Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму. |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и особенности нарушения речи II уровня. 6
2.1 Организация констатирующего этапа исследования. 19
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования. 23
3.1 Организация формирующего этапа исследования. 29
3.2 Анализ и оценка эффективности работы по развитию речи у дошкольников с ОНР II уровня. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
В настоящее время в мире компьютерных информационных технологий, инноваций, постоянной занятости родителей, к сожалению, очень часто страдают дети, которым взрослые уделяют все меньше внимания. В связи с этим статистика утверждает, что здоровье большинства детей требует внимания и помощи. И не только физическое здоровье, но и психологическое. Поддержание, сохранение и коррекция здоровья детей и подростков – одна важнейших задач детских учебных и воспитательных учреждений. Особенное внимание к сохранению здоровья должно уделяться в работе с дошкольниками с недоразвитием речи. Язык в жизни общества и каждого человека – важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходят становление ребенка как личности, рост его самосознания, нравственное, умственное и речевое развитие, формируются познавательные способности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что успех в будущей жизни, развитие самооценки, коммуникативных способностей ребенка зависит от его успешности обучения в школе. Основной причиной низкого уровня адаптации ребенка к школе, снижения коммуникативных способностей и невозможности эффективно усваивать школьные знания являются речевые нарушения. Низкое внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей к проблеме речевого недоразвития дошкольника приводит к невозможности овладения ребенком грамоте на первых этапах школьного обучения. В связи с этим основной проблемой исследования является изучение не только эффективности использования различных видов методов и средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в современных условиях, но и повышению внимания к обеспечению физического и психологического здоровья дошкольников. Одной из форм сохранения и совершенствования как физического, так и психологического здоровья детей с речевыми нарушениями является использование здоровьесберегающих технологий. Эффективны они и в логопедической практике. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач российского общества сегодня - создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и «приумножала» его.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи II уровня.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР II уровня.
- Провести эмпирическое исследование особенностей речевого развития дошкольников с ОНР II уровня.
- Разработать предложения по использованию здоровьесберегающих технологий в системе работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня в целях эффективной коррекционно-логопедической работы.
Объект исследования – здоровьесберегающий процесс в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Предмет исследования – содержательные условия реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: целенаправленная формирующая работа посредством использования здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Ладушка» город Обнинск.
В работе использовалась научная и методическая литература по специальной психологии, дефектологии, педагогике, материалы печатных СМИ, а также собственные наблюдения и разработки автора. Проблема психического и физического здоровья детей имеет государственное значение и является предметом исследования ученых и практических работников (О.В. Хухлаева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Е.В. Шамарина и др.). Это связано с увеличением числа дошкольников с различными отклонениями в развитии. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий рассматривались такими авторами, как О.В. Добророднова, С.А. Константинова, Е.А. Медведева, Т.В. Буденая и другими.
В работе использовались методы анализа научной и учебной литературы, метод сравнения, анализа и синтеза, качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II УРОВНЯ
1.1 Понятие и особенности нарушения речи II уровня
Нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Наиболее распространенным видом речевое недостаточности у дошкольников является общее недоразвитие речи (ОНР). Впервые термин общего недоразвития речи был введён в 50-60 годах прошлого столетия профессором Р.Е. Левиной. По мнению автора «Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам» [20, c. 67].
Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой дизартрией. У таких детей присутствуют не только нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, мелодико-интонационные расстройства, в результате чего у ребенка страдает просодическая сторона речи. Но и может быть несформированность лексики и грамматического строя речи [26, c.98].
М.Е. Хватцев отмечал, что, «наряду с возрастными несовершенствами речи уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения (нарушение произношения при тугоухости, гнусавость при расщелине нёба, картавость вследствие короткой связки языка, резкое недоразвитие речи, заикание и т. п.)» [24, c. 46].
По мнению автора, расстройства речи могут вызываться нарушением или периферического, или центрального, или проводящего отделов соответствующих анализаторов. Эти нарушения в силу взаимосвязи центральных концов анализаторов сказываются на деятельности всей коры. Причем поражения любого отдела анализатора нарушают деятельность последнего в целом, например, поражение или аномалия уха, нёба вызывают специфические расстройства коркового анализа и синтеза вследствие недостаточности приходящих в кору мозга раздражителей. Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии [24, c, 46].
Основная часть логопсихологических исследований (Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаркуша, И.Ю. Левченко, Т.Н. Синякова, О.Н. Усанова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Г.Х. Юсупова и др.), посвященных детям с ОНР, затрагивает дошкольный возраст и отражает прежде всего специфику познавательных психических процессов у этих детей. Авторами выделяются неустойчивость и быстрая истощаемость внимания у дошкольников с ОНР по сравнению с нормально говорящими сверстниками, сниженная слуховая память и продуктивность запоминания, трудности в овладении основными операциями мышления. При этом подчеркивается неоднородность как по проявлениям речевого расстройства (даже в рамках одного уровня речевого развития), так и по показателям развития познавательных процессов. По своему клиническому составу категория дошкольников с ОНР объединяет разных детей. В зависимости от степени сформированности всех компонентов языковой системы профессор Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития при ОНР, причем первые два характеризуют глубокое недоразвитие речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Первый уровень речевого развития автором характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов, образованных самими детьми и непонятных для окружающих, сопровождаемых невербальными средствами общения, жестами [20, c. 67].
Второй уровень речевого развития Р.Е. Левиной характеризуется как «начатки общеупотребительной речи», при котором речевые возможности детей возрастают. Такие дети общаются не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и с помощью достаточно устойчивых, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.
Лексическое развития детей со II уровнем ОНР отличается от первого в основном тем, что ребенок использует в общении с другими людьми не только лепет и жесты, но и самые простые слова из общего обихода. Понять их неподготовленному человеку довольно сложно, например «яка» может быть «яблоком», «матик» означать «мальчик». Ребенок уже пробует использовать правила грамматики, но пока только в словах, где ударение приходится на последний слог, например «пол-полы», «идти-идет». В остальном грамматически речь построена неправильно [6, c.78].
И.С. Зайцев отмечает, что ребенок со вторым уровнем ОНР говорит мало, в основном перечисляя простые предметы из своего окружения и называя несложные действия. Построить рассказ по картинке он способен лишь с помощью наводящих вопросов. Ответы малыша будут короткими, состоящими из 2-3 слов, но все же с точки зрения грамматики построенные чуть более правильно, чем у детей с первым уровнем ОНР. Однако если изображенные на картинке предметы будут непривычными для ребенка и ему для рассказа нужно будет употреблять малознакомые слова, то он сразу же забудет обо всех правилах грамматики. Дело в том, что для таких детей изменения в роде и падеже неважны с точки зрения смысла речи, поэтому они изменяют слова случайно, допуская при этом много ошибок [14, c.22].
Такие дети не умеют обобщать, им сложно выбрать предметы по одному признаку среди других, нарисованных на картинке, например одежду или посуду. При этом они могут использовать одно слово для обозначения целой серии предметов, например называют деревом цветы, кусты и любые деревья, водой любой напиток – от чая до сока.
Словарный запас- совокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, или лексику. У ребенка с ОНР II уровня, по наблюдениям И.С. Зайцева, очень скудный словарный запас, он не знает многие слова, даже используемые в бытовом значении, не умеет называть части предметов, например в руке не выделяет пальцы и ладонь, среди машин не называет троллейбус, автобус. Он не разбирается в формах, цветах, материалах. Дети с ОНР II уровня значительно отстают от нормы; не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества [14, c.23]
Т.В. Буденная отмечает, что ребенок со II-м уровнем развития, одним и тем же словом может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» – муравей, жук, паук; «тю́фи» – туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). У таких детей ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» – рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» – стул, сиденье, спинка; «миска» – тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» – лисенок, «мáнька вóйк» – волченок и т. д.) [5, c.143].
На II уровне ОНР наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Наблюдается ограниченное использование предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазии (замен слов). Прилагательные употребляются детьми с II уровнем речевого развития крайне редко. Высказывания детей бедны, ребенок обычно ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Тем не менее, активный словарь расширяется, становится довольно разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Дети начинают пользоваться личными местоимениями, иногда предлогами и союзами в элементарных значениях. Но недоразвитие речи продолжает отчетливо проявляться в незнании многих слов. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий [5, c.144].
И. Закрепина выделяет основные грамматические ошибки у дошкольников со II уровнем недоразвития речи: неправильное употребление окончаний при склонении по падежам, например «игал сад» (игрался в саду);
- неумение выбрать нужную форму единственного или множественного числа и рода при употреблении глаголов, например «бака ели» (собака ела);
- неумение изменять существительное в зависимости от количества предметов, например «ти игушка» (три игрушки);
- неправильное изменение прилагательных и числительных при употреблении их с существительными, например «синь кота» (синяя кофта), «синь небо» (синее небо), «да паец» (два пальца);
- неумение использовать предлоги в речи, при этом ребенок либо вообще не говорит их, употребляя при этом существительные, не изменяя их, например «Маша гует сад» (Маша гуляет в саду), либо заменяет их, например «Маша игает на игушка» (Маша играет в игрушки»);
- отсутствие в речи частиц и союзов [15, c.66].
Дети со вторым уровнем ОНР заметно отстают от сверстников и в произношении слов. Они часто опускают или неправильно говорят шипящие, свистящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Им сложно произносить слова, которые состоят из нескольких слогов, поэтому они могут их сокращать, например «салет» вместо «самолет». Кроме того, они зачастую переставляют слоги, меняя их местами, не произносят согласные, если они стоят подряд в одном слове, например «тул» вместо «стул».
У логопеда таким детям сложно даются задания, в которых нужно выбрать предмет, в названии которого есть определенный звук. Они не умеют определять, где именно в слове находится тот или иной звук – в начале, конце или середине. Постепенно, по мере коррекции, они начинают переходить на третий уровень ОНР. Особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствие навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с ОНР не сформированы самостоятельность, активность, воображение, они не умеют планировать игровые действия [15, c.67].
Таким образом, можно сделать вывод, что речь детей с ОНР II уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи и лексики у дошкольников с ОНР II представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему.
1.2 Особенности использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Как отмечает Н.В. Мальгавко, «эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий» [18, c.50].
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с речевым недоразвитием – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников [22, c.17].
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с ОНР II уровня, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный самомассаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.
Самомассаж биологически активных точек – отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в оптимально короткие сроки. Главное – соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая их эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью они учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в так называемом сухом бассейне, способствующем:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук [18, c.51].
Самомассаж в сухом бассейне можно сопровождать стихотворным текстом.
Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Пальчиковую гимнастику целесообразно связывать с лексической темой.
Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв из риса, гороха, фасоли, пшена; рисование на песке, манке, ладошке или спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении панно по лексическим темам появляется возможность связать работу по развитию лексики, грамматики и мелкой моторики. Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, – уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Сделай дорожку для Колобка» (на песке), «Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты), «Горка растаяла» (раздувание ватной горки), «Секрет» (раздувание песка), «Чья машинка быстрее доедет до гаража?» (игрушки из киндер- сюрприза).
Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике – соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны – происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие способностей; «улучшение внимания, памяти, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работосособности, внимания используется ароматерапия, но совсем в минимальных дозах (одна-две капли 2 раза в неделю) в силу того, что организм детей находится в состоянии развития. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина, лимона, грейпфрута. Во время прохождения лексической темы «Ягоды» уместно использовать аромат ягод.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если педагоги возьмут себе в помощники двигательные упражнения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов; губ, языка, нижней челюсти. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. На занятиях по обучению грамоте и запоминанию написания букв очень эффективна «Азбука телодвижения».
Большинству детей с ОНР II уровня свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от несформированного произношения до невозможного составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит:
- выработать правильное речевое дыхание;
- стабилизировать общий тонус организма;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи;
- повысить речевую активность.
Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз. Так, при изучении темы «Осень» детям предлагается превратиться в листочки. От сильного ветра они один за другим «падают» на землю. Вот остался последний листочек, который должен описать свои чувства. Аналогично по теме «Насекомые» дети становятся муравьями и высказывают свои чувства, возникающие при встрече с человеком. Наряду с речевой нагрузкой развивается психическая сфера, ребенок учится сопереживать [18, c.53].
Используемые на логопедическом занятии оздоровительные паузы могут вводиться воспитателями группы в структуру своих занятий, а также использоваться в свободной деятельности детей. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, мы стараемся создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд. Все виды самомассажа, гимнастику для глаз, упражнения на развитие дыхания нужно проводить, руководствуясь методикой, соответствующей существующим научно обоснованным оздоровительным системам.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Вывод по 1 главе:
- Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. ОНР II уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения». Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
- Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения — одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
2.1 Организация констатирующего этапа исследования
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование с целью оценки развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Ладушка» город Обнинск.
Участники исследования: в исследовании принимали участие дети в возрасте 5-6 лет, воспитанники старшей группы, в количестве 14 человек:
7 человек – экспериментальная группа, дошкольники, имеющие логопедическое заключение ОНР II уровня;
7 человек – контрольная группа, дошкольники без речевых нарушений.
Гипотеза исследования: целенаправленная формирующая работа посредством использования здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
В качестве изучения особенностей речевого развития дошкольников мы выбрали изучение связной речи.
Методики исследования: в работе использовалась комплексная методика, состоящая из заданий 3-х вариантов исследования связной речи авторов: Г.А. Волковой [16], Т.Б. Филичевой [23], Г.В. Чиркиной [19].
На констатирующем этапе дошкольникам было предложено выполнить следующие задания:
Задание 1. Диагностика импрессивной речи.
- Цель: диагностика понимания различных грамматических форм.
- понимание слов, оценка номинативной стороны речи (Г.В. Чиркина)
Инструкция: перед ребенком раскладывают 6-8 картинок (молния, клюв, ноготь, сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка, перчатка, шапка, кепка, шляпа, жук, муравей, комар, кузов, кабина), и он должен показать последовательно предметы: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, сачок?». Затем логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи колено, локоть, подбородок, брови. Покажи окно, подоконник, форточку, замок».
- понимание предложных конструкций /с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ОКОЛО/. Инструкция: «Положи ручку на тетрадь», «...под тетрадь», «... за тетрадь» ( В.Г. Волкова);
- Цель: диагностика дифференциации глаголов с различными приставками.
Инструкция: детям предлагаются картинки: «Покажи, где мальчик вышел из дома, где перешел улицу, где вошел в дом»? «Покажи картинки, где самолет улетел, прилетел, вылетел, облетел», «Покажи картинки, где машина приехала, уехала, выехала» (Т.Б. Филичева).
- Цель: выявление особенностей понимания слов
Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках (В.Г. Волкова).:
коричневый, карий /платье, глаза, костюм/,
густой, дремучий /лес, туман/,
горячий, знойный /лето, вода, привет/,
смуглый, темный /волосы, лицо, небо/,
старый, пожилой /человек, учебник/.
- Цель: оценка развернутости речи.
Инструкция: детям предлагается выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу (В.Г. Волкова):
Утром к дому прилетела ... /стая, стайка, стадо/ воробьев. Они уселись на крыше II весело ... /пели, щебетали, чирикали/. Нина /вышла, сбежала/ на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... /бегали, ходили, скакали, прыгали/ /ели, глотали, кушали, клевали/ крошки. Вдруг незаметно ... /пришла, прибежала, подкралась, приползла/ кошка, она... /поймала, взяла, схватила, цапнула/ одного воробья и убежала.
- Диагностика экспрессивной речи.
2.1. Цель: выявление в словаре ребенка общих категориальных названий (В.Г. Волкова).
Инструкция: ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия (мебель, транспорт, одежда, посуда) и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом»? Далее логопед перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать одним словом (тарелка, стол, стул, чашка, автобус, трамвай, кувшин, диван, кресло, шкаф).
2.2 Цель: обследование грамматического строя речи.
- характер употребления надежей существительных (В.Г. Волкова). Ребенку предъявляются картинки и задают вопросы: «Что лежит рядом с тарелкой?», «Чем девочка, ест суп?», «Что вымыла, девочка?»;
- характер употребления предложных конструкций (В.Г. Волкова). Материал для обследования – сюжетные картинки. Ребенку предлагается составить предложения по картинкам: «Девочка, сидит на скамейке», «Мяч перелетел через забор», «Из-за, угла выбежала собака».
2.3 Цель: состояние функции словообразования (Т.Б. Филичева, В.Г. Волкова).
- образование прилагательных от существительных. Логопед: «Ваза из фарфора, какая ваза?» /Фарфоровая/. «Лопата из железа – ..., стакан из стекла – ..., скамейка из дерева – ..., портфель из кожи – ..., платье из щелка – ..., пальто из драпа – ..., брошь из серебра – .... бокал из хрусталя – ..., кольцо из золота – ...; суп из гороха – ...; платок из льна – ...; сумка из кожи – ...
- образование названий детенышей животных. Примеры: белка. – бельчата, лев – львята, утка – утята, лягушка – лягушата. Примеры: белка – бельчонок, лев – львенок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, овца – ягненок, лошадь – жеребенок, курица. – цыпленок.
2.4 Цель: исследование связной речи, умений составления рассказа:
Составление рассказа по картинам и серии картин (Т.Б. Филичева):
Инструкция для ребенка: Расскажи, что ты видишь на картине?по картине «В зоопарк».
Составление пересказа «Синичка» (Т.Б. Филичева).
«Синичка»
Зимой ребята смастерили кормушку для птиц и повесили ее перед окном. Каждый день прилетала к кормушке синичка и клевала крошки и зернышки. Однажды, когда ребята забыли закрыть окно, синичка влетела в комнату. Бьется бедная об стекло, не видит преграды. Ребята распахнули окно настежь и выпустили птичку, чтобы она не поранилась. Синичка прилетала к кормушке до тех пор, пока не пришла весна.
Инструкция для ребенка: «Ты умеешь хранить секреты? Если друг расскажет секрет, ты никому не рассказываешь? Молодец! Но я предлагаю тебе стать Сказочником, который наоборот, рассказывает детям разные сказки и рассказы. (перед ребенком сидят куклы и мягкие игрушки). Я тебе расскажу одну историю, а ты, как настоящий Сказочник, расскажешь ее нашим куклам и зверятам.
По результатам диагностики осуществлялся качественный и количественный анализ полученных данных.
Оценка выполнения заданий осуществлялась по трехбалльной шкале:
3 балла – большинство заданий ребенком выполняются самостоятельно верно, ребенок с интересом и активностью выполняет задания и строит общение; объем словаря соответствует возрастной норме;
2 балла – большая часть заданий выполнена верно с помощью педагога, ребенок понимает и слушает речь, вступает в диалог или строит рассказ по наводящим вопросам, активность средняя, предложения односложные, скудный словарь.
1 балл – большая часть заданий выполнена неверно, ребенок не проявляет инициативы, не пользуется помощью педагога, отвечает посредственно, затрудняется с выполнением заданий, объем словаря не соответствует возрастной норме.
0 баллов – отказ от выполнения заданий.
Сумма баллов за все задания позволяла определить уровень развития связной речи у дошкольников.
17 – 24 балла – высокий уровень – ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета, высокий уровень развития словаря.
9-16 баллов – средний уровень – ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаше по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, средний уровень развития словаря.
0-8 баллов – низкий уровень – ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, низкий уровень развития словаря.
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
Рассмотрим результаты диагностики развития речи на констатирующем этапе. Результаты экспериментальной группы отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Результаты диагностики связной речи дошкольников экспериментальной группы, констат.этап
Дошкольники |
Импрессивная речь |
Экспрессивная речь |
|||||||
Диагностика понимания различных грамматических форм |
Дифференциация глаголов с различными приставками. |
Выявление особенностей понимания слов |
Оценка развернутости речи |
Выявление в словаре ребенка общих категориальных названий |
Обследование грамматического строя речи. |
Состояние функции словообразования |
Способность воспроизводить знакомый текст |
Всего баллов |
|
Алеша Ш. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
Дима Ш. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Саша У. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Даша Б. |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Дима П. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Маша Ф. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Влад Т. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
7 |
Средний балл |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
7,7 |
Результаты свидетельствуют о том, что средний общий балл группы дошкольников с ОНР составляет 7,7 баллов из возможных 24-х, что свидетельствует о низком уровне развития связной речи. Как показывают результаты, в целом показатели развития речи дошкольников экспериментальной группы можно оценить как низкие. Прежде всего, исследование показало, что никто из дошкольников с ОНР не выполнил задания без трудностей: высокий уровень лексического развития не показал никто из участников. Было отмечено, что большинство детей не проявляет активность. Большинство детей отвечают односложно. У некоторых дошкольников с ОНР словарь скудный, им проще показать, чем рассказать.
Оценивая степень сформированности навыков словообразования, мы отмечаем трудности в понимании и употреблении приставочных глаголов с более тонкими оттенками действий. Дети с ОНР называют мало слов (прыгает, ушел, пришел, налил,), в отличие от детей, речевое развитие которых в норме (допрыгнул, перепрыгнул, подпрыгнул, вошел, перешел, обошел, перелил, полил, разлил, подлил). Недоступны для дошкольников с ОНР такие слова, как вылил, допрыгнул, перешел, обошел и др. Трудности отмечаются при использовании сложных предлогов: детям не доступны предлоги из, из-за, под, над. Нарушения проявлялись при согласовании прилагательного числительного в случаях, когда были существительные мужского и женского рода с непродуктивными окончаниями. В подборе обобщающих слов дети экспериментальной группы справляются с трудом. Успешнее всего дети справились с выбором слов категории «мебель», с остальными категориями дошкольники не справились.
Воспитанникам с ОНР потребовалось больше времени на обдумывание каждого задания по сравнению с участниками контрольной группы. Испытуемые путали слова со сходными чертами, кроме того, дети совершенно не понимают такие фразы, как «горячий привет», многим незнакомо слово «карий, знойный», соответственно, дети не понимают как правильно употребить эти слова. Дети не понимают разницы в понятиях «овальный-круглый», «густой-дремучий» и т.п.
Дошкольники с ОНР II уровня затрудняются в подборе нужных слов, не видят разницы между словами «стая-стадо», «взяла-цапнула». Дошкольники отличаются неумением давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Выявляя знания детей, в названии животных и их детенышей большинство детей справляются с заданиями с существенными трудностями. Так Дима П. допустил ошибки назвав детеныша свиньи – «синенок», а детеныша коровы – «бытена».
Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных с различными значениями соотнесения. Наблюдаются трудности с образованием относительных прилагательных: продукты питания «гороховый» – «горохный суп»; материалы «сумка из кожи» – «кожевая сумка» «платок из льна» – «леновый», «льновый», «леной».
Рассказ по картинке детей с ОНР отличаются недостаточным использованием различных частей речи, особенно прилагательных. Отсутствие прямой и косвенной речи. Речь бедна по эмоциональному окрашиванию. Некоторые дети не могут выстроить четкий сюжет ситуации. У детей с ОНР II уровня в составлении рассказа наблюдаются нарушения в построении словосочетаний, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении.
Рассмотрим особенности лексического развития у дошкольников без речевых нарушений в контрольной группе. Результаты диагностики на контрольном этапе данной группы дошкольников представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Результаты диагностики связной речи дошкольников контрольной группы, констат.этап
Дошкольники |
Импрессивная речь |
Экспрессивная речь |
|||||||
Диагностика понимания различных грамматических форм |
Дифференциация глаголов с различными приставками. |
Выявление особенностей понимания слов |
Оценка развернутости речи |
Выявление в словаре ребенка общих категориальных названий |
Обследование грамматического строя речи. |
Состояние функции словообразования |
Способность воспроизводить знакомый текст |
Всего баллов |
|
Даниил З. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
13 |
Аня Ш. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
21 |
Егор Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
Полина Р. |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
15 |
Макар С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
Таня И. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Маша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
23 |
Средний балл |
2,7 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
2,6 |
2,6 |
2,1 |
2,4 |
19,6 |
Результаты показывают, что большинство дошкольников контрольной группы показали высокий уровень развития связной речи. Результаты наглядно свидетельствуют о существующей разнице в средних баллах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и без речевых нарушений. Таким образом, можно сделать вывод, что исследование показало существующую разницу в развитии связной речи у дошкольников с ОНР II уровня и дошкольников без речевых нарушений. Прежде всего, выявлена значительная разница в объеме словарного запаса: у дошкольников с ОНР: он значительно ниже. Кроме того, дошкольники экспериментальной группы характеризуются использованием многочисленных словесных замен, используют слова в ограниченных речевых ситуациях, не учитывая контекстуальных связей. Дошкольники с ОНР отличаются существенным лексико-грамматическим недоразвитием.
- В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование с целью анализа особенностей развития связной речи у дошкольников с ОНР II уровня и нормальным речевым развитием.
- Исследование на констатирующем этапе показало, что уровень развития связной речи у дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у нормально развивающихся воспитанников. Дошкольников с ОНР отличает низкий уровень развития словаря, низкий уровень использования речевых конструкций, бедность речи, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. Констатирующий этап, таким образом, показал необходимость формирующей и коррекционной работы по развитию речи у дошкольников с ОНР.
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР II УРОВНЯ
3.1 Организация формирующего этапа исследования
В рамках курсовой работы был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию развития речи дошкольников.
Цель мероприятий: совершенствование речевого, физического, психического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня посредством использования в коррекционном процессе здоровьесберегающих технологий.
Реализация технологий в ДОУ проводится круглогодично, тем не менее, в процессе подготовки курсовой работы данная программа совершенствовалась. Апробация проводилась в течение 1,5 месяцев.
Участники формирующей работы: дошкольники экспериментальной группы.
Организаторы: педагоги, логопед, психолог, родители.
Основа применения технологии: использование в работе с детьми фито- и ароматерапии, оздоровительного массажа, упражнений, направленных на развитие физиологического дыхания. Также активно использовалась артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук и др. Здоровьесберегающие технологии (игро-, музыко-, фито- и ароматерапия и др.) использовались только под контролем врача или медицинской сестры и с согласия родителей.
В ДОУ уже активно используется фитотерапия и ароматерапия:
Фитотерапия – эффективное лечение с помощью лекарственных растений при различных речевых нарушениях для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома. Ароматерапия предназначена для профилактики, лечения и реабилитации, основана на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел в природных концентрациях.
К сожалению, в ДОУ не уделяется достаточное внимание проблеме использования тех или иных эфирных масел и лекарственных трав. В процессе формирующей программы предварительно были изучены их свойства и действенность при различных состояниях, правила, способы и методы их применения, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. После тщательного анализа медицинских карт детей, проведения бесед с родителями (уточнения индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, аллергии на мед, цитрусовые, сладкое и т.д.) был составлен паспорт здоровья каждого ребенка и всей группы с указанием противопоказаний к применению фитотерапии.
Также осуществлялось проведение с родителями просветительской работы на собраниях, при индивидуальных беседах, организация таких мероприятий, как «Круглый стол», «Фитоклуб», «Школа Айболита», выставки литературы по тематике здоровьесберегающих технологий. Данные мероприятия способствовали правильному использованию арома- и фитотерапии в домашних условиях.
На занятиях дети речевых групп в ДОУ дети получают витаминный фиточай (отвар шиповника, богатый витамином С), отвары трав (мята, пустырник, валерьяна), обладающие успокоительным действием, тонизирующие отвары (мелисса, лаванда, роза) для профилактики простудных заболеваний, укрепления иммунной системы (эвкалипт, зверобой, ромашка).
Инновационным, в рамках курсовой работы, было использование продуктов пчеловодства: меда, прополиса для дезинфекции полости рта, профилактики простудных заболеваний, лечебная карамель. Нами было предложено введение фито и ароматерапии в артикуляционную гимнастику: традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Работа по развитию артикуляционного праксиса начиналась с уточнения названий артикуляционных органов и их частей. Для формирования ощущения кончика, спинки, корня и боковых краев языка использовались: тактильная стимуляция, опора на вкусовые ощущения (например, такие приемы, как капнуть на кончик языка сок, фиточай, мед, положить кусочек апельсина).
Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагалось удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку, кусочек прополиса. При выполнении упражнений «Квадратик», «Чашечка» можно предложить «обнять» конфету губами, запомнить это положение губ (при сомкнутых зубах), а затем убрать ее. Положение губ должно остаться прежним. Эти упражнения используются также при постановке шипящих звуков, звуков [р], [л].
Артикуляционная гимнастика на основе непроизвольных движений особенно важна для дизартриков. К примеру, при выполнении упражнения «Вкусное варенье» следовало поместить кусочек меда или варенья на верхнюю губу ребенка, который должен слизнуть ее языком без помощи губ. В качестве средства в борьбе со слюнотечением на высунутый язык ребенка капалась из пипетки каплю фиточая, а затем было предложено проглотить отвар.
Систематическое проведение оздоровительного массажа улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Комплексы массажа составлялись индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Самомассаж лица проводилось в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дошкольников с ОНР. Детям предлагалось «нарисовать» на своем лице Деда Мороза, Снеговика, перевоплотиться в плюшевых мишек. Обучив детей приемам самомассажа на индивидуальных занятиях, можно переходить к сеансам с подгруппой. Варианты упражнений представлены в Приложении 1.
Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ (особенно для дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами. При выполнении массажа для кистей рук использовалось нестандартное оборудование (Приложение 2). В коррекции речевых нарушений очень важна система дыхательных упражнений (также отражены в Приложении 1). Примерный конспект итогового логопедического занятия с внедрением и применением некоторых здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ОНР представлен в Приложении 3.
Комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей позволяли игровые изоритмические упражнения, сопровождаемые проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Выполняя под руководством педагога такие задания, ребенок приобретает фонетические и графические навыки, получает возможность для проявления творчества. Эффективным является су-джок терапия. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Особенное внимание было уделено родителям, которые получили рекомендации по проведению некоторых мероприятий дома, в семье.
3.2 Анализ и оценка эффективности работы по развитию речи у дошкольников с ОНР II уровня
После проведения формирующей программы с дошкольниками вновь было проведено контрольное исследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим результаты диагностики речи на контрольном этапе экспериментальной работы, таблица 3.1.
Таблица 3.1 Результаты диагностики импрессивной и экспрессивной речи, контрольный этап
Дошкольники |
Импрессивная речь |
Экспрессивная речь |
|||||||
Диагностика понимания различных грамматических форм |
Дифференциация глаголов с различными приставками. |
Выявление особенностей понимания слов |
Оценка развернутости речи |
Выявление в словаре ребенка общих категориальных названий |
Обследование грамматического строя речи. |
Состояние функции словообразования |
Способность воспроизводить знакомый текст |
Всего баллов |
|
Алеша Ш. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 |
Дима Ш. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
10 |
Саша У. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Даша Б. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
11 |
Дима П. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Маша Ф. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Влад Т. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
Средний балл |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
1,6 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
9,1 |
Результаты диагностики на контрольном этапе показывают незначительное улучшение в полученных данных. Так, средний общий балл по всем заданиям диагностики составил 9,1 балла, на констатирующем этапе данный показатель составил всего 7,7 баллов. Несомненно: изменения не являются глобальными и значительными, но то, что формирующая работа произвела положительный эффект – неоспоримо. Никто из дошкольников с ОНР не показал высоких результатов диагностики, тем не менее, количество воспитанников со средним уровнем развития связной речи – увеличилось. Наблюдение за работой дошкольников позволило отметить, что участие детей в формирующей программе позволили мотивировать детей к выполнению заданий: дошкольники воспринимали такую работу с удовольствием, интересом. У многих снизился уровень тревожности, скованности. Данные показывают, что на контрольном этапе количество дошкольников с ОНР, показавших высокий уровень, увеличилось. Результаты ребят на контрольном этапе экспериментальной работы показывают, что формирующая работа оказала положительное влияние на развитие речи дошкольников с ОНР II уровня: общий балл выполнения заданий увеличился практически у каждого ребенка. Незначительные изменения связаны с небольшим периодом проведения формирующей работы, в связи с чем можно сделать вывод о необходимости использования данных технологий в дальнейшем. Таким образом, полученные данные позволили доказать гипотезу. Можно сделать вывод, что коррекционно-образовательная логопедическая программа будет являться здоровьесберегающей, если она составлена с учетом всех компонентов развития и обучения детей с речевым недоразвитием.
В рамках работы с дошкольниками экспериментальной группы была проведена коррекционно-формирующая работа по развитию речи. Основа программы – использование здоровьесберегающих технологий.
Проведенный контрольный срез позволил доказать эффективность проведенной работы: результаты развития речи незначительно улучшились. Таким образом, можно отметить, что включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми дошкольного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. Несомненно, для получения лучших результатов, такая работа должна продолжаться.
В заключение курсовой работы можно сделать выводы.
Теоретический обзор источников показал, что общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. II уровень речевого недоразвития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. Целенаправленное формирование речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, как с общим речевым недоразвитием, так и с нормальным речевым развитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью развития лексики в обучении детей дошкольного возраста. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является использование здоровьесберегающих технологий.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого была оценка эффективности предлагаемой формирующей работы по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, основанной на комплексе здоровьесберегающих приемов. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что оценка уровня связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня находится на низком уровне. Анализ развития активного словаря и развития лексики в связной речи также показал, что группа дошкольников с общим недоразвитием речи нуждается в коррекционно-логопедической работе. Разработанная коррекционная программа с использованием здоровьесберегающих технологий показала положительные результаты.
Контрольное обследование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, участвующих в программе, показало улучшение результатов развития связной речи, что позволило отметить эффективность формирующей программы. Существенно улучшился словарь детей, ребята выучили новые слова, фразы; воспитанники стали использовать в речи больше прилагательных, глаголов. Родители также отметили положительную динамику. Таким образом, исследование показало эффективность использования здоровьесберегающих технологий в системе развития связной речи воспитанников с ОНР II уровня. Предполагаемая гипотеза подтвердилась: целенаправленная формирующая работа посредством использования здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что здоровьесберегающая направленность логопедических методик и технологий остается еще недостаточно исследованной. В научно-теоретической и методической литературе не получили отражения такие вопросы, как уровни, критерии и направления здоровьесберегающих технологий, особенности их применения при коррекционной работе по исправлению нарушения речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] с.
- Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
- Аммосова, Н.С.Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе / Н.С. Аммосова // Логопед. 2004. № 6. С. 78–82.
- Бабенкова, Е. А. Здоровьесберегающая технология при подготовке детей к школе / Е. А. Бабенкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 2. – С.14-24
- Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 176с.
- Волкова, Ю.Н. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Волкова // Ребенок в детском саду. – 2003. – N 4. – С. 75-87.
- Гаврилова, Н. Н. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ: методическое пособие/ Н. Н. Гаврилова, Н. В. Микляева. – Москва : АРКТИ, 2010. – 87 c.
- Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – Москва : Сфера, 2008. – 157, [2] с
- Герасимова, О. В., Бочкарева, Т. А. Нарушение темпоритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст] // Проблемы специального образо-вания: сборник научных трудов студентов и препода-вателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского. – Вып. 1. – Саратов : Слово, 2002. – С. 12–15.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.:АРКТИ, 2004. – 168 с.
- Голикова, Л. Д. Оздоровление детей на прогулке зимой / Л. Д. Голикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 12. – С.14-16
- Добророднова, О.В., Константинова, С.А., Медведева, Е.А. Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников / О.В. Добророднова и др //Логопед – №4 – 2012. с.19-21
- Ерошкина, С.Т.Пальчиковый игротренинг / С.Т. Ерошкина// Логопед. 2007. № 4. С. 37–41.
- Зайцев, И.С. Особенности межличностных отношений и личности у детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев; Акад. последиплом. образования. – Мн. : АПО, 2012. – 30 с.
- Закрепина, А. Изучение особенностей социального развития детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. Закрепина // Дошк. воспитание. – 2010. – № 1. – С. 66-73.
- Логопедия : методическое наследие : в 5 кн. : пособие для логопедов и дефектол. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ. Кн. 4 : Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / авт.-сост. Р. И. Лалаева ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2003. – 304 с.
- Левинец, Н. В. Экология детства как инновационное направление в проектировании здоровьесберегающей среды ДОУ: [в Украине] / Н.В.Левинец // Современный детский сад. – 2012. – № 6. – С.19-23.
- Мальгавко, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР / Н.В. Мальгавко //Логопед – № 1. 2012, с. 50-53
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240
- Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
- Рябышева, О. И. Здоровьесберегающая среда детского сада: [авторская программа «Здоровый ребенок»] / Рябышева О. И., Ленецкая Л. А. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 1. – С.22-25
- Соловьева, И. В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности: [опыт работы д/с N 111, г. Пермь] / Соловьева И. В. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 1. – С.17-21
- Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 209 c.
- Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М.Е. Хватцев. – М.: Учпедгиз, 1961. – 207 с.
- Ширинкина, Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни / Н. В. Ширинкина // Учитель в школе. – 2012. – № 2. – С.117-123
- Яшкевич О.Н. Дислексия и дисграфия: пособие для родителей / О.Н. Яшкевич. – Мн.: Новое время, 2012. – 483с.
Варианты дополнительных стихотворений к упражнениям
Ты, мороз...
Ты, мороз, мороз, мороз,
Дети поглаживают лоб ладонями.
Не показывай свой нос!
Растирают нос.
Уходи скорей домой,
Растирают щеки ладонями.
Вьюгу уноси с собой.
Растирают носогубный треугольник.
С. Константинова
Носик, носик...
Носик, носик!
Проводят 4 раза кулачками по крыльям носа.
, Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
Поглаживают 4 раза пальцами лоб.
Щечка, щечка!
Поглаживают 4 раза пальцами щеки.
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка,
Поглаживают ладонями шею.
Будет чистенький сынок
Растирают ладонями уши.
И котенок – малышок.
Трут ладони друг о друга.
М. Картушина
Упражнения на развитие физиологического дыхания со здоровьесберегающим сопровождением
- Вдох и выдох носом (при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю).
Цель: развивать глубокий носовой вдох.
Контроль: к носовым ходам приставляются ватка, зеркало, полоски бумаги. Начинать с трех раз, постепенно доводя до десяти. Упражнения: «Узнай цветок», «Узнай ягоду», «Узнай овощ, фрукт», «Узнай, чем пахнет» (пакетики с валерианой, ромашкой, эвкалиптом), дыхательное упражнение с аромалампой.
- Вдох и выдох ртом.
Цель: развивать ротовой выдох. Упражнения: «Надуй резиновую игрушку» – вдыхать ртом при закрытом носе и плавно выдыхать через рот.
«Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем» – лепить снежную бабу, подышать на руки (согреть их). «Приготовление к празднику» – надуть шары, нарубить дрова (руки вверх – вдох, наклон вперед – выдох). «Трубочки», «Подуй в водичку», «Водичка играет», «Мыльные пузыри», «У кого больше шарик».
- Вдох ртом, выдох носом. Цель: развивать активный выдох. Упражнения: «Мишка спит», «Аптека здоровья» (выдаются мешочки с травой перед сном).
- Вдох носом, выдох ртом. Цель: развивать активный выдох. Игра с водой (дети дуют на бумажные и пластмассовые игрушки в воде). Упражнения: «Капитаны» – произносить «ф-ф-ф», при порывистом ветре: «п-п-п», свежем ветре: «с-с-с», южном «ш-ш-ш».
Оборудование для массажа кистей рук
Массажные спиральки, киндер-сюрпризы
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами.
Мы с вами подружимся, Маленькие пальчики.
Растирают пальцы, начиная с большого, правой рукой, затем левой.
Один, два, три, четыре, пять – снова будем повторять...
Е. Медведева
Махровая перчатка
Доктор Айболит
Добрый доктор Айболит,
(Дети массируют тыльную сторону ладони)
Он Мышонку говорит:
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и Хрюшки,
Зайцы и Тигрята,
Мышата и Котята.
Посмотрело солнце вниз –
(Раскрывают напряженные пальцы и опускают)
Все на праздник собрались!
(Шевелят каждым пальцем)
В. Коноваленко
Вода с морской солью
Дождик
Стало солнце пригревать,
(Дети поднимают ладони)
Стали капельки стучать:
Капля – раз, капля – два,
Капля медленно сперва.
(Ударяют указательным пальцем правой руки по ладони левой)
Поскорее, поскорее,
Все быстрее и быстрее,
Хлопают правой ладонью по левой.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки,
Их попробуй догони
Н. Нищева
«Сухой бассейн» (пробки, крышки, крупа, каштаны)
Черепаха
Шла купаться Черепаха
(Дети «ходят» пальцами по поверхности)
И кусала всех от страха.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
(Выполняют хватательные движения пальцами).
Никого я не боюсь.
Черепаха – дом ходячий!
Голову под панцирь прячет.
Крепкий панцирь у нее –
И защита и жилье.
(Сжимают и разжимают пальцы с захватом крупы, шишек)
М. Картушина
Маленькие шарики
Шарик
Шарик в руки ты возьми,
На ладошке подержи.
(Дети массируют ладони круговыми движениями)
Покрутили, повертели
И песенку запели:
Ля-ля-ля.
(Прокатывают шарик между подушечками пальцев)
Е. Медведева
Тема «Одежда» (Буратино в гостях у детей)
Цели:
- Закреплять и уточнять предметный и глагольный словарь.
- Дифференцировать одежду по принадлежности: детская, мужская, женская.
- Упражнять в согласовании существительных с местоимениями: мой, моя, мое, мои.
- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе.
- Заучивать стихотворения- рифмовки с опорой на картинки.
- Закреплять названия цветов и геометрических форм.
- Развивать умение анализировать и обобщать.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
- Формировать мелкую моторику средствами самомассажа.
- Воспитывать чувство уверенности и самостоятельности при выполнении заданий.
Оборудование6 Игрушка «светящийся шар»; рюкзачок для Буратино; емкость с водой; кусочки бумаги и ткани; конвертики с заданиями; картинки (ребенок, мужчина, женщина); предметные картинки (платье, юбка, брюки, свитер, кровать); индивидуальные карточки с недорисованными частями одежды; простые карандаши; шоколадные медали.
* * *
Организационный момент
Логопед. Раз два, три, четыре, пять — приглашаю всех играть!
Дети встают в круг.
Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра. Поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро.
Дети передают «светящийся шар» по кругу со словами: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!» Затем шар возвращается к логопеду.
Самомассаж лица Дети стоят в кругу.
Логопед. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной повторяйте. (Движения выполняются по ходу стихотворения.)
Ручки растираем И разогреваем И лицо теплом своим Мы умываем.
Грабельки сгребают Все плохие мысли,
Ушки растираем вверх И вниз мы быстро.
Щечки разминаем,
Чтобы надувались,
Губки растираем,
Чтобы улыбались.
Основная часть
Стук в дверь. Появляется Буратино. Здоровается.
Буратино. Я проходил мимо, решил зайти и показать вам, какую красивую курточку и колпачок вырезал из бумаги мне папа Карло. Вам нравится?
Логопед. Одежда у тебя очень красивая, но посмотри — у наших детей тоже много разной одежды (перечислить одежду детей).
Буратино. Да, но моя одежда все равно лучше.
Логопед. Конечно, дорогой Буратино, твоя курточка хороша, но мы сейчас посмотрим, чья одежда прочнее и надежнее — твоя из бумаги, или наша — из ткани.
Дети подходят к столу логопеда. на котором стоит таз с водой, разложены кусочки бумаги и ткани. Они рвут бумагу, мнут ткань, опускают их в воду, делают выводы о том, что одежда из бумаги непрочная и ненадежная.
Буратино. Да, вы правы, спасибо, что помогли мне разобраться. А теперь получите конвертики с картинками одежды. (Называет цвет и форму фигур на конверте. Например, «Для Веры я приготовил конвертик, на котором нарисован красный круг» и т.д.)
Упражнение «Что у кого?»
Логопед. Одежда бывает женская, если ее носят женщины, мужская — если носят мужчины и детская — если носят дети.
Дети достают картинки с предметами одежды из конвертиков и говорят: «У меня платье. Это детская одежда» (или детское платье). «У меня костюм. Это мужская одежда» (или мужской костюм).
Упражнение «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мои, мое: мое платье, мои шорты и т.д.)
Упражнение «Грустная одежда» (образование существительных в родительном падеже единственного числа)
Буратино достает из рюкзака одежду без отдельных частей и просит детей сказать «Без чего одежда? («Платье без кармана» и т.д.)
Заучивание стихотворения с опорой на картинки
На доске логопед выставляет пять картинок в такой последовательности — платье, юбка, брюки, свитер, кровать.
Логопед (читает стихотворение, по ходу показывает рукой на картинки )
На одежду посмотрите,
Платье, юбка, брюки, свитер.
Кровать не буду называть,
Зовется мебелью кровать.
Стихотворение читается 3— 4 раза сначала логопедом, а потом вместе с детьми до полного запоминания.
Упражнение
«Дорисуй части одежды»
Дети садятся за столы и дорисовывают на индивидуальных карточках недостающие части одежды.
Упражнение «Скажи со словом много» (образование множественного числа существительных в родительном падеже)
Буратино. Да, интересно было на вашем занятии, я много нового узнал, пойду скажу папе Карло, чтобы он сшил мне из ткани много разной одежды. (Показывает картинки.)
Дети. Много брюк, много курточек, много рубашек.
Буратино прощается с детьми и оставляет мешочек с подарками.
Итог занятия
Логопед. Ребята, наше занятие закончено и теперь можно собираться на прогулку.
Упражнение «Собираемся на прогулку» (имитация движений под стихотворный текст) Логопед. Повторяйте стихотворение за мной.
Мы снимаем тапки, Надеваем шапки, Шарфики, штанишки, Сапоги, пальтишки. Надеваем куртки — Готовы для прогулки!
Вы сегодня очень хорошо занимались, выполняли много разных заданий и упражнений. Давайте все вместе посмотрим, что Буратино оставил нам в подарок. (Открывает мешочек и раздает детям золотые шоколадные монетки.)