Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Педагогика

Просмотров: 0

Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму.
Сборник диагностических методик тут

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения. 6

1.1 Понятие и виды памяти. 6

1.2 Значение памяти в познавательной сфере человека. 11

Глава II. Практическое исследование особенностей развития памяти у взрослых. 15

2.1 Организация исследования. 15

2.2 Результаты исследования. 20

Глава III. Пути совершенствования развития памяти у взрослых. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз [22], П. И. Зинченко [9], А. Р. Лурия [13] и другие авторы. Без существования памяти ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека в положении новорожденного.

Память – одна из важнейших характеристик психической жизни личности, обеспечивающая её единство и целостность. Запоминание материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с эффективным обучением подрастающего поколения. Одним из основных показателей готовности детей постигать учебные дисциплины является хороший уровень памяти. Тем не менее, постигая школьные науки, обучаясь в высших учебных заведениях и, затем, начиная трудовую деятельность, некоторые люди чувствуют, что могли бы трудиться и обучаться гораздо плодотворнее, если бы не испытывали снижения уровня памяти.

На современных предприятиях очень часто проводятся тренинги и семинары, направленные на повышение качества труда и совершенствование личности сотрудников. Персонал обучают управлять конфликтами, формировать благоприятные межличностные отношения, развивают лидерские качества. Но развитие познавательной деятельности сотрудников будет снижаться, если не уделять внимание развитию памяти. К сожалению, многие руководители об этом забывают. Тем не менее, на любом современном предприятии ценятся сотрудники с высоким уровнем развития памяти. Это свидетельствует о том, что люди осознают важное значение памяти как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память – очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют существенное преимущество в учебной и трудовой деятельности: они легко запоминают нужную информацию, быстро анализируют ее, экономят время на записях и их дальнейших расшифровках. В связи с этим сегодня возрастает роль анализа основных нарушений памяти взрослых людей и методов их профилактики, что и подтверждает актуальность темы курсовой работы.

В связи с актуальностью данной проблемы объектом исследования выступает память как психический процесс.

Предметом исследования является особенности развития памяти взрослых.

Целью курсовой работы является: рассмотреть и проанализировать особенности развития памяти у взрослых.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:

  1. Проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
  2. Провести практическое исследование уровня развития памяти у взрослых.
  3. Разработать рекомендации по коррекции и профилактике нарушений памяти у взрослых.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, свои понятия и свои теории памяти. Вышеперечисленные науки расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяя глубже заглянуть в это одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психики. Проблемы памяти и запоминания широко разработаны в литературе. Так, проблемы развития памяти отражены в трудах физиолога И.П. Павлова х15ъ, выдающихся психологов П.П. Блонского [4] С.Л. Рубинштейна [18 и многих других.

Методы исследования: изучение научной и методической литературы по изучаемой проблеме, метод наблюдения, метод беседы, качественный и количественный анализ результатов.

Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемых источников.

Глава 1. Теоретические основы изучения

1.1 Понятие и виды памяти

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности [12, c.78].

На сегодняшний день не существует единой общепринятой теории памяти и ее определения. Поэтому мы так мало знаем о ней. Большинство понимает, о чем идет речь, а объяснить не может: что же это такое – память. В.Л. Леви по этому поводу писал: «Науку как раз и отличает отсутствие претензий на всезнание, максимально четкое разграничение между «знаю» и «не знаю». Там, где слишком много «не знаю», она открыто признает, что давать рекомендации еще рано, и «лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Такая честность – единственное условие будущего успеха и основа уже достигнутых. Но в этой честности и слабость науки – слабость публичная и с точки зрения потребителя, непростительная. У потребности нет терпения. Какое мне дело до высоких научных сомнений?.. Мне некогда ждать» [12, c.132].

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов). Он разработал несколько методик для исследования процессов памяти. Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, «фактор края», то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. На основе проведенных исследований он построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный [23, c.108].

Т.П. Зинченко выделяет основные виды памяти в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно – логическую;

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную [9, c.12].

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским (1964) [4]. Основные четыре вида памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, – в соответствии с его гипотезой, представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в процесе индивидуального развития личности не одновременно: раньше всего выступает двигательная память, вскоре за нею эмоциональная, несколько позже – образная и гораздо позднее словесно-логическая. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии, П.П. Блонскому удалось определить различия между ними.

Двигательная (или моторная) память – она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков). У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни, в начале дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем этот круг расширяется, и движения становятся более сложными. Если бы у ребенка младшего школьного возраста не было развито моторной памяти, он каждый раз учился бы заново не только писать, но даже ходить [4, c.54].

Эмоциональная память – это память на чувства, пережитые человеком. Подлинное сочувствие другому человеку возможно только благодаря эмоциональной памяти. В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие – это воздействие на чувство. Эмоциональная память – важнейшее условие духовного развития ребенка. Если бы он забывал чувство радости и удовлетворения от совершения хорошего поступка, также как и угрызения совести, вызванные плохим поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению хороших дел и воздержанию от плохих поступков [4, c.55].

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память начинает проявляться у детей в то же время, что и представления, то есть в полтора – два года. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировки всех людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая, чаще всего, связана с профессиональными особенностями деятельности человека [19, c.31].

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развита у всех людей. Объем слуховой памяти, как и зрительной, тоже велик. В исследовании Д.Лоуренса и В.Бенкса (1973) было показано, что испытуемые могут успешно узнавать (83% правильных ответов) отдельные звуки из прослушанного ими ранее набора 194 знакомых звуков – плач ребенка, скрип двери, лай собаки. Остальные типы памяти редко встречаются в чистом виде, и скорее можно говорить о преобладании у человека того или иного типа памяти. Редкий случай доминирования обонятельной памяти был у Э.Золя. Он думал о людях, домах, улицах и т.п. «запахами» [6, c. 10].

Словесно-логическая память она выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мыслей не существует вне языка, поэтому и вид этой памяти называется словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей) [5, c.56].

Т.В. Акиньшина отмечает, что, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольной памятью называется запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, материал запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. О произвольной памяти говорится тогда, когда ставится такая цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» – память) приемы, такие как: задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала, производят волевые усилия. Непроизвольная и произвольная память вместе представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить, без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место [2, c.47].

По продолжительности сохранения материала существует деление памяти на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память (КП) – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужное и остается потенциально полезное. В следствии этого, не происходит перегрузки долговременной памяти. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации [2, c.51].

Долговременная память (ДП) – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде – более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его долговременной памяти – своеобразной «кладовой» его знаний.

В отсутствии повторения (проговаривания чего-либо про себя) информация остается в кратковременной памяти в течение 15-30 секунд. Если постоянно повторять информацию или делать некие другие усилия, чтобы запомнить ее, она переходит в долговременную память [2, c.52].

Так же выделяют оперативную память (ОП) – это запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операций, отдельного акта деятельности. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям. При этом удерживает «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело.

По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление можно наблюдать при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти. Оперативная память отличается от кратковременной и долговременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти [19, c.32].

В.А. Крутецкий отмечает, что все рассмотренные виды памяти (ДП, КП и ОП) играют определенную роль в жизни и деятельности человека, в том числе и учебной деятельности младшего школьника. Школьник, получив учебное задание, должен будет хорошо помнить не только все указания и инструкции к его выполнению (ОП). Он также должен будет осознанно вспомнить те ранее приобретенные знания, которые необходимы для успешного решения задачи (ДП). Конкретные же слова и выражения учителя ему надо обязательно кратковременно помнить (без этого он попросту не поймет речь учителя), но лишь для того, чтобы уяснить смысл задания; удерживать их в памяти в дальнейшем нет необходимости (КП) [11, c.85].

Основными свойствами памяти является точность, объем, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения и скорость процессов забывания. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на «художественный» и «мыслительный» типы [6, c.13].

Таким образом, память как один из ведущих психических процессов, имеет особенно важное значение, для детей и взрослых, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации.

1.2 Значение памяти в познавательной сфере человека

Память как психический познавательный процесс есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т. е. всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, психологической идентичности [19, c.33].

Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, в их интеграции заключается успех его формирования и развития познавательного интереса. Познавательное развитие – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив к учебной деятельности школьника. Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность будущего развития и успешности учебной деятельности при поступлении в школу [18, c.57].

В.М. Розин считает, что память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени. Ее изучение в наши дни приобрело особенную актуальность, поскольку память выполняет одну из наиболее важных психических функций – это обеспечение единства и целостности личности [17, c.78].

Развитие психических познавательных процессов просто невозможно без памяти, поскольку она является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов. В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, то есть распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Данный процесс основан на сопоставлении воспринимаемых признаков в реальности с теми, которые отложились ранее. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:

  • узнавание – опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;
  • запоминание – процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;
  • сохранение – динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;
  • воспроизведение – мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;
  • забывание – процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации или утрате четкости, в результате которого воспроизведение информации из памяти становится невозможным [17, c.78].

В процессе познавательной работы люди овладевают содержанием первоначальных представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего развития памяти: от детства к взрослости.

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы человека. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у людей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти полезны; не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним [23, c.108].

Несомненно, каждый человек в любом возрасте должен обращать внимание на развитие и особенности собственной памяти. Как отмечает Л.С. Выготский, «в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой. Обогащение этого сотрудничества – основной путь развития и воспитания памяти» [5, c.102].

Таким образом, можно отметить, что перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития человека. Важная роль, несомненно, принадлежит развитию памяти.

Вывод по 1 главе:

  1. Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
  2. В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным. Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов: по времени сохранения информации или опыта: сенсорная память, кратковременная память, по характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, механическая.

Глава II. Практическое исследование особенностей развития памяти у взрослых

2.1 Организация исследования

В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование с целью изучения особенностей развития памяти у взрослых. Для исследования памяти у взрослых с афазией были использованы методы, описанные в работах Шапарь В.Б; Тимченко А.В; Швыдченко В.Н. [21]; Винокуровой Н.К.

Участники исследования: в исследовании принимали участие 20 участников в возрасте от 20-и до 45-и лет. Всего 10 мужчин и 10 женщин.

В процессе исследования были использованы следующие методики:

  1. Исследование зрительной памяти

1.1. «Память на числа».

Цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура исследования: Обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить, и, после того, как таблица убрана, записать в течение 1 минуты на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами (показывается образец). Ваша задача заключается в том, что бы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек, я уберу таблицу, и вы должны на листе записать все те числа, которые запомнили. Порядок работы следующий. По команде «Внимание!» вы смотрите на таблицу и стараетесь запомнить как можно больше чисел. Брать в это время ручку не разрешается. Через 20 сек, я уберу таблицу, и дам вам команду «Пишите». Вы должны записать в своих листах числа, которые запомнили. В клеточке пишете одно число. Порядок расположения чисел при записи значения не имеет. На запись дается 1 минута. По команде «Положите ручку» работа завершается».

Шкала балльных оценок:

Количество правильно воспроизведенных чисел:

0-1 – 1 балл;

2-4 – 2 балла;

5-7 – 3 балла;

8-10 – 4 балла;

11-12 – 5 баллов.

1.2. Методика «Память на образы»

Цель: Методика предназначена для изучения образной памяти.

Процедура исследования: Испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд, которые необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили. Порядок работы следующий. По команде «Внимание!» вы смотрите на таблицу и стараетесь запомнить как можно больше образов. Брать в это время ручку не разрешается. Через 20 сек. я уберу таблицу и дам вам команду «Пишите». Вы должны записать или нарисовать в своих листах образы, которые запомнили. Порядок расположения образов при записи значения не имеет. На запись дается 1 минута. По команде «Положите ручку» работа завершается »

Шкала балльных оценок:

Количество правильно воспроизведенных образов:

0-3 – 1 балл;

4-6 – 2 балла;

7-10 – 3 балла;

1-13 – 4 балла;

14-16 – 5 баллов.

 2. Исследование кратковременной слухоречевой памяти

2.1 Методика «Речеслуховая память»

Цель: Методика предназначена для оценки объема произвольной кратковременной речеслуховой памяти.

Процедура исследования: Испытуемый, прослушивая серию слов (одна серия состоит из 10 слов) в течение 20 секунд должен запомнить предъявляемые слова, и в течение 45 секунд записать в любом порядке те слова, которые ему удалось запомнить. Всего 4 серии, зачетной является 4 серия. Инструкция: «Сейчас вам будет зачитано 10 слов. Постарайтесь их запомнить. По моей команде «Записать» вы в течение 45 сек, записываете в любом порядке те слова, которые вы запомнили. По команде «Стоп» положите ручку и приготовьтесь к прослушиванию следующих слов. Вам будет предъявлено 4 серии по 10 слов. По команде «Закончить работу» переверните бланки и положите ручку».

Материалом для исследования служили следующие слова:

Первая серия слов: восток, игра, мост, забор, стул, дерево, часы, шапка, лопата, телефон.

Вторая серия слов: трава, сапог, гараж, токарь, город, ящик, ложка, береза, мина, яблоко.

Третья серия слов: заяц, липа, машина, деревня, лупа, кран, рама, базар, квартира, офицер.

Четвертая серия слов: хлеб, свет, осина, книга, школа, лампа, шина, помидор, футбол, артист.

Шкала балльных оценок:

Количество правильно воспроизведенных слов:

0-2 – 1 балл;

3-4 – 2 балла;

5-6 – 3 балла;

7-8 – 4 балла;

9-10 – 5 баллов.

2.2. Методика «Кратковременная речеслуховая память»

Цель: Методика предназначена для оценки кратковременной речеслуховой памяти.

Процедура исследования: Обследуемому диктуется сначала 10 слов, а затем 10 чисел 1 ряда. Каждые 10 слов диктуются в течение 20 секунд, затем диктуются в течении 20 сек 10 чисел. Обследуемый за 40 секунд должен в любой последовательности воспроизвести сначала числа, а потом слова.

Инструкция: «Сейчас вам будет предложена серия из 10 слов и 10 чисел. Вы должны запомнить их и после окончания диктовки, по моей команде «Пишем» записать сначала числа, а затем слова, которые запомнили в любом порядке. По команде «Стоп» прекратите работу и отложите в сторону ручку. Приготовьтесь слушать вторую серию слов и чисел. Работа с ней осуществляется, так же как и с первой серией».

Материалом служили следующие слова и числа:

1 серия: камень, сукно, платок, тачка, океан, сумка, буран, шкаф, восток, картон. 39, 28, 26, 12, 40, 65, 78, 54, 18, 87.

2 серия: звонок, книга, стекло, крыса, трава, кружка, сказка, труба, пчела, балкон. 16, 59, 73, 28, 42, 31, 65, 18, 84, 37.

Шкала балльных оценок представлена в таблице 2.1

Таблица 2.1 Шкала балльных оценок по методике «Кратковременная речеслуховая память»

Правильно записанные слова (из20)

0 – 3

4 – 7

8 – 12

13 – 17

18 – 20

Правильно записанные числа (из20)

0 – 3

4 – 6

7 – 11

12 – 16

17 – 20

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

 

  1. Исследование ассоциативной памяти

3.1 Методика «Ассоциативная память»

Цель: Методика предназначена для оценки ассоциативной памяти

Процедура исследования: Обследуемым предлагается прослушать имена существительные и по ходу их предъявления попытаться записать любые числительные, которые у них ассоциируются с данными словами. После выполнения работы обследуемый должен по своим записям вспомнить названия предметов.

Инструкция: «Я буду называть вам слово, а вы должны попытаться записать это слов в виде числа, с которым у вас ассоциируется это слово. После выполнения работы вы должны по своим записям вспомнить название предмета (слово). Например, слово стул можно запомнить, написав цифру 4.»

Материалом для исследования служили следующие слова:

Снеговик, лебедь, счастье, радость, забор, год, лето, август, среда, неделя, несчастье, хоккей, Новый год.

Шкала балльных оценок:

Количество правильно воспроизведенных слов:

0-2 – 1 балл;

3-4 – 2 балла;

5-6 – 3 балла;

7-9 – 4 балла;

10-13 – 5 баллов.

В данных методиках воспроизведение 7 – 8 слов, чисел, образов относится к среднему уровню запоминаемого материала, так как согласно данным психологической литературы они свидетельствуют о средней статистической норме. За норму принято брать 7 – 8 символов (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. [18]). Завышенная норма символов (более 8 стимулов) дается для определения сформированности памяти выше среднего и высшего уровней.

На основании суммы баллов проводился расчет уровня развития памяти у взрослых:

1-8 баллов – низкий уровень;

9-17 баллов – средний уровень;

18-25 баллов – высокий уровень.

2.2 Результаты исследования

Рассмотрим полученные результаты исследования. Сводные данные по всем методикам представлены в Приложении 3.

Средние баллы и уровни развития памяти участников исследования представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Результаты диагностики памяти взрослых

 

№п/п

Участники

Сумма баллов

Уровень развития памяти

 
 

1

Александр О.

12

Средний

 

2

Алексей Н.

15

Средний

 

3

Валентин Ш.

20

Высокий

 

4

Денис Т.

13

Средний

 

5

Максим У

25

Высокий

 

6

Сергей Н.

8

Средний

 

7

Яков Ж.

19

Высокий

 

8

Никита О.

15

Средний

 

9

Владимир Р.

19

Высокий

 

10

Александр У.

19

Высокий

 

11

Валентина Ш.

18

Высокий

 

12

Вероника Ж.

8

Низкий

 

13

Дарья О.

14

Средний

 

14

Ольга Т.

14

Средний

 

15

Светлана М.

21

Высокий

 

16

Ксения Б.

23

Высокий

 

17

Лариса Е.

18

Высокий

 

18

Юлия П.

14

Средний

 

19

Юлия У.

8

Низкий

 

20

Яна К.

13

Средний

 

Средний балл группы

15,8

Средний

 

Результаты показывают, что общий средний балл по группе составляет 15,8 баллов из возможных 25-и, что является средним показателем. По 45% участников исследования показали средний и высокий уровень развития памяти. Низкий уровень показали всего 2 участника, что составило 10% от общего числа участвующих. В процессе запоминания ряда цифр многие люди, показывающие низкие результаты, успешно запоминают ряд в 3-4 цифры, но дальше многие не могут продолжить ряд. В беседе многие признались, что пытались построить ассоциации, когда запоминали числа. Так как времени на все ассоциации не хватило - какие-то из цифр участники не смогли запомнить. Это же касалось и запоминания определенных слов: если участник смог придумать ассоциации - результат получался высоким. Мало кто из участников пытался запомнить ряд слов без определенных ассоциаций. Кроме того, отмечалось, что успешнее всего участники запоминали те слова, которые они чаще используют в быту, меньше - те, которые редко используют в своем лексиконе, например, слова осина, липа, кран, офицер и т.п.

Самые низкие средние баллы были получены по методике «Кратковременная речеслуховая память», то есть по диагностике оперативной памяти участников, причем, у женщин средние баллы ниже, чем у мужчин. Большинство участников в беседе отметили, что с возрастом замечают снижение оперативной памяти: становится сложно на слух запомнить цены в магазине, номера телефонов, адреса и т.п. Некоторые участники отмечают, что только что получив новую информацию, они не могут в точности восстановить ее через всего 10-15 минут, хотя события 5-10-летней давности помнят хорошо и могут восстановить в мелких подробностях. Значительная разница в средних баллах мужчин и женщин отмечается в диагностике ассоциативной памяти: средние баллы женщин значительно ниже, чем баллы мужчин. В устной беседе мужчины признались, что ассоциировать числа и различные события для них не составляет труда. Большинство ассоциаций мужчины выставляют, ориентируясь на данные, связанные с работой, карьерой. Женщины – ориентируются на даты рождения близких, номера телефонов, адреса, а также размеры одежды и обуви.

Мужчины и женщины отмечают, что большое количество различной информации, которая поступает к ним в течение дня, очень часто мгновенно забывается ими, поэтому некоторые участники стараются постоянно записывать важную и необходимую информацию. Большинство участников не замечали у себя низкий уровень оперативной памяти в молодости. С возрастом это недуг стал существенно беспокоить многих участников исследования. Наиболее высокий средний балл группы получен в методике «Память на образы». Образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Многие участники отмечают у себя снижение уровня памяти на числа, особенно с возрастом. Большинство участников стараются почаще записывать всю информацию, касающуюся цифровой информации.

Участники, показывающие низкий уровень развития памяти, в основном жалуются на снижение оперативной памяти. Данные испытуемые отметили, что постоянно работают с информацией, занимаются интеллектуальным трудом, не снижая ритма работы. Но замечают, что, порой, не могут вспомнить название самых обычных предметов, называют предметы другими словами, затем, некоторое время задумываются в поисках правильного названия. Несомненно, такая проблема очень волнует участников. В устном опросе участники признались, что никто из них не выполняет никаких упражнений по развитию памяти. Некоторые взрослые, принимающие участие в исследовании, отметили, что несколько раз в жизни пили специальные препараты, влияющие на работу головного мозга. Но никто из них не уделял целенаправленного внимания развитию памяти.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что многие участники отмечают у себя снижение памяти. Эта проблема волнует практически всех участников, что подтверждает необходимость коррекционно-профилактической работы по развитию памяти взрослых.

Глава III. Пути совершенствования развития памяти у взрослых

Как показывает теоретический обзор литературы, а также проведенное практическое исследование, вопросы развития памяти человека является актуальной проблемой современной психологии и педагогики. Чем больше органов чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в механическую, нервную память, точнее сохраняются и потом легче вспоминаются. Как показало исследование, трудности с развитием памяти могут почувствовать в себе не только пожилые, но и даже молодые люди. В связи с этим возрастает роль профилактических и коррекционных методик по развитию памяти у людей различного возраста. Существует ряд условий, соблюдая которые, человек сможет намного эффективнее развивать память. Прежде всего, важно рекомендовать людям вести здоровый образ жизни, заботиться о хорошо проветриваемом помещении для сна и работы. Умственно работать в душной или прокуренной комнате категорически запрещается, поскольку необходимо достаточное содержание кислорода в крови для нормальной работоспособности мозга.

Констатирующее исследование показало, что большинство участников отмечают снижение речеслуховой, оперативной, памяти. Существует множество разных способов, как восстановить кратковременную память, однако в последнее время популярностью пользуется так называемый «чанкинг». Эта методика очень проста: она заключается в том, чтобы общее понятие для запоминания разбить на несколько частей. Так, например, обычный десятизначный номер телефона 9095168324 будет гораздо проще запомнить, если разбить его на части: 909 516 83 24. То же самое можно делать и с рядами букв, если тренировка проводится на них, а не на цифрах. Считается, что оптимальная длинная отдельного отрезка для запоминания – три символа [14, c.27].

В целях совершенствования развития оперативной памяти рекомендуется запомнить ряд букв, например, МЧСМГУФСБВУЗ. Большинство людей растеряются и запомнят лишь короткую часть. Если же разбить то же самое на отрезки МЧС МГУ ФСБ ВУЗ, запомнить последовательность будет довольно просто, потому что каждый отрезок вызывает устойчивую ассоциацию. Благодаря такому методу взрослые люди могут запоминать номера телефонов, длинные суммы, адреса и т.п. Эффективным является мнемоника. Мнемоника представляет собой замену абстрактных объектов на такие понятия, которые имеют конкретное представление, причем неважно, визуальное, аудиальное или любое другое. Это позволяет упростить процесс запоминания. Мнемоника напрямую связана и с памятью, и с органами чувств, а значит все, что вызывает ассоциативное изображение, звук, цвет, вкус, запах или эмоции, будет запоминаться гораздо проще. Важно, что образы должны быть для человека приятными. Для развития памяти людям можно рекомендовать запоминать информацию, благодаря использованию определенных объектов. Например, номер телефона можно легко запомнить, если пропеть его на мотив своей любимой песни. Такой прием обычно воздействует даже не сколько на краткосрочную память, сколько на долгосрочную.

Для поддержания хороших мыслительных способностей важно развивать все виды памяти: краткосрочную и долгосрочную, зрительную, звуковую, вкусовую и обонятельную и т.д.

  1. Для тренировки зрительной памяти полезно запоминать внешность прохожих. Можно рекомендовать людям смотреть мельком на человека, идущего навстречу, а, затем, пытаться воспроизвести его внешность, как будто составить фоторобот.
  2. Чаще задавать себе вопросы: что нарисовано на коробке любимых конфет, на вывеске продуктового магазина, на рекламном баннере, который висит по пути на работу. Важно стараться вспомнить мельчайшие детали.
  3. В современном Интернете существуют различные ресурсы, предлагающие упражнения для тренировки зрительной памяти, заключающиеся в запоминании порядка следования картинок.
  4. Для укрепления звуковой памяти следует почаще читать вслух, разучивать стихи с детьми, вслушиваться в реплики случайных прохожих и т.п.
  5. Во время еды важно чувствовать пищу. Запоминать вкус, представляя себя дегустатором. Можно придумать ассоциацию для каждого блюда. Можно устраивать игры по отгадыванию блюд на вкус с завязанными глазами.
  6. Наиболее приятна тренировка обонятельной памяти. Выбирая новый парфюм в магазине, не следует записывать названия композиций на тест полосках, а запоминать их. Дома следует постараться восстановить в памяти аромат и его название.
  7. Наконец, одним из важнейших компонентов памяти является способность запоминать числа и их комбинации. Самый главный враг этого типа памяти – калькулятор. По мере возможности людям можно рекомендовать взять в привычку всегда пересчитывать сдачу в магазине, если расплачиваетесь наличными. Старайтесь считать в уме, прикидывая стоимость продуктов. Обратите внимание, сколько шагов вы делаете от лифта до входной двери, сколько раз поворачиваете лампочку, вворачивая ее в патрон и так далее.
  8. Для комплексного развития памяти полезны настольные игры, тренирующие мыслительные функции: шахматы, шашки, карты, домино, игры по принципу пятнашек. Разгадывание кроссвордов учит быстро извлекать из памяти нужные слова и выражения. Оригами, твистинг укрепляют механическую память. Вязание, квиллинг, вышивка, лепка и рисование тренируют мелкую моторику, детальную память, концентрацию внимания.

Некоторые упражнения для развития памяти представлены в Приложении 2.

Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Он показал, например, что, если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в пять минут. Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Ю.К. Пугач отмечает, что в зависимости оттого, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта. Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что-то выучить как можно скорее, следует повторить вечером то, что учили утром. В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия [16, c.05].

Кроме того, организму требуется спать достаточное количество времени. Взрослому хватит 7-8 часов в сутки, подростку понадобиться чуть больше – 9 часов. Не высыпаясь, мозг станет работать хуже. Употребление алкогольных напитков также делает запоминание хуже, снижает работоспособность мозга. Эффективными являются так называемые курсы скорочтения. Такие тренинги не только улучшают свойства памяти, но и позволяют увеличить скорость обработки прочитанного до 8 раз, нежели это способен делать человек, не занимающийся развитием памяти. Память и внимательность неразрывно связаны. В связи с этим, для укрепления памяти, необходимо быть максимально внимательным.

Как отмечает Ю.К. Пугач «некоторые медикаменты могут вызвать временную потерю памяти:

а) возбуждающие, содержащие имипрамин, амитриптилин, дезипрамин, нортриптилин и т.д.;

б) успокаивающие на базе лоразепама, оксазепама, алпразолама, хлоразепама, трифлюоперазима, циоридазина, хлорпромазина, хлордиазепоксида, диазепама;

в) другие медикаменты: против морской болезни, болеутоляющие, антиаллергены, противовоспалительные, содержащие пропранолон, скополимин» [16, c.05].

Вышеперечисленные названия не являются лекарствами, а есть лишь их составляющие. Поэтому очень важно читать химический состав этих типов медикаментов, если необходимо их использовать по назначению врача.

Три главных условия по фиксации идей, фактов или данных:

  1. Впечатление
  2. Ассоциация
  3. Повторение

Именно в этом порядке их надо вводить в действие. Человек не использует один из этих факторов, это не помешает ему поневоле запомнить что-либо. Но когда человек хочет запомнить что-либо специально, необходимо применять весь процесс фиксации в памяти: впечатление, ассоциацию, повторение.

Хорошая память нуждается в ежедневном поступлении в организм достаточных доз витамина А, Е, С и витаминов группы В, а также полиненасыщенных жирных кислот, кальция и железа. Поэтому начинать улучшение памяти важно с изменения рациона. Рекомендуется чаще употреблять киви, апельсины, яблоки, бананы, злаки, орехи, растительное масло (лучше оливковое или льняное), жирные сорта рыб, молочные продукты, красное мясо. Регулярные занятия спортом – это также и тренировка памяти, которая улучшается за счет активизации кровообращения. Помимо этого, благодаря физической активности, быстрее формируются и растут нервные окончания в головном мозге, что способствует лучшему запоминанию и предупреждает ослабление памяти.

В заключение следует отметить: учеными доказано, что люди, занимающиеся активной интеллектуальной деятельностью, гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера и старческой деменции. Поэтому первое правило хорошей памяти: важно заставлять свой мозг постоянно трудиться, следует стремитесь к новым ощущениям, познаниям, искать позитивную информацию. Ведь легче запоминается приятное, радостное. 

Вывод по 2 главе:

  1. В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование с целью изучения особенностей развития памяти у взрослых. В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте от 20-45 лет.
  2. Констатирующий этап исследования показал, что большинство участников показали высокий и средний уровень развития памяти. В большей степени на снижение уровня памяти жалуются женщины. Кроме того, наиболее низко был оценен уровень кратковременной речеслуховой памяти.
  3. В рамках работы были разработаны рекомендации и упражнения для совершенствования развития памяти у взрослых. Предполагается, что для профилактики и коррекции нарушений памяти важно использовать комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий. Кроме того, важно вести здоровых образ жизни, развивать внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический обзор источников позволил отметить, что человеческая память – это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Память представляет собой образование, которая функционирует благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека – это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

В рамках курсовой работы было проведено исследование, которое показало, что у большинства участников в возрасте 20-45-и лет отмечается высокий и средний уровень развития памяти. Низкий уровень показали 10% участников исследования. По результатам было отмечено, что проблемы снижения памяти волнуют большинство участников: многие из них легко могут вспомнить события десятилетней давности, но испытывают трудности в детальном воспоминании того, что проходило 1-2 часа назад, а также испытывают трудности с запоминанием телефонов, адресов, забывают о запланированных делах. В работе разработан и предложен комплекс мероприятий по коррекции и профилактике нарушений памяти. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объем памяти, полнота (или точность) воспроизведения, а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память. На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память. Повышение продуктивности памяти обеспечивается:

  1. Правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения.
  2. Активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого.
  3. Установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания.
  4. Правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода.
  5. Учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности.
  6. Всесторонним и полным использованием различных органов чувств.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агафонов, А.Ю. Психология мнемических явлений: учеб. пособие / А.Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек. – Самара: Универс-групп, 2005. – 119 с.
  2. Акиньшина, Т.В. Проблемы нарушения памяти / Т.В. Акиньшина, – М.: Академия, 2010. – 230с.
  3. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. – Т. 2: Развитие и воспитание личности. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 546 c.
  4. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
  6. Васильева, Е.Е., Васильев, В.Ю. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить? / Е.Е. Васильев, В.Ю. Васильев. – СПб.: Питер, 2010. – 128с.
  7. Зиганов, М.А., Козаренко, В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М.А. Зиганов, В.А. Козаренко. – М.: Школа рационального чтения, 2000. – 176с.
  8. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. — 717с.
  9. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с
  10. Корсаков, И.А., Корсакова, Н.К. Наедине с памятью/ И.А. Корсаков, Н.К. Корсакова. – М.: Знание, 2004. – 80 с.
  11. Крутецкий, В.А. Процессы запоминания / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2011. – 352 с.
  12. Леви, В.Л. Доктор Мозг. Записки бредпринимателя / В.Л. Леви. – М.: Книжный клуб 36.6, 2014. – 384с.
  13. Лурия А.Р. Избранные труды / А.Р. Лурия. – М.: Высшая школа, 1998. – 480с.
  14. Медведева Т. Как развивать внимание и память / Т. Медведева // Социальная защита. – 2006. – N 9. – С. 27-30.
  15. Павлов, И.П. Физиология нервной системы / И.П. Павлов. – М.: Просвещение, 1999. – 400с.
  16. Пугач, Ю.К. 126 упражнений по развитию памяти / Ю.К. Пугач. – М.: Эйдос, 1994. – 192 с.
  17. Розин, В.М. Что такое память / В.М. Розин // Мир психологии. – 2001. – № 1. – С. 78-89.
  18. Рубинштейн, Л.С. Избранные труды / Л.С. Рубинштейн.–М.: Эксмо, 2009. – 540с.
  19. Светлова И. Е. Тренируем память: [Эффектив. методика по развитию памяти, увеличению скорости и объема запоминания] / И. Светлова;. – М. : ЭКСМО-пресс, 2010. – 131 c.
  20. Шабанов, П.Д, Бородкин.Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. – Л.: изд. «Наука». 1989. – 127с.
  21. Шапарь, В.Б, Тимченко, А.В, Шывдченко, В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на-Дону.: изд. «Феникс», 2002. – 688с.
  22. Эббингауз, Г. О памяти. Электронный ресурс. Режим доступа: http://practical-systems.ru/istoki-german-ebbinghaus.html. Дата доступа: 05.01.2015
  23. Якушева, С. Д. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы/ С. Д. Якушева // Сибирский учитель. – 2011. – № 4. – С.108-111.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты диагностики памяти взрослых

№п/п

Участники

Зрительная память

Кратковременная речеслуховая память

Ассоциативная память

Сумма баллов

 

Память на числа

Память на образы

Речеслуховая память

Кратковременная речеслуховая память

 

1

Александр О.

3

2

3

2

2

12

 

2

Алексей Н.

3

2

3

4

3

15

 

3

Валентин Ш.

4

4

4

3

5

20

 

4

Денис Т.

3

3

2

3

2

13

 

5

Максим У

5

5

5

5

5

25

 

6

Сергей Н.

2

2

2

1

1

8

 

7

Яков Ж.

3

5

4

3

4

19

 

8

Никита О.

3

3

2

3

4

15

 

9

Владимир Р.

3

4

3

4

5

19

 

10

Александр У.

3

3

5

3

5

19

 

11

Валентина Ш.

3

5

5

3

2

18

 

12

Вероника Ж.

2

2

1

2

1

8

 

13

Дарья О.

3

5

2

2

2

14

 

14

Ольга Т.

2

4

2

2

4

14

 

15

Светлана М.

4

3

5

4

5

21

 

16

Ксения Б.

5

5

5

5

3

23

 

17

Лариса Е.

3

4

4

3

4

18

 

18

Юлия П.

2

3

3

3

3

14

 

19

Юлия У.

2

1

2

2

1

8

 

20

Яна К.

3

4

2

2

2

13

 

Общий средний балл группы

3,1

3,5

3,2

3

3,2

15,8

 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения для развития памяти

 

Упражнение на сосредоточение

Возьмите предмет (часы, ключ, любой предмет); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и попытайтесь как можно точнее его воспроизвести. Если некоторые детали не представляются четко, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза, и т.д.- до полного воспроизведения предмета.

Упражнение «Мозговые ящики»

Выберите 3 предмета для размышления: например, ваш план, научный или литературный сюжет и личное воспоминание (каникулы, путешествие и т. д.). Посвятите 3 минуты на размышления о каждом из трех сюжетов. Во время первых 3-х минут думайте только о предмете п.1; затем переходите к п.2; наконец, к третьему сюжету. Во время каждой фазы нужно избегать рассеивания мыслей и особенно воспоминаний о других сюжетах.

Упражнение «Завтра»

Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т.д.). Таким образом вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

Упражнение «Сюжеты»

Возьмите лист бумаги и напишите ряд ключевых слов из известных вам сюжетов. Например, Канада, Наполеон, фотография, овощи и т.д. Затем попытайтесь написать на листах все, что вы помните по выбранным темам. Например, о Наполеоне вы вспомните некоторые данные, которые остались от экскурсий в Музей инвалидов, замок Фонтенбло и т.п.

Упражнения «Картины»

Очень важно привыкнуть формировать в воображении ясные и четкие картины, т.к., создавая их, мы значительно облегчаем процесс запоминания.

Для этого выполним следующие упражнения.

Важно: приведенные ниже упражнения должны выполняться только постепенно и раздельно, а не сразу одно за другим. Переходите ко второму упражнению лишь тогда, когда почувствуете, что хорошо усвоили первое, затем, после прочного усвоения второго, переходите к третьему и т.д. Выполняйте упражнения один-два раза в день в течение нескольких недель.

1-е упражнение. Закройте глаза и представьте себе последовательно следующее: кота, часы, дерево, словарь, кресло, друга или подругу (которую хорошо знаете), машину, карандаш, электрическую лампу и т.д. Затем составьте другой список слов. Для каждого предмета попытайтесь добиться, по возможности, наиболее четкой картины. Весьма вероятно, что в вашем сознании возникнут различные картины одного и того же предмета или существа. Это неважно. Вернитесь к тем же картинам и закрепите на них ваше внимание. Через некоторое время переходите к другому предмету.

2-е упражнение. Глаза закрыты по-прежнему, представьте себе два предмета рядом: карандаш положен на книгу, пара очков лежит на газете, вилка лежит с тарелкой, кресло стоит рядом со шкафом, рядом с ботинком щетка для чистки, расческа лежит рядом с флаконом, шина рядом с бензоколонкой и т.д.

3-е упражнение. Глаза закрыты, попытайтесь теперь мысленно объединить три предмета: ключ, спичечная коробка и часы; стакан, тарелка и ложка; пара ботинок и брюки; собака, кот и мяч и т.д.

4-е упражнение. Попытайтесь представить себе движущуюся картинку. Потренируйтесь с чисто вымышленными картинками, т.к. этот тип представлений будет полезен вам в ходе упражнений по запоминанию. Пример: представьте чайную ложку, которая планирует в воздухе и затем погружается в чашку кофе. Молоток, который сам бьет по гвоздю. Нож, который разрезает кусок ткани надвое. Пузырек чернил, который опрокидывается на скатерть. Затем птицу, которая ныряет в озеро. И так далее...

Соедините два каких-либо предмета таким образом, чтобы один из них двигался по направлению к другому и сталкивался с ним. Это упражнение является важным, т.к. в случае, когда вам мысленно необходимо соединить два предмета, вы получите в вашем мозгу более устойчивое изображение, если один из предметов движется. Произвольное создание мысленных образов , или визуализация, играет также значительную роль в процессе личного развития. Мы не можем вдаваться здесь в детали, т.к. предмет курса – память.