Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Психология

Просмотров: 9

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ. 5

1.1 Основный подходы к понятию «гендер» в зарубежной и отечественной психологии. 5

1.2 Гендерные особенности стрессоустойчивости в юношеском возрасте. 7

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДЕЖИ.. 15

2.1 Ход исследования. 15

2.2 Результаты исследования. 17

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 Гендерная педагогика и психология создают другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете – к изменению общественного сознания. Гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. На сегодняшний день в век информационных технологий, стремительности экономических и социальных процессов многие люди не могу выдержать ритма жизни, теряют уверенность в стабильности, обостряется конкуренция за материальный достаток, вследствие чего растет психологическое и эмоциональное напряжение, связанное со стрессами на работе. В результате, люди с работы переносят в семью и на рабочие места тревогу, депрессию, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ, включая алкоголь, транквилизаторы и др. Стрессу подвержены все люди, независимо от положения в обществе, финансового благополучия и возраста. Возрастным особенностям протекания стресса в исследованиях психологов уделяется большое внимание.

Ребенок подвержен множеству критических ситуаций, которые, так же, как у взрослых, действуют индивидуально. Например, тройка за контрольную работу станет трагедией для отличника, а для слабого ученика – положительной оценкой знаний. Особенно уровень тревожности и подверженности стрессу возрастает в подростковом и юношеском возрасте. Влияние на развитие стрессов оказывает становление сексуальности, подготовка к экзаменам, выбор профессии, влюбленность, важность своего положения в обществе сверстников.

Если у людей старшего возраста отношение к здоровью сберегающее, то у подростков – экспериментаторское, у них еще нет страха последствий. В связи с этим главный акцент в работе с подростками необходимо делать на обучение адаптивному поведению, умению противостоять стрессу, правильно реагировать на различные ситуации, не прибегая к наркотическим или психотропным веществам.

Актуальность темы курсовой работы заключается в слабом отражении в трудах современных ученых особенностей гендерных различий противостояний стрессам в юношеском возрасте. В целях разработки мероприятий по повышению уровня стрессоустойчивости молодежи, важно не только изучать причины возникновения стрессов, но и анализировать гендерный аспект формирования защитных реакций от негативного влияния социума, окружающей юношу или девушку обстановки.

Стрессоустойчивость  – представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию – то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Цель курсовой работы: анализ гендерной специфики стрессоустойчивости в юношеском возрасте.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

  1. Выполнить теоретический обзор литературы по вопросам стрессоустойчивости в юношеском возрасте.
  2. На практическом примере проанализировать особенности стрессоустойчивости молодежи в гендерном аспекте.
  3. Разработать пути совершенствования работы с молодежью по повышению уровня стрессоустойчивости с учетом гендерных различий.

Объектом курсовой работы выступают личностные психологические особенности молодежи.

Предметом курсовой работы являются психологические методы формирования стрессоустойчивости молодежи с учетом гендерных различий.

В работе использовались аналитические, математические и статистические методы. Использовалась научная и методическая литература по психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора. Стресс как форма адаптации к экстремальным ситуациям – одно из наиболее изученных эмоциональных состояний в современной психологии, психофизиологии и клинической медицине (Г. Селье, Мясищев В.Н., Симонов П.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С., 1979; Иванников В.А. и др.).

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

 1.1 Основный подходы к понятию «гендер» в зарубежной и отечественной психологии

 Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах и в различных семьях [5, c.54].

Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») – это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, родителями, случайными прохожими и т. д. В русском языке слово «гендер» не имеет адекватного перевода: его произношение и написание является «калькой» с английского. Т. де Лоуретис, обращаясь к американскому словарю наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language), выделяет несколько значений слова «gender» – это, во-первых, классификационный термин, описывающий, в том числе, и морфологические характеристики объектов («грамматический род»); во-вторых, классификация по полу или сам пол [10, c.12].

В научной литературе до сих пор происходит разработка данного понятия, и дискуссия о его содержании не закончена. Термин и развитие его понимания зависят от культурного и социального контекста, от специфики гендерных отношений в разных обществах, в разные исторические периоды, в разных этнических группах, социальных классах и поколениях.

Одной из первых научное понимание гендера представила Гейл Рубин в своей работе 1975 года «Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола». Используя методы психоанализа и структурной антропологии, она изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате Рубин пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется гендер как особый набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности.

П.П. Левринец отмечает, что чуть позже гендер стали рассматривать как некоторую модель социальных отношений между мужчинами и женщинами [17, c.11]. Эта модель обусловливает, через определенную систему воспитания и культурные нормы, психологические качества, способности, а также определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении. Гендер здесь понимается как соотношение полов.

Он выступает своеобразным социокультурным конструктом, детерминирующим весь образ жизни представителей того или иного пола (одежду, психологические нормы, привычки, деятельность и т.п.).  Множество подобных определений объединяет то, что гендер в них сводится к некоторому достигаемому человеком социальному статусу, который конструируется психологическими, культурными и социальными средствами. Изначально имплицитно предполагалось, что таких статусов всего лишь два – мужской и женский, – сейчас же речь идет о множестве гендеров.

Необходимо отметить, что введение термина «гендер» было революционным для наук о человеке, поскольку обосновывало наличие социальных детерминант биологических, на первый взгляд, процессов, чем существенно расширяло феноменологию и объяснительную и практическую ценность многих исследований, посвященных вопросам пола.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление [16, c.04].

Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается.

Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

  • Гендерные особенности стрессоустойчивости в юношеском возрасте

 Юношеский возраст – стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек – 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция [21, c.132].

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами. Понятие «стресс» в переводе с английского означает «напряжение».

 В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). По определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям [26, c.13].

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции – специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса.

При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором – электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям [26, c.87].

Молодежь обычно кажется менее подверженной стрессу, чем взрослые, так как молодые люди более жизнерадостны. Но, не проявляя физических симптомов – хотя на самом деле они возникают, – молодые люди реагируют на стресс явными эмоци­ональными и поведенческими проблемами. Наличие таких проблем может четко свидетельствовать о том, что молодой человек переживает стресс. Частые слезы, от­страненность, необъяснимая агрессия являются весьма рас­пространенными признаками стресса.

Физические признаки:

  • нарушение сна, бессонница, лунатизм, избыточный сон (гиперсомния);
  • проблемы с едой или весом (избыточный или недоста­точный);
  • частый плач без всякого повода;
  • скрип зубами во сне или наяву;
  • частые травмы, повышенный травматизм, чрезмерная неловкость;
  • безразличие или усталость, невозможность проявить интерес к чему бы то ни было;
  • нервные тики – подергивание век, привычка грызть ногти, непроизвольное подмигивание и так далее;
  • ночные кошмары;
  • нечеткая дикция, заикание;
  • трудности с концентрацией внимания, быстрая утом­ляемость, неумение сосредоточиться на конкретном предмете [27, c.165].

Поведенческие признаки:

  • возврат к поведению более раннего возраста;
  • неуспеваемость в учебном заведении – особенно при хорошей ус­певаемости прежде;
  • жестокое отношение к животным или к людям;
  • воровство;
  • побеги из дома;
  • беспричинное ломание вещей, вандализм;
  • ложь постоянная, по мелочам, беспричинная;
  • вспышки ярости;
  • чрезмерная мечтательность;
  • стремление делать все абсолютно правильно;
  • употребление наркотиков.

Симптомы отношений и самооценки:

  • чувство безнадежности;
  • отношение к себе как к глупому или неспособному;
  • заявления типа «я хочу умереть» или «я жалею, что ро­дился»;
  • излишние страхи;
  • потеря друзей;
  • другие дети избегают молодого человека или относятся к
    нему как к отверженному;
  • неучастие в коллективных занятиях [27, c.167].

К подобному состоянию молодых людей могут привести сле­дующие наиболее распространенные жизненные ситуации, обычно являющиеся источниками стресса:

События, переживаемые семьей:

  • смена мест учебы, жительства;
  • высокие учебные нагрузки, домашние дела и обязанности;
  • смерть одного из родителей;
  • развод родителей;
  • родитель – наркоман или алкоголик;
  • родитель, внезапно оказавшийся без работы;
  • примирение разошедшихся родителей;
  • разведенный родитель влюбляется или женится (выхо­дит замуж) вновь;
  • родитель в тюрьме (только что попал в тюрьму);
  • родитель длительное время пребывает в депрессии;
  • смерть кого-либо из близких родственников (брата, сестры, дедушки, тети…);
  • длительное расставание с кем-либо из родителей или других родственников;
  • тяжелая болезнь члена семьи;
  • появление в доме нового человека;
  • отъезд из дома брата или сестры;
  • смерть домашнего питомца.

События, переживаемые непосредственно молодежью:

  • серьезная болезнь, травма, госпитализация;
  • сексуальные домогательства;
  • сексуальная эксплуатация старшим, более сильным;
  • физическое оскорбление, включая тяжелое физиче­ское наказание;
  • моральное оскорбление;
  • уродство, физический недостаток;
  • поступление в учебной заведение или его окончание;
  • отставание или опережение сверстников;
  • отставание по какому-либо предмету;
  • выдающееся личное достижение;
  • изменение привычек в еде;
  • ощущение себя последним в классе или группе;
  • посещение врача, дантиста;
  • появление физических изменений или взросление;
  • влюбленность;
  • трудности в приобретении или сохранении друзей [3, c.103].

Стресс по-разному влияет на молодых людей с учетом гендерных различий. Так, если девушка, переживая стресс, часто обращается к родителям, близким подругам, не стесняясь может плакать, жаловаться, то молодые люди стараются переживать стресс самостоятельно, не жалуясь и не устраивая истерик. Девушки часто «доверяют» свои переживания дневнику, Интернет-переписке на форумах, в чатах, в беседах с близкой подругой, в то время, как молодым людям кажется, что все проблемы они должны переживать самостоятельно, держа эмоции при себе.

Очень часто стресс способен привести юношу к мыс­лям о самоубийстве. В данной возрастной среде самоубийства случаются го­раздо чаще и происходят в большинстве случаев в силу тех же причин, что и сам подростковый стресс, – большая впе­чатлительность, отсутствие жизненного опыта, что порой приводит молодежь к выводу: приключившаяся с ним «беда» – самое худшее, что могло произойти, больше в жизни не может быть ничего хорошего, а значит, и жить не­зачем.

Зачастую основной побудительной причиной самоубий­ства служит депрессия. Депрессия у молодых людей обычно разви­вается в результате негативных жизненных событий, среди которых ключевую роль играют разводы, распад семьи или расставания. Кроме того, побудительным мотивом может быть чувство безнадежности, проблемы личного характе­ра – они особенно остро воспринимаются именно в юно­шеском возрасте.

У девушек юношество – сплошной стрессовый период из-за проблем с лишним или недостаточным весом, прыщей, менструаций. У юношей – из-за проблем раннего или слишком позднего физического развития, приобретения сексуального опыта, отсутствия денег на покупку модной одежды, осознания, что сверстни­ки более обеспечены в финансовом плане и так далее. Молодые люди борются за свою независимость с роди­телями и другими взрослыми и в то же время опасаются безграничной свободы, страшатся потерять то чувство за­щищенности, которое было в детстве [1, c.143].

Важно не пропустить такие сигналы, которые часто яв­ляются криком о помощи.

Тревожные признаки-сигналы самоубийственного настрое­ния:

  • изоляция или отстранение от людей, особенно от
    близких друзей;
  • внезапная или постепенная потеря интереса к своей внешности;
  • изменение оценок, отношения к учебе, невыполнение заданий, внезапно начавшиеся прогулы – особенно если раньше не наблюдалось ничего похожего;
  • потеря веса или аппетита, внезапно пробудившийся аппетит – превосходящий нормальный или обычный;
  • бессонница или продолжительный сон;
    • постоянная или внезапная самокритика, низкая само­оценка, чувство никчемности, ненужности;
    • озабоченность смертью, процессом умирания;
    • резкая потеря интереса к прежним занятиям;
    • неожиданная склонность к несчастным случаям;
      • резкие внезапные перемены в личности подростка или юноши, повлекшие апатию, депрессию, вялость;
      • неожиданная раздражительность, приступы ярости, гнева, ненависти;
    • употребление алкоголя – усилившийся или внезапно возникший интерес к спиртным напиткам, наркотикам;
    • неожиданные проявления рискованного и опасно­го поведения, словно провоцирующего несчастные случаи, – гонки на автомобиле, хождение по карни­зам, крыше, перебегание улиц в опасном месте;
    • неожиданное раздаривание любимых вещей, памят­ных сувениров, подарков, книг;
    • затяжные приступы безнадежности, тоски, беспомощ­ности;
    • высказывания о нежелании жить дальше – прямые или завуалированные, мотивированные и нет [4, c.76].

Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих молодым людям переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями учебной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию – то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Стрессоустойчивость – качество непостоянное, и, следовательно, его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

По мнение Г.М. Андреевой, всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости.

  1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
  2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
  3. Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
  4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется [4, c.76].

Факторы стресса у молодежи могут быть связаны непосредственно с образом жизни, учебной деятельности, процессом взросления или вызваны свойствами личности самого молодого человека (тщеславие, нетерпимость, чрезмерное самолюбие, максимализм в постановке целей, особенности темперамента и др.), с семейными отношениями.

Степень приспособляемости юноши или девушки к психологическим перегрузкам и присущие ему возможности их преодоления служат одним из свидетельств меры его подготовленности к той или иной должности или обстановке. Установлено, что менее всего подвержены стрессу люди уравновешенные, убежденные в том, что источник силы, необходимой для достижения успеха, заключен в собственных способностях и в возможностях, а не во внешних обстоятельствах, т. е. ориентированные на т. н. внутренний локус контроля.

Стрессоустойчивость – это качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Однако если условий и времени для выработки такого качества нет, руководитель с низким уровнем стрессоустойчивости будет приносить ущерб и себе, и делу, и производству.

Под стрессоустойчивостью личности на социально-психологическом уровне понимается:

  • сохранение способности к социальной адаптации;
  • сохранение значимых межличностных связей;
  • обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
  • сохранение трудоспособности;
  • сохранение здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что стрессоустойчивость в юношеском возраста – это возможность эффективно действовать в условиях стресса, умение расслабляться и сосредотачиваться в нужный момент, это экономное расходование сил и быстрое их восстановление, это свобода и независимость от обстоятельств.  Иными словами, это умение молодого человека управлять собой и не терять самообладания в стрессовой ситуации.

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира – важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма юношеской самокритики.

В юношеском возрасте гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности. Изучение стрессоустойчивости в данном возрасте представляет актуальную и насущную проблему, особенно в гендерном аспекте.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДЕЖИ

2.1 Ход исследования

 В рамках курсового исследования была проведена диагностика уровня стрессоустойчивости молодых людей с учетом гендерного аспекта.

В исследовании принимали участие 30 молодых людей в возрасте 16-17 лет, из них: 15 юношей и  15 девушек.

Гипотеза исследования: уровень стрессоустойчивости у юношей выше, чем у девушек.

В исследовании использовался тест  «Оценка типа стрессоустойчивости» [14, c.248].

Респондентам был предложен список вопросов (Приложение 1).   

Инструкция:

«Вашему вниманию представлен список вопросов. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его столько в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или  «нет».

Время выполнения задания: 10 минут.

Обработка и интерпретация результатов проводилась по следующей шкале.

На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» – 0 баллов; ответу «не знаю» – 1 «балл». Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами в тесте.

Если респондент набрал от 0 до 10 баллов, то он принадлежите к типу Б. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б стрессоустойчивые.

Если респондент набрал от 10 до 20 баллов, то у него проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.

Если респондент набрал от 20 до 30 баллов, то у него проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

Если респондент набрал от 30 до 40 баллов, то он принадлежит к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Низкий уровень стрессоустойичовсти.

Для того чтобы было удобнее проводить подсчет результатов по всем тестам, типы стрессоустойчивости были переведены в следующую бальную шкалу:

Тип  Б (0-10) – 3 балла

Тип Бум (11-20) – 2 балла

Тип Аум (21-30) – 1 балл

Тип А (31-40) – 0 баллов.

Для того чтобы результаты были более показательными, мы использовали тест «Влияние внешних факторов на эмоциональное состояние» [19, c.62].

Респондентам был представлен список ситуаций (Приложение 2) и предложено отметить те ситуации, которые больше всего их нервируют.

Обработка  результатов:

Чем больше ситуаций отметил респондент, тем больше повседневные неприятности оказывают влияние на его нервную систему.

За количество отмеченных ответов давались следующие баллы:

0 ответов – 4 балла;

1-3 ответов – 3 балла;

4-6 ответов – 2 балла;

7-10 ответов – 1 балл.

Рассмотрим полученные результаты.


2.2 Результаты исследования

На первом этапе была проведена диагностика стрессоустойчивости респондентов. Результаты данного этапа представлены в Таблице 2.1

 Таблица 2.1 – Результаты диагностики стрессоустойчивости претендентов

№п/п

Юноши

Стрессоустойчивость, очки

Стрессоустойчивость, балл

1

Николай Г.

28

1

2

Дмитрий Е.

33

0

3

Евгений О.

21

1

4

Александр М.

29

1

5

Константин В.

5

3

6

Григорий Е.

18

2

7

Дмитрий О.

20

2

8

Артем А.

14

2

9

Петр Ц.

12

2

10

Виктор И.

11

2

11

Григорий Я.

12

2

12

Александр О.

10

3

13

Сергей К.

20

2

14

Владимир Н.

9

3

15

Юрий Ю.

22

1

Средний балл

17,60

1,80

№п/п

Девушки

Стрессоустойчивость, очки

Стрессоустойчивость, балл

16

Юлия Б

8

3

17

Ксения Б.

24

1

18

Екатерина Л.

5

3

19

Валентина М.

9

3

20

Валентина У.

30

0

21

Дарья М.

7

3

22

Елена С.

32

0

23

Наталья Ш.

32

0

24

Нина А.

30

1

25

Ольга Н.

12

2

26

Ольга С.

35

0

27

Регина К.

18

2

28

Екатерина В.

14

2

29

Татьяна Г.

37

0

30

Нина П.

35

0

Средний балл

21,87

1,33

 

По результатам можно отметить, что средний балл стрессоустойчивости юношей 1,80, у девушек – 1,33, что говорит о том, что уровень стрессоустойчивости группы можно назвать «выше среднего». Уровень стрессоустойчивости юношей выше, чем у девушек.

 Наглядно полученные результаты у юношей и девушек представлены на рис.2.1

Рис.2.1 Результаты исследования стрессоустойчивости

 

По результатам также видно, что не многие респонденты отличаются стрессоустойчивостью, некоторые, особенно девушки, нетерпеливы, гиперактивны, агрессивны, что, конечно же, может сказаться на их учебной деятельности, отношениях с близкими, семьей.

Далее проводилось исследования эмоциональной стабильности респондентов, таблица 2.2.

Таблица 2.2 – Исследования эмоциональной стабильности молодых людей

№п/п

Юноши

Эмоциональная стабильность, баллы

1

Николай Г.

2

2

Дмитрий Е.

1

3

Евгений О.

2

4

Александр М.

2

5

Константин В.

4

6

Григорий Е.

2

7

Дмитрий О.

2

8

Артем А.

2

9

Петр Ц.

2

10

Виктор И.

4

11

Григорий Я.

3

12

Александр О.

3

13

Сергей К.

3

14

Владимир Н.

3

15

Юрий Ю.

1

Средний балл

2,40

№п/п

Девушки

Эмоциональная стабильность, баллы

16

Юлия Б

2

17

Ксения Б.

1

18

Екатерина Л.

3

19

Валентина М.

3

20

Валентина У.

1

21

Дарья М.

4

22

Елена С.

1

23

Наталья Ш.

1

24

Нина А.

1

25

Ольга Н.

3

26

Ольга С.

1

27

Регина К.

2

28

Екатерина В.

2

29

Татьяна Г.

1

30

Нина П.

1

Средний балл

1,80

 

Эмоциональная стабильность у респондентов различная: общий средний балл составил: 2,3 балла у девушек и 2,27 у юношей, что говорит об эмоциональной стабильности выше среднего уровня.

Наглядно полученные данные представлены на рис.2.2.

 

Рис 2.2 Результаты диагностики эмоциональной стабильности, баллы

 Данный тест также показывает, что уровень стрессоустойчивости у юношей выше, чем у девушек.

Однако, для того, чтобы точно убедиться в правильности полученных данных, воспользуемся методами математической статистики – ранговой корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

То есть, корреляционный анализ позволит нам убедиться не только в сходстве групповых средних баллов, но и в индивидуальных показателях каждого человека.

Было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические значения, таблица 2.3.

 

Таблица 2.3 Расчет ранговой корреляции Спирмена

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А – ранг В)

d2

1

1

10.5

2

15.5

-5

25

2

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

3

1

10.5

2

15.5

-5

25

4

1

10.5

2

15.5

-5

25

5

3

27

4

29

-2

4

6

2

18.5

2

15.5

3

9

7

2

18.5

2

15.5

3

9

8

2

18.5

2

15.5

3

9

9

2

18.5

2

15.5

3

9

10

2

18.5

4

29

-10.5

110.25

11

2

18.5

3

24

-5.5

30.25

12

3

27

3

24

3

9

13

2

18.5

3

24

-5.5

30.25

14

3

27

3

24

3

9

15

1

10.5

1

5.5

5

25

16

3

27

2

15.5

11.5

132.25

17

1

10.5

1

5.5

5

25

18

3

27

3

24

3

9

19

3

27

3

24

3

9

20

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

21

3

27

4

29

-2

4

22

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

23

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

24

1

10.5

1

5.5

5

25

25

2

18.5

3

24

-5.5

30.25

26

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

27

2

18.5

2

15.5

3

9

28

2

18.5

2

15.5

3

9

29

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

30

0

4

1

5.5

-1.5

2.25

Суммы

 

465

 

465

0

597

 

Результат: rs = 0.867

Критические значения для N = 30

N

p

0.05

0.01

30

0.36

0.47

 

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

 

Таким образом, исследование показало, что гипотеза подтвердилась: уровень стрессоустойчивости юношей выше, чем у девушек. Кроме того,   у молодых людей с высоким уровнем стрессоустойчивости наблюдается высокий балл эмоциональной стабильности и наоборот.

Таким образом, исследование показало, что испытуемые респонденты во многом часто испытывают стрессы. Можно сделать вывод, что, несмотря на то, что некоторые респонденты обоих полов показали высокий и средний уровень стрессоустойчивости, они нуждаются в коррекционной программе по развитию стрессоустойчивости.


  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подход в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности у молодежи.

Молодые люди, с детства не любят и не умеют проявлять свои чувства и слабости перед другими людьми, в том числе близкими, считают, что должны быть авторитетами, и не должны проявлять слабость, впрочем, не исключая эмоциональное тепло и поддержку. В связи с этим возрастает уровень напряженности, чреватый депрессиями, агрессией, негативными эмоциональными состояниями. В результате, уровень стрессоустойчивости молодого человека может возрасти или – что особенно опасно – юноша может сорваться и впасть в глубокую депрессию. Девушки чаще могут выплеснуть негативные состояния, расплакаться, поделиться с близкими. Попадая в новую обстановку, например, поступив в вуз, девушка не всегда может адекватно воспринимать меняющуюся действительность, выстроить новые отношения, что также чревато нервными срывами.

К сожалению, даже в учебниках “запрятаны” признаки гендерного неравенства: мужчины упоминаются в текстах в три раза чаще, чем женщины, при чем, как правило, в качестве образца; в биографиях, приводимых в учебниках, количество мужчин в 6 раз больше, чем женщин; учебники литературы практически не включают в себя текстов женщин-писателей.

Стихийная полоролевая социализация в той или иной степени происходит в воспитательских организациях различного типа. Иначе дело обстоит в тех же организациях с полоролевым воспитанием, то есть осознанным созданием условий для развития и реализации маскулинных и феменинных свойств их воспитанников. Исходя из этого гендерный, или полоролевый, подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

  • в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, а так же взаимодействия их членов;
  • в определении содержания и методов обучения и способов стимулирования самообразования;
  • в создании условий воспитательных организациях для овладения мальчиками и девочками нормами, моделями,
  • сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям;
  • в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией

Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности юноши и девушки должно быть связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Э. Фромм выделил три психологических ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций.

  1. Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. «Надеяться» – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошлоサ1.
  2. Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Вера – рациональная интерпретация настоящего.

  1. Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в голый оптимизм или в иррациональную веру.

Социальная поддержка – это внешний ресурс, она представляет собой весьма специфическую переменную, зависящую от готовности личности обратиться за помощью. Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее – это внутренний ресурс личности, который во многом зависит от социально-психологической активности, направленной на формирование вокруг себя персональной «сети поддержки», и готовности обратиться к ней в трудные периоды жизни.

Социальная поддержка  должна быть важным ресурсом сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности молодого человека. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса.

К личностным ресурсам преодоления стресса относятся следующие:

  • Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста.
  • Сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, самодостаточность.
  • Активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях.
  • Позитивность и рациональность мышления.
  • Эмоционально-волевые качества.
  • Физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности) [18, c.121]

К информационным и инструментальным ресурсам относятся:

  • Способность контролировать ситуации (степень ее воздействия на человека оценивается адекватно).
  • Использование методов или способов достижения желаемых целей (мастерство, способность, успешность).
  • Способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная и деятельностная активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации.
  • Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.
  • Материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и материальных условий (позволяющие восстанавливать первичные физиологические потребности), безопасность жизни, стабильность оплаты труда, хорошие «гигиенические» факторы труда и жизнедеятельности [12, c.98].

После проведения теоретического и практического анализа, в рамках курсовой работы можно предложить следующие упражнения для повышения стрессоустойчивости молодых людей.

Упражнение «Кто я?»

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, письменные принадлежности.

Подготовка: специальной подготовки не требуется

Процедура:

Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому Вы привыкли больше всего (это может быть просто имя, имя-отчество, фамилия, уменьшительно-ласкательное имя). После этого:

А. Дайте ответ на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в такой форме и последовательности, как они приходят в голову.

Б. Дайте ответ на этот же вопрос так, как, по Вашему мнению, о Вас сказали бы Ваши отец или мать (выберите одного).

В. Дайте ответ на это же вопрос так, как, по Вашему мнению, сказал бы о Вас лучший друг (подруга).

Теперь сравните три набора ответов и укажите следующее:

  1. В чем состоит сходство?
  2. Какие отличия?
  3. Если есть отличия, то как Вы их объясняете их относительно самого себя? В какой мере Вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли играете во время общения с близкими людьми?
  4. Как можно объяснить эти отличия, исходя из индивидуальных особенностей этих людей, то есть каким образом их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете?

Упражнение «Кто мне нравится и кто не нравится».

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, письменные принадлежности.

Подготовка: специальной подготовки не требуется

Процедура: общаясь с окружающими, мы замечаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей, которые нами воспринимаются, а не с особенностями собственного восприятия. Цель этого упражнения – продемонстрировать существования переменных, которые имеются у нас самых и не касаются других людей, которых мы оцениваем. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.
А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся. Укажите пять качеств, которые Вас в них больше всего привлекают.

Б. Вспомните двух людей, которые Вам совершенно не нравятся. Обозначив их тем же образом, запишите качества, которые Вам не нравятся.

В. Указав все эти качества, Вы сможете увидеть, чем похожи люди, которые Вам нравятся или не нравятся. Проведя сравнение второй пары, Вы увидите сходство людей, которые Вам не нравятся (например, «жестокий», «жадный»). Теперь сравните все четыре списка и определите, какие личностные параметры людей заставляют Вас любить или ненавидеть их. Определите, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищете в окружающих и что Вас в них отталкивает. Запишите свои выводы.

Теперь совсем нетрудно увидеть связь собственной самохарактеристики с характеристиками, которые Вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого лишь в границах собственной Я-концепции. Кроме того, упражнения помогают подойти к чувственному пониманию феномена «отношение». Оно не совпадает с объективным (адекватным) отображением действительности, а содержит в себе истоки субъективизма, который препятствует полному взаимопониманию людей. В конце концов, Вы сами можете перечислить множество выполняемых Вами ролей.

Упражнение «Девиз»

Все участники поочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характеру.

Упражнение «Игрушка»

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение  «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

  • Сядьте спокойно в комфортной позе.
  • Закройте глаза.
  • Медленно расслабьте мышцы.
  • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

I. Упражнения для снятия напряжения перед возможной стрессовой ситуацией:

  1. Если вы напряжены перед каким-то событием, постарайтесь сконцентрироваться на ощущении движения мышц ваших ног. Даже недолгая концентрация такого рода помогает порой полностью избавиться от скованности, пока вы дойдете до сцены.
  2. Если вы хотите успешного взаимодействия с человеком, с которым у вас в прошлый раз был конфликт, или конфликт назревает прямо сейчас, или просто есть основания полагать, что достичь согласия дело непростое. Подумайте о человеке, с которым вас сейчас нужно договориться, следующим образом: Я дарю тебе, (например, кассир Иванова), – и в этом месте слушаете свою интуицию. Как правило, она не заставляет долго ждать, и в течение секунды-другой подкидывает вам идею о том, что это мог бы быть за подарок. Для одного человека представится пара крепких сапог, для другого гоночный автомобиль, для третьего тихое озеро звездной ночью. Каждому своё. И далее, свой воображаемый подарок следует как можно более подробно и ярко представить, наделить всеми возможными деталями, вплоть до подарочной упаковки, и торжественно вручить (мысленно, конечно), с пожеланиями всего наилучшего, его адресату.

И, сделав человеку что-нибудь хорошее, мы начинаем к нему лучше относиться (а порой напротив, не любим кого-то за вред, нами ему причиненный). А раз мы лучше относимся, то и человек, опять же, отвечает нам тем же. Так или иначе, а хмурые, раздраженные, ранее неприветливые люди после этой нехитрой техники порой стараются выполнить для нас все, за чем мы к ним пришли, с открытым сердцем.

  1. Когда вы волнуетесь, идете куда-то, где вас ожидают переговоры, или выступление, или предполагаемая трепка, одним словом, вам потребуется энергия, выполните следующее упражнение. Ставьте ногу на землю с легким ударом, сначала на пятку, а затем перекатывая ее на носок. Представьте и почувствуйте, как во время контакта с землей энергия начинает подниматься от пятки вверх по ноге и спине, затем опускается спереди к ноге. В момент, когда энергия поднимается сзади от одной ноги, спереди к другой ноге она опускается, и вы оказываетесь внутри двух вертящихся энергетических колес. В итоге, к месту назначения вы приходите, преисполненный энергией и бодрый.

II. Упражнения в момент стресса:

  1. Обратите внимание на то, как вы дышите. Наберите побольше воздуха в грудную клетку, задержите дыхание на долю секунды и выдохните до конца. Не торопитесь вдыхать снова. Повторите упражнение несколько раз до полного успокоения. Для удлинения фазы выдоха с целью успокоения иногда рекомендуется также складывать губы трубочкой и пускать воздух по возможности вверх.
  2. Обратите внимание на то, как вы дышите. При вдохе вы говорите про себя слово вдох. При выдохе выдох. На 5-7й минуте выполнения этого упражнения дыхание начнет само замедляться, увеличится пауза между вдохом и выдохом. Оно очень простое, его можно выполнять даже во время разговора с кем-либо, или параллельно выполняя какую-либо работу, если нет возможности все бросить на несколько минут и уединиться. Выполнять его нужно также до полного успокоения.

Дыхание – связующее звено между телом и разумом. Каждое состояние сознания, всякое эмоциональное переживание, любая внутренняя реальность связаны с особым паттерном или качеством дыхания.

  1. Обратите внимание на то, какие группы мышц у вас напряжены. Заметив напряжение в определенных группах мышц, рекомендуется усилить его, довести до абсурда и, вслед за этим, наступает момент, когда расслабиться, сбросить напряжение становится легче.

Если ваши кулаки сжимаются от злости, то можно сделать так: на вдохе сжать кулаки крепче и на выдохе резко их отпустить, разжать пальцы. При необходимости можно повторить это несколько раз. Напряжение уходит. А, если оно слишком велико, не возбраняется выместить все свои эмоции на подушке, или предмете мягкой мебели тузите его, пока руки не устанут. Зато все напряжение выльется наружу, а не останется в вас. И, кроме того, отлупить подушку все-таки лучше, чем человека, который вас до такого состояния довел.

Упражнения для снятия последствий стресса:

  1. В ситуации, когда вам кажется, вы понесли энергетические потери, можно выполнить такое упражнение. Сядьте на стул, спина прямая, подбородок слегка приподнят, глаза прикрыты. Сложите руки на животе на ладонь ниже пупка. Почувствуйте под руками красный горячий шарик. Сконцентрируйте внимание на цвете и температуре. Наблюдайте за ним некоторое время. Почувствуйте распространение тепла вокруг этой области. Если регулярно практиковать это упражнение, то образ горячего шарика под руками, и сопутствующие этому образу ощущение тепла, расслабленности и наполнения энергией, будут всплывать в памяти очень быстро, по вашему зову. Тогда после стрессовой ситуации, когда вам нужно будет быстро успокоиться и восполнить энергетические запасы, этот навык очень поможет.
  2. Если вы оказались в какой-то неблагоприятной для вас ситуации, после которой чувствуете себя скверно, нужно поработать над тремя вещами: походкой, осанкой и улыбкой.

Раздавленный ситуацией человек выглядит тоскливо: он плетется, цепляясь ногой за ногу, на плечах у него вроде как многотонный груз лежит, смотрит он либо в асфальт, либо расфокусированным взглядом перед собой, не замечая ничего, на лице гримаса печали или недовольства.

Задача вместо этого жалкого зрелища создать картину преуспевающего человека, победителя, т.е. изменить походку, осанку и мимику. Походка должна быть быстрая, уверенная, четкая, широкий летящий шаг. Осанка – прямой позвоночник, никакого намека на сутулость, грудь расправлена, лопатки пристегнуты. На лице улыбка. Гордый и уверенный в себе человек выглядит именно так. Без уверенности нельзя победить. А задача перед нами быть именно победителем во всех перепетиях, предоставляемых нам жизнью.

  1. Если в результате неприятного общения вы пребываете в несколько растрепанных чувствах, скушайте что-нибудь сладенькое. Предпочтительнее любимые фрукты. Сладкое вообще активирует выработку эндорфинов (гормонов удовольствия). По той же причине бананы называют фруктами счастья в них содержится много крахмала, потенциального сахара, и какие-то таинственные микроэлементы, повышающие тонус и настроение.

А еще купите себе цветы. Цветы с детства ассоциируются у нас с праздником и предвкушением удовольствия. Большую часто года с весны до поздней осени они вполне доступны по цене. Кроме того, стоящие дома в вазе цветы гармонизируют обстановку, создают особый уют и расположение духа, чему способствует и внешний их вид, и аромат.

 

При разработках программы повышения уровня стрессоустойчивости у молодежи, важно помнить, что у юношей в большей степени проявляются любовь к риску, отсутствие заботы о личной безопасности, пренебрежение к собственной жизни, желание выделиться, склонности к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении, стремление к доминированию власти.

Это нужно принимать в расчет, учитывать и использовать, организуя жизнедеятельность учебно-воспитательной работы в учебных завдениях в соответствии с их типом и функциями. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуальной помощи воспитуемым, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

Стоит помнить, что от юношей в большей степени ожидают: самостоятельности, ответственности, любознательности, послушания. А от девушек – ответственности, хороших манер, послушания. Естественно, что удовлетворить эти ожидания в детском и, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте мальчикам и девочкам весьма непросто, что порождает соответствующие проблемы с восприятием себя хорошим (ей), настоящим (ей) и так далее мужчиной, женщиной, то есть порождает проблемы с гендерной самоидентичностью.

Таким образом, исследование показало, что у юношей больше индивидуальных различий, чем у девушек, больше “острых углов” и крайностей, что благоприятствует повышению стрессоустойчивости, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девушки чаще страдают неврозами и депрессией, а юноши – расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности. Для того, что бы гендерный подход стал в воспитании реальностью, необходимо, как минимум, несколько условий:

  • серьезная теоретическая и методическая база, которую могут создать педагоги – исследователи и психологи;
  • соответствующая нормативная база в документах органонов управления социальным воспитанием;
  • формирование у специалистов понимание необходимости гендерного подхода и установки на его реализацию;
  • содержательная и методическая психолого-педагогическая подготовка педагогов к реализации гендерного подхода в воспитании, начиная со школьного периода.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический обзор литературы позволил отметить, что стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью.

Стрессоустойчивость человека – умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

На сегодняшний день особенно возрастает роль повышения стрессоустойчивости в юношеском возрасте с учетом гендерного аспекта, прежде всего, по следующим причинам: на сегодняшний день существует феминизированная система воспитания, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации; он позволяет надеяться на некоторую коррекцию отрицательных моментов стихийной паролевой социализации.

В рамках курсовой работы была проведена экспериментальная работа с целью анализа особенностей стрессоустойчивости юношей и девушек.  Были получены результаты: средний балл стрессоустойчивости юношей 1,80, у девушек – 1,33, что говорит о том, что уровень стрессоустойчивости группы можно назвать «выше среднего». Уровень стрессоустойчивости юношей несколько выше, чем у девушек. Не многие респонденты отличаются стрессоустойчивостью, некоторые, особенно девушек, нетерпеливы, гиперактивны, агрессивны, что, конечно же, может сказаться на их учебной деятельности и общении с окружением.

Эмоциональная стабильность у респондентов различная: общий средний балл составил: 2,3 балла у девушек и 2,27 у юношей, что говорит об эмоциональной стабильности выше среднего уровня. Данный тест также показывает, что уровень стрессоустойчивости у юношей выше, чем у девушек.

Таким образом, исследование показало, что испытуемые респонденты во многом часто испытывают стрессы. В основном, высоким уровнем стрессоустойчивости обладают юноши. В беседе выяснилось, что у большинства респондентов стрессовые ситуации случаются во время учебной деятельности, в семье. Можно сделать вывод, что, несмотря на то, что некоторые респонденты показали высокий и средний уровень стрессоустойчивости, они нуждаются в коррекционной программе по развитию стрессоустойчивости.

В аналитической главе были разработаны рекомендации и упражнения по повышению стрессоустойчивости, разработана антистрессовая программа. Разработка профилактических стратегий помощи юношам и девушкам, испытывающим стресс, представляется весьма важной и перспективной для сохранения психологического здоровья подрастающего поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова, М.К.Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой – СПб.: Питер, 2005. – 304 с
  2. Александров, Ю.И.Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 349 с.
  3. Анапрэенка, Я.Р. Бяганскi, М.М.Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпрауныя паводзiны непауналетнiх.//Адукацыя i выхаванне.-2000.-№ 6.-С.52-54.
  4. Андреева, Г.М. Возрастная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 360 с.
  5. Баранова, Т.А. Гендерное воспитание / Т.А. Баранова, – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
  6. Бодунов, М.В., Безденежных, Б.Н., Александров, Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта //Психологический журнал. 1996. Т.17. №4. С. 87.
  7. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М, Величковский. – М.: Высшая школа, 2005. – 336 с.
  8. Венгер, В.С. Мухина, В.А Психология / В.С. Венгер, В.А. Мухина. М.: Проспект, 2004. – 401 с.
  9. Гниденко, Т.А. Психодиагностика /Т.А.Гниденко. – М.: Эксмо, 2009. – 264с.
  10. Гурова, Р. Г. Социологические проблемы воспитания: гендерный аспект / Р.Г. Гурова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 258с.
  11. Драгунова, Т.В. Наркомания и алкоголизм: как защитить ребенка?, - М.:Олма-пресс, 2006. -223 с.
  12. Жуковский, С.Ю., Валерьянова, М.Д. Общая психология / С.Ю. Жуковский, М.Д. Валерьянова, – М.: ЮНИТИ, 2005. – 412 с.
  13. Игнатова, Л.Т. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - М.: Аспект пресс, 2009. - 286 с.
  14. Клюева, П.В., Свистун, М.А. Программы социально-психологического тренинга/ П.В. Клюева, М.А. Свистун, – Ярославль, 2008. – 174с.
  15. Комаровская, Л.П. Психология борьбы со стрессом / Л.П. Комаровская, – М. : Прогресс, 2006. – 296с.
  16. Крестовецкая, В.В. В помощь социальному педагогу / В.В. Крестовецкая, - Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 345с.
  17. Левринец, П.П. Гендерное воспитание подростков / П.П. Левринец. – М.: Дом книги, 2007. – 256 с.
  18. Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. – М.: МГУ, 2003. – 200с.
  19. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – 960с.
  20. Онищук, В.В. Психодиагностика / В.В. Онищук. – М.: Овал, 2007. – 312с.
  21. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.А. Рогов. – М.: Владос, 2009. – 390с.
  22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Том 2., – М.: Педагогика, 2004. – 540с.
  23. Рудин, П.В. Психология / Рудина П.А., – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 284с.
  24. Русских, А.Л. Введение в психологию / А.Л. Русских, – М.: Луч, 2006. – 488 с.
  25. Сандомирский, М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 230с.
  26. Селье, Г. Избранные труды / под ред.М.О. Шутова, – М.: Олма-пресс, 2004. – 385 с.
  27. Смолкин, А.М. Практическая психология: Учебник / А.М. Смолкин. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 121с.
  28. Шутова, М.О. Психология / М.О. Шутова, – М. : Олма-пресс, 2004. – 385 с.
  29. Янцен О.В. Психодиганостика / О.В. Янцен. – М.: Олма-пресс, 2008. – 320с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Тест «Оценка стрессоустойчивости». Опросник

 

1.Очень ли трудна и напряженна ваша работа?

2.Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

3.Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?

4.Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

5.Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

6.Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу

медленнее, чем вы сами могли бы сделать?

7.Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?

8.Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

9.Если вы испытываете напряжение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?

10.Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?

11.Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

12.Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важным делами?

13.Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

14.Стараетесь ли вы быть во всем первым и лучшим?

15.Считаете ли вы себя человеком очень энергичным, напористым?

16.Считают ли вас энергичным и напористым ваша жена или близкие?

17.Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

18.Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о своих делах?

19.Часто ли ваша жена или близкие просят вас меньше заниматься делами и больше времени уделять семье?

20.Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Тест «Влияние внешних факторов на эмоциональное состояние». Опросник

 

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:

  1. вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
  2. когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
  3. когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
  4. вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
  5. когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
  6. если кто-то без причины повышает голос;
  7. вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
  8. когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
  9. когда пешеходы переходят дорогу в неположенном месте;
  10. разговор с человеком, который все знает лучше вас.