Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму. |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность финансов предприятия. 6
1.2 Понятие и сущность финансовой стратегии предприятия. 9
2.1 Основные направления деятельности предприятия. 13
2.2 Организация финансовой стратеги на предприятии. 18
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35
Положение любого предприятия на рынке не остается неизменным. Рано или поздно появляются конкуренты. Поэтому постоянное развитие предприятия является необходимым условием его экономического выживания. План развития составляется не только на ближайшее время, но и на длительную перспективу. Поэтому финансовый менеджмент должен ответить на ряд вопросов, сформулировав тем самым финансовую стратегию предприятия. Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В противном случае предприятие может обанкротиться.
Актуальность исследования темы курсовой работы обуславливается тем, что на современном этапе развития экономики, перед промышленными предприятиями стоят сложные задачи по выживанию в конкурентных условиях. Поэтому эффективная финансовая стратегия позволяет в какой-то степени преодолеть дефицит в финансовых ресурсах. Грамотная разработка финансовой стратегии позволит решить проблемы платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоления возможного банкротства предприятия.
Целью курсовой работы является проанализировать особенности финансовой стратегии предприятия и разработать пути ее совершенствования.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности финансовой стратегии предприятия.
- Проанализировать эффективность финансовой стратегии предприятия на практическом примере.
- Разработать пути совершенствования финансовой стратегии предприятия.
Объектом курсовой работы является финансовые ресурсы предприятия. Предметом курсовой работы является разработка предложений по улучшению организации финансовой работы на предприятии.
В работе использовались учебные и научные пособия по управлению финансами предприятия, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора по статистическим данным рассматриваемого предприятия. Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
1.1 Понятие и сущность финансов предприятия
Финансы - это система денежных отношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности данных процессов. Финансовые ресурсы (шире денежных фондов) - целенаправленная совокупность денежных средств, способных к высвобождению (мобилизации) или дополнительной загрузке в оборот (иммобилизации) [7, с.5]. Финансы имеют две функции - распределительную и контрольную. По другим источникам финансы имеют три функции - образование доходов (накопление капитала), осуществление расходов - распределительная и контроль эффективности. Первая функция проявляется в работе финансового менеджера через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в фондах денежных средств; стимулирование денежных доходов и накоплений с помощью финансовых стимулов и рычагов; проценты за кредит; ставки налогов, налоговые льготы, штрафные санкции. Вторая функция распределительная - распределение денежных средств по фондам, формируемым на предприятии. Третья функция - контрольная проявляется через: анализ финансовых показателей и мер финансового воздействия - управляющих решений финансового менеджера.
Собственные финансовые ресурсы включают в себя доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручку от реализации выбывающего имущества за вычетом расходов по его реализации, амортизационные отчисления. Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия являются также экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, кредиторская задолженность, в том числе устойчивые пассивы и др. В современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов предприятия может быть предпринимательский капитал, вложенный в уставный фонд другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятия [9, с. 15].
Значительные финансовые ресурсы, особенно на вновь создаваемых и реструктуризованных предприятиях, могут быть мобилизованных на финансовом рынке. Они включают в себя доходы от продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых предприятием, дивиденды, проценты. В качестве финансовых ресурсов предприятия выступает также ссудный капитал, который передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов. Финансовые показатели предприятия - это итоговые, результирующие хозяйственную деятельность показатели. Их можно оценить по пяти оперативным показателям (финансовый светофор):
- наличие денег на расчетном счете;
- просроченная задолженность контрагентам-поставщикам и подрядчикам;
- просроченная задолженность банку или другим кредиторам;
- задолженность бюджету - чрезвычайная ситуация;
- анализ общих финансовых и технико-экономических показателей
Эффективность финансовой деятельности предприятий отражается результирующими финансовыми показателями. Наиболее общим и существенным компонентом эффективности является рентабельность. Финансы предприятий являются главным звеном в государственной финансовой системе. Через реальный сектор экономики происходят основные денежные потоки, благодаря которым формируются фонды денежных ресурсов всех хозяйствующих структур и централизованные фонды денежных средств государства. Финансы предприятий возникли и существуют как финансы сферы материального производства. Никто не может отрицать существование финансов предприятий, их следует рассматривать как историческую экономическую категорию, без которой не может существовать ни одно звено финансовой системы. На их основе сформировались остальные звенья финансовой системы государства и группы более сложных категорий - налоги, государственные доходы и расходы, государственный бюджет, страхование, государственный кредит и др [9, с.8].
Таким образом, финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом финансовой системы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от всех видов деятельности, целевые поступления) и поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.). Финансовая работа на предприятии - это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими предприятиями и собственными работниками.
Предметом финансовой работы на предприятии являются:
- финансовые отношения, а именно - построение рациональных схем отношений предприятия с партнерами по бизнесу и со всеми финансовыми институтами государства, как обязательной предпосылки формирования его первичных доходов;
- финансовые потоки, а именно - обеспечение их достаточности, своевременности и синхронизации, как обязательных предпосылок финансового равновесия предприятия, его финансового благополучия.
Возможные направления воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки принято представлять тремя укрупненными группами: финансовое планирование; оперативно-управленческая работа; контрольно-аналитическая работа. Управление финансами — это система рационального управления процессом финансирования хозяйственной деятельности организации, которая включает движение финансовых ресурсов и формирование финансовых отношений, возникающих в результате этого движения. Таким образом, финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Деятельность по управлению финансами предприятия направлена на максимизацию прибыли, оптимизацию структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости, увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта — максимизации стоимости фирм путем получения прибыли и ее реинвестирования (полностью или частично) в бизнес при допустимом уровне риска.
1.2 Понятие и сущность финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций. Финансовая работа включает стратегию и тактику управления. Под стратегией понимают общее направление и способ использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели, чему соответствует определенный набор правил и ограничений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой цели, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии [15, c.200].
Финансовая стратегия любого предприятия определяется стратегическими целями, стоящими перед предприятием, а также целями самого финансового менеджмента. Как известно, главная цель финансового менеджмента - обеспечение роста благосостояния собственников, максимизация рыночной стоимости компании. Следовательно, финансовая стратегия компании - это генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью капитализации компании. К инструментам, которые поддерживают процедуры формирования и реализации финансовой стратегии развития являются:
- методики по выполнению отдельных шагов общего процесса формования и реализации финансовой стратегии развития;
- модели финансового механизма предприятия, инновационных процессов, влияющих на формирование и реализацию финансовой стратегии [7, c.143].
Разработка финансовой стратегии предприятия состоит из нескольких этапов. С самого начала необходимо определить, на какой срок формируется финансовая стратегия. В зависимости от срока стратегии зависят и цели финансовой деятельности, и степень проработки финансовых планов. Долгосрочная финансовая стратегия описывает принципы образования и использования доходов, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия разрабатывается в рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущее управление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегические планы на 3-5 лет формируются в укрупненном виде, а краткосрочные финансовые планы на год прорабатываются с большой степенью детализации. Следующим этапом разработки финансовой стратегии следует определить цели финансовой деятельности. Финансовая стратегия является функциональной по отношению к корпоративной стратегии компании, следовательно, она должна быть включена в структуру общих стратегических целей компании. Как известно, главная финансовая цель - максимизация рыночной стоимости при минимизации риска. Такая цель может определяться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Главная цель достигается, если у предприятия достаточно финансовых ресурсов, оптимальная рентабельность собственного капитала, сбалансированная структура собственного и заемного капитала. Главная финансовая цель детализируется на финансовые подцели, например [17, c.32]:
- Прибыль
- Величина собственного капитала
- Рентабельность собственного капитала
- Структура активов
- Финансовые риски
Каждая цель должна быть четко сформулирована и выражена в конкретных показателях, например:
- Рентабельность продаж
- Финансовый рычаг (соотношение собственного и заемного капитала)
- Уровень платежеспособности
- Уровень ликвидности
Разработка финансовой стратегии подразумевает разработку не только целей, но и разработку плана действий по достижению этих целей. Руководство компании должно знать, как текущая ситуация соотносится со стратегическими целями компании. Необходимо регулярно контролировать достижение стратегических целей. Для контроля осуществления стратегии стратегические цели разбиваются на конкретные стратегические задачи, решить которые нужно в определенный период времени. Контроль достижения стратегических целей осуществляется путем решения тактических задач. Установленные финансовые цели группируются по направлениям, образуя финансовую политику предприятия. Наличие финансовой стратегии делает компанию более управляемой для менеджмента и прозрачной для собственников. Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.
2.1 Основные направления деятельности предприятия
Совместное общество с ограниченной ответственностью «ВиГе транс» было образовано по решению собрания учредителей 12 декабря 2004 г. Зарегистрировано в реестре общереспубликанской регистрации 19 декабря 2004 г. Брестским облисполкомом. Учредителями выступали:
- гражданин Республики Беларусь - Росалюк Виктор Николаевич, взнос в уставный фонд составляет 1000 $ (Одна тысяча) долларов США;
- гражданин Германии - Георг Кольмюллер, взнос в уставный фонд составляет 56 000$ (Пятьдесят шесть тысяч) долларов США.
Целью создания СООО «ВиГе транс» является осуществление автомобильных международных и внутриреспубликанских грузоперевозок. СООО «ВиГе транс» относится к числу мелких предприятий. В апреле 2005 году предприятие начало свою деятельность в области оказания услуг международных автомобильных перевозок. Первыми клиентами были такие крупные белорусские предприятия, как «Савушкин продукт», «Инко-Фуд», «Санта-Бремор», ИП ЗАО «Беле». Перевозили мороженое, кисломолочную продукцию, изделия из крабового мяса, рыбные полуфабрикаты, офисную мебель из Беларуси в Россию, Украину. В дальнейшем география рынка оказываемых СООО «ВиГе транс» транспортных услуг заметно расширилась. Заказчиками транспортных услуг Общества стали предприятия, экспедиционные компании России, Украины, Германии, Польши. СООО «ВиГе транс» оказывает услуги по направлениям: Беларусь- Россия-Беларусь, Польша-Беларусь, Беларусь-Германия-Беларусь, Беларусь-Голландия-Россия.
Преимущество СООО «ВиГе транс» перед другими грузоперевозчиками состоит в том, что:
- географическое месторасположение г.Кобрина очень выгодно: до границы с Украиной - 50 км, до границы с Польшей - 60 км;
- имеющееся количество автомобилей не требует большого штата обслуживающего персонала, что сокращает затраты на производство услуг, не надо иметь огромные по площади гаражи, площадки для стоянки. Это обстоятельство уменьшает налоговую нагрузку на Общество;
- автомобильный парк СООО «ВиГе транс» представлен основными видами востребованных видов кузова: рефрижераторы различной грузоподъемности, тент со всеми способами загрузки, цельнометаллическая сцепка, позволяет перевозить любые виды грузов от пищевых продуктов до стальных труб и сборных домиков.
- средний возраст водителей - 40 лет, это говорит, что они обладают большим профессиональным опытом и квалификацией и находятся на пике работоспособности.
Основными конкурентами СООО «ВиГе транс» можно считать не крупные автопредприятия-монополисты, а мелкие фирмы, с численностью подвижного состава до 15 машин и индивидуальных предпринимателей, имеющих 1-2 машины. СООО «ВиГе транс» - предприятие частной формы собственности.
В составе основных средств СООО «ВиГе транс» находятся:
- седельный тягач - 2 шт;
- полуприцеп грузоподъемностью 18 т- 1 шт.;
- автомобиль -рефрижератор грузоподъемностью 8т - 1 шт.;
- автомобиль-фургон грузоподъемностью 20 т - 1 шт;
- полуприцеп-рефрижератор грузоподъемностью 20 т- 1 шт.
- полуприцеп -тент грузоподъемностью 20 т - 1 шт.
На 01.01.2010г. состояние производственных фондов (автотранспорта) по возрастному составу представляет: До 10 лет- 1 ед.; До 15 лет- 3 ед.; До 20 лет - 3 ед. Для поддержания автотранспорта в рабочем состоянии систематически проводится планово-предупредительное обслуживание транспорта путем замены устаревших узлов и деталей. Весь транспорт, кроме полуприцепа бортового тентованного ШМИТЦ, составляют уставный фонд. В мае 2010 года на аукционе было приобретено нежилое помещение с асфальтированной площадкой (1100 м2). В здании планируется расположить ремонтную мастерскую, создать места для работы и отдыха водителей. Рассмотрим организационную структуру предприятия, рис 2.1
Рис 2.1 Организационная структура предприятия
На предприятии действует линейная организационная структура, которая основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа обеспечивает предприятию «ВиГе транс» единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Преимуществом линейной структуры является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Кроме этого, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченными ресурсами и личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Среди недостатков отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Такая структура предъявляет очень высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными работниками, что ограничивает масштаб возглавляемого подразделения и возможности руководителя более эффективно им управлять. Рассмотрим экономические показатели деятельности предприятия. Основные средства (фонды) - та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.
Таблица 2.1 Стоимость основных фондов организации и ее изменение
Вид основных средств |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение 2011 к 2010 |
||||
Среднегодовая стоимость, млн. руб. |
доля, % |
Среднегодовая стоимость, млн. руб. |
доля, % |
Среднегодовая стоимость, млн. руб. |
доля, % |
Стоимости |
Доли |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Здания и сооружения |
63,00 |
8,92% |
158,00 |
19,46% |
375 |
21,51% |
217,00 |
2,06% |
Передаточные устройства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Машины и оборудование |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Транспортные средства |
640 |
90,65% |
651 |
80,17% |
1357 |
77,85% |
706,00 |
-2,32% |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Многолетние насаждения |
0,6 |
0,08% |
0,6 |
0,07% |
1 |
0,06% |
0,40 |
-0,02% |
Прочие основные |
2,3 |
0,33% |
2,4 |
0,30% |
10 |
0,57% |
7,60 |
0,28% |
Всего фондов |
706,00 |
100,00% |
812,00 |
100,00% |
1743 |
100,00% |
931,00 |
0,00% |
Как видно из таблицы 2.1, наибольшую стоимость имеют транспортные средства– в 2011г. 1357 млн.руб., что больше на 706 млн., чем в 2010г. Доля данного вида основных средств составила 77,85 % от общей стоимости в 2011 году, однако уменьшилась по сравнению с 2010г. на 2,32 п.п. Проанализируем оборотные средства предприятия с помощью данных таблицы 2.2.
Таблица 2.2 Оборотные средства СООО «ВиГе транс» в 2009-2011г
Вид оборотных средств |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение 2011 к 2010 |
|||||
сумма, млн. руб. |
доля, % |
сумма, млн. руб. |
доля, % |
сумма, млн. руб. |
доля, % |
суммы, млн.руб. |
доли |
темп роста, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Запасы и затраты |
74,3 |
32,57% |
15 |
8,57% |
43 |
7,61% |
28 |
-0,96% |
286,67% |
в том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
сырье, материалы и другие активы |
22,3 |
9,78% |
13 |
7,43% |
26 |
4,60% |
13 |
-2,83% |
200,00% |
расходы будущих периодов |
52 |
22,80% |
2 |
1,14% |
17 |
3,01% |
15 |
1,87% |
850,00% |
Налоги по приобретенным активам |
50,9 |
22,31% |
9 |
5,14% |
20 |
3,54% |
11 |
-1,60% |
222,22% |
Дебиторская задолженность |
74,5 |
32,66% |
84 |
48,00% |
256 |
45,31% |
172 |
-2,69% |
304,76% |
покупателей и заказчиков |
60,2 |
26,39% |
68 |
38,86% |
227 |
40,18% |
159 |
1,32% |
333,82% |
поставщиков и подрядчиков |
5,5 |
2,41% |
2 |
1,14% |
2 |
0,35% |
0 |
-0,79% |
100,00% |
по налогам и сборам |
6,3 |
2,76% |
11 |
6,29% |
4 |
0,71% |
-7 |
-5,58% |
36,36% |
разных дебиторов |
2,5 |
1,10% |
3 |
1,71% |
23 |
4,07% |
20 |
2,36% |
766,67% |
Денежные средства |
28,4 |
12,45% |
67 |
38,29% |
246 |
43,54% |
179 |
5,25% |
367,16% |
Всего оборотных активов |
228 |
100,00% |
175 |
100,00% |
565 |
100,00% |
390 |
0,00% |
322,86% |
Анализируя данные таблицы 2.2. можно отметить, что в структуре оборотных активов СООО «ВиГе транс» наибольшую долю занимает статья дебиторская задолженность – 45,3% в 2011г. и 48% в 2010г. или 256 млн. руб. и 84 млн. руб. соответственно в 2011 и 2010г. Величина дебиторской задолженности выросла в 2011г. на 172 млн. руб. или на 204,76%. Однако, удельный вес данной статьи в общем итоге оборотных средств уменьшился на 2,69 п.п. В составе дебиторской задолженности происходит увеличение задолженности покупателей и заказчиков на 159 млн. руб. или на 233,82%. Доля данной статьи растет на 1,32 п.п. и составляет в 2011г. 40,18% от общей суммы оборотного капитала. Дебиторская задолженность разных дебиторов увеличивается в 2011г. по сравнению с 2010г. на 666,67% и составляет 23 млн. руб. Доля же данной статьи в общем итоге увеличивается на 2,36 п.п. В составе запасов и затрат наибольший удельный вес приходится на сырье и материалы – 4,6% от общего итога в 2011г. и 7,43% в 2010г. Расходы по данному виду оборотных средств выросли на 13 млн. руб. в 2011г. или на 100%. Доля запасов и затрат уменьшилась на 0,96 п.п. Денежные средства предприятия увеличиваются на 179 млн. руб. или 5,25% и занимают в общей сумме оборотных средств 38,29% и 43,54% соответственно в 2010 и 2011гг. Следует вывод: на СООО «ВиГе транс» в 2011г. произошло увеличение оборотных активов на 390 млн.руб. или на 222,86%. Данное изменение произошло за счет изменения следующих статей:
Увеличения запасов и затрат – на 28 млн. или 186,67%, увеличения дебиторской задолженности на 172 млн. или 204,76%,
Увеличения налогов по приобретенным активам на 11 млн. или 122,22%, увеличения денежных средств на 179 млн. или 267,16%. Для оценки эффективности использования оборотных средств, рассчитаем коэффициент эффективности использования:
Кэф. = = Прибыль/Об.С
Кэф. 2010 = 146/ 175 = 0,8343;
Кэф. 2011 = 162/ 565 = 0,2867
Рентабельность ОбС = Кэф.*100 % или 83,43% в 2010г. и 28,67% в 2011г.
Таким образом, рентабельность оборотных средств предприятия составляет в 2010г. 83,43 % и в 2011г. 28,67%. Можно отметить, что эффективность использования оборотных средств СООО «ВиГе транс» снижается в 2011г. на 0,55 или 55 п.п. Численность работников предприятия, согласно штатному расписанию на 01.01.2012 года - 8 человек. Анализ трудовых ресурсов предприятия позволяет оценить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.
2.2 Организация финансовой стратеги на предприятии
Так как предприятие СООО «ВиГе транс» не очень большое, финансового и экономического отдела на предприятии нет. Финансами занимается экономист предприятия, который, совместно с руководством, и разрабатывает финансовую стратегию.
Основная задача разработки финансовой стратегии на СООО «ВиГе транс» — построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности, а именно:
- избежания банкротства и крупных финансовых неудач;
- роста объемов производства и реализации;
- лидерства в борьбе с конкурентами;
- максимизации цен компании.
На СООО «ВиГе транс» разработана стратегия управления финансами. Рассмотрим основные положения данной стратегии:
- Финансовая стратегия направлена на реализацию главной цели бизнеса — повышение богатства собственника.
- Стратегия управления финансами является частью общей стратегии
предприятия. - Оценка результативности бизнеса проводится на основе наиболее информативных финансовых показателей.
Экономист и Главный бухгалтер предприятия используют следующие финансовые инструменты: первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторские и дебиторские задолженности по текущим операциям), вторичные или производные. Основу информационного обеспечения системы разработки финансовой стратегии составляет информация финансового характера: бухгалтерская отчетность; сообщения финансовых органов; информация учреждений банковской системы; информация товарных, фондовых и валютных бирж; прочая информация. Так как на современном этапе деятельность предприятия убыточна, руководством предприятия разрабатывается новая финансовая стратегия, которая начала работать с 2010 года. В условиях жесточайшей конкуренции в области международных грузоперевозок, администрацией СООО «ВиГе транс» были выработаны следующие маркетинговые решения:
- максимально задействовать возможности имеющегося автопарка;
- проводить интенсивный поиск новой клиентуры с применением передовых информационных технологий;
- сформировать высокопрофессиональный штат водителей, способных работать на всех видах автомобильных единицах Общества;
- обеспечить максимальную прозрачность совершаемых международных автомобильных перевозок.
Эффективность финансовой стратегии покажут финансовые показатели деятельности предприятия. В СООО «ВиГе транс» основными источниками финансовых ресурсов на конец 2011г. являются: уставный капитал в размере 124 млн.руб., резервный фонд в размере 20млн.руб, добавочный фонд в размере 530 млн. руб., чистая прибыль 200млн. руб., а также накопленная амортизация в размере 1526млн. руб. Также предприятие привлекло заемные источники в виде лизинга, обязательства по которому составили 620 млн. на конец 2011г. Проведем анализ изменения финансового состояния предприятия СООО «ВиГе транс» в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Анализ изменения финансового состояния предприятия СООО «ВиГе транс» за 2009-2011 гг., млн. руб.
№ п/п |
Наименование показателя |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
Норматив коэффициента |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности (К1): |
4,452 |
9,211 |
4,631 |
K1>=1,15 |
2 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2): |
-0,909 |
0,514 |
-0,313 |
K2>=0,15 |
3 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) : |
0,585 |
0,158 |
0,459 |
К3 <= 0,85 |
4 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) |
0,112 |
3,526 |
2,016 |
Кабсл>=0,2 |
5 |
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) |
0 |
0,000 |
0,000 |
К4 <= 0,5 |
6 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
3,29 |
2,6 |
4,1 |
оборачиваемость оборотных средств повысилась |
На основании данных данной таблицы можно сделать следующие выводы. Проанализировав динамику К1 и К2 можно сделать вывод о том, что структура бухгалтерского баланса СООО «ВиГе транс» является удовлетворительной, а предприятие – платежеспособным, т. к. К1 имеет значение больше нормативного на конец 2011г. Однако, коэффициент К1 снизился на конец 2011г. и свидетельствует о том, что ликвидность на конец 2011г. ниже уровня начала года, однако собственных оборотных активов предприятия достаточно для того, чтобы своевременно погасить срочные обязательства предприятия. Для повышения уровня текущей ликвидности необходимо способствовать росту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами и займами, для чего следует увеличить собственные оборотные средства, привлекать долгосрочные кредиты и займы и обоснованно снижать уровень запасов. Рассчитанный коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, свидетельствует, что СООО «ВиГе транс» не обладает собственными оборотными средствами на конец (К2=-0,313) анализируемого периода и его состояние стабильно.
Проанализировав К3 сделаем вывод о том, что СООО «ВиГе транс» не является потенциальным банкротом, т. к. К3 имеет значение меньше нормативного, т. е. К3 < 0,85. Превышение нормативных значений К3 и К4 указывает на критическую ситуацию, при которой, даже реализовав все свои активы, предприятие не всегда получает возможность рассчитаться по своим финансовым обязательствам, что может привести к возникновению реальной угрозы его ликвидации посредством процедуры банкротства. На СООО «ВиГе транс» такой угрозы нет, т.к. рассчитанные коэффициенты К3 и К4 значительно ниже нормативных. Снижение коэффициента абсолютной ликвидности на 1,51 (3,526-2,016) обусловлено увеличением доли кредиторской задолженности. Однако значения рассчитанных коэффициентов удовлетворяют нормативному, т.е. не менее 0,2, следовательно, в целом ликвидность анализируемого баланса можно оценить как стабильную. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день реализацию финансовой стратеги предприятия можно оценить, как удовлетворительную.
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рассмотрев деятельность предприятия в рамках разработки финансовой стратегии предприятия, следует отметить, что СООО «ВиГе транс» необходимо уделять повышенное внимание управлению рисками. Главной задачей при выборе метода управления риском должно стать уменьшение степени вероятного риска до максимально низкого уровня. Этого можно добиться различными методами, важнейшими из которых являются: избежание возможных рисков, лимитирование концентрации риска, передача риска, хеджирование, диверсификация, страхование и самострахование, повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятельности [16,с.81].
Под избежание возможных рисков понимается отказ от любого мероприятия, связанного с риском, или разработка мероприятий, которые полностью их исключают. Однако при этом предприятие лишается возможности получения дополнительной прибыли, что отрицательно сказывается на его экономическом развитии и эффективности использования собственного капитала. Поскольку некоторых рисков вообще невозможно избежать, возникает необходимость использования других методов снижения риска. Кроме того, избежание одного вида риска может привести к возникновению другого, более сложного. Прежде чем отказаться от проведения рисковой операции, следует проанализировать возможности использования других способов минимизации финансовых рисков. Незначительные потери можно учитывать как оперативные расходы, заранее уменьшив на них сумму прибыли.
Лимитирование концентрации финансовых рисков производится путем установления определенных нормативов в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Система финансовых нормативов может включать такие показатели, как предельный размер кредита для одного клиента, максимальный удельный вес заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности предприятия, максимальный размер вклада, размещаемого в одном банке, максимально допустимый размер расходования какого-либо вида ресурсов, максимальный период обращения дебиторской задолженности и др. Передача (трансфер) риска является эффективным методом минимизации финансовых рисков. Суть его заключается в том, что предприятие-трансфер путем заключения договора передает риск предприятию (трансфери), принимающему его на себя. При этом цена сделки должна быть приемлемой для обеих сторон. Трансфери за определенную плату берет на себя обязательства по эффективной минимизации риска трансфера, имея для этого соответствующие возможности и полномочия. Этот договор является выгодным для обеих сторон, так как трансфери может иметь больше возможностей для уменьшения риска, лучшие позиции для контроля за хозяйственной ситуацией и риском. Кроме того, размер потерь для него может оказаться не столь значительным, как для предприятия, передающего риск [1, с.73].
Передача риска могут осуществляться путем заключения контрактов различных типов. К ним относятся:
- строительные контракты, когда все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма;
- аренда, когда при заключении договора значительная часть рисков передается арендатору, однако часть рисков остается на собственнике;
- контракты на хранение и перевозку грузов, когда транспортная компания берет на себя риски, связанные с гибелью или порчей продукции во время ее транспортировки;
4) договоры факторинга (финансирование под уступку денежного требования), когда передается кредитный риск предприятия.
Можно сформулировать два главных правила, полезных для разработки финансовой стратегии предприятия СООО «ВиГе транс»:
- Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и оказывать услуг в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
- Следует помнить, что сила воздействия операционного рычага тем
больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это
означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые автомобили, увеличение издержек на управление предприятием).
Анализ конкурентного положения СООО «ВиГе транс» является очень важным, необходимо определить удельный вес конкурентов в объеме предоставления услуг. Только благодаря анализу соотношения между затратами и объемом продаж устанавливается, достаточно ли предприятие выделяет средств, для обеспечения запланированного объема предоставления услуг и не являются такие расходы необоснованно низкими, что может привести к негативному влиянию на предоставления услуг в будущем. Чтобы выявить тенденции финансовой деятельности в перспективе, при разработке финансовой стратегии специалистам необходимо анализировать показатели за предыдущий период. Далее необходимо определить соответствующие доходы и составить баланс прибыли и убытков, а руководству предприятия уделять особое внимание оценке эффективности финансового положения предприятия. Успешная деятельность предприятия во многом зависит от инновационной стратегии. Основная деятельность руководства должна быть направлена на развитие инноваций на предприятии, что включает в себя в первую очередь разработку новых видов услуг, что в конечном итоге должно повышать конкурентоспособность [3, с.101].
В заключение следует отметить, что, кроме всего предложенного, для грамотной разработки финансовой стратегии рассматриваемого предприятия «ВиГе транс» очень важна деятельность сотрудника, отвечающего за финансы. Поэтому основное правило, или принцип, которым должны руководствоваться финансовые менеджеры - это исключительность интересов фирмы (предприятия). Правовая законность операций обеспечивает их защиту и законность доходов. Поэтому функциональными обязанностями финансового менеджера должны стать: обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия; налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой операции; разработка планов - прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности; выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия; разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций; страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь, выявление рейтинга предприятия и конкурентов; - непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования; анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов. Проделанная работа в 2011-ом году дает основание руководству СООО «ВиГе транс» принять решение об осуществлении финансовой стратегии продвижении своих услуг на европейский рынок в 2012 году. Это позволит:
- увеличить объем оказываемых услуг;
- увеличить прибыль, полученную предприятием;
- в значительной мере позволит возрасти поступлениям в бюджет и прочие внебюджетные фонды;
- создать новые рабочие места;
- повысить заработную плату сотрудникам Общества;
- обновить подвижной состав СООО «ВиГе транс», приобрести автомобили, отвечающие европейским стандартам.
Первым шагом для реализации намеченных планов, является решение о приобретении нового подвижного состава, соответствующего европейским экологическим и техническим нормам. В ходе маркетинговых исследований, проводимых руководством фирмы, выяснилось, что наиболее востребованным транспортом являются тенты (более 50% всех запрашиваемых автомобилей). Это объясняется универсальностью данного вида полуприцепов: им можно перевозить широчайший спектр грузов от пищевых продуктов в коробках до строительных материалов и оборудования; разнообразностью способов загрузки: не возникает проблем с погрузкой груза автокаром или краном, можно грузить вручную, использовать заднюю, боковую, верхнюю загрузку. Есть возможность полностью растентовать полуприцеп, оставив только открытую площадку. Таким образом, при принятии решения о виде приобретаемого автотранспорта, чаша весов склонилась в пользу полуприцепов- тентов. Имея в своем подвижном составе тенты, СООО «ВиГе транс» может быть уверен в том, его услуги по грузоперевозке будут всегда востребованы и актуальны. Экономическая эффективность и целесообразность использования грузового автотранспорта имеет доказанный на практике предел в 3000 км. Поэтому оптимальный вариант, по расчетам специалистов СООО «ВиГе транс», будет маршрут Германия, Голландия, Бельгия -Беларусь, Германия, Голландия, Бельгия - Россия (Москва, Набережные Челны, Уфа, Самара). К тому же, приобретение сцепок класса Евро-3 даст возможность СООО «ВиГе транс» получить большую квоту на российские разрешения для перевозки грузов в/из третьих стран.
Таким образом, изучив рынок грузов в разных аспектах, руководство СООО «ВиГе транс» пришло к выводу, что, расширив подвижной состав за счет приобретения двух новых седельных тягачей и полуприцепов-тентов, фирма будет гарантировано обеспечена высокими, стабильными доходами от оказываемых транспортных услуг. Грузы для полуприцепов - тентов предлагаются вне зависимости от сезона, в любых направлениях, любого тоннажа и объема - все говорит в пользу того, что приобретаемые автотранспортные средства будут востребованы. Учитывая расширение подвижного состава за счет приобретения двух сцепок, специалисты СООО «ВиГе транс» разработали финансовую стратегию на 2011-2012 годы, которая включает в себя:
- расширение сегмента рынка перевозок, то есть увеличение объема перевозок за счет активизации маркетинговой политики;
- изыскание возможности увеличения спроса на свои услуги за счет применения более современного подвижного состава;
- использования агентских соглашений с известными экспедиторскими фирмами;
- реклама предлагаемых транспортных услуг;
- заключения непосредственно с потенциальными грузоотправителями и грузополучателями контрактов на перевозку грузов;внедрение новых и улучшение потребительских характеристик уже оказываемых транспортных услуг;
- обеспечение доступности услуг, оказываемых предприятием;
- оказание дополнительных услуг, в том числе информационных;
- предоставлением постоянным клиентам льготных условий оплаты услуг.
Приобретенные транспортные средства позволят выйти СООО «ВиГе транс» на качественно новый уровень развития, расширить объем оказываемых транспортных услуг, повысить доход фирмы. Руководство СООО «ВиГе транс» может принять принципиальное маркетинговое решение: при приобретении двух новых сцепок перейти на новый метод работы. Предполагается уйти от ежедневного поиска грузов в поисковых системах, на который тратится много времени. Имея в своем подвижном составе три тента, предприятие может заключить договор с фирмой - грузовладельцем или транспортно-экспедиционной компанией на постоянные перевозки грузов. В настоящее время рассматриваемое предприятие не может пойти на подписание подобного договора, так как не обладает достаточным количеством нужного вида автотранспорта. В случае форс-мажорных обстоятельств, предприятие не смогло бы заменить одну машину другой, тем самым не поставив перевозку груза под угрозу срыва. Заключение такого контракта имеет много положительных моментов: позволит обеспечить стабильной, долговременной работой все машины-тенты; организовать слаженную, четкую работу с клиентом; сэкономит рабочее время менеджера по организации грузоперевозок и логиста; нет необходимости в постоянном поиске новых клиентов, снижается риск заключения договоров с неблагонадежными покупателями услуг; выручка на расчетный счет поступает регулярно.
Определив затратную часть проекта, включая инвестиционные и текущие платежи, закупку сырья и материалов, необходимо определить источники финансовых ресурсов. Первоначальный капитал, необходимый для создания бизнеса, может быть собственным и заемным. К заемным источникам финансирования относятся всякого рода ссуды, кредиты, частные инвестиции и др., собственные средства формируются за счет взносов учредителей, чистой прибыли предприятия. Большая часть проектов реализуется за счет комбинированного финансирования. Редко какое малое предприятие имеет достаточно свободных денежных средств для организации нового бизнеса. В тоже время вероятность привлечения заемных ресурсов существует, в первую очередь, у компаний, вкладывающих в проект собственный капитал. Следует понимать, что необходимость в первоначальном капитале превышает итоговую сумму затрат согласно календарному плану первоначальных инвестиций, таблица 3.1:
Таблица 3.1 Затраты на реализацию проекта
Наименование затрат |
1-й месяц |
2-й месяц |
3-й месяц |
4-й месяц |
5-й месяц |
6-й месяц |
7-ой месяц |
Общая ст-ть, (€) |
Разработка и согласование проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приобретение автотранспорта |
204000 |
|
|
|
|
|
|
204000 |
Авансовый платеж |
|
40800 |
|
|
|
|
|
40800 |
Доставка |
|
|
|
2200 |
|
|
|
2200 |
Таможенные платежи |
|
|
|
12700 |
|
|
|
12700 |
НДС |
|
|
|
39006 |
|
|
|
39006 |
Лизинговые платежи |
|
6800 |
6800 |
6800 |
6800 |
6800 |
6800 |
40800 |
Страхование КАСКО |
|
|
|
510 |
510 |
510 |
510 |
2040 |
Итого: |
204000 |
47600 |
6800 |
61216 |
7310 |
7310 |
7310 |
341546 |
Авансовый платеж предполагается в 20% от контрактной стоимости автомобилей: 204000*20%=40800евро. Таможенные платежи рассчитываются исходя из таможенных тарифов: за седельные тягачи - 77000*2*5%=7700 евро, за полуприцепы - 25000*2* 10%=5000 евро, всего - 7700+5000= 12700 евро. Сумма НДС, уплаченного при ввозе автомобилей в Беларусь - (204000+12700)* 18%= 39006 евро (18% взяты на основании справочника таможенных тарифов: учитывается таможенные пошлины, объем двигателя автомобиля). Лизинговые платежи начнут перечисляться с момента полного перечисления денежных средств на счета поставщиков. Возьмем для расчетов вариант, когда стоимость автотранспортных средств оплачена на 100% , а авто начнут поступать через 2 месяца: 6800евро *6 месяцев=40800 евро. Расчеты взяты за 8 месяцев, так как в этот период будет происходить самый большой объем финансовых вложений без дополнительного поступления денежных средств. Этот период является самым тяжелым в финансовом отношении для СООО «ВиГе транс». Таким образом, потребность в финансовых средствах по проекту составит 341546= евро, в т.ч. потребность в заемных средствах - 204000 евро. Далее определим условия предоставления заемных средств, Таблица 3.2:
Таблица 3.2 Источники финансовых средств.
Источник финансирования |
Сумма, евро |
Дата
|
Срок
|
Ставка % |
Периодичность выплат % |
Порядок возврата основной суммы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Лизинг |
204000 |
Второй месяц - поставка автомобилей |
36 |
6,5 |
Ежемесячно с 2 месяца проекта |
Ежемесячно с 2 месяца проекта |
Собственный капитал |
137546 |
По мере необходимости |
|
|
|
|
В нашем примере 40 процентов первоначальных вложений осуществляется за счет собственных ресурсов. Управление финансами при реализации данной стратегии - один из главных шагов. Так как главное целью приобретения нового автотранспорта является извлечение доходов, получение прибыли. Поэтому, одновременно с разработкой схемы приобретения транспорта, руководство СООО «ВиГе транс» определяло направления, по которым будут работать приобретенные единицы транспорта. Для этого были определены самые востребованные направления грузоперевозок. В поисковом сайте BELCARGO существует статистика предложений грузов и транспорта в/из те или иные страны. Изучив статистические данные загрузок, было отмечено, что 11872 загрузок из стран Западной Европы, СНГ и Азии, 1567 (13%) - составляет количество грузов из Германии, 3139(26%) - из Польши, 1634 (14%) - из России.
Транспорта предлагается 12175 единиц, в том числе из Германии - 1318 (11%), из Польши -2461 (20%), из России - 1055 (8%). Абсолютно ясно, что именно по этим направлениям наблюдается дефицит транспортных средств. Ценовые предложения по указанным выше направлениям показывают, что самыми высокооплачиваемыми направлениями являются Германия - Беларусь, Германия-Россия. Именно по этим направлениям у СООО «ВиГе транс» наибольшее количество предложений по загрузкам. Экономист рассчитывает выручку, которую должна принести коммерческая деятельность нового подвижного состава. Исходя из опыта, полученного в результате работы фирмы, длительность поездки из Германии на Беларусь составляет 7 дней, а из Германии на Россию - 10 дней. Таким образом, в месяц автопоезд делает 4 рейса из Германии на Беларусь, либо 1 рейс из Германии на Россию и 2 из Германии на Беларусь.
Учитывая особенности работы белорусских погранпереходов, температурные режимы, вводимые в Беларуси и странах Западной Европы, выходные и праздничные дни, наличие квоты российских разрешений на ввоз/вывоз в/из третьих стран, спланируем следующее количество поездок в квартал: 9 рейсов из Германии на Беларусь и 1 рейс из Германии на Россию на 1 сцепку. В год один автопоезд делает 36 рейсов из Германии на Беларусь и 4 из Германии на Россию. Два автопоезда соответственно совершают 72 рейса из Германии на Беларусь, 8 из Германии на Россию. Предполагаемая выручка составит: 72 * 2400=172800 € - по маршруту Германия - Беларусь, 8*3500=280006 - по маршруту Германия-Россия, общая сумма выручки предположительно составит 200900 €. Как бы ни были впечатляющими цифры предполагаемой выручки, для полноты картины, финансовый менеджер (экономист) должен просчитать затраты, которые несомненно будут возникать в ходе перевозки грузов. Затраты, которые СООО «ВиГе транс» несет в процессе оказания услуг по перевозки грузов очень обширны по своей структуре. Самую большую долю их составляет стоимость топлива. В Европе цена 1 л топлива составляет ~1,4 €. Затем идут расходы на оплату труда, оплата дорожных документов (автобаны, дорожная карта в Польше, разрешения на проезд по территории стран Западной Европы), стоимость ТИРов, оплата труда водителей и начисления на нее, командировочные расходы, налоги с выручки и прочие расходы. Рассмотрим эти величины в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Структура и суммы предполагаемых затрат на перевозку грузов в среднем за год (период 2010-2011 гг)
Наименование расходов |
Стоимость ед.затрат |
Кол-во |
Сумма затрат, бел. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Германия - Беларусь (72 поездки в год) |
|||
Топливо в т.ч. Беларусь Европа ИТОГО |
1650= 1= |
400 л*72 600 л*72 |
47520000 125280000 172800000 |
Командировочные расходы в.т.ч. РБ Польша Германия ИТОГО |
2 чел. *12000= *35= *40= |
2*3дн.*72 2*2дн.*72 2*2дн.*72 |
5184000 21672000 33408000 60264000 |
Страховки на автотранспорт Белорусские «Зеленая карта» ИТОГО |
180000= 175= |
2 2*4шт. |
360000 4060000 4420000 |
Платная дорога в Беларуси |
106000= |
72 |
7632000 |
Автобан в Германии в Польше ИТОГО |
0,75= 30= |
150км*72 72 |
3132000 4644000 35964000 |
ТИР |
45= |
72 |
6966000 |
Страховки книжек МДП |
10= |
72 |
1548000 |
Иностранные разрешения на ввоз-вывоз грузов по территории иностранных государств |
46500= |
2*72 |
6696000 |
Прочие расходы |
30= |
72 |
6264000 |
ИТОГО затрат по маршруту Германия -Беларусь 302554000 |
|||
Германия- Россия (8 поездок в год) |
|||
Топливо в т.ч. Беларусь Европа ИТОГО |
1650= 1= |
900 л* 8 600 л* 8 |
11880000 13920000 25800000 |
Командировочные расходы в.т.ч. РБ Польша Германия Россия, в т. ч. Москва ИТОГО |
2 чел. *12000= *35= *40= *20= *25= |
2*3дн.*8 2*2дн.*8 2*2дн.*8 2*1дн.*8 2*2дн.*8 |
576000 2408000 3712000 688000 1720000 9104000 |
Страховки на автотранспорт российские |
135= |
2 |
580500 |
Платная дорога в Беларуси |
127000= |
8 |
1016000 |
Автобан в Германии в Польше ИТОГО |
0,75= 30= |
150км*8 8 |
2610000 516000 3126000 |
ТИР |
45= |
8 |
774000 |
Страховки книжек МДП |
10= |
8 |
172000 |
Дозволы |
46500= |
2*8 |
7444000 |
|
||||
Прочие расходы |
30= |
8 |
696000 |
|
||||
ИТОГО затраты по маршруту Германия - Россия 48712500 |
|
|||||||
Общие расходы |
|
|
|
|
||||
Зарплата водителей |
500000= |
Зчел.* 12мес. |
18000000 |
|
||||
Налоги с ФОТ, в т.ч. 35% ФСЗН 0,7% страховые взносы ИТОГО |
|
|
6300000 126000 6426000 |
|
||||
Лизинговые платежи |
5700= |
12 мес. |
19836000 |
|
||||
Страхование КАСКО |
510= |
12 мес. |
17748000 |
|||||
Аренда офиса |
148200= |
12 мес. |
1778400 |
|||||
Амортизация |
|
|
|
|||||
ИТОГО общих расходов 63 788 40 |
0 |
|
|
|||||
ИТОГО |
|
|
415 054 900 |
Лизинговые платежи берутся в среднем значении за 3 года. Страхование КАСКО рассчитывалось исходя из ставки в 1,86% от стоимости сцепок, ввезенных в Беларусь. Таким образом, прибыль от оказания услуг в области международных грузоперевозок приобретенным транспортом составит 200900*2900-415054900=167265100 белорусских рублей. Показанный пример наглядно свидетельствует о том, что выбранная стратегия предприятия принесет свои положительные плоды. В условиях кризиса рассматриваемое предприятие продолжит действовать и внедрять новые проекты. Благодаря грамотно разработанной финансовой стратегии оно, несомненно, получит прибыль.
В заключение курсовой работы можно сделать выводы. Теоретический анализ учебной и научной литературы позволил отметить, что финансы - это система денежных отношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности данных процессов. Финансовые ресурсы (шире денежных фондов) - целенаправленная совокупность денежных средств, способных к высвобождению (мобилизации) или дополнительной загрузке в оборот (иммобилизации). Финансы имеют две функции - распределительную и контрольную. По другим источникам финансы имеют три функции - образование доходов (накопление капитала), осуществление расходов - распределительная и контроль эффективности. Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом финансовой системы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от всех видов деятельности, целевые поступления) и поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.). Задачами финансовой стратегии являются:
- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и выиспользование финансовых возможностей;
- определение перспективных финансовых взаимоотношений с субъектами ¢ объектами хозяйствования, бюджетом, банками и т.д.
- финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;
- изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурент, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;
- разработка способов выхода из кризисного состояния и методов управления по условиям кризисного состояния предприятий.
Финансовый анализ деятельности предприятия СООО «ВиГе транс», которое занимается грузоперевозками, позволил сделать вывод, что предприятие находится в убыточном состоянии, испытывает трудности с реализацией деятельности в связи с финансовым кризисом, а также подорожанием топлива и увеличении стоимости платных дорог. В рамках курсовой работы была проанализирована финансовая стратегия предприятия. Кроме того, были разработаны предложения по улучшению эффективности разработки финансовой стратегии на предприятии. Таким образом, в связи с новой финансовой стратегией предприятия, прибыль от оказания услуг в области международных грузоперевозок приобретенным транспортом составит 200900*2900-415054900=167265100 белорусских рублей. Таким образом, исследование показало, что ведущими принципами организации финансовой работы предприятия являются:
- интегрированность в общую систему организации. Это означает, что, в какой бы сфере деятельности ни принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности;
- комплексный характер формирования управленческих решений — все решения в области ФМ прямо или косвенно взаимосвязаны, влияние на результаты финансовой деятельности может носить противоречивый характер;
- высокий динамизм управления;
- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
- ориентированность на стратегические цели развития фирмы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баканов, М.И. Финансовый менеджмент / М.И. Баканов, - М.: Олма-пресс, 2006. - 248с.
- Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 327с.
- Бусел, Н.А. Финансовый менеджмент / Н.А. Бусел, - Минск: Тесей, 2010. -490с.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 800с.
- Гончарук, О.В., Кныш, М.И., Шопенко, Д.В. Управление финансами предприятия: Учебное пособие / О.В. Гончарук, М.И. Кныш, Д.В. Шопенко. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. - 264с.
- Ефимова, О.В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп / О.В, Журавлев. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 525с.
- Жариков, В.В., Жариков, В. Д. Управление финансами: Учеб. Пособие В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 200. - 80 с.
- Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия// Деловая информация. -2001. -№3. -С.111-123.
- Заяц, Н.Е. Финансы предприятия: учебн. Пособие/Н.Е. Заяц, - Мн.:Высшая школа, 2006. - 528с.
- Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп / М.Н. Крейнина. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. - 400с.
- Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия / Г.Н.Лиференко, - М.: Экзамен, 2005.-160с.
- Ничипорович, С. Анализ и контроль за финансовым состоянием субъектов предпринимательской деятельности // Вестник Министерства по налогам и сборам. - 2004. - №32. - С.61-63
- Прыкина, Л.В. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп / Л.В, Прыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 407с.
- Селезнева, Н.Н. Ионова, А.Ф.Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова, - М: Юнити-дана, 2006. - 639с
- Станкевич, В.И.Экономика предприятия/ под ред В.И. Станкевича, - М.: Новое знание, 2005. - 698с.
- Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов Ф59 вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383 с.
- Черняк, В.Э. Финансовый анализ / В.Э. Черняк. – М.: Экзамен, 2007. – 416 с.
- Шеремет, А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих предприятий. – М.: ИНФРА–М, 2003. – 237с.
- Шуляк, П. Н. Финансы предприятия: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп / П.Н. Шуляк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 712 с.
- Шуляк, П.Н. Финансы предприятия: Учебник. − 2-е изд. − М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000. − 752с.
- Шутова, М.И., Суханкина, О.Л., Рык В.А. Финансовый анализ предприятия / М.И. шутова, О.Л. Суханкина, В.А. Рык. – М.: Омега-Л, 2007. – 221 с.