Данный материал предназначен для подготовки студенческой научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Мы можем подготовить для вас дополнительный, оригинальный материал по данной или смежной теме с высоким уровнем оригинальности. Любые консультации по оказанию помощи в подборе материала для научной студенческой работы мы оказываем бесплатно. Задайте любой вопрос в чат или напишите на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные задачи изучения творчества Н.В. Гоголя в 8-ом классе. 5
1.2 Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе на материалах повести «Старосветские помещики». 7
2.1 Разработка урока по произведению Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». 13
2.2 Разработка уроков по биографии и творческому пути Н.В. Гоголя. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Концепция курса методики преподавания литературы в школе выстраивается в зависимости от концепции школьного преподавания литературы, от задач, которые диктует учителю литературы современный образовательный процесс. Стержень курса – проблема социокультурная: место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании личности.
Актуальная задача школьного преподавания литературы – приобщение детей к чтению, воспитание квалифицированного читателя, «оздоровляющее чтение» (А. Синявский) как форма противостояния массовой культуре.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что уроки литературы призваны открывать учащимся художественные и духовные ценности искусства слова, совершенствовать художественный вкус, способствовать углубленному восприятию художественного текста.
Наша задача – сориентировать студентов на комплекс насущных проблем, связанных с разработкой концепции литературного образования, диктуемых временем.
Цель курсовой работы: разработать пути совершенствования методики преподавания повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».
Задачи:
- рассмотреть особенности преподавания творчества Н.В. Гоголя;
- самостоятельно разработать пути совершенствования преподавания уроков литературы по теме «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя.
Объект курсовой работы: методика преподавания русской литературы.
Предмет исследования: разработка занятия по теме «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя.
В исследовании использовались методы анализа учебной литературы, материалов печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемой литературы.
1.1 Основные задачи изучения творчества Н.В. Гоголя в 8-ом классе
На современном этапе центральной проблеме преподавания литературы, анализу литературного произведения, посвящается целый ряд методических работ, авторы которых высказывают неудовлетворенность сложившейся практикой школьного анализа, не учитывающего эстетические аспекты художественного творчества, особенности читательского восприятия[5, c.32].
Событием в методике русской литературы послевоенного времени становится посмертное издание книги Г. А. Гуковского «Изучение литературного произведения в школе» (1966), в которой предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. Школа, по мнению литературоведа, должна давать основы литературной науки, учить трудному, но доступному учащимся: «То, что и без того, и без нас понятно учащимся, — и в плане познавательном, и в плане эмоциональном, и в плане широко-идейном, — незачем растолковывать». Ученый выступает решительным противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений литературных явлений с жизнью, распространенных в практике преподавания литературы.
Взгляд Гуковского на методику как прикладное литературоведение, нашедший отражение и в его более ранних работах, вызвал несогласие многих педагогов-словесников. В. А. Никольский пишет о связи методики прежде всего с педагогикой. В. И. Сорокин также называет методику педагогической наукой, однако учитывающей «природу изучаемой дисциплины»[3, c.75].
В 60-80-е гг. в школе по-прежнему преобладают традиции «воспитательного чтения» в средних классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах, построенный на основе ленинской периодизации русского освободительного движения. Оживленные споры и неоднозначные оценки вызывает движение учителей-новаторов. Акцент на воспитательном значении произведений классической и современной литературы ставится практически во всех методических работах, выходивших в 60-80-е гг.
Несомненный вклад в развитие теории и практики преподавания литературы в школе вносят последние работы В. В. Голубкова, методические пособия А. М. Докусова, Н. В. Колокольцева, Н. О. Корста, Н. И. Кудряшева, Н. Я. Мещеряковой, Н. Д. Молдавской, В. А. Никольского, С. А. Смирнова, В. И. Сорокина, труды по истории методики Я. А. Ротковича, работы современных ученых-методистов и учителей-исследователей.
В конце 80-х гг. в методике преподавания литературы намечаются перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования, созданием новых типов учебных заведений. Публикуются варианты программ по литературе, издаются пробные учебники. Не утихают споры о содержании литературного образования и методике преподавания литературы в школе.
В настоящее время перед методической наукой стоит целый комплекс проблем, связанных с разработкой концепции литературного образования, созданием учебных программ и учебных пособий нового типа. Специальной задачей современной методики является возвращение забытых имен и традиций отечественной школы.
Изучение творчества Н.В. Гоголя длится на протяжении почти всей школьной программы, поэтому изучения методики проведения этих занятий представляет собой актуальный вопрос[5, c.34].
Изучение творчество Н.В, Гоголя в школе поистине многогранно:
- используется читательский, духовный опыт учащихся, приобретенный ими в 7-8 классах: “Тарас Бульба”, “Ревизор”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”;
- навыки работы с литературными текстами – сравнительная характеристика героев;
- жанр исторической повести;
- пересказ отрывков текста с сохранением стиля, лексики, главной мысли;
- работа с иллюстрациями и репродукциями к произведениям Гоголя;
- жанр комедий (“Ревизор”), сатира и юмор, композиция, речевая характеристика героев;
- работа с монологами комедии, рецензия на театральную постановку или кинофильм “Ревизор”.
Опираясь на эту базу, учитель в 8 классе может работать при нетрадиционном прочтении произведений Н. Гоголя (“Мертвые души”, “Шинель”, “Арабески”, «Миргород») над решением вместе с учащимися следующих проблем:
- Путь духовных исканий Гоголя.
- Россия Гоголя, пути развития России.
- Русский национальный характер в понимании Гоголя.
- Духовный кризис писателя. В чем его причины?
- Как обрести духовность в бездуховном мире? – вопрос Гоголя к своим современникам; к нам, сегодняшним читателям его произведений[1, c.196].
Перед смертью Гоголь сказал: “Будьте живые, а не мертвые души!”[6, c.4]. Этот крик – обращение не только к его современникам, но и к нам, его потомкам.
Рассмотрим методику изучения творчества Н.В. Гоголя на современном этапе.
1.2 Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе на материалах повести «Старосветские помещики»
Цикл повестей «Миргород» явился новым этапом в творческой эволюции Н.В. Гоголя. Автор постигал сложную, полную противоречий жизнь, пытаясь понять ее законы, законы человеческого существования. Две повести, с которыми знакомятся учащиеся («Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), занимают крайние позиции на оси координат, составляя эстетический сюжет цикла, и определяют художественную концепцию «Миргорода».
«Открытость» авторской позиции для школьников очень важна, она располагает к доверию, сотворчеству, пониманию. Вместе с писателем ребята проходят путь от романтических «Вечеров» и идиллического мира “Старосветских помещиков” к прозаическому, потерявшему духовность городу в «Повести о том..». В этом смысле символично заглавие цикла «Мир – город» (т.е. обозначен путь от гармонии и любви к ближнему до вражды с ним)[7, c.43].
Для иллюстрации искания Гоголем новых синтетических форм особенное значение имеет жалостная идиллия: «Старосветские помещики». Разрушая сентиментальные формы, Гоголь борется с ними не только путем противопоставления им новых враждебных жанров. Он преодолевает сентиментализм и другим путем: исходя из его форм, их трансформируя или их внедряя в контрастное окружение. В современной белорусской школе данному произведению уделяется небольшое внимание, чаще всего, учителя используют его в процессе внекласнного чтения.
Для «Старосветских помещиков» избран старый наиболее популярный и еще живой сентиментальный жанр — идиллия со всеми ее сюжетно-композиционными и стилистическими атрибутами. Но в нее введены новые, контрастные — комические и иронические мотивы и стилистические построения (...вы, верно, нашли бы улыбку уже черезчур приторною для ее доброго лица... «Тогда лицо его, можно сказать, дышало добротою»... и т. п.)[6, c.123].
Общие приемы описания быта, манера рисовки лиц и действий, стиль «портретов» всего живого окружения «старичков», мелькающие признаки иронической оценки жизни героев — все это составляет как бы особый стилистический слой повести, наложенный на сентиментальные формы по контрасту с ними и для разрушения их. И рядом с этими двумя контрастирующими тенденциями все напряженнее к концу повести звучит третья, от «неистовой» поэтики идущая.
Сюжетно она отражается в трагической развязке. Стилистически — она конструирует целые патетические тирады («Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скрытно...» и т. п. — «Но, признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихий, настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не так испугался ее, как этой ужасной тишины среди безоблачного дня...»)[6, c.129].
Вместе с тем в «Старосветских помещиках» Гоголь открывает новую сторону в поэтической идеологии «неистовой» школы — «трагизм маловажных случаев». В «Кровавом бандуристе» он увлекся ужасами кровавых мук и истязаний, в «Тарасе Бульбе» дал свои индивидуально-художественные коррективы для этой манеры рисовки; в «Вие» произвел эксперимент воспроизведения психических мук, душевных терзаний панического страха.
Но в «Старосветских помещиках» отбрасывается трагизм необычайных сцен и событий, и рисуется ужас повседневных случайностей... «Повествование мое приближается к весьма печальному событию, изменившему навсегда жизнь этого мирного уголка. Событие это покажется тем более разительным, что произошло от самого маловажного случая. Но, по странному устройству вещей, всегда ничтожные причины родили великие события и, наоборот, великие предприятия оканчивались ничтожными следствиями...»[6, c.434].
Интересным для школьников будет краткий рассказ учителя об истории создания повести.
Повесть «Старосветские помещики» была задумана и начата Гоголем не раньше конца 1832 г. — после того, как он провел лето (с 20 июля до октября) на родине, в Васильевке. Н. С. Тихонравов поддерживает эту датировку указанием на то, что история исчезновения кошечки и последовавшей затем смерти Пульхерии Ивановны является отражением рассказа, слышанного Гоголем от М. С. Щепкина, с которым он познакомился в Москве у С. Т. Аксакова проездом в Васильевку или на обратном пути.
Об этом сообщает А. Н. Афанасьев в статье «М. С. Щепкин и его записки»: «Случай, рассказанный в «Старосветских помещиках» о том, как Пульхерия Ивановна появление одичалой кошки поняла за предвестие своей близкой кончины, взят из действительности. Подобное происшествие было с бабкою М. С-ча. Щепкин как-то рассказал о нем Гоголю, и тот мастерски воспользовался им в своей повести. М. С-ч прочитал повесть и при встрече с автором сказал ему шутя: «а кошка-то моя!» — «Зато коты мои!» — отвечал Гоголь, и в самом деле, коты принадлежали его вымыслу“[[10, c.34]. Работа над повестью шла, по-видимому, в конце 1833 г. или в начале 1834 г.
Интересным для школьников будет рассказ учителя о том, что прототипами Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны одни считают деда и бабушку Гоголя (Афанасия Демьяновича и Татьяну Семеновну), другие — знакомых старичков Зарудных[10, c.36]
Несомненно, что, рисуя своих героев, Гоголь пользовался разнообразными фактами и наблюдениями, соединяя их вместе. С. В. Капнист-Скалон (близкая знакомая Гоголя) рассказывает в своих воспоминаниях о старичках Бровковых, у которых они останавливались в Миргороде по дороге в имение дяди, П. В. Капниста: «Старик и старушка встречали нас всегда с большим радушием и не знали, чем и как нас угощать. Чуть ли не их описал Н. В. Гоголь в своей повести «Старосветские помещики».
Подъезжая к маленькому домику их, мы видели всегда старика с трубочкой в руках, высокого роста, с правильными чертами лица, выражавшими и ум и доброту, сидевшего на простом деревянном крылечке с небольшими столбиками; он приветливо встречал нас, вводил в маленькую, низенькую и мрачную гостиную с каким-то постоянным особенным запахом и с широкой деревянной дверью, издававшей при всяком входе и выходе ужасный скрип. Тут нас радостно встречала, переваливаясь с ноги на ногу, добрая старушка, его жена .... При наших посещениях она больше всего хлопотала о том, чтобы изготовить нам чудный малороссийский стол и накормить людей и лошадей наших .... Старушка .... делала ‹много› добра в жизни своей, и неудивительно, что когда она скончалась, то никто в городке том не запомнит таких трогательных похорон. Дом и двор их до того были наполнены плачущими и облагодетельствованными ею людьми, что стороннему человеку трудно было добраться до ее гроба. О сю пору память о ней сохраняется в Миргороде»[9, c.33].
Школьники должны понимать, что повесть „Старосветские помещики“ написана в тонах идиллии, но трогательное чередуется в ней с комическим, а комическое переходит в грустное. Автор постигал сложную, полную противоречий жизнь, пытаясь понять ее законы, законы человеческого существования.
«Старосветских помещиков» можно назвать идиллией только с оговорками, как это и сделал Пушкин. Гоголь и в самом деле строит всю повесть на своеобразном, противоречивом сочетании идиллического стиля с комическими сюжетными положениями и деталями и с реалистическими подробностями быта и обстановки в «фламандском» вкусе[9, c.36].
На фоне такого рода подробностей „идиллические“ элементы «Старосветских помещиков» звучат скорее как преодоление сентиментально-идиллического стиля, чем как действительное следование ему. Интересно, что традиционный «буколический» тезис идиллии использован Гоголем для истории кошечки, соблазненной дикими котами: „набралась романических правил, что бедность при любви лучше палат». Ироническое отношение к сентиментально-идиллическим традициям здесь очевидно.
В эволюции Гоголя от идиллических «Вечеров» к критическому реализму комедий и петербургских повестей «Старосветские помещики» имеют огромное значение как преодоление реакционных традиций сентиментальной идеализации действительности, господствовавших в русской прозе 20-х годов.
2.1 Разработка урока по произведению Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
Как ни странно, на одном из семинаров учителей-филологов была услышана фраза: «Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята». А действительно, что может стать близким для современных подростков в истории последних лет пожилой пары, жившей когда-то давным-давно в отдалённой деревне Малороссии? Что могут чувствовать старики, чем интересна их жизнь? Чем эта история интересна Гоголю? Почему Пушкин называл повесть любимой? Зададим вопрос: “А знаете ли вы случаи, когда люди, прожившие долгую совместную жизнь, продолжали любить друг друга?” Обязательно в классе найдётся хотя бы один человек, который расскажет о своих бабушке и дедушке. С этого и можно начать урок по теме «Старосветские помещики Н.В. Гоголя».
Тема: Своеобразие произведений Н.В.Гоголя на примере повести “Старосветские помещики».
Цели:
- познакомить учащихся с особенностями его повести;
- развивать умение работать с текстом;
- анализировать литературное произведение;
- давать характеристику литературным героям;
- находить приёмы изображения «скрытого»;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.
Начало урока
Внимательное чтение повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» в 9 классе можно начать с вопроса: “Приходилось ли вам читать произведения, начинающиеся с признания в любви?” Что мы можем вспомнить, кроме пушкинского «Я вас любил…»? Или его же «Признания» — “Я вас люблю, хоть я бешусь…”? А ведь именно признанием “Я очень люблю” открывается повесть. Да и второе предложение начинается с повтора “я иногда люблю…” Получается, что по жанру это не просто повесть, а развёрнутое любовное признание. В любви к чему же признаётся наш повествователь?
Чтение повести (начало).
Перечитаем начало повести. Словно музыка, звучат первые предложения, наполненные повторами: я люблю — я иногда люблю, на минуту — на минуту, уединённых владетелей — уединённая жизнь, окружающий — окружающие. Первое предложение делится на две части словами “совершенная противоположность”, дающими читателю один из ключей к пониманию текста. Приём — противопоставление, перед нами — два “образа жизни”. Люблю: скромную, уединённых, отдалённых, живописные, необыкновенно уединённая жизнь, так тиха, так тиха. Здесь есть всё, что может быть в райском саду. Перед нами своеобразный Эдем.
Исследование
Следует предложить ученикам провести исследование — найти приметы гоголевского Эдема. Здесь и скромность, и уединение (“необыкновенное”), живописность, исполнение всех желаний (ведь ни одно из них не перелетает через частокол), сад, наполненный фруктовыми деревьями, а жизнь так тиха, так тиха… И в саду для отдыха разостлан ковёр, и избыток, изобилие всего, и мирное сосуществование людей и животных (длинношейный гусь с нежными, как пух, гусятами и лениво лежащий вол). А главное — сами владетели этого уголка, на лицах которых “всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие”!
По их лицам можно “читать всю их жизнь, ясную, спокойную жизнь”. И даже дождь в этом саду “прекрасный”, он “роскошно” шумит, и радуга (а ведь это дорога на небо) “в виде свода… светит матовыми семью цветами”. Здесь нет “неспокойных порождений злого духа, возмущающих мир”. Откуда-то издалека, словно из космоса, смотрит рассказчик на этот райский сад, защищённый от внешнего мира. Словно волшебные заколдованные круги защищают его: “сфера”, частокол, деревенские избы, деревья, галерея, идущая вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём.
Этот чудесный мир подобен “сфере”, в которую “на минуту” сходит наш повествователь (откуда и почему? Но об этом позже).
Что же окружают (или вокруг какой оси располагаются) эти круги? На чём вращается этот мир? Это любовь двух скромных старосветских помещиков — Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.
Их гостеприимство позволяет рассказчику назвать их “русскими Филемоном и Бавкидой”. Кстати, кто это такие?
(ответы детей, догадки)
Вот ещё одно задание, которое заставит ребят задуматься о так называемых знаковых образах в литературе (Дон-Кихот, Санчо Панса, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Чайльд-Гарольд, Обломов и другие) и обратиться, например, к «Мифологическому словарю». Тогда ребята узнают, что так звали героев греческой мифологии, бедных супругов из Фригии.
(Рассказ учителя)
(Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня).
Конечно, Гоголь не был бы собой, если бы и эта история не была проникнута иронией. Но ирония его светла и добра. “Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы… «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» — «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я»”. А как чаще всего выражают свою любовь к внукам бабушки?
(ответы детей)
- помогают делать уроки;
- дарят подарки;
- рассказывают интересные истории;
- Стараются приготовить что-нибудь вкусное.
Вот и добрая старушка угощает мужа и гостей то варениками с ягодами, то киселиком, то пирожками, то рыжиками солёными, а то и ломтём арбуза. И на всё это ей отвечает Афанасий Иванович: “И то добре, и то хорошо”. Что-то ветхозаветное звучит в словах старичка. “И увидел Бог, что это хорошо”.
(Учитель может предложить ребятам найти другие примеры гоголевской иронии)
Мир старосветских помещиков наполнен чудесами, которых они сами не замечают.
(Учитель просит найти эти чудеса).
Ученики:
- неисчерпаемое изобилие, которое никак не могут растащить приказчик и войт или съесть свиньи, воробьи и вороны,
- райский “ковёр перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц”,
- чудесная комната Пульхерии Ивановны
с сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками,
- замечательные поющие двери.
Пока живы старички — вращается, держится мир. Умирают они — и мир рушится.
(Чтение финала повести)
Перечитаем финал повести. И конец последнего предложения — осталось только то, что “…не превышает всем оптом своим цены одного рубля”.
А теперь вернёмся к началу повести. Откуда это “любит сойти на минуту в сферу” этой скромной жизни повествователь? Найдём приметы того, другого мира. Он существует по иным законам. Здесь всё суета, страсти, неутолённые желания, подчиняющиеся злому духу, волнения и возмущение. Пустота и тщета. Почему же приходится жить в этом мире? Потому ли, что на месте счастливого сада теперь заглохший пруд — и даже храма не осталось на месте жилища Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отличие от того, в который превратилась хижина их литературных предшественников, Филемона и Бавкиды? Времена истинной любви закончились?
Письменные творческие задания ученикам (по выбору):
- написать стилизованное письмо от имени Пульхерии Ивановны или Афанасия Ивановича, в котором они приглашают в гости своего соседа;
- рассказ с кем из авторов приведённых цитат они согласны, а с кем нет, и почему.
По окончании урока можно прочитать цитаты известных ребятам писателей и поэтов о повести «Старосветские помещики».
“…идиллия, заставляющая нас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления” (А.Пушкин).
“О, бедное человечество! жалкая жизнь! И однако же вам всё-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые пили и ели и потом умерли!” (В.Белинский).
“То мгновение любви, которое Гоголь запечатлел в повести о малороссийских Филемоне и Бавкиде, выше и значительнее любого мирового переворота или катаклизма” (И.Золотусский).
“В «Старосветских помещиках» вы видите людей пустых, ничтожных и жалких, но, по крайней мере, добрых и радушных…” (В.Белинский).
Мелкого не хочется, великое не выдумывается” (Н.Гоголь).
2.2 Разработка уроков по биографии и творческому пути Н.В. Гоголя
Немаловажным в изучении творчества Н.В. Гоголя является изучение биографии и творческого пути автора. Можно предложить несколько уроков по данной тематике.
Урок на тему «Россия Н. В. Гоголя»
Оформление доски и класса: на доске записана тема урока.
Доска разбита на две части.
Справа висит репродукция портрета юного Гоголя кисти А.Г. Венецианова, 1834 г.
Под портретом цитата: “Русь, чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?” Гоголь “Мертвые души”
Ниже цитаты репродукция картины А.М. Васнецова “Родина” (1886 г.)
Слева на доске висит репродукция портрета зрелого Гоголя кисти Ф.А. Моллера, 1843 г.
Под портретом цитата: “… Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”
Гоголь “Мертвые души”
Ниже цитаты репродукция картины А.И. Куинджи “Днепр утром”, 1881 г.
Ниже на доске галерея героев поэмы “Мертвые души” в иллюстрациях.
На отдельном маленьком стенде “Материалы к уроку” написано:
Путь духовных исканий Гоголя
= Жажда служения Отечеству
= Гоголь-чиновник – защитник Закона
= Столкновение с казнокрадством, взяточничеством, подхалимством, пошлостью, бездуховностью. Разочарование в службе
= Гоголь – преподаватель истории. Обращение к героическому прошлому России. “Тарас Бульба”
= Разочарование в профессорской деятельности
= Гоголь – писатель – пророк – провидец – Мессия – духовный наставник соотечественников
Россия Гоголя
= Прекрасная, необъятная, богатырская
= Таинственная
= Нищая, бедная
= Святая, христианская, православная
= Дьявольская, с чертовщинкой
= Населенная богатырями и “мертвыми душами”
= Мечтающая о герое, богатыре, Христе-спасителе
= Устремленная в будущее
Духовный кризис Гоголя
= Поиск идеального героя, способного спасти и возродить Россию
= Отсутствие этого героя в современной Гоголю жизни и в будущем России
= Трагически неизбежное движение России по западному, капиталистическому пути и невозможность идти своим путем, соборным, христианским
(Эти материалы закрываются в начале урока чистым листом бумаги – открываются только на заключительном этапе, когда учащиеся фиксируют тезисно, кратко содержание всех этапов урока.)
Музыкальный фон урока: Г. Свиридов “Русь. Тройка”, украинская или русская народная песня.
Ход урока
- I. Звучит музыкальный отрывок Г. Свиридова “Русь. Тройка” (1 мин.)
Учитель обращается к портрету юного Гоголя “Вам знаком этот писатель?… Какие произведения его вы читали?… Что знаете и помните о нем?…
(Ответы учащихся.)
Учитель: Перед вами портрет юного Гоголя. Он еще только вступает в жизнь. Говорят, что глаза – зеркало души. Что вы можете сказать об этом человеке по его портрету?
(Учащиеся отвечают.)
Итоговое слово учителя: Личность Гоголя, его творчество – таинственны, загадочны. Никто еще до конца не отгадал эту загадку. Более того, эта загадка, эта тайна не придуманы. Они существуют. На этой картине Алексея Гавриловича Венецианова Гоголь то отдаляется от нас, то приближает нас к себе своим взглядом, улыбкой. Этот портрет – тоже тайна. Не всякую тайну сразу разгадаешь, но попробовать, попытаться можно.
Это молодой человек, в уголках губ которого затаилась улыбка, немножко лукавая, немножко грустная – таинственная, загадочная.
Глаза искрятся верой в свои силы, энергией, в них тоже – улыбка, лукавая и загадочная.
Но что определенно читается в портрете юного Гоголя – это желание осуществить свое призвание в жизни, вера в то, что можно быть полезным России. Гоголь полон радужных надежд.
Вступая в жизнь, в чем видел Гоголь свое призвание? на каком поприще мечтал послужить России?
Ученик (подготовленный заранее): “Незадолго до окончания Нежинской гимназии высших наук юноша Гоголь в письме к дяде П.П. Косяревскому изложил планы грядущей жизненной деятельности: “Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном – на юстиции. Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие – величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага. Два года я занимался постоянно изучением прав других народов и естественных, как основных для всех законов; теперь занимаюсь отечественным …”
Учитель: Окончив Нежинскую гимназию, Гоголь отправляется в столицу России – Петербург, куда тянуло всех, желающих утвердить себя, найти себе славу. Гоголь решает, что свое призвание он найдет в служении Закону, Справедливости и этим прославит себя. Так он становится чиновником одной из петербургских судебных палат, где он ревностно и жарко взялся за работу.
А поэтому давайте сейчас мысленно перенесемся в мир чиновников, в котором мечтал найти свое призвание, послужить России на поприще Закона Н.В. Гоголь.
(Инсценировка: чтение по ролям диалога городничего и Амоса Федоровича Тяпкина-Ляпкина – “Ревизор”, действие I, явление 1.)
Учитель: Узнали это произведение Гоголя? а его героев? Что можно сказать об этих чиновниках, стоящих на страже Закона?
(Ответы учеников.)
Можно ли в этом мире чиновников достойно послужить Закону, Справедливости, России?
(Ответы учеников.)
Итоговое слово учителя: Современники Гоголя, прочитавшие пьесу “Ревизор”, просмотревшие ее на сцене Александринского петербургского театра, поражались глубокому знанию Гоголя мира чиновников. Гоголь был потрясен пошлостью, ограниченностью мира чиновников. Казнокрадство, взяточничество, подхалимство, пренебрежение своими служебными обязанностями – всё это так потрясло Гоголя, что он буквально сбежал из этой судебной палаты, где мечтал послужить закону и России.
Из судебной палаты Гоголь сбежал, но куда бежать из этого мира? куда бежать от себя? А послужить России Гоголю всё равно хотелось, только не рядом с этими чиновниками-монстрами, а с сильными, чистыми людьми.
Гоголь становится преподавателем истории. В прошлом России ищет Гоголь ответы на свои вопросы.
Пристально оглядевшись вокруг, он не увидел среди своих современников героев. И Гоголь обращается к прошлому России, к ее богатырям, ее героям.
Тарас Бульба, его сын Остап, боевые товарищи – запорожские козаки – вот слава России.
Но давайте послушаем, о чем перед кровавой битвой с врагами говорит Тарас своим боевым товарищам в первой редакции повести “Тарас Бульба” и во второй.
Ученик читает отрывок (речь Тараса о христианской вере – 1 редакция): “Итак, выпьем, товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло, наконец, такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурманов, все бы сделались христианами. Да за одним уже разом выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурманству, чтобы с каждым годом выходили из нее молодцы один лучше другого, один одного краше. Да уж вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих. Так за веру, пане-братове, за веру!”
Ученик читает отрывок (речь Тараса о товариществе – 2 редакция): “Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.”
Учитель: Чем отличается речь Тараса в 1-ой редакции повести от второй? Что из себя представляет Тарас? О чем он беспокоится? За что готов жизнь положить? Как вы думаете, нашел Гоголь в Запорожской Сечи XIV-XVII в.в. идеального героя-богатыря?
(Ответы учеников.)
Итоговое слово учителя: Сбежав из судебной палаты, где Гоголь не смог послужить Закону, Справедливости, России, он пытается послужить Отечеству в качестве профессора истории, преподавателя, пытается по-новому приобщить юношество, студенчество к истории. Но очень скоро и к этому поприщу охладела душа Гоголя, и он оставляет преподавательскую работу, поняв, что это не его призвание. В это время Гоголь уже зрелый человек.
(Работа с портретом зрелого Гоголя кисти Моллера.)
Учитель (обращаясь к портрету): Перед вами зрелый Гоголь. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет?
(Ответы учащихся.)
Итоговое слово учителя: Грусть в глазах, скорбно сжатые губы. Темный шейный платок, наглухо застегнутый сюртук подчеркивают мрачность настроения, замкнутость характера человека, ушедшего в себя. Во всем облике ощущается надлом.
- Как вы думаете, почему у Гоголя, нашедшего в прошлом свой идеал богатыря-героя, такой грустный взгляд, ведь он наконец нашел свое единственное жизненное призвание – стал писателем, ведь он уже популярен и знаменит? Что же стало причиной духовного надлома? Попробуйте ответить!
(Ученики размышляют, пытаются отвечать.)
- II. Учитель: Трудный вопрос, трудно на него ответить сразу, а чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте обратимся к эпиграфам урока, к его теме – “Россия Гоголя”.
(Ученики читают эпиграфы, написанные на доске, осмысливают, комментируют.)
Учитель: Эти эпиграфы, которые мы взяли из поэмы Гоголя “Мертвые души”, позволяют убедиться в том, что у Гоголя в душе была своя Россия, свой образ России. Россия Гоголя таинственно связана с душой писателя, без нее он не мыслит жизни. Россия Гоголя необъятна, громадна, под стать богатырю.
Ученик (заранее подготовленный, читает отрывок из повести “Тарас Бульба”): “Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустыней. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!”
Учитель (обращается к репродукциям картин А.М. Васнецова “Родина” и А.И. Куинджи “Днепр утром”): Россия Гоголя сказочно прекрасна! До восторга и замирания сердца! А в поэме “Мертвые души писатель так скажет о своей России: “Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе.
Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце?”
А дальше, размышляя о путях развития России, Гоголь напишет в поэме следующие вдохновенные строки: “И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери всё!” – его ли душе не любить ее? … Не так ли и ты, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади …
Русь! куда ж несёшься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Чтобы глубже понять, почувствовать Россию Гоголя, давайте послушаем стихи о России Тютчева, Блока, ибо они в своем творчестве развивали традиции и мысли Гоголя, где-то мыслили с писателем в унисон.
Ученик (читает наизусть):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить!
Ученик (читает наизусть):
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять часам и дням
И с головой от хмеля трудной
Пройти сторонкой в божий храм ….
Учитель: Так какая же она, Россия Гоголя?
(Ученики отвечают.)
Итоговое слово учителя: Россия Тараса Бульбы, Остапа, их боевых товарищей; Россия, где живут Хлестаковы, Сквозник-Дмухановские, Чичиковы, ангелы, черти, нечисть, где люди плачут, смеются, страдают от пошлости и бездуховности, ждут Христа-Спасителя, стремятся в будущее, восторгаются сказочной, таинственной красотой русских просторов.
(Учащиеся записывают в тетради материалы со стенда “Россия Гоголя”.)
Так, может быть, завершая наш разговор, мы найдем ответ на вопрос “В чем причина духовного надлома Гоголя?”
(Ученики пытаются отвечать.)
Учитель (добавляет): Современников Гоголя очень волновал вопрос путей развития России, ее будущего. Помните стихотворение И.С. Тургенева в прозе “Русский язык”?
(Ученик читает наизусть стихотворение “Русский язык”.)
В этом стихотворении Тургенев размышляет не только о языке, но, прежде всего, о русском народе, о России, о ее будущем. Волновал этот вопрос Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, Аксакова – друга Гоголя, Тютчева, Пушкина. А в целом всю мыслящую Россию второй четверти XIX в. можно представить двумя лагерями. С одной стороны – лагерь “западников”, с другой – лагерь славянофилов. “Западники” полагали, что путь России в будущее – это путь западной цивилизации, путь Европы, на который Россию еще в свое время поставил Петр I, т.е. путь буржуазного, капиталистического развития, где на первом месте – дело, капитал, слияние русской культуры с общеевропейской.
Славянофилы полагали, что у России свой путь, своя христианская религия, путь России не революционный, а эволюционный; в медленных постепенных реформах Россия утвердит себя в мире как мощная, огромная, сильная держава.
Славянофилы отстаивали соборность жизни россиян (вспомните речь Тараса о товариществе, о вере) – это то, что составляет сущность русской души, а встав на путь Запада, мы уничтожим эту соборность, это товарищество. Спор между этими лагерями продолжается и до наших дней, а сегодня он особенно актуален.
Таким образом, духовная драма Гоголя заключается в том, что красавицу-Россию – бескрайнюю, мощную, но обездоленную, неприютную, населяют бездуховные люди – мертвые души – Хлестаковы, Сквозник-Дмухановские, Тяпкины-Ляпкины, Чичиковы, Коробочки, Плюшкины.
Духовная драма Гоголя заключается и в том, что России предназначен свой, соборный, православный путь развития, а неизбежно Россия встала на путь буржуазного развития, что, по мнению Гоголя, в недалеком будущем принесет ей большие, невосполнимые духовные потери.
Выплеснул Гоголь этот надлом в поэме “Мертвые души”, где он – Пророк, Мессия, пытается для себя, для нас, своих потомков, найти ответ на вопрос, который мучил его, а сегодня мучает нас – “Как обрести, спасти духовность в бездуховном мире?”
Но об этом мы будем говорить на последующих уроках.
А сейчас запишем в свои тетради блок “Духовная драма Гоголя”.
В заключение курсовой работы следует отметить, что многие педагоги отмечают трудности с пониманием учениками повести «Старосветские помещики», но, как было отмечено в практической работе, педагогу важно правильно подойти к представлению повести, заинтересовать учеников и дать возможность глубоко почувствовать образы.
При изучении образов Гоголя в школе необходимо:
- добиваться хорошего знания учащимися гоголевского текста;
- дать образы Гоголя в историческом аспекте, как типы, в которых «просвечивает эпоха», как воплощение среды, их воспитавшей, условий социально-экономической действительности того времени;
- углубляя и расширяя понятие гоголевских образов, показать, как они «перешагнули то время, когда были созданы», раскрыть жизнь гоголевских образов в наши дни;
4) в структуре, композиции образов, в их художественно- выразительной словесной форме дать почувствовать учащимся выражение идейного содержания образов и стиля Гоголя.
Работа по анализу образов должна сопровождаться обучением навыкам характеристик. Обобщающие занятия должны быть использованы для работы по обучению навыкам составления домашнего сочинения на более широкую тему.
Посещение театральной постановки «Старосветские помещики», конечно же, обогатят понимание повести, заставят по-иному взглянуть на историю Товстогубов, заставят учеников обратить особенное внимание на классическую русскую литературу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бегус А.Т. Изучение русской литературы в 6-8 классах, - Мн.: Наука, 1987. – 442с.
- Белинский, В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В. Г. Белинский // Избранные философские сочинения. – М.: Политиздат, 1948. Т. 1. – С. 158-216.
- Белянина Т.А. Урок литературы, - Казань, 2003. – 176с.
- Воропаев, В. А. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество: в помощь преподавателям, старшекл. и абитуриентам / В. А. Воропаев. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 127с.
- Глинский О.А. Теория литературы, - Мн.:Книжный дом, 2004. – 242с.
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений, - М.: Аст, 2003. – 538с.
- Гуревич, А. М. Романтизм Гоголя / А. М. Гуревич // Романтизм в русской литературе: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – С. 84-93.
- Докусов, А. М. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» / А. М. Докусов. – Л., 1959. – 51с.
- Дубровин, Р. С. Рай без Бога?: [повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»] / Р. С. Дубровин // Литература в школе. – 2008. - № 12. – С. 33-34.
- Елисеева, Т. К. Поэма о любви: [повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»] / Т. К. Елисеева // Литература в школе. – 2008. - № 12. – С. 34-37.
- Еремина, Л. И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя: искусство повествования / Л. И. Еремина. – М.: Наука, 1987. – 177с.
- Жданов, В. В. Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества / В. В. Жданов. – М.: Гослитиздат, 1959. – 164с.
- Жизнь и творчество Н. В. Гоголя: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Дет. лит., 1980.
- Золотусский, И. П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе / И. П. Золотусский. – М.: Сов. писатель, 1987. – 238с.
- Качурин, М. Г. Изучение языка писателей. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. – М.: Учпедгиз, 1961. – 304с.
- Ладычук Н.А. Изучаем литературу в старших классах, - Мн.:Тесей, 2000. – 322с.
- Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум для педагогических ВУЗов, - М.: Академия, 2003. – 384с.
- Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя / С. И. Машинский. – М.: Просвещение, 1979. – 432с.
- Николаев, Д. П. Сатира Гоголя / Д. П. Николаев. – М.: Худож. лит., 1984. – 367с.
- Степанов, Н. Л. Н. В. Гоголь. Творческий путь / Н. Л. Степанов. – М.: Гослитиздат, 1959. – 607с.
- Храпченко, М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя / М. Б. Храпченко. – М.: Современник, 1984. – 653с.
- Храпченко, М. Б. Творчество Гоголя / М. Б. Храпченко. – М.: Сов. писатель, 1959. – 620с.