Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! Только личное общение автора и заказчика. Все консультации - бесплатно! Пиши нам в чат или заполни эту форму. |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность толпы.. 6
2.2 Психологические свойства толпы.. 14
2.3 Особенности копинг-стратегий индивида в толпе. 19
2.2 Результаты исследования. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34
С конца XIX века одной из главных проблем психологии, философии и культурологии стало массовое сознание. Люди были отделены от накопленного в этой области знания обществоведением, которое исходило из категории классового сознания. Но эти две категории друг другу не противоречат, речь идет о разных вещах. Класс – часть общества, структурированное социальное образование, соединенное устойчивой системой идеалов и интересов, занимающее определенное место в историческом процессе и обладающее развитой культурой и идеологией. Масса (и ее крайняя, временная и неустойчивая форма – толпа) не есть часть общества, хотя и образует коллективы. В ней отсутствует структура и устойчивые культурные системы, у нее другой разум и образ поведения, нежели у класса.
Можно также предположить, что феномен массы и толпы не вызывал в русской и советской культуре большого интереса потому, что эта проблематика еще не была актуальной. Жесткая сословная система старой России не давала возникать толпам – инерция культурных стереотипов и авторитетов была столь велика, что даже выдавленные из общества разночинные люди (бродяги, босяки и т.п.) восстанавливали своеобразные общественные структуры с определенными правами и обязанностями. Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» – не толпа и не люди массы. В советском обществе также довольно быстро возродилась сословность, да и другими связями общество было сильно структурировано, так что не было пространства для «толпообразования». Эта проблема стала возникать уже в ходе быстрой урбанизации в 60-е годы, что и повлекло возникновение массового человека и массовой культуры и стало одной из предпосылок крушения советского строя, сметенного искусственно возбужденной толпой.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день особенности управления толпой и изучение поведение толпы имеет существенное значение. Психология больших городов уделяет значительное внимание динамике взаимоотношения индивида и толпы, отмечает явное нарастание общего фона тревожности по отношению к местам массовых скоплений людей. Причем резкий всплеск такой тревожности наблюдается сразу после терактов и катастроф произошедших в местах массового скопления людей. Особенный интерес представляется изучение копинг-стратегий, то есть поведения и переживаний человека, которые он реализует, чтобы справиться со стрессом.
Проблема поведения людей в толпе и психология масс широко исследован в литературе такими авторами, как Ф.Е. Василюк, Т.А. Воевода, А.Лазарус, Д.В. Ольшанский и другими авторами. Вопросы копинг-стратегий на сегодняшний день являются малоизученными, что и подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать влияния копинг-стратегий на допустимость насилия в психологии масс.
Объектом исследования выступает толпа, как стихийно организованная группа.
Предметом исследования является зависимость выбора копинг-стратегии и проявлений и установок насилия.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Рассмотреть и проанализировать понятие и сущность толпы и психологии масс.
- Выявить особенности поведения человека в толпе и его копинг-стратегий.
- Провести эмпирическое исследование с целью определения особенности влияния копинг-стратегий и установок на допустимость насилия в толпе.
Гипотеза исследования: люди, находясь в толпе, теряют свои человеческие характеристики и индивидуальные качества. В толпе у человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.
Методы исследования:
- Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
- Методы экспериментального исследования:
а) методика агрессивности и враждебности Басса-Дарки;
б) методика копинг-стратегий Лазаруса;
- Методы количественного анализа данных.
В исследовании принимали участия 15 человек из числа принимающих участие в митинге в возрасте 25-35 лет (из них 6 девушек и 9 юношей).
Курсовая работа состоит из двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемых источников.
К числу больших общностей людей относится толпа. Этот феномен известен давно. Со времен появления первых совместных поселений люди начали жить скученно, на ограниченном пространстве, в результате чего в тех или иных обстоятельствах (при стихийных бедствиях, во время социальных волнений, нападений врагов) они часто превращались в толпу — контактную, эмоциональную, возбужденную общность индивидов, обладающих огромной силой [20, c.39].
Для того чтобы дать характеристику описываемого социального феномена, надо сначала выяснить, что входит в само понятие «толпа». Ее исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой определения. Несмотря на многочисленные труды, посвященные этой проблеме, «толпа» на сегодняшний день не имеет единого и однозначного смыслового значения, широко признанного всеми социальными науками. Существуют разные ее определения. Общим для всех них является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.
Западные философы X. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, У. Франкл считали, что одной из главных причин катаклизмов в XX в. является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс воспринималось как господство посредственности, нравственного кризиса. Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно, по их мнению, ведет к вырождению общества. Толпа, как считает Э. Канетти, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность.
А.В. Гавриленко отмечает, что, в современной социологии и политологии широко распространен подход к толпе как случайному множеству. В этом смысле толпа определяется как аморфное образование, традиционно противопоставляемое стабильным социальным образованиям — группам, классам, слоям. Такая «социальная масса» не имеет ни организации, ни обычаев, ни традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица. Исследователи делают упор на случайность и разрозненность образования толпы, на ненормальность ее поведения [3, c.232].
Наиболее распространено у западных психологов значение термина «толпа» как психологической массы людей. Оно выступает основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений и социального поведения человека, не являющегося непосредственно наблюдаемым. Описание функционирования общества по способу поведения толпы ведет к переносу понятия толпы на общество в целом. В основе таких интерпретаций положены закономерности «психологии масс» Г. Лебона и 3. Фрейда, у которых поведение людей в толпе рассматривается как форма массового психоза. В этом случае толпа не рассуждает, а повинуется страстям, на смену ее сознательной деятельности приходит бессознательное поведение людей [20, c.40].
В конце XIX в. русский военный психолог А.С. Резанов называл толпой собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости [19, c.94].
Б.Ф. Поршнев считал, что «толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально психологической общности. Согласно его мнению, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему [18, c.102].
Советский психолог С.К. Рощин дал, по его мнению, более правильное и психологически более верное определение толпы, которая представляет собой изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения [21, c.74].
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствует о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут, кроме физической непосредственной близости, нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность.
После своего распада толпа может вновь восстановиться — в этом проявляется динамизм ее активности. В ходе исследований все более выясняется, что толпа может существовать достаточно долго как «потенциальная общность», когда она представляет собой как бы конгломерат индивидов с определенными интересами, но не осуществляющими взаимодействие друг с другом. Подобное состояние она называет «латентным уровнем толпы». «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс ее дальнейшего формирования, с выработкой ценностных установок участников толпы, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы.
Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий). Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек [13, c. 233].
Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.
Третий подвид пассивной толпы — экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии [5, c.65].
В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму — экстатическую толпу, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект. В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов. Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.
Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случайно во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными железными решетками, болельщиков противоборствующих команд рассаживают в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды полиции и даже подразделения войск безопасности.
Агрессивную толпу могут образовать многочисленные экспрессивные зрители, пришедшие на концерт любимой рок-звезды. Известно, например, что многие концерты популярных рок-артистов завершались массовыми актами совершенно бессмысленного вандализма со стороны его почитателей. Находясь в состоянии крайнего эмоционального возбуждения, они крушили сиденья и оборудование зрительных залов, затевали потасовки и драки с полицией. Паника — это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для страха группового, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать данную ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности [13, c.235].
Паника может возникнуть при различных обстоятельствах: при авариях, пожарах, стихийных бедствиях, террористических актах, в боевой обстановке и т.д. Ее возникновению способствует целый ряд условий социального, социально-психологического, психологического и физиологического характера. В неорганизованных, слабо сплоченных группах паника может провоцироваться даже минимальной опасностью. Однако в определенных условиях в паническую толпу может превратиться и организованный коллектив, например воинское подразделение. История многочисленных войн свидетельствует, что паника, возникшая в рядах той или иной армии, является тем переломным психологическим моментом, с которого часто начинается поражение.
Значительную социальную опасность для общества представляют различные варианты экономической паники, возникающей в периоды экономических кризисов. Здесь можно выделить: биржевую (панические действия тысяч вкладчиков, сбрасывающих для продажи свои быстро обесценивающиеся акции), валютную (массовая продажа наличной валюты при резком падении ее курса), продовольственную (проявляется в виде массовой закупки «про запас» тех или иных продуктов питания).
Следует отметить, что из вышеперечисленных форм экономической паники наиболее распространенной, по-видимому, является продовольственная паника, характерная, однако, преимущественно для стран с низким или относительно низким уровнем материального положения населения. Обычно ее началу предшествуют слухи или официальные сообщения о предстоящем повышении цен на продукты питания. Поэтому население начинает скупать прежде всего продукты первой необходимости (соль, сахар, муку, мыло, спички) [13, c.236].
Среди подвидов действующей толпы можно выделить стяжательную толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта. Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест в отходящем автобусе или электричке; и покупатели билетов у билетных касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег; и лица, грабящие материальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых беспорядках.
В практическом плане наиболее важное свойство толпы – превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приёмы манипуляции толпой с теми или иными целями [8, c.232].
Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов – принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить её превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т.д.).
В 1982 году в «Лужниках» популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был очень важным, но игра протекала довольно вяло. Зрители теряли интерес и, главное, надежду на то, что решающий гол их любимцами будет забит. Уже за 15-20 минут до конца люди начали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, на последней минуте матча, долгожданный гол был-таки забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто, под давлением задних рядов, по инерции продолжал двигаться к выходу. Это обернулось трагедией: десятки людей были задавлены насмерть [8, c.241].
В 1974 году на другом, на сей раз крытом стадионе превращения происходили по несколько иному, но столь же трагическому сценарию. Шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне был полностью предоставлен канадским туристам. Советские и канадские болельщики реагировали дружелюбно, обменивались между собой веселыми и громкими, но односложными (проблема языка) комментариями. Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки жвачки. Надо сказать, что жвачка, в то время считавшаяся атрибутом «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась.
Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой жвачки для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Но последовавшие события оказались позорными и страшными. Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу в отчаянной борьбе за каждый долетевший до них брикет. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки «русских дикарей за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки жвачки, обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью выключить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья.
Такой сценарий превращений толпы (конвенциональная – экспрессивная – стяжательная – паническая) вообще очень типичен. Вспомним два хрестоматийных примера из российской истории. 18 мая 1896 года, в день коронации Николая II, на Ходынском поле (в районе нынешнего Ленинградского проспекта Москвы) собралось более 500000 человек, что значительно превысило вместимость площади. Устроители же народного гуляния не удосужились принять подобающих мер по предотвращению давки. Люди были празднично настроены; их побудили прийти к назначенному месту не только желание приобщиться к знаменательному событию и участвовать в общем веселье, но и надежда на получение царских подарков. И всего-то раздавали по пакету пряников и по кружке с вензелем. Но толпа есть толпа, в ней все чувства обострены и «сладкое слово «халява» тоже звучит с особенной притягательностью. Чей-то крик: «Подарков всем не хватит!» – стал сигналом к превращению толпы из конвенциональной в стяжательную [17, c.44].
Вскоре усилившаяся давка заставила почувствовать неладное. Кто-то попытался остановить опасный процесс, запев «Спаси, Господи, люди твоя». Песня была подхвачена, но, вероятно, её ритм оказался не вполне адекватен ситуации. Во всяком случае, коллективное пение лишь на время замедлило давление, продолжавшее по инерции усиливаться. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте. Только по официальным данным в панике погибли 1389 человек и 1300 получили увечья. Современники называли и гораздо большие числа.
В марте 1953 года, в день похорон И. В. Сталина, пряников не раздавали. На сей раз мотивом смертоносной давки послужило страстное стремление лицезреть скончавшегося кумира. Но сценарий развития событий и их результат оказались столь же плачевны [17, c. 46].
Таким образом, можно сделать вывод, что толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения её другими участниками; наличие такой цели создаёт предпосылку для сотрудничества.
2.2 Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
- когнитивной;
- эмоционально-волевой;
- темпераментальной;
- моральной [3, c.246].
В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.
Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы —утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.
Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Be факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.
Еще один очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения [2, c.94].
Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее. Для толпы, неспособной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.
В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием [возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо [2, c.95].
Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Внушаемость, Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе,, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и с готовностью жертвовать собой ради своего идола.
Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.
Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются в толпе путем заражения. Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности. Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Они заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы [16, c.206].
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хоти и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к. тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний. В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.
Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь а безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно го, что «против» «них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, к доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости.
Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем толпе, в то время кате у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно [21, c.181].
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.
В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.
Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. "Верования толпы всегда имеют религиозную форму.
2.3 Особенности копинг-стратегий индивида в толпе
Копинг-стратегии – широкое понятие с длинной и сложной историей. Понятие копингов впервые было введено Р.Лазарусом и С.Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Относительный смысл эмоции (угроза, потеря, брошенный вызов, выгода) зависит как от контекста, так и от оценки ситуации человеком и взаимодействия этих двух факторов, так называемого «потока действий и реакций. Под копингом понимаются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности» [1, c.43].
В настоящее время под копингами понимают, как правило, произвольные и сознательные действия, хотя некоторые исследователи в возрастной психологии придерживаются более широкого определения. В последнем случае к копингам относятся все проявления регуляции эмоционального состояния, включая те непроизвольные процессы, которые обусловлены различиями в темпераменте и привычном поведении. В целом копинги – это изменчивые процессы. Устойчивые паттерны копингов формируют копинг-стратегии, или личностные стили. Выделяют два вида копингов: проблемно-ориентированные (направленные на преодоление самого источника стресса) и эмоционально-ориентированные (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором). В последнее время оба вида копингов чаще рассматриваются в контексте эмоциональной регуляции: пусковым механизмом активных действий всегда служит эмоциональное возбуждение, вызванное стрессором [21, c.155]
Также выделяют три взаимосвязанных вида эмоциональной регуляции: регуляция переживаемых эмоций (эмоционально-ориентированные копинги), то есть процессов порождения, поддержания, управления эмоциональными состояниями, регуляция поведения (собственных действий и выражения эмоций) и регуляция контекста, вызывающего эмоции (проблемно-ориентированные копинги). Вид копинга не связан с его природой: эмоционально-ориентированные копинги нередко бывают когнитивными (переключение внимания, воспоминания о чем-нибудь приятном и т.п.). Многочисленность и разнообразие понимания копинг-стратегий и эмпирических подходов к их исследованию и измерению выдвигает на первый план задачу обобщения существующих подходов и полученных данных относительно критериев копинг-стратегий, их отличия от других «родственных» понятий (таких как защитные механизмы), их продуктивности и связи с психологическим благополучием и эффективностью деятельности. В данном обзоре мы делаем основной акцент на результаты зарубежных исследований как менее известные в отечественной психологии стресса и совладающего поведения.
Рассмотрим особенности поведения и копинг-стратегий человека в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник, толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности [21, c.182].
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуальной: поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.
Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образа жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толп достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе [21, c.184].
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового дня всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе - здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия все то, что он видит и слышит вокруг себя.
В заключение следует отметить слова А.И. Кравченко о том, что трудно разобраться в тайниках человеческой души. Часто приходится встречаться с ничтожностью мотивов и величием результатов, а еще чаще — с величием замыслов при ничтожности результатов. Проверять или принимать на веру — вот в чем вопрос, который должен решить для себя эксперт от политики или управления. Принимать видимость за действительность, считать, что достигнутый успех оправдывают любые, даже самые бесчестные, средства, если они находятся в руках власть придержащих, свойственно только профанам, Из них состоит толпа. Она не разбирается в тонкостях политики, ее интересует лишь видимость дела. Если государь достиг того, что ценится всеми или большинством, а именно единства общества, и использовал сомнительные средства, они, эти средства, всегда будут сочтены достойными похвалы. Ведь толпа обращает внимание только на видимость. Мнение немногих имеет вес, когда большинству не на что опереться [12, c.53].
Толпа, таким образом, всегда большинство, но не всякое большинство — толпа. Народ, послушный воле необходимости или разума, не есть толпа. Толпой управляют страсти скорее негативные, нежели хорошие. Можно выразиться иначе: толпа — пространство чувств, страстей, эмоций; одиночество — пространство разума и сосредоточенности. Страстям подвержены все люди, независимо от социального статуса. Рассмотрим особенности копинг-стратегий человека в толпе на практическом примере.
В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование с целью определения особенностей копинг-стратегий людей, находящихся на митинге и их влияние на допустимость насилия.
Гипотеза исследования: люди, находясь в толпе, теряют свои человеческие характеристики и индивидуальные качества. В толпе у человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.
Исследование проводилось на одном из митингов. В исследовании принимали участие 15 человек из состава активных митингующих, согласившихся принять участие в исследовании.
Возраст участников: 25-30-и лет. Мужчин 9, женщин 6 человек.
На первом этапе с участниками проводилась диагностика по методике «Копинг-тест Лазаруса».
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году. Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Стратегии определялись по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Для того чтобы определить влияние копинг-стратегий на допущение насилия, мы решили провести диагностику враждебности и агрессивности митингующих. Для этого, на втором этапе, использовалась методика изучения агрессивности Баса-Дарки. Выбор данной методики не случаен, так как можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов и социальных педагогов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
Участникам был представлен список вопросов (Приложение 1). Инструкция: «Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».
Полученные данные обрабатывались, делались выводы.
Рассмотрим результаты исследования копинг-стратегий участников, таблица 2.1.
Таблица 2.1 Результаты исследования копинг-стратегий
№п/п |
Участники |
Конфронтационный копинг |
Дистанцирование |
Самоконтроль |
Поиск социальной поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценка |
1 |
Лилия О. |
16 |
7 |
6 |
15 |
6 |
6 |
8 |
11 |
2 |
Наталья Г |
17 |
7 |
7 |
13 |
8 |
8 |
8 |
6 |
3 |
Мария С. |
16 |
8 |
7 |
16 |
7 |
7 |
10 |
6 |
4 |
Ксения Н. |
12 |
6 |
6 |
12 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
Дарья В. |
17 |
8 |
8 |
17 |
8 |
8 |
8 |
10 |
6 |
Алена А. |
13 |
8 |
7 |
13 |
10 |
7 |
7 |
11 |
7 |
Алексей В. |
15 |
11 |
9 |
15 |
9 |
6 |
9 |
12 |
8 |
Иван Н. |
18 |
8 |
10 |
13 |
10 |
9 |
10 |
8 |
9 |
Дмитрий О. |
14 |
9 |
9 |
14 |
9 |
6 |
12 |
7 |
10 |
Артем О. |
15 |
10 |
9 |
15 |
9 |
9 |
9 |
9 |
11 |
Олег Т. |
17 |
9 |
11 |
17 |
11 |
10 |
11 |
10 |
12 |
Александр М. |
16 |
9 |
8 |
16 |
8 |
8 |
8 |
9 |
13 |
Валерий И. |
11 |
10 |
8 |
12 |
9 |
7 |
10 |
10 |
14 |
Максим О. |
17 |
6 |
6 |
17 |
6 |
6 |
6 |
7 |
15 |
Дмитрий С. |
10 |
12 |
7 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
Средний балл |
14,93 |
8,53 |
7,87 |
14,27 |
8,27 |
7,27 |
8,60 |
8,53 |
Результаты показывают, что наивысший средний балл получен по шкале «Конфронтационный копинг» - 14,93 балла, что говорит об агрессивных усилиях по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Также получен высокий средний балл по шкале «поиск социально поддержки, что говорит об усилиях в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Стоит также заметить, что в большинстве по шкалам были получены баллы выше 7-и, что говорит о среднем и высоком адаптационном потенциале личности в пограничном состоянии.
Меньше всего баллов получено по шкалам «Самоконтроль» и «бегство-избежание». Таким образом, исследование показывает, что, в процессе нахождения респондентов в толпе, у молодых людей возрастает агрессивность, средний балл по шкале «Планирование решения проблемы» говорит о том, что не каждый митингующий вообще осознает смысл своего участия в митинге, не все из них готовы принять ответственность за свои действия и слепо отдаются под власть толпы.
Полученные результаты по методике Баса-Дарки представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Результаты исследования по методике Басса-Дарки
№п/п |
Участники |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Обида |
Подозрение |
Вербальная агрессия |
Негативизм |
Чувство вины |
Средний балл |
1 |
Лилия О. |
12 |
7 |
11 |
3 |
10 |
12 |
2 |
2 |
2,88 |
2 |
Наталья Г |
10 |
9 |
9 |
5 |
8 |
10 |
1 |
5 |
2,5 |
3 |
Мария С. |
8 |
9 |
10 |
4 |
4 |
6 |
4 |
4 |
4,5 |
4 |
Ксения Н. |
11 |
7 |
6 |
8 |
5 |
11 |
5 |
9 |
5,38 |
5 |
Дарья В. |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
14 |
2 |
4 |
2,63 |
6 |
Алена А. |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
9 |
5 |
6 |
6,5 |
7 |
Алексей В. |
8 |
8 |
5 |
5 |
11 |
10 |
3 |
3 |
4,38 |
8 |
Иван Н. |
10 |
10 |
4 |
7 |
6 |
12 |
3 |
5 |
3,75 |
9 |
Дмитрий О. |
11 |
7 |
12 |
3 |
6 |
12 |
3 |
3 |
3 |
10 |
Артем О. |
8 |
5 |
6 |
6 |
10 |
13 |
4 |
4 |
6,25 |
11 |
Олег Т. |
8 |
7 |
6 |
3 |
6 |
10 |
4 |
4 |
3,25 |
12 |
Александр М. |
10 |
4 |
6 |
6 |
8 |
4 |
3 |
4 |
3,5 |
13 |
Валерий И. |
11 |
10 |
11 |
6 |
5 |
9 |
5 |
5 |
5,25 |
14 |
Максим О. |
10 |
6 |
8 |
6 |
9 |
11 |
5 |
5 |
6,5 |
15 |
Дмитрий С. |
9 |
5 |
9 |
4 |
12 |
7 |
4 |
4 |
4,25 |
Средний балл |
9,27 |
7,13 |
7,60 |
5,20 |
7,47 |
10,00 |
3,53 |
4,47 |
4,30 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
- Враждебность = Обида + Подозрительность;
- Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Рассмотрим полученные показатели в исследуемой группе, таблица 2.3.
Таблица 2.3 – Индекс враждебности и индекс агрессивности испытуемых
№п/п |
Подростки |
Индекс враждебности |
Индекс агрессивности |
1 |
Лилия О. |
13 |
35 |
2 |
Наталья Г |
13 |
29 |
3 |
Мария С. |
8 |
24 |
4 |
Ксения Н. |
13 |
28 |
5 |
Дарья В. |
12 |
25 |
6 |
Алена А. |
12 |
22 |
7 |
Алексей В. |
16 |
23 |
8 |
Иван Н. |
13 |
26 |
9 |
Дмитрий О. |
9 |
35 |
10 |
Артем О. |
16 |
27 |
11 |
Олег Т. |
9 |
24 |
12 |
Александр М. |
14 |
20 |
13 |
Валерий И. |
11 |
31 |
14 |
Максим О. |
15 |
29 |
15 |
Дмитрий С. |
16 |
25 |
Средний балл |
12,67 |
26,87 |
Рассмотрим уровни враждебности респондентов, таблица 2.4.
Таблица 2.4 Уровень враждебности
Уровень враждебности |
Кол-во участников, чел |
Баллы |
Высокий уровень |
6 |
10,1-18 |
Средний уровень |
9 |
6,5-10 |
Низкий уровень |
0 |
0-6,4 |
Как видим, исследование показало, что большинство испытуемых показали средний уровень враждебности – 60% от общего количества опрошенных. Низкий уровень показывает 0% опрошенных, высокий уровень показали 40% опрошенных. Рассмотрим уровни агрессивности испытуемых, таблица 2.5.
Таблица 2.5 Уровень агрессивности испытуемых
Уровень агрессивности |
Кол-во участников, чел |
Баллы |
Высокий уровень |
8 |
26-34 |
Средний уровень |
6 |
21-25 |
Низкий уровень |
0 |
0-20 |
Результат показал, что большинство испытуемых показывают высокий уровень агрессивности, таких людей 57% от общего числа испытуемых, средний уровень показали 43% опрошенных. Таким образом, исследование показывает, что большинство участников митинга отличаются высоким уровнем агрессивности и враждебности. Низким уровнем по данным качествам не обладает никто из участвующих. Стоит сделать отметку, что согласившиеся принять участие в исследовании относительно могут держать себя в руках, поэтому у некоторых средний уровень агрессии и враждебности. Особенно активные участники митинга не смогли принять участие в исследовании.
Таким образом, исследование показало влияние копинг-стратегий на поведение людей в толпе, на допустимость насилия. Исследование показало, что не всегда митингующие могут быть ответственны за свое поведение в толпе. Молодые люди, часто, не осознают всю актуальность, проблемность митинга, поддаваясь настроению толпы, следуют за ней. В результате повышается агрессивность, возбудимость. Враждебно настроенные, митингующие способны добиваться целей толпы любой ценой, допуская агрессию и насилие. Стоит отметит, что молодые люди с трудным, проблемным характером, тревожностью, страдающий депрессией, проявляющий повышенную раздражительность и оппозиционность, часто встречают непонимание, категорический «социальный отпор» в жизни. И только толпа может дать возможность им выплеснуть свои эмоции, поддаться общей психологии масс. В результате, проявляет сфокусированную на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия) копинг-стратегию. То есть, копинг-стратегии участников исследования относятся к эмоционально-ориентированной (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором).
Таким образом, существует насущная проблема разработки программ и мероприятий по снижению агрессивности, враждебности и анализу собственных копинг-стратегий людей, попадающих под влияние масс. Гипотеза исследования, таким образом, подтвердилась. Можно сделать вывод, что, на сегодняшний день, остро стоит проблема информирования людей о пагубном, негативном воздействии масс (толпы) на человека. Одним из путей решения данной проблемы является пристальное внимание СМИ к данному вопросу и периодическое освящение его в прессе, ТВ и радио.
В заключение курсовой работы можно сделать выводы. Теоретический обзор источников, который являлся первой задачей исследования, позволил отметить, что стихия толпы – социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому. Характерная черта толпы – это ее внезапная организация. В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием. Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях. Само слово «толпа» как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.
Стихийное массовое поведение – несколько расплывчатый термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовидные явления». Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, можно выделить способность к подражанию. Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.
Решение второй задачи позволило сделать выводы, что, в качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладающего (копинг) поведения. Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики. Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Таким образом, в качестве основного отличия защитных механизмов от совладающего поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. В связи с этим многие исследователи рассматривают психологическую защиту как механизм пассивного типа, не способствующий полноценной адаптации. Решая третью задачу, в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование с целью определения влияния копинг-стратегий на допущение насилия в психологии масс. В исследовании участвовали 15 человек из числа участников митинга.
Гипотеза исследования подтвердилась: люди, находясь в толпе, теряют свои человеческие характеристики и индивидуальные качества. В толпе у человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения. Исследование проводилось на одном из митингов. В исследовании принимали участие 15 человек из состава активных митингующих, согласившихся принять участие в исследовании. Таким образом, находясь под влиянием масс, люди могут допустить насилие, проявить особенную агрессивность и враждебность, копинг-стратегии участников митинга относятся к эмоционально-ориентированной (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором).
Исследование, таким образом, показало, что толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности, какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. Роль толпы в человеческой истории очень велика. Те или иные социальные потрясения перемешивали разные социальные группы и доводили их до состояния толпы, разрушительное действие которой умело использовалось политиканами. При более тщательном рассмотрении многие исторические события, позднее приписываемые классовой воле и прогрессивному ходу развития человечества, просто творились толпой, как некой необузданной силой, доведенной (сознательно или неумышленно) до состояния динамической неустойчивости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бодалев, Н.В. Психология о личности / Н.В. Бодалев. - М.: Просвещение, 2004. – 318с.
- Воевода, Т.А. Социальная психология / Т.А. Воевода, - М.: Олма-пресс, 2010. – 320с.
- Гавриленко, А.В. Психология масс / А.В. Гавриленко, - М.: Владос, 2008. – 328с.
- Галагузова, М.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. / М.А. Галагузова, - М.: Авесрэв, 2006. – 326с.
- Ганзен, В.А. Психология / В.А. Ганзен, - М. : Олма-пресс, 2008. – 430с.
- Гарцев, А.О. Психология толпы / А.О. Гарцев, - Спб.: Питер, 2010. – 109с.
- Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская, - М. : Речь, 2009. – 234с.
- Диденко, Т.А. Социальная психология / Т.А. Диденко. - М.: Овал, 2009. – 323с.
- Изард, И. Эмоции человека / И. Изард, - М. : Речь, 2005. – 234с.
- Изард, К. Психология эмоций / К.Изард, - СПб. : Питер, 2010. – 563с.
- Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 364с.
- Ковалевский, Т.В. Психология толпы / Т.В. Ковалевский, - М.: Академия, 2011. – 510с.
- Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с;
- Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога - 2007. № 3 С. 93-112.
- Мокашанцев, Р.В., Мокашанцева А.Р.Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцев, - М.: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 - 220с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев, - М. : МПСИ, 2003. – 234с.
- Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции / А.П. Назаретян, - М.: ПЕР СЭ, 2010 - 188с.
- Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368с.
- Резанов, А.С. Экспериментальная психология эмоций / А.С. Резанов, - М.: Прогресс, 2001. – 100с.
- Рощин, С.К. Психология / С.К. Рощин, - М. : Эксмо, 2004. – 128с.
- Совпель, Д.Е. Управление эмоциями / Д.Е, Совпель, - СПб.:Питер, 2006. – 284с.