![]() |
Заказат![]() |
Сборник диагностических методик тут |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы умственного развития детей дошкольного возраста
1.1. Сущность и характеристика понятия «умственное развитие»
1.2. Методы и средства умственного развития детей дошкольного возраста.11
1.3. Использование загадок в умственном развитии детей
Глава 2. Эмпирическое исследование использования загадок в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста
2.1. Обоснование исследовательских методов и методик
2.2. Анализ результатов диагностического этапа исследования
2.3. Программа умственного развития детей младшего дошкольного возраста с использованием загадок
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Одним из важных моментов в работе с детьми дошкольного возраста является раскрытие и развитие умственного потенциала детей с раннего возраста. В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО, М, 2012), направленного на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, огромное значение имеет поиск новых форм, средств и методов умственного развития как условия разностороннего и полноценного развития личности. Основанием для многочисленных исследований умственной деятельности детей, путей развития их мышления, логики, памяти, внимания послужили труды отечественных психологов Л.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, доказавших, что в умственном развитии ребенка ведущая роль принадлежит воспитанию и обучению. Умственное развитие является сложным процессом, обусловленным содержанием тех знаний, которые даются в процессе обучения и воспитания, и теми методами, с помощью которых данные знания раскрываются.
Оптимальным периодом умственного развития детей является дошкольное детство, причем темп умственного развития детей младшего дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка [22].
Вопрос о сущности умственного развития, мысль о необходимости его педагогической организации находит отражение в работах классиков психолого-педагогической науки (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.M. Леушина, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Н.П. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Развитие данной мысли прослеживается в современных психологических и педагогических исследованиях (А.А. Борзов, Н.В. Зайцева, Н.С. Пантина, Т.А. Соловьева, О.В. Токмакова, Е.А. Тупичкина, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова и др.).
Эффективным средством умственного развития детей является детский фольклор, как произведения многожанровой системы, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные различными традициями: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, загадки, скороговорки, сказки, присказки, шуточные песни и др. В процессе использования детского фольклора у детей развивается речь, мышление, воображение, восприятие (В.В. Головин, С.М. Лойтер, М.Н. Мельников, В.Я. Пропп, И.А. Чайковская и др.).
Не менее актуальным является изучение использования такого средства воспитания и развития детей как загадки. В современных детских садах загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для развития умственной деятельности детей. Однако в педагогической практике не всегда активно используются произведения фольклора для умственного развития детей, несмотря на имеющиеся разработки в методике обучения детей устной речи. Известно, что существует прямая связь речи с умственным развитием человека. Проблема исследования заключается в недостаточном использовании педагогами загадок как средства умственного развития детей дошкольного возраста. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Использование загадок в умственном развитии детей дошкольного возраста в детском саду».
Объект исследования: умственное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: загадки как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем показать загадку как эффективное средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование загадки в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- воспитатель учитывает содержание и использует загадки, вызывающие познавательный интерес у детей;
- воспитатель соблюдает технологию применения загадки в познавательном процессе.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность и характеристику понятия «умственное развитие» в научной психолого-педагогической литературе.
- Изучить методы и средства умственного развития детей дошкольного возраста.
- Раскрыть технологию использования загадок в умственном развитии и воспитании детей.
- Выявить, проанализировать состояние умственного развития детей младшего дошкольного возраста с использованием адекватных методов и методик.
- Разработать программу использования загадок для умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования:
- теоретические положения Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о развитии личности;
- исследования Ю.Г. Иллларионовой, Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, Ю.Г. Круглова, А.А. Нестеренко, Д.Н. Садовниковой и др., посвященные использованию загадок в воспитании и развитии детей;
- концепции умственного развития детей дошкольного возраста Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ и синтез педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические: наблюдение, опытно-экспериментальная работа (методика «Повтори рисунок» Е.В. Доценко; методика «10 слов» А.Р. Лурии; методика «Найди 10 отличий» Р.С. Немова; методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой).
- Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют представления об особенностях умственного развития детей.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в образовательном процессе ДОУ.
База исследования: МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Иванушка»», Республика Хакасия, группа детей в количестве 20 человек.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы умственного развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущность и характеристика понятия «умственное развитие»
Как указано в Большом толковом психологическом словаре, «умственное развитие – это динамическая система, определяющаяся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы» [4, с. 481]. В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике умственное развитие рассматривается как «количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем» [32, с. 481].
Умственное развитие представляет собой «динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Созревание органических структур, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для развития, а с другой стороны, само зависит от функционирования соответствующих органических систем в процессе осуществления деятельности» [11, с. 381].
Учеными Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, А.А. С.Л. Рубинштейном и др. выявлено, что умственное развитие ребенка носит стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов [7, 11, 18, 28]. Умственное развитие протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов [10].
В отечественной психологии умственное развитие человека понимается как «качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования» [5, с. 188].
Психологи Б.Г. Ананьев, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности детей, осуществляемой в процессе школьного обучения. К характеристике целостной учебной деятельности и в качестве показателей умственного развития рассматривают преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия, обучаемость, то есть способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения, а также способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия [1, 12, 23].
Некоторые исследователи ищут показатели умственного развития в особенностях познавательных психических процессов, преимущественно в характеристиках мышления и памяти. Это связано с тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступающей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, рассматриваемую как конечную цель функционирования когнитивной сферы человека. Так, в качестве показателей уровня умственного развития выдвигаются:
- знания и мыслительные операции;
- оперирование абстрактными отношениями, содержательными обобщениями, теоретическое мышление;
- категориальное обобщение, отношения замещения, использование символического плана;
- логическое мышление, анализирующее наблюдение;
- внутренний план действий, то есть способность действовать «в уме» [15].
Особо следует выделить показатели творческого мышления, также характеризующие умственное развитие:
- творческое преобразование материала в проблемной ситуации;
- интеллектуальная инициатива как продолжение поиска новых знаний за пределами требований конкретной задачи;
- гибкость мышления, умение находить новые способы решения; прогнозирование, целеполагание. Ни один из выделяемых показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивида на отдельных этапах развития [20].
Как отмечал Л.С. Выготский, «не может существовать равных единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры» [7, с. 248]. На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуальный и зону ближайшего развития. Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов умственного развития. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель умственного развития определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики [21, с. 281].
Показателями умственной деятельности, по мнению Выготского, считаются «степень обобщенности, абстрагированности понятий и степень включения их в систему. Высший уровень умственного развития – это установление взаимосвязи между различными понятиями». Очень значимым показателем умственного развития детей является «пользование рациональными приемами умственной деятельности, например, приемами абстрагирования, установления разных соотношений в заданном материале (пространственных, причинных и т.п.), рассмотрения предмета с различных точек зрения, воображения, запоминания и т.д. Правильно сформированный прием умственной деятельности предполагает умение применять его на практике» [7, с. 321].
В зависимости от того, как понимаются показатели умственного развития, «будет разным и подход к условиям умственного развития. Для одних основным условием является обучение обобщенным приемам умственной деятельности, для других – развитие качеств ума и т.д.» [18, с. 148].
В психологии и педагогике есть также понятие «интеллектуальное развитие», которое часто используется в совокупности с умственным развитием.
Интеллектуальное развитие – это «формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления, способностью делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка» [28, с. 314].
Умственное развитие и интеллектуальное развитие – это два качества, которые отражают способность человека к умственной деятельности [25]. Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, то есть это – характеристика способов, форм и содержания мышления человека. Интеллектуальное развитие – это «качество психики, которое состоит из способностей осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой» [19, с. 280].
Можно сделать вывод, что не только интеллектуальное развитие влияет на умственное развитие, но и наоборот – умственное развитие влияет на интеллектуальное развитие, меняя его врожденные характеристики. Итак, умственное развитие – это динамическая система, определяющаяся усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка под влиянием стихийного и целенаправленного обучения. К показателям умственного развития относятся богатый запас знаний, степень системности знаний и овладение рациональными приемами умственной деятельности, формирование интеллектуальных умений.
1.2. Методы и средства умственного развития детей дошкольного возраста
Исследователи в области умственного воспитания детей П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков и др. определили ряд условий для умственного развития детей дошкольного возраста, к которым относятся:
- создание обогащенной предметно-пространственной среды;
- формирование у детей мотивации достижения успеха, выражение веры в их силы и возможности;
- вовлечение детей в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразных видов деятельности;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание обучения;
- проявление положительного эмоционального отношения детей к явлениям, предметам и видам деятельности [5, 9, 25].
При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самих детей в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью [5, с. 174].
Как указывал Н.Н. Поддьяков, «для осуществления умственного развития дошкольников необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно» [25, с. 181]
Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Данные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.) [3].
Наблюдение – это «целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений». Его цель – «не только познакомить детей с предметом или явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке» [21, с. 181]. Во время наблюдения всё внимание должно быть направлено на его объект. Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание. Наблюдение организуется не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (за развитием растений, сезонными явлениями) [21].
Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Благодаря пояснению уточняются непосредственные восприятия детей. Объяснение должно быть чётким, доступным детям, эмоциональным. Роль объяснения усиливается в связи с тем, что по мере взросления детей всё большее внимание уделяется усвоению ими знаний, в которых отражаются связи и взаимосвязи между явлениями. К словесным методам относятся рассказ, беседа, чтение художественных произведений [15].
Рассказ, как основной жанр малой повествовательной прозы, являясь словесным методом обучения, представляет собой живое общение педагога и детей и оказывает большое воспитательное воздействие – возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний, создает у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях, воздействует на ум и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями [15, с. 184].
Беседа – как «общение между людьми, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами», также является эффективным словесным методом развития детей. Целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений «позволяет развивать познавательный интерес дошкольников, их воображение, мышление, речь и представления» [30, с. 171]. Чтение художественных произведений как публичное использование произведений литературы, являясь, прежде всего, источником знаний для детей, позволяют не только расширять кругозор детей о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений, но также способствует развитию мышления и воображения детей, их речи, памяти, восприятия, обогащает их эмоциями [30].
Важным элементом практических методов является постановка конкретной задачи перед детьми. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать) [12].
Используются упражнения в разных видах деятельности, в результате которых у детей формируются требуемые умения и навыки. Поскольку «любое умение, навык формируются в практической деятельности, надо организовать обучение так, чтобы оно занимало в нем большее место, чем объяснение и показ». Для развития мышления в процессе практической деятельности важна такая постановка задачи, которая «побуждает ребенка самостоятельно анализировать, намечать пути выполнения и реализации данной задачи». Ему не дают готового образца, а лишь сообщают условия, которым должен удовлетворять готовый объект (постройка, рисунок). Такой способ постановки задач носит название «задание по условию» [8, с. 187].
Практические методы тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. В процессе выполнения дошкольниками задания следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия, что способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом в их развитии [8]. В развитии детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые «поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой». К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах. Дидактическая игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах дидактическая игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения [31, С. 287].
Игры по формированию элементарных математических представлений широко используются на соответствующих занятиях, на занятиях по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формировании грамматического строя речи, упражнении в звукопроизношении («Узнай по описанию», «Скажи наоборот»), на занятиях по ознакомлению с природой - игры для закрепления знаний о природе («Вершки и корешки», «Детки на ветке» и др.). В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи используются разные виды игр-драматизаций, для развития движений – подвижные игры, для музыкального восприятия - музыкально-дидактические [6].
Итак, к методам умственного развития детей дошкольного возраста относятся наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов, различные показы образца задания, способа действия и др.), словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы), практические (упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование) и игровые (дидактическая игра, интеллектуальные игры и др.).
1.3. Использование загадок в умственном развитии детей
Итак, умственное развитие детей – это «влияние взрослых на развитие их познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию». Данное развитие занимает главное место в образовании детей дошкольного возраста [2, с. 81]. Для решения задач умственного развития дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. Загадки – это «метаморфические выражения, в которых один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство и на основании данного выражения человек и должен отгадать задуманный предмет» [13, с. 175].
Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. «Средствами загадок формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят детей в мир народной поэзии, доставляя им эстетическое наслаждение. Загадки приобщают детей к народному складу мышления и поэтому служат эффективным средством патриотического воспитания» [17, с. 114]. Особое место загадки занимают в работе по развитию мышления детей. Они «доставляют уму ребенка полезное упражнение» [29, С. 135].
Разгадывание загадок является для детей своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующий их умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслить мир [29]. Детям нравится отгадывать загадки, у них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями [24].
Детям также нравится разгадывать загадки, так как они в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для детей мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм [14].
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? Что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то укажет на сущность предмета, на его назначение.
Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета (Два кольца, два конца, посредине гвоздь и тот насквозь), на то, из чего сделан предмет «Поля стеклянные, межи деревянные»», на назначение предмета «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать» [16, С. 108].
Некоторые загадки показывают предмет в действии (Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)). Загадки о средствах передвижения также указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания (Летит, как стрела, жужжит, как пчела) [26].
Многое детям могут рассказать загадки о животных, об их величине, некоторые загадки обращают внимание на повадки животных. В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида (форму, цвет), на вкус и запах плодов, на место обитания, на изменения в процессе роста и развития. Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них, показывают мир в постоянном движении и изменении. Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи [13].
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств детей, поэтическое восприятие родного края.
Загадки привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение [14].
Загадки, как ни одно другое произведение малого жанра, дают наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом – красками, формами. В загадках отражается живой, веселый, бойкий нрав каждого народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи – описания.
Так, загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, то есть важным средством обучения и развития [16].
Размышления над загадками «содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его морфем». «Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки – невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема» [26, С. 104].
Особое место в процессе воспитания и развития детей занимает диагностическая функция загадок: они позволяют педагогам без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности и умственного развития, а также уровень творческого мышления детей [10].
Итак, загадки – это иносказательные описания какого-либо предмета или явления, данные обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию и часто носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий. Загадки, несмотря на миниатюрность жанра, обладают многими ценными качествами, необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Они оказывают воздействие не только на умственное воспитание, развивая логическое мышление, но и развивают речь, обогащая словарь, развивают поэтический слух, восприятие, воображение. Загадки обостряют наблюдательность детей, повышают интерес к окружающей действительности, помогают детям осваивать синтаксис родной речи и ее строй.
Таким образом, изучив теоретические основы исследования проблемы умственного развития детей дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы. Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках детей под влиянием целенаправленного обучения (запас знаний, степень системности знаний и овладение рациональными приемами умственной деятельности, формирование интеллектуальных умений). В умственном развитии детей дошкольного возраста используются наглядные, словесные, практические и игровые методы. Эффективным средством умственного развития детей является такой жанр детского фольклора как загадки.
Глава 2. Эмпирическое исследование использования загадок в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста
2.1. Обоснование исследовательских методов и методик
Эмпирическое исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Детский сад «Иванушка»». В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, возраст детей – 3-4 года.
С целью анализа состояния умственного развития детей младшего дошкольного возраста использовались следующие диагностические методики:
- Методика диагностики наглядно-действенного мышления «Повтори рисунок» (автор Е.В. Доценко).
- Методика диагностики слуховой памяти «10 слов» (автор А.Р. Лурия).
- Методика диагностики внимания «Найди 10 отличий» (автор Р.С. Немов).
- Методика диагностики воображения «Где чье место?» (автор Е.Е. Кравцова).
Рассмотрим данные методики более подробно.
Методика «Повтори рисунок» Е.В. Доценко предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от 3 до 4 лет. Задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции: «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».
Стимульный материал к методике представлен в Приложении 1. На выполнение задания отводится 5 минут.
Интерпретация результатов:
- низкий уровень – ребенок смог за 5 минут заштриховать только 1-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2-3 мм;
- средний уровень – 5-7 баллов – ребенок выполнил задание за 5 минут, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 до 2 мм;
- высокий уровень – ребенок за 5 минут выполнил все задание, то есть нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.
Методика «10 слов» А.Р. Лурии предназначена для диагностики слуховой памяти детей.
Ход проведения методики: ребенку предлагается прослушать 10 слов, а затем воспроизвести их: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.
Интерпретация результатов:
- низкий уровень – ребенок воспроизвел менее трех слов;
- средний уровень – ребенок воспроизвел более шести слов;
- высокий уровень – ребенок воспроизвел от шести слов до десяти слов.
Методика «Найди 10 отличий» Р.С. Немова предназначена для диагностики внимания детей младшего дошкольного возраста.
Ход проведения методики: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и найти на них различия. Стимульный материал к методике представлен в Приложении 2.
Интерпретация результатов:
- низкий уровень – ребенок в течение 15 минут обнаружил менее 3 различий;
- средний уровень – ребенок за 15 минут обнаружил от 4 до 6 различий;
- высокий уровень – ребенок за 15 минут и менее обнаружил от 7 до 10 различий.
Методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой предназначена для диагностики воображения детей младшего дошкольного возраста.
Оборудование: стимульный материал – карточки, клей.
Ход проведения: ребенку проговаривается инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».
В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать данную задачу. Стимульный материал к методике представлен в Приложении 3.
Интерпретация результатов:
- низкий уровень – дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там;
- средний уровень – особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.;
- высокий уровень – дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги.
2.2. Анализ результатов диагностического этапа исследования
В ходе проведения представленных методик, были получены следующие результаты.
Результаты методики «Повтори рисунок» Е.В. Доценко с целью диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровни развития наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста
Как видно из рисунка 1, среди детей младшего дошкольного возраста 7 детей (35 %) находятся на низком уровне развития наглядно-действенного мышления. Данные дети смогли за отведенное время заштриховать только 1-3 фигуры, и в каждой из них обнаружен всего один из недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличались от оригиналов на величину до 2-3 мм. 10 детей (50 %) находились на среднем уровне развития наглядно-действенного мышления – выполнили задание за 5 минут, но в их работах имелся один из недочетов, почти в каждой фигуре отмечено от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличались от оригиналов на величину от 1,5 до 2 мм.
Всего 3 ребенка (15 %) находились на высоком уровне развития наглядно-действенного мышления – данные дети за 5 минут выполнили все задание, то есть нарисовали в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не было пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов. В ходе проведения методики «10 слов» А.Р. Лурии с целью диагностики слуховой памяти детей были получены результаты, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровни развития слуховой памяти у детей младшего дошкольного возраста
Как видно из рисунка 2, среди детей младшего дошкольного возраста 6 детей (30 %) находятся на низком уровне развития слуховой памяти. Данные дети смогли воспроизвести менее трех слов. 12 детей (60 %) находятся на среднем уровне развития слуховой памяти – воспроизвели более шести слов. Всего 2 ребенка (10 %) находятся на высоком уровне развития слуховой памяти – смогли воспроизвести более 7 слов. Далее в ходе проведения методики «Найди 10 отличий» Р.С. Немова с целью диагностики внимания детей младшего дошкольного возраста, были получены результаты, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровни развития внимания у детей младшего дошкольного возраста
Как видно из рисунка 3, среди детей младшего дошкольного возраста 4 ребенка (20 %) находятся на низком уровне развития внимания. Данные дети в течение 15 минут обнаружили менее 3 различий. 12 детей (60 %) находились на среднем уровне развития внимания – смогли за 15 минут обнаружить от 4 до 6 различий. Всего 4 ребенка (20 %) находились на высоком уровне развития внимания – данные дети за 15 минут и менее обнаружили от 7 до 10 различий. В ходе проведения методики «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой с целью диагностики воображения детей младшего дошкольного возраста были получены результаты, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровни развития воображения у детей младшего дошкольного возраста
Как видно из рисунка 4, среди детей младшего дошкольного возраста 2 ребенка (10 %) находились на низком уровне развития воображения – данные дети испытывали трудности, выполняя задание, ставили фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводили к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там и т.д. 12 детей (60 %) находились на среднем уровне развития воображения – особых проблем при выполнении этого задания дети не испытывали. Они легко поставили кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение вызывало у них трудности.
Всего 6 детей (30 %) находились на высоком уровне развития воображения – данные дети без труда расставляли кружочки на «чужие» места и объясняли свои шаги. Итак, в ходе исследования умственного развития детей младшего дошкольного возраста было выявлено, что большая часть детей, принявших участие в исследовании, находились на среднем уровне развития наглядно-действенного мышления, среднем уровне развития памяти, среднем уровне развития внимания и среднем уровне развития воображения. Сводные результаты по всем методикам представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни умственного развития детей младшего дошкольного возраста
Уровни |
Дети младшего дошкольного возраста |
|
Количество |
% |
|
Развитие мышления |
||
Низкий |
7 |
35 |
Средний |
10 |
50 |
Высокий |
3 |
15 |
Развитие памяти |
||
Низкий |
6 |
30 |
Средний |
12 |
60 |
Высокий |
2 |
10 |
Развитие внимания |
||
Низкий |
4 |
20 |
Средний |
12 |
60 |
Высокий |
4 |
20 |
Развитие воображения |
||
Низкий |
2 |
10 |
Средний |
12 |
60 |
Высокий |
6 |
30 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что требуется специальная работа, направленная на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.
2.3. Программа умственного развития детей младшего дошкольного возраста с использованием загадок
Главное место в учебном процессе детского сада занимает умственное развитие детей. Умственное развитие – это систематическое целеустремленное влияние взрослых на ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию.
Цель программы: умственное развитие детей младшего дошкольного возраста средством загадок.
Задачи:
- обучающие – формировать навык отгадывания загадок;
- развивающие – развивать внимание детей, мышление, речь, воображение, восприятие, память;
- воспитывающие – воспитывать положительное отношение к совместной детской деятельности.
Принципы:
- личностно ориентированный подход;
- опора на предшествующее развитие ребенка;
- последовательность и систематичность;
- доступность;
- наглядность и разнообразие методов;
- прочность усвоения знаний.
За основу настоящей работы была взята «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова). В составлении программы использовались методические рекомендации Ю.Г. Илларионовой, Г.С. Илькевич, Е. Кудрявцевой по подбору загадок, направленных на умственное развитие детей. Учитывались условия использования загадок – использовались загадки, вызывающие познавательный интерес у детей, соблюдалась технология применения загадок в познавательном процессе.
Для достижения поставленной цели разработано тематическое планирование (Таблица 2). Загадки использовались на занятиях, в игровой свободной деятельности в течение шести месяцев с октября 2020 г. по март 2021 г.
Таблица 2 – Тематическое планирование использования загадок в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста
Тема занятия |
Задачи |
Вид детской деятельности |
«Страна загадок» |
1. Познакомить детей с понятием «загадка», ее происхождением и особенностями. 2. Формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать. 3. Развивать навыки коллективного общения |
Изучение художественной литературы и фольклора |
«Золотое яблочко» |
1. Учить слушать и понимать загадку. 2. Развивать память, обогащать словарь. 3. Учить отражать отгадку в рисунке, отгадывать описательные загадки о фруктах |
Изобразительная деятельность |
«Улетают птицы» |
1. Закрепить знания о временах года, признаках осени. 2. Развивать речь, обогащать словарь. 3. Развивать мышление, память, воображение |
Развитие речи |
«Зимушка-зима в гости к нам пришла» |
1. Развивать общую и мелкую моторику. 2. Расширять представления о зиме, учить понимать поэтические сравнения, обогащать словарь, развивать внимание. 3. Закрепить представления о домашних животных. Продолжать использовать описательные загадки |
Двигательная деятельность |
«Лесные жители» |
1. Закреплять знания о диких животных, развивать навык отгадывания описательных загадок. 2. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок. 3. Учить отражать свои знания в продуктивной деятельности |
Продуктивная деятельность |
«Чудесный мешочек» |
1. Закрепить знания о признаках весны. 2. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок. 3. Развивать воображение, мышление, речь
|
Ознакомление с окружающим миром |
«Веселый транспорт» |
1. Расширять представления о транспорте. 2. Учить отгадывать загадки, используя наглядность. 3. Развивать умения понимать загадку, находить ответ, рисовать отгадку |
Художественная деятельность |
«В гости к Хозяюшке» |
1. Развивать память, учить запоминать увиденное. 2. Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации (загадки о предметах быта). 3. Развивать память, внимание речь |
Развитие речи |
«Кто в теремочке живет?» |
1. Учить осознавать образное содержание сказки. 2. Развивать воображение, восприятие, речь. 3. Формировать коммуникативные навыки |
Театрализованная деятельность |
«День загадок» |
1. Учить детей загадывать загадки. 2. Развивать мышление, речь, быстроту реакции. 3. Формировать математические представления
|
Формирование элементарных математических представлений |
Загадки использовались нами на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, занятиях по формированию элементарных математических представлений и физической культуре, а также в играх и на прогулке. С помощью загадок мы старались обогащать знания детей, формировать умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Загадки использовались для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучалось или закреплялось на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. В группе была создана предметно-развивающая среда, наполненная различным материалом: книги с загадками, дидактические игры с загадками, наглядная информация для родителей «Загадки для малышей», оформлен альбом «Загадки и отгадки».
К примеру, на занятии по развитии речи использовались загадки-описания:
- Кто с хвостиком и ушками. У кого лапки с подушками? (Кошка);
- Маленькое, серенькое, а хвостик, как шило (Мышь);
- Пара длинных ушек, серенькая шубка. Быстрый побегайчик, а зовётся... (Зайчик).
Также использовались загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:
- Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел);
- Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда);
- Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб);
- Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка).
Не оставили детей равнодушными загадки – метаморфические образы:
- Солнышко, которое горит каждый вечер (Лампа);
- Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята);
- Выросло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин);
- Железная птица по небу летает» (Самолёт);
- Едет домик на колесах» (Автобус).
Использовались загадки-игры, направленные на развитие мышления и памяти детей, когда детям было предложено придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:
- Серый, быстрый, боязливый (Заяц);
- Хитрая, рыжая (Лиса);
- Злой, голодный (Волк);
- Рыжая, веселая (Белка).
Заинтересовывали детей загадками и стимулировали к изучению их на память:
- Не зверь, а воет (Буря);
- Вечером умирает, а утром оживает (День);
- Не конь, не бык, а привязанный (Тыква);
- Не огонь, а обжигает (Крапива);
- Вьётся молоток, ремонтирует наш садок (Дятел).
- Что у человека быстрее всего? (Мысль).
Итак, для решения задач умственного развития детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет использование загадок. Использование загадок развивает наблюдательность, умение решать умственные задачи. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Загадки содержат в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей.
Заключение
Проведено исследование с целью теоретического изучения и доказательства опытно-экспериментальным путем эффективности использования загадок в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста. Раскрыта сущность и характеристика понятия «умственное развитие» в научной психолого-педагогической литературе. Умственное развитие – это динамическая система, определяющаяся усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка под влиянием стихийного и целенаправленного обучения. К показателям умственного развития относятся богатый запас знаний, степень системности знаний и овладение рациональными приемами умственной деятельности, формирование интеллектуальных умений.
Изучены методы и средства умственного развития детей дошкольного возраста: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов, различные показы образца задания, способа действия и др.), словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы), практические (упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование) и игровые (дидактическая игра, интеллектуальные игры и др.).
Раскрыта технология использования загадок в умственном развитии и воспитании детей. Загадки разнообразны по своему содержанию и часто носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий. Загадки, не смотря на миниатюрность жанра, оказывают воздействие не только на умственное воспитание, развивая логическое мышление, но и развивают речь, обогащая словарь, развивают поэтический слух, восприятие, воображение, наблюдательность. Выявлено, проанализировано состояние умственного развития детей младшего дошкольного возраста с использованием адекватных методов и методик: большая часть детей, принявших участие в исследовании, находятся на среднем уровне развития наглядно-действенного мышления, среднем уровне развития памяти, среднем уровне развития внимания и среднем уровне развития воображения. Разработана программа использования загадок для умственного развития детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
Библиографический список
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М., 2015. – 420 с.
- Бардина Р.И. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста. – М., 2014. – 240 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М., 2012. – 320 с.
- Большой толковый психологический словарь. – М., 2010. – 560 с.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М., 2017. – 230 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 28.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2017. – 480 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М., 2016. – 240 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 2015. – 450 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2017. – 512 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2014. – 520 с.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М., 2010. – 120 с.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 2016. – 210 с.
- Илькевич Г.С. Загадки в воспитании детей. – М., 2018. – 250 с.
- Капица Ф.С., Т.М. Колядич. Русский детский фольклор: учебное пособие. – М., 2010. – 280 с.
- Круглова Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. – М., 2011. – 320 с.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в работе с дошкольниками. – М., 2015. – 180 с.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 2017. – 410 с.
- Логинова В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова. – М., 2017. – 440 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. – М., 2015. – 440 с.
- Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста / С.В. Маланов. – М., 2011. – 340 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М., 2018. – 456 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2014. – 640 с.
- Нестеренко А.А Страна загадок. – М., 2017. – 192 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 2017. – 274 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 2014. – 235 с.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / Сост. Е. В. Доценко. – М., 2018. – 300 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2015. – 510 с.
- Садовников Д.Н. Загадки русского народа в развитии и воспитании дошкольников. – СПб., 2018. – 210 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)». Пособие для воспитателей детских садов. – М., 2018. – 280 с.
- Эльконин Б.Д. Психология игры. – М., 2017. – 360 с.
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. – М., 2012. – 550 с.