организаций граждан по месту жительства трудно переоценить, поскольку это дополнительные социальные возможности для смягчения напряженности в обществе и фактор роста качества жизни. Главное, что здесь важно - это способность выявлять важные для членов местных сообществ вопросы и проблемы, видеть имеющиеся возможности и находить необходимые ресурсы, привлекать сторонников для деятельности на всеобщее благо и, конечно же, нужна находчивость.
В социальной работе в местном сообществе самое важное заключается в том, что именно здесь можно создать такую благоприятную социальную среду, в которой пассивному индивиду гораздо легче преодолеть апатию и включиться в пространство соседского взаимодействия, на практике воплощая формулу «от иждивенчества к активному участию» [2, c.24].
В процессе реформирования это будет означать смену парадигмы в отношении общества к социально слабым группам и слоям, переход от унизительного существования на пособия к достойному и равноправному взаимодействию.
Актуальность темы работы состоит в том, что социальная работа с местными сообществами направлена на развитие сотрудничества и координацию действий учреждений и организаций для обеспечения конкретных потребностей сообществ. Это неизмеримо важная задача, так как для ее решения должны использоваться доступные местные ресурсы и подключаются люди разных профессий, социального статуса или финансового положения. Разнообразие форм и методов социальной работы в местных сообществах не имеет ограничений.
Целью работы является рассмотрение особенностей социальной работы в местных сообществах, условий и механизмов самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить сущность понятия местных сообществ;
- Рассмотреть особенности социальной работы в местных сообществах;
- Определить условия и механизмы организации самоуправления в системе организации социальной работы в местных сообществах.
Объект работы - организация социальной работы в местных сообществах.
Предмет работы – особенности условий и механизмов самоуправления при организации социальной работы в местных сообществах.
Вопросы организации социальной работы в местных сообществах широко представлены в современной литературе. В работе использовалась научная литература таких авторов, как Е.Н. Гоголева [12], Е.Е. Лебедько, Т.И. Бохан [15], С.М. Янич [25] и других авторов. Тем не менее, вопрос организации эффективного самоуправления в данных организациях на местном уровне на сегодняшний день рассмотрен недостаточно и требует внимательного, детального анализа, учитывая современные проблемы белорусского сообщества.
Структура исследования: контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Самоорганизация жителей как одна из форм реализации права граждан на местное самоуправление означает активное участие населения в местной жизни, причем это участие наиболее продуктивно, если оно реализуется через разнообразные общественные структуры. Основным направлением организации местного самоуправления в современных условиях должен стать процесс естественного формирования так называемого «неструктурированного социума», являющегося своеобразным посредником между личностью и институционализированными структурами, отличающийся гармоничным сочетанием ценностей индивидуализма и коллективизма, высокой степенью способности к самоорганизации и солидарности. Именно местное сообщество как естественная форма взаимодействия граждан и первичный субъект самоуправленческих отношений должно выступать промежуточным звеном между личностью и публичновластными институтами [1, c.126].
С.М. Янич считает, что «понятие местного сообщества - центральное в теории местного самоуправления, так как оно определяет субъект местного самоуправления по очень важному признаку - наличию общего интереса в решении вопросов местного значения. Местное сообщество относится к устойчивым формам социальной жизни, так как на основе совместного проживания развивается специфическое чувство социальной общности, идентичности, выражаемое словом мы (жители населенного пункта, дома, улицы, территориального объединения)» [25, c.21].
Местное сообщество можно определить как общность людей, объединенных местом проживания, социальной инфраструктурой, общими интересами, ценностями, традициями, обычаями.
Е.Е. Лебедько, Т.И. Бохан утверждают, что «местное сообщество – сообщество людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством использования и развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления» [15, c.211].
Несмотря на многообразие трактовок термина местное сообщество, их можно объединить в три группы. Во-первых, сообщество связывает людей, проживающих в определенной географической зоне, в рамках определенного географического пространства. Во-вторых, сообщество требует определенного качества отношений внутри группы. Ее члены объединены определенной культурой, ценностями. В-третьих, сообщество требует от людей определенного устойчивого социального взаимодействия, например отношений соседства. На основе всех этих особенностей можно назвать сообществом группу людей, объединенную географически, разделяющую общую культуру, ценности, обладающую общими расовыми, национальными, социальными признаками.
Местные сообщества, являясь реальными и устойчивыми социальными общностями, не являются однородными, однако у них имеются общие признаки, позволяющие выделять их из всего многообразия социальных общностей. На основе этих признаков можно более четко сформировать представление о местных сообществах.
Е.Е Лебедько и соавторы выделяют пять основных признаков местного сообщества:
1) население (общность людей);
2) место (территория);
3) социальные связи и взаимодействия;
4) общие интересы;
5) чувство сообщества (социально-психологическая идентификация в сообществе) [15, c.212].
Под населением подразумеваются люди, постоянно проживающие на данной территории. Местное сообщество может быть относительно небольшим, или на одной территории может быть несколько местных сообществ (крупный город). Чем крупнее населенный пункт, тем сложнее социальная структура проживающего в нем населения, тем более размытыми становятся границы сообщества и слабее соседские связи.
Вторым признаком местного сообщества является территория как ограниченное пространство, где устанавливаются и воспроизводятся социальные связи. У развитого местного сообщества обычно формируется специфическое отношение к месту, которое оно занимает. Неразвитое местное сообщество безразлично к месту своего проживания.
Между членами местного сообщества всегда должны существовать отношения взаимодействия по различным вопросам социальной жизни, начиная от простых интеракций соседского характера и заканчивая активным участием в управлении территорией. Социальные связи и взаимодействия внутри местного сообщества могут устанавливаться по различным поводам, не обязательно затрагивающим групповые нужды или нужды сообщества. Социальная связь представляет собой совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Индивиды, объединенные одной локальной территорией, находятся во взаимной зависимости не только друг от друга, но и от инфраструктуры. Однако поскольку они относятся к различным классам, их зависимость друг от друга может ослабевать [15].
Местные сообщества отличаются друг от друга выраженностью тех или иных интересов и степенью проявления активности соответствующих групп. В основе причин различия лежат особенности истории, культуры, экономики и многие иные факторы, определяющие интересы в конкретном местном сообществе. Следует учитывать, что местное сообщество представляет собой чрезвычайно сложное, сегментированное социальное образование. Образующие его разные социальные группы имеют некоторые свои групповые интересы, различающиеся между собой и отличающиеся от общих интересов всего местного социума как целого.
Структура интересов местного сообщества динамична и подвижна, изменяется в зависимости от внутренних установок и изменений внешней среды [15, c.212].
Еще одним признаком является чувство сообщества, которое представляет собой социально-психологическую идентификацию с сообществом. Она может проявляться в осознании общности ценностей и традиций, чувстве принадлежности к определенной территории и людям, на ней проживающим, чувстве сопричастности событиям, происходящим в сообществе, чувстве ответственности перед сообществом. Место жительства, принадлежность человека к определенному сообществу, в том числе местному, также являются значимыми в определении статуса человека. Многие люди стесняются своего территориального происхождения, особенно если родились в селе, деревне, поселке, малом городе. Они пытаются искусственно выработать у себя чувство сообщества в отношении нового места жительства, стараются как можно быстрее вписаться в «коренные» жители.
Осознание себя членом сообщества, осознание общности интересов, вступление в социальные связи и взаимодействия вплетает индивида в социальную структуру сообщества. Ослабление социальных связей, утрата идентификации, дробление интересов снижают социальную солидарность и с территорией, и с другими членами сообщества, что уменьшает потенциал местного самоуправления или превращает его в систему, имитирующую активное участие граждан в решении местных проблем.
Местное самоуправление не может эффективно функционировать, если местное сообщество находится в состоянии дезорганизации и апатии, не располагает сетью общественных структур, способной мобилизовать и четко выразить общую волю, превратить ее в эффективный инструмент управления. Необходимо, чтобы население осознало свои местные (корпоративные) интересы, то есть достигло определенной степени социальной зрелости, определяемой как местное сообщество, а это возможно только при наличии у населения определенных установок:
- интереса к деятельности органов местного самоуправления;
- уверенности в своей способности влиять на принятие решений данных управленческих структур;
- стремление к активному вмешательству в жизнь местного сообщества и готовности к протесту в случае ущемления своих прав и интересов [12, c. 127].
Социальная работа в местном сообществе определяется как процесс содействия обычным людям в улучшении микросреды путем «организации коллективных действий» в рамках реализации социальной политики. Это своеобразная подсистема в структуре социальной помощи и поддержки населения, дополняющая и расширяющая деятельность социальных служб [18, c.45].
На местном уровне, в структуре представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеются специальные подразделения, занимающиеся социальными вопросами. Это учреждения, организации, предприятия социальной сферы, в том числе социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта, связи. Данные отрасли оказывают соответствующие услуги населению, удовлетворяют их повседневные потребности и интересы [25, c.23].
Приоритетные задачи социальной работы в местных сообществах включают:
- Развитие социальных связей в местном сообществе и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей, нуждающихся в социальной помощи.
- Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения [25, c.23].
Основными задачами, стоящие перед социальным работником, в местном сообществе могут быть сформулированы следующим образом:
- предоставление информации и советов, благодаря которым люди могут справиться с проблемами, послужившими причиной их трудной жизненной ситуации, с помощью предназначенных для этого государственных учреждений, органов местного самоуправления и неправительственных организаций;
- организация и непосредственное оказание людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходимой помощи, консультаций и поддержки;
- стимулирование социальной активности и взаимопомощи для удовлетворения жизненных потребностей людей, семей, социальных групп и сообществ.
Реализация этих задач направлена на достижение главной цели - активизацию развития местного сообщества и улучшение модели его жизнедеятельности. Основные принципы реализации социальной работы в местных сообществах заключаются в доступности сервиса; активном сотрудничестве потребителей и сервиса помощи; межведомственном подходе; поддержке и развитию новых инициатив; децентрализации контроля за бюджетом; подвижности. Формы реализации социальной работы в местных сообществах различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование, создание ассоциаций жильцов, и т. д.).
Работая в местных сообществах, профессиональный социальный работник эффективно использует законодательство, навыки и знания по психологии, педагогике и даже основам медицины. Очень важна личность социального работника, его интуиция, терпение, умение найти потенциал даже у самого слабого и пробудить его веру в собственные возможности, сформировать мотивацию и искать вместе с подопечными новые возможности, активизировать людей для осуществления ими действий, которые изменят сложившуюся ситуацию. Одновременно социальный работник должен уметь сохранять дистанцию от проблем своих подопечных, находящихся в критических ситуациях, так как спокойствие, равновесие, компетенция социального работника вселяет в людей чувство безопасности: есть кто-то, кто «наверняка поможет». Одним из основных принципов социальной работы является сохранение в тайне информации, полученной на рабочем месте, если только это не причинит вред человеку либо его семье [14, c.25].
Социальная работа в местных сообществах часто осуществляется в виде социальных проектов, целью которых является активизация и приобретение подопечными новых социальных навыков. Важным элементом социальной работы на уровне местных сообществ также является формирование местной сети сотрудничества. Социальный работник должен хорошо знать, кто работает на его территории или кого можно привлечь извне. Знание своего окружения часто является ключевым моментом в реализации проектов в интересах сообщества. В социальной работе важно уметь создавать и поддерживать отношения, которые могут оказаться неоценимыми в решении конкретных проблем.
Огромное значение имеет формирование сети сотрудничества и для индивидуальной работы. Часто сложные проблемы, с которыми сталкиваются подопечные социального работника, требуют привлечения специалистов других учреждений либо профессий. Обмен информацией и разработка совместных планов помощи позволяют увидеть проблему с разных сторон, предотвращают дублирование действий, помогают получить желаемый результат и эффективно расходовать ресурсы. Социальный работник должен знать представителей всех учреждений, которые действуют на территории района, в котором он работает, - сотрудника полиции, врача из ближайшей поликлиники, прокурора, школьных и дошкольных педагогов, местных волонтеров и общественные организации. Эти контакты необходимы не только для обмена информацией.
Благодаря созданию сети сотрудничества, можно помогать людям более полно, всесторонне, а в результате - максимально эффективно. Еще один довод в пользу построения сетей сотрудничества - это повышение уровня доверия у людей и авторитета социального работника, способного решать сложные практические задачи. Реальное сотрудничество и доверие в профессиональных отношениях между местными специалистами часто играют важную роль в принятии верных, наиболее адекватных решений. Ситуация угрозы для здоровья или жизни человека является серьезной проверкой уровня взаимодействия местных служб и организаций, причастных к работе со случаем, так как скорость и профессиональность совместных действий часто имеют огромное воздействие на качество и результативность вмешательства в критической ситуации. Умение находить союзников часто является решающим при оказании помощи людям, которые очевидно для окружающих нуждаются в помощи, однако не хотят ее принять по разным причинам [14, c.26].
В случае, когда человек в критической жизненной ситуации не дает согласия на помощь, можно, а скорее должно использовать возможности, которые дают полномочия сотрудника органов правопорядка, суда, священника или врача. Однако также нельзя забывать, что социальный работник работая в местных сообществах действует исключительно во благо людей и семей, которым служит, уважая их достоинство и право на самоопределение. Это очень важный принцип социальной работы. Необходимо умение распознавать ситуацию, определять уровень опасности и делать правильный выбор - продолжать или прекратить работу с конкретным человеком, который отказывается принимать помощь
В таких сложных ситуациях сотрудничество с другими специалистами имеет неоценимое значение.
Таким образом, социальная работа на уровне местных сообществ определяется целевой направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.
- Условия и механизмы организации самоуправления в местных сообществах в системе организации социальной работы
Организация самоуправления в местных сообществах по организации социальной помощи населению, прежде всего, основывается на выполнении условий норм законодательства. Законодательство о социальном обслуживании основывается на Конституции Республики Беларусь [1] и состоит из Закона «О социальном обслуживании» [4] и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь. Кроме того, деятельность социальных учреждений основывается на внутренних уставах, правилах деятельности. В работе специалисты также используют законодательство о семье, о труде, о социальной защите и поддержке, нормативно-правовыми актами, которые регулируют особенности работы с семьями, инвалидами, нуждающимися гражданами.
При организации социальной помощи сотрудники социальных учреждений основываются не только на правовых, но и этических нормах. Немаловажную роль играет профессиональная этика сотрудников.
Профессиональная этика – одна из функциональных основ профессиональной деятельности. Профессиональная этика социального работника представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность норм поведения, идеалов, ценностей, идей о должном, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Существует Кодекс, который представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей.
Главная цель "Этический кодекс социального работника" - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (специалиста по социальной работе) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента [8, c.22].
Важнейшую роль в оказании социальной помощи на местном уровне играют ТЦСОНы. Чаще всего, такие Центры имеют следующие структурные подразделения:
- отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;
- отделение срочного социального обслуживания;
- отделение социальной помощи на дому;
- отделение социальной адаптации и реабилитации [9].
Во многих ТЦСОНах Беларуси работают отделения дневного пребывания для инвалидов, отделения круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста или женщин и детей, переживших насилие. Все данные отделения выполняют определенный фронт работы и ведут деятельность с различными категориями населения.
Механизм организации деятельности социальных центров ориентируется на объект, на который направлено воздействие:
- объект социального воздействия и условия его жизнедеятельности; - субъект сознательного воздействия и его возможности; - цель и закономерности взаимодействия субъекта и объекта; - принципы и методы воздействия; - результаты.
Если говорить о методологии социальной работы, то ее можно определить как систему принципов и способов организации помощи и поддержки на индивидуально-личностном и групповом уровнях, как основу научного построения социальной деятельности. Принципы и методы являются важными методологическими проблемами для любой науки, а тем более они важны для социальной работы. В данном случае принципы выступают важнейшими структурообразующими элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Через их применение осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой:
- Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, отражения и развития, историзма и социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.
Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания, направленности и зависимости социальной работы от характера социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов. Сюда могут быть отнесены: государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе; гуманизм и демократизм социальной работы; связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности и социальной группы; законность и справедливость социальной работы [9].
Таким образом, в основе социальной работы в деятельности социальных центров на местном уровне лежит социальная политика государства, адекватно выражающая в теории и на практике приоритетные интересы слабозащищенных в социальном отношении групп населения.
«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социального обслуживания:
- Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).
- Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.
- Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.
Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых ТЦСОН, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом используются следующие разделы:
- Развитие видов и форм социального обслуживания населения.
- Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.
- Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.
Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых ТЦСОН и отделением, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:
- Организационная и культурно-массовая работа.
- Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.
- Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта.
Месячные планы работы службы срочной социальной помощи разрабатываются на основе задач, решаемых ТЦСОН и службой, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы:
- Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.
- Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.
- Наращивание материально-технической базы, создание запасов продуктов, одежды, постельного белья, обуви, медикаментов и проч.
- Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.
Разновидностью организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов:
1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан);
2) экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг);
3) социально-психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально-психологического климата);
4) инженерно-технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников).
Немаловажную роль играет информационная деятельность ТЦСОНов. Так, во всех из них находятся стенды, на которых размещена информация об отделениях, их функции и задачи. Кроме того, каждое отделение имеет свои буклеты, брошюры, которые раздаются посетителям для запоминания нужной информации.
Когда клиент обращается за определенным видом помощи, специалист собирает о нем сведенья. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Однако в любом случае последнее слово остается за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения [18].
В процессе обеспечения социальной помощи важную роль играют различные виды деятельности сотрудников.
Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики специалист по социальной работы использует следующие вопросы:
- Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
- Существуют ли проблемы среди членов семьи?
- Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
- Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
- Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
- Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения? [24]
Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
- изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
- диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
- изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
- личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
- нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода [24].
Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов [24].
Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путём преимущественно психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций и ориентиров, а также выработки социальных норм поведения и общения. В технике проведения консультации следует опираться на принципы: доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать клиенту советы; анонимность консультирования; включённость клиента в процесс консультирования; разграничение личных и профессиональных отношений [24].
В практике проведения консультационной работы используются многие психологические и педагогические приёмы и методы: наблюдение, инструктаж, информирование, убеждение, беседа, тестирование, мини-тренинги и др.
Основу деятельности социальных центров на местном уровне составляет работа с семьей.
Основными задачами деятельности специалиста по социальной работе с семьей являются:
- обследование семей с целью выявления трудностей и конфликтных ситуаций, отклонение в поведении детей и других членов семьи;
- установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
- осуществление патронажа детей и взрослых из семей «группы риска» и неблагополучных;
- консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства;
- тесное сотрудничество с общественными организациями;
- индивидуальная работа с детьми и семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании;
- социальная защита прав ребёнка;
- социальная поддержка детей и подростков;
- профилактика безнадзорности и правонарушений;
- успешная реализация образовательно-воспитательных целей и задач школы [16, c.323].
- Формы работы с семьей: собрания, летории, круглые столы; дни открытых дверей; индивидуальные беседы; патронаж семьи, диспуты. родительские клубы.
Одна из форм работы специалиста по социальной работе с семьей − это социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно − реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности специалиста по социальной работе , следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, специалист по социальной работе берет такие семьи под особый контроль [16].
В таблице 1. отражены основные направления сотрудничества с семьями.
Таблица 1. Направления сотрудничества с семьями [16]
Направление Сотрудничества |
С какой целью используется |
Форма общения |
Информационно-аналитическое |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической состоятельности и грамотности. Определение типа семьи. Анализ документации: социально-экономического и бытового положения семей. |
Проведение опросов, анкетирование, посещение семьи на дому, наблюдения, беседы с родителями. |
Познавательное
|
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Ознакомление взрослых членов семьи с особенностями семейной психологии и педагогики. Обучение поведений в конфликте, снижению агрессии, тревожности, повышению стрессоустойчивости. |
Родительские собрания, семинары-практикумы, родительский лекторий, встречи со специалистами, использование педагогической литературы. |
Наглядно-информационное, Просветительско-ознакомительное. |
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
Дни “открытых дверей”, просмотры разных видов деятельности, наглядный материал в уголках, тренинги. |
Досуговое |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Укрепление отношений между взрослыми детьми и родителями. |
Совместные проведения досуговой деятельности, |
Консультативное |
Получение родителями квалифицированной помощи от специалистов и детских садов, медиков поликлиники, юристов, специалистов по социальной работе по интересующим их вопросам. |
Консультации, беседа, подбор необходимых справочных документов. |
Специалист по работе с семьей может помочь клиенту справиться с возникшей проблемой. Помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость се решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста ответственность за последствия поведения членов семьи, за результат их жизнедеятельности. Однако, учитывая маргиналъность асоциальной семьи, следует понимать, что она, как правило, не всегда желает изменить свой образ жизни; поэтому специалист по социальной работе (или социальный педагог) должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни. Таким образом, нельзя переоценить важность работы специалиста по социальной работе с семьей.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.
Одним из основных направлений деятельности специалиста по социальной работе является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения родителей, ранних интимных связей подростков, пропаганда здорового образа жизни. Социальные педагоги начинают свою деятельность с диагностики семьи, цель которой: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка и установление источников влияния на детей, и возможных путей их преодоления. Изучение семьи с разных сторон помогает выявить причину проблемы и наметить пути её преодоления, выбора формы работы с семьёй. Семьи, где родители злоупотребляют эпизодически алкоголем, не имеют постоянного места работы, часто конфликтуют, в ТЦСОНах на особенном контроле.
Порой приходиться обращать внимание и на первый взгляд на благополучную семью, где порой в погоне за достатком и уютом, они перестают замечать, что в семье нет взаимопонимания, атмосферы любви и тепла.
Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект [19].
Процесс социальной терапии в ТЦСОНах направлен на решение самых разнообразных задач. Среди них:
- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.
Различие характера терапевтического воздействия служит критерием выделения следующих трех групп методов психотерапии: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггестивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.
Методы личностно-ориентированной терапии это: психотерапевтическую беседа, разговорная терапия; психотерапевтические тренинги; трудотерапия, терапия физической культуры; библиотерапия, сказкотерапия; эстетотерапия, смехотерапия; гештальтотерапия и т.п. Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путем целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. Для работы с такими методами в профессиональной деятельности психолог должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воздействие совместно с врачом-психотерапевтом.
Одной из главных задач отделения является создание банка данных по категориям социально-незащищенных категорий граждан.
К категории социально незащищённых граждан относятся:
- Инвалиды (люди/дети с ограниченными возможностями здоровья):
- нарушения зрения;
- нарушения речи;
- нарушения слуха;
- глухонемые;
- имеющие психические нарушения;
- олигофрены;
- имеющие Синдром Дауна;
- аутизм
- имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата;
- имеющие детский церебральный паралич;
- аллергики, астматики;
- люди, имеющие сердечно – сосудистые заболевания, сахарных диабет;
- родители инвалидов;
- пенсионеры;
- безработные;
- малообеспеченные семьи;
- многодетные семьи;
- матери-одиночки;
- дети-сироты;
- дети из неблагополучных семей;
- переселенцы;
- мигранты;
- приезжие студенты.
Как показывают данные схемы, прежде всего, основная информация, поступающая в банк данных, в отделение первичного приема поступает из отделов по труду и социальной защите исполкомов, а также по материалам обследования специалистами отделения. В рамках обследования происходит изучение материально-бытового положения граждан с целью выявления и учета, нуждающихся в различных видах социальной помощи, а также анализа представленных документов. Обследование проводится силами сотрудников отделения путем посещения семей, отдельных граждан [19].
Кроме того, полученные данные обрабатываются с привлечением документации районных отделений милиции, медицинских учреждений, средних и высших учебных заведений местного сообщества.
Таким образом, можно сделать вывод, что механизмы оказания социальной помощи в местных сообществах базируются на соблюдении законодательства, внутреннего распорядка учреждений, а также этическими и моральными нормами.
Заключение
В заключении следует отметить, что сама идея социальной работы в местном сообществе в настоящее время представляет наиболее благоприятные условия, чтобы осуществлять принципы демократии и подтвердить их связь с активной политикой социальных реформ. Главными направлениями совершенствования социальной работы в местных сообществах следует считать формирование соседских сообществ в виде разнообразных групп взаимопомощи, благотворительных и представительных групп, согласительных групп с участием представителей властной структуры, добровольных (волонтерских) организаций, специальных групп для проведения какого-либо социально значимого мероприятия.
В последние годы в экономически развитых странах формируется так называемый трансформационный подход, подразумевающий социальную работу в местном сообществе, способствующую наделению граждан большими полномочиями и возможностью реального влияния, развития и либерализации.
Такой подход определяет особенности профессионального портрета и социальной роли социального работника, который должен иметь дополнительный (по отношению к базовому) набор знаний и умений, достаточный для эффективной работы при осуществлении контактов с индивидами, группами и организациями. Ролевой репертуар социального работника в местных сообществах может включать оказание помощи в создании новых организаций по защите интересов населения, непосредственную защиту интересов или поддержку усилий официальных представителей, направленных на улучшение социального обслуживания. То есть социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, эксперта, социального ориентира, что, в свою очередь, требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем местного сообщества требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т. п.
Их посредничество уместно и в решении многих других проблем, таких как улаживание конфликтов между государственными институтами, бизнесом и общественными организациями, просветительская деятельность, проведение консультаций, использование социального маркетинга в качестве стратегии общественного участия.
Список использованных источников
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г) // Консультант плюс: Беларусь Технология ПРОФ [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2015 г.
- Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З, принят Палатой представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года// Консультант плюс: Беларусь Технология ПРОФ [Электронный ресурс] /ООО "Юрспектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2015 г.
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Консультант плюс: Беларусь Технология ПРОФ [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2015 г.
- Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года №395-З «О социальном обслуживании» (В редакции Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 г. №137-З, 13.07.2012 г. №427-З) // Консультант плюс: Беларусь Технология ПРОФ [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2015 г.
- Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности - "Социал. работа"/ Л. И. Акатов. - М.: Владос, 2004. – 363 с.
- Бадмаева, М. Ю. Опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста в условиях сельской местности/ М. Ю. Бадмаева. - (Руководитель учреждения социального обслуживания: организация и содержание труда) //Работник социальной службы. - 2005.- N 4.- С. 12-18
- Барташевич, А.А. Республика Беларусь / А.А. Барташевич. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 643с.
- Буратинская, О.Н. Технологии социальной работы / О.Н. Буратинская. - М.: Олма-пресс, 2014. - 320 с.
- Бизонов, А.А. Правовое обеспечение социальной защиты в Республике Беларусь / А.А. Бизонов // Директор – № 13 - 2009. С.44-46
- Билец, К.Д. Социальная защита населения: опыт развитых стран / К.Д. Билец – Минск: Тетра-системс, 2011. – 164с.
- Билец, К.Д. Социальная политика Республике Беларусь / К.Д. Билец, - Минск: Новое время, 2012. - 100с.
- Гоголева, Е.Н. Активность местного сообщества как условие функционирования местного самоуправления // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. – С. 126-135
- Довнар, Т.И. Социальная политика Республики Беларусь / Т.И. – Минск: БГУ, 2011. – 254с.
- Кисель, И.В. Социальные технологии и современное общество // Социальная работа, № 12. – 2010. – С. 24-28.
- Лебедько, Е.Е., Бохан, Т.И. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Е.Е. Лебедько, Т.И. Бохан. – Минск: Книжный Дом, 2012. – 388 с.
- Ловцова Н.И. Здоровая, благополучная семья – опора государства? Гендерный анализ семейной социальной политики // Журнал исследований социальной политики - №1 (3-4) 2008. С.323-325
- Официальный сайт Министерства по труду и социальной защите населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ Дата доступа: 15.05.2015
- Попова, О.К. Предложения по стратегии социальной защиты / О.К. Попова // Общество и экономика. – 2012. - № 4. – С. 45 – 123.
- Сидорова, В. А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности / В. А. Сидорова //Социологические исследования. – 2010. - N 7. - С. 83 - 95.
- Социальная политика: Учеб.-метод комплекс / Авт.-сост. Е.М. Комлик. – Минск: ФУСТ БГУ, 2011. – 334 с.
- Чагин, К. Опыт реализации адресной социальной помощи в зарубежных странах / К. Чагин // Социологические исследования. – 2006. - № 10. – С. 34-36.
- Шарин, В. Проблемы адресной социальной помощи: белорусский опыт / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2011 - № 3. – С. 21-25.
- Эфтимович, Л. Об адресной помощи пенсионерам / Л. Эфтимович //Соц. обеспечение. - 2003. - № 9.- С. 8-11.
- Яловецкая, О.Н. Технологии социальной работы / О.Н. Яловецкая, - Мозырь: Белый ветер, 2012. – 376с.
- Янич, С.М. Социальная работа в местном сообществе как социальный феномен // Социальная работа, № 7. – 2013. – С. 21-25.