![]() |
Заказат![]() |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5
1.1 Сущность принципа наглядности. 5
1.2 Особенности использования наглядности на уроках русского языка. 9
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 16
2.1 Констатирующий этап исследования. 16
2.2 Формирующий этап исследования. 20
2.3 Контрольный этап исследования. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
На сегодняшний день развития экономики и социальной сферы, в век развития информационных технологий, особенное внимание уделяется новым формам развития гармоничной и активной личности. В связи с этим возрастает роль развития у подрастающего поколения мышления, памяти, внимания и, несомненно, речи. Язык в жизни общества и каждого человека – важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходят становление ребенка как личности, рост его самосознания, нравственное, умственное и речевое развитие, формируются познавательные способности. Немаловажным является также изучение иностранных языков, что позволяет учащимся изучать историю, традиции, Изучая свойства родного языка, дети получают возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка. В настоящее время проблемы эффективности обучения детей грамотной речи на уроках русского языка продолжают быть актуальными.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что жизненный успех, уровень самооценки ребенка-школьника в основном зависит от его академических успехов в младшей школе. Трудности в овладении русским языком являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а, на более поздних, – в усвоении грамматики родного языка. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку всю важность и необходимость развития речи, формирования богатого лексического запаса, изучения грамматики русского языка. С этой точки зрения одним из самых перспективных методов является использование средств наглядности, поскольку мышление детей младшего школьного возраста отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности и значение наглядности в процессе обучения русскому языку.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические основы использования наглядности на уроках русского языка.
- Проанализировать особенности эффективности использования наглядности в обучении младших школьников.
- Разработать пути совершенствования использования наглядности на уроках русского языка.
Объектом курсовой работы является методика обучения школьников русскому языку.
Предметом курсовой работы является система использования наглядности в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования: использование средств наглядности будут способствовать развитию речи и успешности обучения младших школьников на уроках русского языка.
В работе использовалась научная и методическая литература по дидактике, методике преподавания русского языка, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Сущность принципа наглядности
Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и дошкольников, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования [17, c.84].
Наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов [4, c.123].
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.
В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр. Принцип наглядности — это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я.-А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими. Необходимо чётко разграничивать понятие принципа наглядности и наглядных методов обучения.
С.П.Баранов в своём учебнике «Принципы обучения» говорит о том, что наглядность в современной теории и практике обучения можно понимать двояко. Либо подразумевать под наглядностью процесс чувственного отражения в обучении, либо говорить об изучении учебного материала на основе наглядных пособий. В первом случае, употребляя термин «наглядность», можно представлять обучение как с наглядными пособиями, так и без них. Можно говорить, например, о так называемой словесной наглядности. Во втором случае нужно обязательно подразумевать в обучении использование наглядных пособий. Если на уроке не употребляются средства наглядности, то можно говорить о неиспользованных возможностях формирования чувственных образов на основе наглядных пособий. Наглядные пособия являются средством для достижения целей обучения. Они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся [4, c.25].
Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения с использованием средств наглядности. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:
– при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется детьми, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях дети извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;
– при посредстве слова педагог на основании осуществленного детьми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет школьников к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия; сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях школьники получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
– отправляясь от осуществляемого детьми наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются детьми, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [3, c.40].
Дидактические задачи, решаемые с помощью применения средств наглядности:
- Вовлечение сохранной сенсорной системы в познавательную деятельность школьников.
- Формирование целостных, адекватных действительности образов.
- Повышение эффективности восприятия и репродуктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
- Сообщение более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения.
- Повышение доступности обучения.
- Повышение темпа изложения учебного материала.
- Повышение интереса школьников, удовлетворение их запросов и любознательности [17, c.85].
- Снижение утомляемости детей на занятиях.
- Увеличение доли времени на самостоятельную работу школьников [6, c.13].
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все ребята могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, моделей;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих ребят к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [15, c.65].
Педагог может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для детей события, явления, процессы, не доступные их непосредственному наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность педагогу творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [3, c.41].
Формы использования педагогом речи для создания у школьников наглядных образов различны. Это могут быть словесные объяснения без привлечения средств наглядности. К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать какие- либо средства наглядности. Здесь важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания детей, а также последующая работа над содержанием изложенного учебного материала (пересказ, составление схем, планов и пр.). Словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО). К группе наглядных методов, использующихся в начальной школе относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Таким образом, наглядный дидактический материал – учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие. Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в третьих, она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным.
1.2 Особенности использования наглядности на уроках русского языка
Фактически при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка применяются традиционные средства и, кроме того, используется ряд специфических средств, которые не применяются на других уроках. Это мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения, опосредованная, или языковая наглядность. Последний вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдений за самой речью, за ее образностью, за различными языковыми компонентами, начиная со звука и кончая сложным фразовым единством — текстом [6, c.3].
В младших классах предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам. В современной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТОО). Используются такие технические средства, как кино, телевидение, мультимедийные установки и другие, по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку, натуральные предметы могут быть использованы в качестве демонстратовного наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки, муляжи и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями. К иллюстратовно-изобразительным пособиям относятся, прежде всего, рисунки, картины, предметно-операционные карты, учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. Такие пособия значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматике, пунктуации, фонетике или для иллюстрирования упражнений [8, c.113].
Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
- познавательные;
- инструктивные;
- тренировочные;
- справочные.
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся [15, c.67].
Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания. Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время [8, c.114].
Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения. При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:
- предметный дидактический материал;
- дидактический материал в виде карточек с заданиями.
Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой – они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) [13, c.12]
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует, либо по тем или иным причинам не удовлетворяет педагога. В этих случаях незаменимым помощником может оказаться Power Point. Это приложение позволяет педагогу самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к занятию по любому вопросу с минимальными временными затратами. При этом от педагога не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятиях зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит учитель.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми от устного выступления педагога;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка [1, c.217].
Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление детей.
Практика показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для учащихся, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста (Леон Лоренсо С. Л.М. Хализева и др.) Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности учащихся. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий [5, c.22].
Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия школьников.
Таким образом, можно отметить, что наглядные методы обучения на уроках русского языка способствуют развитию памяти, мышления, воображения, внимания.
Выводы по 1 главе:
Таким образом, можно сделать вывод, что наглядные методы – методы, при которых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Выделяют метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин и т. д.) и метод демонстраций (демонстрация опытов, кинофильмов, диафильмов и т. д.). Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учащихся необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Констатирующий этап исследования
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование с целью изучения эффективности использования средств наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
На констатирующем этапе было проведено исследования успешности выполнения заданий по русскому языку.
База исследования: средняя школа №8. г. Кобрина.
Участники исследования: в работе принимали участие младшие школьники, учащиеся 3-его класса в количестве 12-и человек.
Гипотеза исследования: использование средств наглядности будут способствовать развитию речи и успешности обучения младших школьников на уроках русского языка.
На констатирующем этапе учащимся были предложены задания, направленные на оценку успешности овладения школьниками русским языком:
Задание 1. Словарная работа
1.1 Словарный диктант.
В…робей, л…сица, вдру…, яг…да, р…бота, с…рока, п…суда, т…варищ.
1.2 Составь три предложения с данными словами.
Кроссворд.
Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.
По горизонтали:
- В птичник повадится – жди беды,
- Рыжим хвостом заметает следы.
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
- Друг, приятель.
- Птичка – невеличка ножки имеет,
- А ходить не умеет.
- Хочет сделать шажок –
- Получается прыжок.
По вертикали:
- С песней … спорится.
- При ясном солнышке и … краснеет.
- Кастрюля, сковорода, тарелка – это …
- Неожиданно что-то произошло. Произошло (как?) …
Задание 2. Диагностика импрессивной речи (Г.А. Волкова).
2.1. Цель: диагностика понимания предложных конструкций.
Инструкция: Послушай предложения: «Мальчик бежит за собакой». «Собака бежит за мальчиком». Одинаковы ли они? «Нарисуй дерево около дома», «Нарисуй трубу на крыше дома».
2.2 Цель: диагностика дифференциации глаголов с различными приставками.
Инструкция: детям предлагаются картинки: «Покажи, где мальчик вышел из дома, где перешел улицу, где вошел в дом»? «Покажи картинки, где самолет улетел, прилетел, вылетел, облетел», «Покажи картинки, где машина приехала, уехала, выехала».
Задание 3. Цель: оценка номинативной стороны речи.
3.1 Инструкция: выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках:
коричневый, карий /платье, глаза, костюм/,
густой, дремучий /лес, туман/,
горячий, знойный /лето, вода, привет/,
смуглый, темный /волосы, лицо, небо/,
старый, пожилой /человек, учебник/,
овальный, круглый /лицо, мяч/
3.2 Цель: оценка развернутости речи.
Инструкция: детям предлагается выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела ... /стая, стайка, стадо/ воробьев. Они уселись на крыше II весело ... /пели, щебетали, чирикали/. Нина /вышла, сбежала/ на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... /бегали, ходили, скакали, прыгали/ /ели, глотали, кушали, клевали/ крошки. Вдруг незаметно ... /пришла, прибежала, подкралась, приползла/ кошка, она... /поймала, взяла, схватила, цапнула/ одного воробья и убежала.
Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале.
Сумма баллов позволяла сделать вывод об успешности развития речи и знаний младших школьников по русскому языку:
0-5 баллов – низкий уровень;
6-10 баллов – средний уровень;
11-15 баллов – высокий уровень.
Рассмотрим результаты диагностики детей на констатирующем этапе. В таблице 2.1 отражены результаты диагностики на констатирующем этапе.
Таблица 2.1 – Результаты констатирующего этапа
№п/п |
Младшие школьники |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Всего баллов |
1 |
Ксюша Б. |
3 |
2 |
4 |
9,00 |
2 |
Юля К. |
5 |
4 |
5 |
14,00 |
3 |
Лена М. |
4 |
4 |
4 |
12,00 |
4 |
Катя Ш. |
3 |
3 |
3 |
9,00 |
5 |
Настя М. |
4 |
4 |
3 |
11,00 |
6 |
Наташа Г. |
2 |
2 |
1 |
5,00 |
7 |
Олег Т. |
3 |
4 |
3 |
10,00 |
8 |
Дима В. |
4 |
3 |
4 |
11,00 |
9 |
Саша Л. |
4 |
5 |
4 |
13,00 |
10 |
Миша Н. |
2 |
2 |
1 |
5,00 |
11 |
Глеб Ж. |
3 |
4 |
3 |
10,00 |
12 |
Сергей Ч. |
4 |
5 |
3 |
12,00 |
Средний балл |
3,42 |
3,50 |
3,17 |
10,08 |
Результаты показывают, что большинство младших школьников показывают высокие результаты, тем не менее, 17% учащихся показали низкие результаты. Было отмечено, что многие младшие школьники не проявляют интереса к выполнению заданий, расстраиваются, когда совершают ошибки. Многие учащиеся испытывают трудности со словарными словами, затрудняются составить кроссворд. Большинство детей отвечают односложно. У некоторых школьников словарь скудный, им проще показать, чем рассказать. Испытуемые путали слова со сходными чертами, кроме того, дети не понимают такие фразы, как «горячий привет», многим незнакомо слово «карий, знойный», соответственно, дети не понимают как правильно употребить эти слова. Дети не понимают разницы в понятиях «овальный-круглый», «густой-дремучий» и т.п. Учащиеся затрудняются в подборе нужных слов, не видят разницы между словами «стая-стадо», «взяла-цапнула». Некоторые ученики отличаются неумением давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. В большинстве случаев дети неправильно употребляют слова, склонны называть целые слова, не зная, как называются его части. Заменяют слова на близкие по ситуации или даже цвету. Таким образом, констатирующий этап позволил сделать вывод, младшие школьники, участвующие в исследовании, нуждаются в формирующей работе.
2.2 Формирующий этап исследования
В рамках курсовой работы была разработана и апробирована формирующая программа, направленная на развитие речи и повышение уровня знаний по русскому языку с использованием средств наглядности. Работа проводилась в течение трех месяцев с использованием средств наглядности, а также использованием средств наглядного моделирования. Рассмотрим этапы реализации программы.
1.Организационный этап
Цель: формирование у детей представлений о моделях, средствах наглядности и готовности к их использованию при выполнении практических заданий.
Задачи этапа:
- Сформировать у детей умение зарисовывать пиктограммы, устанавливая связь «замещаемое – замещающее» и выделяя наиболее существенные признаки объектов (действий, предметов);
1.2 Сформировать у детей умение использовать простейшие модели (пиктограммы, планы) при выполнении заданий по созданию условий деятельности (подготовке рабочего места) и реализации заданного алгоритма действий.
1.3 Оформить «Уголок моделирования»
С детьми был проведен цикл заданий обучающего характера: знакомство с пиктограммой («Волшебные картинки», «Угадай по рисунку»), зарисовка пиктограмм («Зарисуй, что узнал», «Зарисуй загадку знаками»), выполнение действий по пиктограмме» («Сделай, что показали», «Отгадай загадку», «Готовим свое рабочее место»). Для освоения детьми сущности замещения знаками реальных объектов был организован анализ придуманных изображений. В результате дети постепенно разработали с помощью педагога определенные правила (требования) составления наглядных моделей «значки-помощники»: значки обозначают только самое главное свойство, которое отличает изображаемый предмет (действие) от других необходимое (основную суть объекта); цвет отображается, только когда это необходимо; знак должен быть очень простым; знак должен быть одинаковым для всех, если используются в коллективной работе (об этом нужно договариваться). Разработанные правила были оформлены в памятке «Волшебные значки». Дети вместе с педагогом оформили уголок моделирования, где была размещена памятка «Волшебные значки», а также сделана копилка пиктограмм «значки-помощники» (придуманные детьми условные символы), которая в дальнейшем постоянно постепенно пополнялась.
В качестве примера приведем несколько игр, которые использовались в формирующей работе на уроках русского языка.
«На что похоже?» Педагог предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку, а дети придумывать, на что эта картинка похожа. Цели: развивать воображение детей, учить представлять предметы по их схематическому изображению.
«Перевертыши». Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения. У детей есть карточки с фигурками. Каждую фигурку нужно дорисовать так, чтобы получилась картинка.
Результатом данного этапа стали сформированные умения: понимать инструкцию и алгоритм деятельности и действовать в соответствии с ними; определять последовательность действий. На данном этапе осуществлялось обучение детей использования различного рода заместителей, обозначение их при помощи разнообразных предметов. В некоторых заданиях заместители обладают сходством с обозначаемыми предметами по тем или иным признакам, в других имеют чисто условный характер. Задания формируют у детей как умение выполнять действия замещения, так и умение подбирать к заместителям соответствующие предметы.
- Основной этап.
Цель этапа: формирование у учащихся умения решать познавательные и речевые задачи, используя условно-символические модели, отражающие компоненты и условия познавательной деятельности.
Задачи этапа:
- Сформировать умение определять компоненты познавательной и речевой деятельности (цель, алгоритм действий, результат) и условия ее осуществлении, используя условно-символические средства;
- Сформировать умение осуществлять анализ ситуации, определять способы ее решения и программу действий, используя модели деятельности (выполнять деятельность в соответствии с заданной моделью; составлять модели реализуемой деятельности).
С детьми был проведен цикл заданий: «Помоги Незнайке» (анализ и решение различных ситуаций по подготовке рабочего места, по выявлению причин неуспешности в выполнении заданного алгоритма действий), «Что ты узнал» (совместное с педагогом составление алгоритма деятельности по решению проблемы), «Фокусы» (самостоятельная деятельность детей по заданному наглядному алгоритму). Результатом основного этапа стали сформированные умения: устанавливать причинно-следственные связи; применять знания в различных жизненных ситуациях, планировать деятельность и доводить начатое дело до конца, организовывать своё рабочее место. Роль педагога была стимулирующей, поддерживающей.
Ход реализации этапа:
Моделирование слов – предметов, слов – прилагательных, слов – действий, слов – понятий.
Осуществлялась:
- Схематизация простых слов, понятных детям.
- Расшифровка детьми засхематизированных педагогом простых слов.
- Самостоятельное моделирование простых слов.
Кроме того, осуществлялось самостоятельное моделирование слов – действий, коллективное моделирование понятий, самостоятельное моделирование понятий, поиск оригинальных решений, коллективное моделирование предложений, уточнение функции моделирования: быстрая запись для воспроизведения информации, самостоятельное моделирование предложений.
Моделирование рассказов. Использовалось коллективное моделирование коротких текстов.
Самостоятельное моделирование коротких текстов.
В работе на уроках русского языка также активно использовался иллюстративный материал для разных тем. Примеры таких материалов представлены в Приложении 1-5.
2.3 Контрольный этап исследования
После проведения формирующей работы был проведен контрольный этап исследования. На данном этапе учащимся были предложены идентичные задания, которые были предложены на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Результаты контрольного этапа
№п/п |
Младшие школьники |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Всего баллов |
1 |
Ксюша Б. |
4 |
3 |
4 |
11,00 |
2 |
Юля К. |
5 |
5 |
5 |
15,00 |
3 |
Лена М. |
5 |
5 |
5 |
15,00 |
4 |
Катя Ш. |
4 |
5 |
4 |
13,00 |
5 |
Настя М. |
5 |
5 |
4 |
14,00 |
6 |
Наташа Г. |
4 |
3 |
3 |
10,00 |
7 |
Олег Т. |
4 |
5 |
4 |
13,00 |
8 |
Дима В. |
5 |
4 |
5 |
14,00 |
9 |
Саша Л. |
5 |
5 |
5 |
15,00 |
10 |
Миша Н. |
3 |
4 |
3 |
10,00 |
11 |
Глеб Ж. |
4 |
5 |
4 |
13,00 |
12 |
Сергей Ч. |
5 |
5 |
4 |
14,00 |
Средний балл |
4,42 |
4,50 |
4,17 |
13,08 |
Высокий уровень успешности выполнения заданий показали 83% учащихся, низкий уровень не показал никто, 17% младших школьников показали средний уровень. Как показал результат исследования, количество школьников, успешно справившихся с заданиями контрольного этапа, значительно увеличилось, что говорит об эффективности проведенной формирующей работы и позволило подтвердить гипотезу: использование средств наглядности будут способствовать развитию речи и успешности обучения младших школьников на уроках русского языка.
Особенное внимание младших школьников было направлено к наглядному моделированию. Использование схем – моделей способствует лексики у детей на уроках русского языка Наблюдая за детьми, мы отметили эффективность моделей в развитии речевых навыков детей:
- Повысилась активность детей на уроке, дети чувствуют уверенность в себе.
- Появился интерес к пересказу и сочинению сказок, общению со сверстниками и взрослыми.
- Дети не просто перечисляют объекты, называя их действия. Они стали замечать более мелкие детали, устанавливать причинно – следственные связи
- Значительно расширился словарный запас детей, обогатилась связная речь учащихся. Творческое рассказывание дети не подменяют пересказом знакомого текста.
- Модели становятся всё белее условными, так как ученики, запоминая, могут уже как бы нарисовать эти обозначения в уме.
- У детей формируется культура речи, повышается связность, точность и выразительность речи.
- Пересказы более содержательны, структурно оформлены, отмечаются большей полнотой, последовательностью.
Немаловажно, что схемы и модели дети составляют сами. Наблюдение за работой младших школьников показало, что применение средств наглядности способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Используя модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты.
Многие дети отмечали: «Я сначала вспоминаю картинки, а потом припоминаю слова. Слова легко вспоминать тогда, когда вспоминаются картинки». Запоминая материал по картинкам, ребята соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство ребят стремились к припоминанию слов без называния опорных изображений. Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование наглядности является опорой для формирования лексического развития, связной речи, успешности постижения грамоте на уроках русского языка. Результаты ребят на констатирующем этапе экспериментальной работы показывают, что формирующая работа оказала положительное влияние на развитие словаря и лексического запаса школьников: общий балл выполнения заданий увеличился практически у каждого ребенка. Данные наглядно свидетельствуют о том, что и активность, и успешность выполнения заданий у школьников на контрольном этапе улучшились, что позволило доказать гипотезу.
Выводы:
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что многие младшие школьники испытывают трудности в выполнении заданий на уроках русского языка, многие имеют нарушения связной речи, низкий уровень словарного запаса. Проведенная формирующая работа, основанная на использовании средств наглядности, существенно улучшила результаты младших школьников. Можно сделать вывод, что принцип наглядности помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для младших школьников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В заключение можно отметить, что одной из важнейших отличительных черт нашего времени являются огромные и продолжающие расти объемы информации, которые приходится усваивать и перерабатывать человеку. Этот процесс роста информации является объективным и остановить его невозможно. Использование наглядных методов обучения многие младшие школьники воспринимают как элемент игры и очень заинтересовываются мим. Словесные, наглядные методы позволяют глубже понять тему, не остаться равнодушным.
Теоретический обзор источников позволил сделать вывод, что наглядные методы обучения являются одним из факторов управления вниманием младших школьников на уроках русского языка. Наглядный материал может выполнять разные функции в процессе обучения на уроках русского языка:
1) активизации учебного процесса;
2) эмоциональной разгрузки;
3) доступности восприятия;
4) развития наблюдательности;
5) расширения чувственного опыта учащихся, познания недостаточно известных ребенку сторон действительности;
6) наведения на формулировку вопросов, выделение цели деятельности, опоры для предметных действий учащихся.
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что у учащихся испытуемой группы наблюдаются трудности в овладении грамотой на уроках русского языка. Анализ развития активного словаря и развития лексики также показал, что группа младших школьиков нуждается в коррекционно-формирующей работе.
Разработанная коррекционная программа с использованием средств наглядности и метода моделирования показала положительные результаты. Контрольное обследование младших школьников, участвующих в программе, показало улучшение результатов, что позволило отметить, что использовать наглядные модели в на уроках русского языка довольно эффективно. Использование средств наглядности дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
- способствует развитию всех сторон речевых умений и навыков ребенка.
Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний из жизни. Кроме того, наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Применение различных средств наглядности активизирует младших школьников, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность педагогу экономить время на уроках русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулова Л. К. Развитие творческого мышления младших школьников : (эксперимен. проект) / Л. К. Акулова // Начальное образование. – 2007. – № 5. – С. 42-45.
- Андреева, Н. Г. Занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда : в 3 ч. – Москва : ВЛАДОС, 2006 – Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: методический материал. – 2006. – 182 c.
- Базан, М. Развитие связной речи средствами графического моделирования / М. Базан // Пралеска. – 2011. – № 9. – C. 40-41.
- Баранов, С.П. Принципы обучения : лекции по дидактике / С.П. Баранов, Т.В. Воликова. – М. : МГПИ им.В.И.Ленина, 1975. – 94 с
- Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 13-16.
- Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. – 1996. – № 6. – С. 3–8.
- Гвоздев, А.Н. Особенности изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, – М.: Высшая школа, 2008. – 234с.
- Гороховская, Г. Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. – 2009. – N 7. – С.113-115.
- Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе / В.И. Евдокимов. – СПб.: Питер 2002. – 212 с.
- Карнаухова, Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Я.Б. Карнаухова // Логопедия сегодня. – 2011. – № 1(31). – C. 63-65.
- Климчук, Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Н.И. Климчук // Логопед. – 2008. – № 2. – С.4-10.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – М.: Высшая школа, 2000. – 314с.
- Лозбякова, М.И. Учимся правильно и чётко говорить. Дидактические наглядные материалы / М.И. Лобзякова. – М.: Вентана – Графф, 2003. -136с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия 2006. – 368 с.
- Теория и методика обучения русскому языку : конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты : учебно-методический комплекс / Автор-составитель Н. А. Артёменко. – Томск:Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – 320с.
- Уварова, Т. Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР/ Т. Б. Уварова // Воспитание и обучение. – 2010. – N 1. – С.29-34
- Ящук, А.К. Методика преподавания русского языка / А.К. Ящук. – Минск: Аверсэв, 2012. – 230 с.
Совершенствуем фонетические умения
Слова сложного звукового состава
телевизор люстра портфель
скворечник аквариум лекарства
Милиционер экскаватор
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Словарная работа и связная речь
Гигиена
Саша чистит зубы зубной щеткой.
Даша под душем моет шею и уши.
Даша после душа вытирается полотенцем.
Саша причесывается перед зеркалом.
Даша и Саша делают зарядку.
Паша моет руки с мылом перед едой.
Усвоение некоторых грамматических навыков
Имя существительное
№ 1. «Один — много».
гнездо- гнёзда дерево- деревья
окно- окна колесо- колёса
коса- косы сова- совы
Имя прилагательное
«Определи цвет». «Назови правильно».
трава -зеленая лист- желтый платье- синее
санки – коричневые флажок –красный чашка- красная
ведёрко –голубое блюдце- красное яблоки – красные
Предложения с предлогами
Ручка лежит перед книгой.
Ручка лежит за книгой.
Ручка откатилась от пенала.
Ручка подкатилась к пеналу.
Я держу ручку над книгой.