![]() |
Заказат![]() |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Методика преподавания психологии как наука и учебный предмет. 5
1.2 Особенности преподавания психологии учащимся разного возраста. 13
2.1 Организация исследования. 25
2.2 Результаты исследования. 25
3.1 Организация подготовки к разработке программы.. 33
3.2 Содержание занятий и их особенности. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43
Бурное развитие психологического знания в современном обществе обусловлено объективными потребностями общества, необходимостью его развития, обеспечения благоприятных условий для жизни и деятельности людей. Развитие современного общества с его все возрастающими темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он ни работал. Необходимость в психологических знаниях и невысокий уровень психологической компетентности населения ставят перед образовательной системой страны сложную и ответственную задачу психологизации всей системы обучения и воспитания, начиная со школы и заканчивая профессиональным обучением.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что психология как учебный предмет, в настоящее время преподается в различных типах учебных заведений, а также тренинги, курсы, семинары по психологии проводятся на предприятиях и учреждениях. В этой связи существует настоятельная потребность осмысления принципов, методов и форм преподавания психологии с учетом современных достижений педагогической науки, специфики образовательного учреждения и особенностей обучающейся аудитории.
Идея выдвижения на передний план образовательной концепции Республики Беларусь XXI века стратегии, предусматривающей положить психологическое образование в основу образования в старших классах, ссузах, вузах, на предприятиях чрезвычайно интересна и плодотворна. Данное предположение можно рассматривать как продолжение традиции, существующей в истории философии и психологии, где отмечается немало высказываний представителей интеллектуальной элиты человечества, в которых психологии отводится первостепенная роль в общей структуре человеческого познания. Такой подход безусловно справедлив как с позиции научного познания и исследования, так и с точки зрения образовательных тенденций и соответственно человеческой практики, ради которой в большинстве случаев образование необходимо. Сегодня становится ясно, что без учета психологических закономерностей не может быть эффективной деятельность ни в одной сфере человеческого познания и практики. Тем не менее, успешность преподавания психологии, прежде всего, заключается в грамотной подаче материала с учетом возрастных особенностей слушателей. В связи с этим возрастает роль изучения особенностей разработки планов учебных программ по психологии в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности взаимосвязи содержания преподавания психологии и возрастных особенностей учащихся.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Выполнить теоретический обзор литературы по проблеме преподавания психологии учащимся разного возраста.
- Провести исследование с целью оценки необходимости и содержания преподавания психологии среди участников различных возрастных групп.
- Разработать план учебной программы по психологии для учащихся старших классов.
Объектом исследования является методика преподавания психологии.
Предметом исследования является оценка взаимосвязи содержания преподавания психологии и возрастных особенностей учащихся.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь в содержании преподавании психологии и возрастных особенностей учащихся.
В работе использовалась научная и методическая литература по психологии, методике преподавания психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
В работе использовались методы научного познания (анализа и синтеза), сравнительные методы, метод анкетирования, опроса, беседы.
Структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.
1.1 Методика преподавания психологии как наука и учебный предмет
Методика преподавания психологии представляет собой науку о методах преподавания психологии и о ее теоретических основах. В.В. Лунина отмечает, что методика преподавания психологии как наука опирается на теорию обучения и представляет собой, таким образом, интегрированную дисциплину и находится на стыке двух наук – психологии и педагогики, это одна из частных дидактик. Общая дидактика рассматривает вопросы обучения независимо от того, в каких учебных заведениях оно осуществляется. Частная дидактика рассматривает те же проблемы применительно к той или иной учебной дисциплине [12, c.07].
А.А. Амельков считает, что в традиционном понимании данной дисциплины предметом методики преподавания психологии являются закономерности обучения психологии лиц разного возраста. Следовательно, предмет методики преподавания психологии является интегрированным. Он включает в себя общие методологические и дидактические закономерности обучения, а также специфические особенности преподавания психологии: возрастные, гендерные и индивидуально-психологические особенности педагога и обучаемых. С позиции когнитивной психологии предметом методики преподавания психологии являются закономерности интеллектуального развития личности в процессе ее обучения психологии. С позиции современной психологии развития предметом методики преподавания психологии являются закономерности психического и личностного развития в процессе обучения психологии [16, c.07].
Особенную роль преподавание психологии играет в системе подготовки специалистов в ссузах и вузах. Долгое время, по сложившейся традиции, основой подготовки специалистов различных дисциплин считалось вооружение их знаниями предмета своей специальности. Такая односторонняя подготовка не давала хороших результатов, так как, обладая обширнейшими познаниями в не каждый специалист мог передать свои знания коллегам, наладить взаимоотношения с сослуживцами, определить особенности взаимоотношений подчиненных, чтобы организовать положительный микроклимат в коллективе. Важность изучения психологии человека стало важным в подготовке специалистов различных профилей, планирующих взаимодействовать с людьми. Преподавание психологии стало актуальным в настоящее время, когда психология вводится в учебные планы многих школ, лицеев, колледжей и т.д.
Методика преподавания как наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и систематизацию новых знаний о принципах, закономерностях процесса обучения психологии. Методика преподавания психологии как наука характеризуется следующими составляющими: ученые с их знаниями, способностями, научной квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, их оборудование; методы научно-исследовательской работы: научные понятия и категории; система научной информации, а также разнообразные экспериментальные площадки; сумма знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства (статьи, книги…) [15, c.68].
Таким образом, в настоящее время методика преподавания психологии выступает в двух планах: как наука и как учебный предмет.
В традиционном понимании данной дисциплины предметом методики преподавания психологии являются закономерности обучения психологии лиц разного возраста. Следовательно, предмет методики преподавания психологии является интегрированным. Он включает в себя общие методологические и дидактические закономерности обучения, а также специфические особенности преподавания психологии: возрастные, гендерные и индивидуально-психологические особенности педагога и обучаемых [16, c.07].
А.А. Амельков считает, что, в традиционной для нашей образовательной системы преподавание любого предмета, в том числе и психологии, представляет собой передачу жизненного опыта при помощи различных организационных форм обучения: чтения лекций, изложения учебного материала методами рассказа, беседы на уроках и др. Затем учебный материал дополняется, систематизируется и закрепляется на семинарских занятиях или уроках, и потом формами контроля определяется уровень усвоения знаний, умений и навыков. При преподавании устанавливаются субъектно-объектная связь между педагогом и обучаемыми. Педагог определяет объем и содержание учебного материала, методы и формы обучения, а обучаемый чаще всего пассивно усваивает учебный материал. При преподавании наиболее интенсивно из всех психических познавательных процессов функционирует память. Чаще всего педагог оценивает способность студента или ученика к запоминанию, сохранению и воспроизведению изучаемого материала. Преподавание ориентировано не на развивающуюся личность, а на эффектную деятельность и ее результаты [16, c.08].
Так же, как и общая дидактика, методика (или частная дидактика) преподавания психологии решает следующие задачи (Леденева Ю.Е., Шиянова Т.И.):
- Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о целях и задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками (умения экспериментировать, анализировать, диагностировать…). В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний, в некоторых ситуациях наука отстает от практики и не может давать ей рекомендации. Поэтому важным является привитие обучаемым (студентам, учащимся) стремления самостоятельно приобретать знания, формирование у них умений самостоятельной учебной деятельности: умений анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать и т.д., т.е. совершенствовать свое образование в течение всей своей деятельности в качестве преподавателя психологии [10, c.94].
В.Я. Ляудис отмечает, что цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны. Содержание предмета усвоения детерминируется целями обучения. В.Я. Ляудис подчеркивает, что цели обучения психологии специалистов-психологов, осваивающих психологию в системе педагогического образования, познающих психику человека в разных типах учебных заведений отличаются. Однако в их целях есть общее: «овладение теоретическими и практическими методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности» [13, c.51]. Эта общая цель обучения психологии реализуется в целой системе подцелей: для будущего специалиста в области психологии целью ее усвоения является приобретение профессиональных знаний, умений и навыков (умение диагностировать, корректировать, предупреждать появление тех или иных психических проявлений); для других категорий обучающихся целью изучения психологии становится овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения основной профессиональной деятельности. Так, юристу необходимо знать психику подследственного и других участников следственных действий, руководителю – психику подчиненных.
Несколько иначе определяет цели изучения психологии Б.Ц. Бадмаев. По его мнению, целью изучения психологии является «получение научной ориентировки в психологии человека при реальном взаимодействии с ним» [3, c.23].
Таким образом, проблема целей является центральной, она определяет содержание, формы и методы обучения психологии.
- Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строится процесс обучения психологии. В настоящее время, в методике преподавания психологии рассматриваются многие принципы общей дидактики: принцип развивающего обучения; принцип оптимизации; принцип усиления практической направленности; систематичности; наглядности, доступности и т.д.
Принципы обучения или дидактические принципы – это исходные положения, определяющие весь процесс обучения. Как указывает Карандашев В.Н. – принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, регулирующие процесс обучения [8, c.54]. В этой связи дать анализ процесса обучения психологии, вскрыть внутренние и внешние его стороны, определить исходные положения на которые должна опираться теория и практика обучения – важнейший вопрос методики преподавания психологии.
- Методика преподавания психологии как наука определяет содержание психологического образования, объем знаний необходимый обучаемым на разных ступенях их подготовки: в школе, колледже, вузе. В этом вопросе в настоящее время имеется много проблем. Ученые и практики создают сквозные планы «школа → колледж → вуз», в которых определяют содержание обучения психологии на каждом этапе.
- Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о формах и методах обучения. Вопрос о методах обучения является главным в теории обучения, и большинство методических поисков практиков связан с приемами и методами обучения. В дидактике в настоящее время существует большое количество классификаций методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.М. Лернер, М.И. Махмутов). Иногда преподаватели говорят о кризисе теории методов обучения. На самом деле идет естественный процесс интеграции и дифференциации знаний о методах обучения.
- Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о тех, кого учить психологии. Этот вопрос наиболее дискутируемый в последнее время. Все большее число школ включает психологию в учебные планы, все большее количество всеобучей появляется для родителей. Есть интересный опыт, связанный с обучением психологии детей начальных классов [8, c.55].
Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику. Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех [14, c.63].
- Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.
- Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.
- Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют сознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам – наиболее сильный стимул к изучению психологии. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса предметноориентированного и личностно-ориентированного содержания на занятиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психологии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психологических дисциплин акценты могут расставляться иначе.
- Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, с одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой – конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.
- Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов:
а) студентам-психологам;
б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования;
в) студентам средних специальных;
г) учащимся общеобразовательных учебных заведений.
6. Принцип доступности при обучении психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста.
7. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. Во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и вербального содержания – важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая.
8. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет:
1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях;
2) диалогической формы обучения;
3) проблемного подхода в обучении;
4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).
9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы была видна практическая применимость и польза психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, самопознания и саморазвития [14, c.68].
Таким образом, можно сделать вывод, что целями преподавания психологии являются: обучение основам психологических знаний для формирования мировоззрения студентов и учащихся; знакомство с методами психологического исследования; повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в понимании других людей, их общих и индивидуальных психологических особенностей, в психологическом анализе ситуаций повседневной жизни; повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в самопознании; повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в саморазвитии своей личности.
1.2 Особенности преподавания психологии учащимся разного возраста
Психология учения изучает широкий круг вопросов, охватывающих процесс приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека – его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека, так как он получает знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействии с миром что-то новое и совершенствуя способы удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, учение присутствует в любой деятельности и представляет собой процесс формирования ее субъекта. Этим учение отличается от изменений в человеческом организме, вызванных его физиологическим созреванием, функциональным состоянием и т. д. Таким образом, учение *– понятие достаточно широкое, включающее в себя не только организованные его формы (школы, курсы, вузы), но и стихийные процессы приобретения человеком знаний и опыта в повседневной жизни [3, c.10].
В.В. Авраменко отмечает особенности преподавания психологии в начальной и основной школе: психология как отдельный учебный предмет редко изучается, однако элементы психологических знаний, так или иначе, используются в других предметах, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера. Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися основной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями в целях их использования для целенаправленного интеллектуального и личностного развития учащихся [1, c.15].
В последнее десятилетие в средних общеобразовательных школах (гимназиях, лицеях) вводится курс психологии. Она может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Цели и содержание психологического образования в общеобразовательной школе не совпадает с таковыми в высшей школе, но частично совпадают с целями изучения психологии в средних профессиональных образовательных учреждениях. Главным в изучении психологии в средних школах, лицеях, гимназиях училищах является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся [8, c.65]. Однако пока нет единого подхода к преподаванию психологии, специфика определяется теми основными задачами, которые ставит перед собой конкретная школа: профориентационная работа, формирование ценностного отношения к жизни, осознание себя во времени как субъекта жизнедеятельности. Таким же образом школа определяет и содержание курса психологии.
По мнению А.А. Амелькова, урок как организационная форма обучения представляет вид учебного занятия, регламентированного по времени и составу учащихся, целью которого является усвоение знаний, умений и навыков. Традиционно уроки проводятся учителем с одним классом продолжительностью сорок минут. По психологии часто практикуют проведение спаренных уроков [14, c.17].
По форме и методам проведения уроки психологии могут быть в виде лекции, экскурсии, дискуссия, диспута, конференции, демонстрации, семинара, лабораторного занятия и т.д. В соответствии с методикой проведения урока можно выделить три этапа: подготовка педагога и учащихся к уроку, проведение и психологический анализ проведения урока. Тема каждого урока определяется календарно-тематическим планом, а содержание соответствует программе дисциплины. Подготовка включает систематизацию имеющихся знаний педагога по теме урока, дополнение информацией по теме из других литературных источников. Завершается подготовка написанием плана-конспекта (для опытных педагогов – плана урока). В плане-конспекте указывается тема, описываются образовательная, развивающая и воспитывающая задачи, указывается оборудование, используемое на уроке. Далее педагог описывает ход урока, как можно подробнее излагает материал урока. В конце плана-конспекта учитель описывает форму подведения итогов.
Школьники также готовятся к уроку, готовят домашние задания и могут готовиться к восприятию нового материала самостоятельно по учебникам и дополнительной литературе. Урок проводится в соответствии с планом-конспектом и в своей структуре содержит вводную, основную и заключительную части. Вводная часть урока предполагает его начало, когда учитель входит в классное помещение, приветствует школьников и организует их работу. В основной части урока учитель объявляет тему, использует различные методы, приемы и средства для решения задач урока. Наиболее часто используются методы: беседа, рассказ, дидактическая игра, тестирование, опрос и другие.
В заключительной части подводятся итоги урока, ученики рефлексивно оценивают свои достижения на уроке, обмениваются впечатлениями о своем психологическом и эмоциональном состоянии. Как правило, домашнее задание по психологии не дается. Как исключение могут даваться творческие посильные для школьников задания [14, c.17].
Одиннадцать лет – период, когда у школьника возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Поэтому для школьника становится важной объективная оценка его деятельности. Это отражается на собственной оценке его способностей: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает действовать новый фактор – ориентация на реальные достижения. В 12 лет интерес к собственному внутреннему миру становится еще сильнее. Формируется умение думать и говорить о себе, у подростков начинает складываться необходимый для этого словарный запас, развивается личностная рефлексия. Представления о собственных возможностях, интересах составляют основу самооценки школьников этого возраста, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства собственного достоинства. В дальнейшем, в 13-14-летнем возрасте, нестабильность этой сферы усиливается [14, c.62].
По мнению В.В. Карандышева, проблема преподавания психологии в школе обсуждается в Европе в течение последних двух столетий. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Психологию включали в учебные планы, через какое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество преподавания; это повторялось не один раз. Неудовлетворительное качество преподавания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала [8, c.27].
Специфическими особенностями преподавания психологии в различных типах средних профессиональных учебных заведений (училищах, колледжах и т.д.) являются следующие:
- в курсе психологии представляется дидактический материал, точка зрения того или иного психолога, как правило, без показа взглядов, мнений других ученых;
- большая практическая направленность учебного курса: у учащихся педагогических колледжей, например, формируются умения наблюдать процесс формирования личности ребенка, учитывать индивидуальные особенности детей в их воспитании (например, темперамент) и др.
По форме обучения здесь нет единства, и в некоторых учебных заведениях используются лекционно-семинарские формы, а в некоторых классно-урочные, как в общеобразовательных школах [12, c.44].
Преподавание психологии в различных типах учебных заведений имеет свои особенности, которые тесно связаны с теми целями преподавания психологии. Эти подходы подробно раскрывает Карандашев В.Н.
Цели преподавания психологии в высших учебных заведениях, по его мнению, должны включать в себя:
1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;
2) обучение прикладным психологическим знаниям;
3) обучение научно-исследовательским умениям;
4) обучением практическим психологическим умениям;
5) обучение умениям передавать психологические знания другим людям;
6) формирование психологической культуры студентов [8, c.63].
Психология как учебный предмет в высшем учебном заведении (вузе) ближе к структуре науки, в ней: раскрываются методы научного психологического исследования, чтобы приобщить студентов к научному поиску; изучаются различные теории и походы к объяснению психологических фактов и закономерностей; большое место отводится истории открытия, описанию психических явлений, закономерностей их развития; преподавание психологии стимулирует развитии психологической науки, так как именно вузовские кафедры осуществляют отбор содержания психологии как учебного предмета. Особенностью изучения психологии в вузе является и то, что оно происходит в форме лекций, семинаров, лабораторных работ [8].
Б.Ц. Бадмаев отмечает, что в вузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных занятий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и теоретически подготовленным ученым – профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук. Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности [3, с.117].
Для студентов педагогических вузов – это главным образом педагогические ситуации: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и многое другое. Студенты других гуманитарных вузов, изучающие психологию, будут работать вне образовательной системы – в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями. Это могут быть правовые ситуации для юристов; психическое состояние и поведение инвалидов и престарелых – для социальных работников; психологические проявления различных заболеваний – для медицинских работников; проблемы и задачи оптимального управления государственными и частными (рыночными) структурами – для государственных чиновников, губернаторов, префектов, директоров, начальников и других управленцев, менеджеров и т. д.
Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применению теоретических знаний на практике. С этой целью на занятиях моделируются фрагменты их будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых студенты отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний [3, c.118].
Существует большой круг психологических курсов практического характера, которые проводятся вне учебных планов высших или средних учебных заведений. Это, например, курсы повышения квалификации практических психологов по каким-либо направлениям практической психологической работы (например, по семейному консультированию, организационному консультированию, игротерапии, сказкотерапии и т.п.); психологическое просвещение разных категорий людей, которое проводят психологи –ученые и практики. Содержание таких обучающих занятий нацелено на возможность непосредственного использования психологических знаний для решения определенных проблем, с которыми сталкиваются люди в своей профессиональной деятельности или жизни.
О.Ю. Тарская отмечает, что в обучении, организованном с позиции гуманистической психологии, реализуется высокая степень свободы и выбора всех параметров учебного процесса (цели, мотивы, формы и методы, контроль и т. д.). При этом обучающий выполняет роль наставника, консультанта, помогающего обучающемуся. Признание ведущей роли самого обучающегося в своем обучении учеными-педагогами было взято как основание к осмыслению специфики обучения взрослых. Теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования представляет собой особую область научно-педагогического знания – андрагогику (от андрос – человек, мужчина; агогейн – вести, букв. – «ведение взрослого человека») [26, c.14].
Концепция непрерывного образования предусматривает, во-первых, более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни; во-вторых, подразделение обучение на фазы первоначального (базового) и последующего (после базового) образования; в-третьих, приобретение необходимых человеку умений, навыков, знаний, качеств, личностных ориентаций по мере возникновения необходимости в них.
Обучающегося взрослого человека отличают следующие характеристики:
1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения и его самого, и его коллег;
3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решать свои жизненно важные проблемы и достигать конкретной цели;
4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями) [26, c.14].
Эти специфические особенности, отличающие взрослого обучающегося, являются главным основанием в определении подхода к организации процесса обучения взрослых.
В соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией по степени организованности различают образование формальное, внеформальное и неформальное.
Формальное образование предполагает организацию обучения, отвечающую следующим требованиям. Во-первых, это должно быть образование, приобретенное обучающимся в специально предназначенных для обучения учреждениях. Во-вторых, обучение должен осуществлять специально подготовленный персонал. В-третьих, данный вид образования должен привести к получению общепризнанного документа об образовании. В-четвертых, в рамках формального образования осуществляется систематизированное обучение, т. е. систематическое овладение классифицированными знаниями, умениями и навыками. Наконец, это обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся. Это – общепринятый, традиционный вид образования, представленный традиционными же системами образования.
Внеформальное обучение отличается двумя параметрами: систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся. Это обучение, организованное вне стен учебных заведений, оно не всегда осуществляется профессиональными преподавателями (например, коллегами по работе) и не всегда завершается получением общепризнанного документа об образовании. Здесь уместно вспомнить различного рода кружки, секции, курсы, лектории и т. п.
Неформальное обучение – это неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из названных параметров. Иначе говоря, это любое приобретение информации о различных сторонах жизни, полученных из средств массовой информации, от друзей, знакомых, при посещении театров, кино, если даже это новое знание не всегда соответствует действительности, приблизительно или поверхностно. Такие знания не систематизированы, случайны, не всегда научно обоснованны, а выработка определенных навыков и умений, формирование привычек, качеств и ценностей неосознанны. Расширение сферы образования в настоящее время происходит прежде всего за чет бурного развития именно неформального образования. В рамках этого вида образования не требуются предварительные условия для начального обучения, не предъявляется никаких требований к месту, времени, срокам, формам и методам обучения.
По способу организации индивидуальной работы обучающихся образование подразделяется на институциональное, групповое и самостоятельное.
Институциональное обучение – наиболее принятый вид. Его отличают наличие опытных преподавателей и добротных источников обучения. Сильная сторона этого вида обучения состоит в стабильности, основательности подготовки, достаточной глубине и высокой степени гарантированности достижения результатов. К недостаткам можно отнести высокую степень диктата обучающих, ощущение зависимости у обучающихся, значительную стандартизацию, консервативность, негибкость.
Групповое обучение – в нем участвуют на равных несколько обучающихся, избравших и совместно создавших одну программу, при этом цели, план реализации и основное содержание принимаются всеми членами группы обучающихся. Данный вид обучения эффективен в тех случаях, когда его программа интересна нескольки м людям. Однако здесь могут быть и свои опасности, такие, как неудачное лидерство, межличностные конфликты, плохие взаимоотношения.
Самостоятельное обучение характеризуется большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних взаимодействий, гибкостью обучения. Его применение адекватно тогда, когда обучающийся проявляет заинтересованность и ответственность в обучении, когда программа не столь сложна и затруднены другие виды обучения. В самообучении также возможны неудачи, например, затруднены доступ к необходимым источникам обучения, осуществление собственных учебных действий, лимитировано установление обратной связи, т. е. критической оценки результатов деятельности обучающегося.
По основному способу взаимодействия обучающегося и обучающего образование подразделяется на очное и дистантное (или дистанционное). Преимущества очного обучения состоят в том, что этот вид образования обеспечивает непосредственный контакт, непосредственное общение обучающегося с обучающим. Это позволяет достигать высокой эффективности обучения.
Дистантное обучение возникло и развивалось в рамках обучения по переписке. Помимо письменных работ и источников обучения в дистантном обучении используются теле– и радиопередачи, видео– и аудиокассеты, компьютерные программы, различного рода консультации преподавателей (компьютерные, телефонные, очные).
С развитием дистанционного обучения связано появление концепции «открытого» обучения (по-русски его лучше обозначить как свободное обучение). Отличием свободного обучения является практически не ограниченное разнообразие курсов и программ обучения, причем не ограниченное ни по содержанию, ни по срокам изучения, ни по формам обучения, ни по видам образования. Данный вид обучения строится на следующих философских, психологических и андрагогических посылках:
1) самостоятельная и ведущая роль личности в процессе ее обучения;
2) предоставление образовательными институтами обучающемуся возможностей и помощи для осуществления процесса обучения;
3) преодоление негативных аспектов дистанцирования обучающихся от обучающих;
4) использование различных форм связи между обучающимся и обучающими.
Главным принципом этого вида обучения является принцип свободного выбора. С развитием свободного обучения видоизменились взаимосвязи между обучающимися и обучающими и самим обучением: появилось реальное вовлечение обучающегося в процесс обучения [26, c.19].
В образовании наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления: проблемное обучение; программированное обучение; обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); алгоритмизированное обучение (Л.Н. Ланда); развивающее обучение по знаковоконтекстному типу (А.А. Вербицкий), проектное обучение и др. В настоящее время, как подчеркивает В. Оконь, обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно с возможностями и индивидуально-психологическими особенностями как обучающихся, так и самого педагога [14, c.63].
С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся испытывают глубокую потребность в самостоятельности, самоуправлении, они должны играть ведущую, определяющую роль в процессе обучения. Задача преподавателя сводится в конечном счете к тому, чтобы поощрить и поддержать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимися параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и необходимых им качеств [26, c.16].
Таким образом, основные цели обучения психологии в разных типах учебных заведений несколько отличаются.
Вывод по 1 главе:
Психология учебной деятельности как научная теория позволяет преподавателю строить обучение учащегося как формирование его собственной познавательной деятельности, что в свою очередь означает научить его учиться. Задача преподавателя не в том, чтобы просто преподносить готовые для понимания и запоминания научные знания, а помогать студенту самому правильно строить свою учебную деятельность, т. е. так, как того требуют объективные законы усвоения знаний: принимать учебную задачу к решению, силой мышления решать ее, чтобы в итоге научиться мыслить и уметь в различных условиях творчески применять усвоенный способ решения таких задач.
Правильное обучение, т. е. обучение, соответствующее требованиям учебной деятельности, приводит в результате не к простому накоплению знаний и умений, а к умению мыслить с помощью знаний, т. е. дает развитие интеллектуальных способностей. Для достижения такого результата и необходимо преподавателю хорошее знание психологической теории учебной деятельности и методики формирования этой деятельности у студента.
Перед преподавателем психологии в работе с людьми разных возрастных групп стоит множество разнообразных задач, тем не менее, есть и общая, первоочередная, задача – формировать учебную деятельность учащегося, или, говоря проще, научить его учиться психологии. Не научившись самостоятельно учиться, не умея «жить своим умом», человек постоянно будет надеяться на получение готовых знаний из уст преподавателя, ориентироваться на заучивание и механическое запоминание научных положений из книг и не будет делать ни единой попытки применять эти положения к практическим делам. А это значит, что он не научится психологически мыслить и грамотно строить взаимоотношения с людьми.
В рамках курсовой работы было проведено экспериментальное исследования.
Цель исследования: изучение взаимосвязи содержания преподавания психологии и возрастных особенностей учащихся.
Участники: в исследовании принимали участие три группы участников:
1-ая группа: школьники в возрасте от 13-и до 16- лет, учащиеся средней школы в количестве 15-и человек;
2-ая группа: студенты вуза в возрасте от 18-и до 24-х лет в количестве 15-и человек (не получающие психологическую специальность);
3-ая группа – взрослые участники в возрасте от 25 до 35 лет, работающие на государственных предприятиях, в количестве 15-и человек.
Исследование проводилось в форме анкетирования. Участникам была предложена анкета (Приложение). По результатам опроса был составлен качественный и количественный анализ полученных данных. После проведения анкетирования с участниками была проведена устная беседа по результатам заполнения анкеты.
Рассмотрим полученные данные анкеты.
Первым был вопрос о том, принимали ли респонденты в занятиях по психологии. Все 100% участников ответили положительно. Далее был задан вопрос о том, считают ли участники, что курс психологии необходим людям их возраста. Полученные результаты представлены на рис.2.1.
Рисунок 2.1 – Результаты ответов на вопрос о необходимости психологии, %
Результаты наглядно показывают, что большинство участников трех групп ответили положительно. В устной беседе участники пояснили, что изучить особенности собственной личности, близких людей, учиться взаимодействовать в коллективе – все это является необходимой потребностью современной жизни. Ответы на вопрос о том как участники оценивают пройденный курс психологии отражены на рис.2.2.
Рисунок 2.2 – Результаты оценок о пройденном курсе психологии, %
Результаты показывают, что участием в занятиях по психологии наиболее довольны взрослые респонденты. 87% из них положительно и высоко оценили пройденный курс. В беседе выяснилось, что, говоря о пройденном курсе, большинство участников имели в виду тренинги, семинары и лекционные выступления специалистов-психологов на рабочих местах.
Большинство школьников – 53% оценили пройденный курс очень низко, отметив в беседе, что лекционная форма работы была скучной, а домашние задания, направленные на заучивания текстов – утомительной.
В целом не очень довольны пройденным курсом и студенты. Большинство из них – 53% – оценили курс средним баллом, недовольных – 33%. Результаты очень наглядно показывают существующую проблему. Психология для школьников – это основы, теоретические знания. К сожалению, практических примеров и занятий в пройденном курсе не было, чего не скажешь о взрослых респондентах: на тренингах и семинарах в большинстве велась практическая работа. С участниками проводились тесты, разыгрывались практические ситуации.
Говоря о темах, которые интересуют участников исследования, были выделены следующие:
Школьников интересует практическая психология, психология личности, психология профессионального самоопределения. Некоторые школьники отметили, что им интересна физиогномика, нумерология, астрология во взаимосвязи с психологии. Данные замечания школьников свидетельствует о том, что преподаватели, обучающие школьников психологии не потрудились объяснить учащимся понятие, сущность и смысл предмета «психология».
Студентов интересует связь психологии и изотерики, медицинских наук.
Вопросы профессионального решения конфликтов в коллективе, семейная психология, детская психология интересует большинство взрослых. Большинство студентов и школьников читают в интернете недостоверную информацию, в связи с чем путают понятия «психология» и «психиатрия», «медицина», «астрология», «нумерология» и т.п. К сожалению, такие публикации, к тому же еще и используемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных психологических знаниях.
В процессе беседы был затронут вопрос о том, как был построен курс психологии, который проходили участники. По ответам можно сделать вывод, что многие преподаватели недостаточно внимательно относились к своей работе, предпочитая строить преподавание предмета только на убеждении учащихся в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.
На вопрос о том, увлекаются ли участники психологией, изучают ли психологическую литературу или периодику, получены следующие ответы, рис.2.3.
Рисунок 2.3 – Результаты ответов об изучении психологии в периодике и литературе, %
Большинство студентов с удовольствием приобретают литературу по психологии, читают периодические издания. Существенно вопросы психологии интересуют школьников. 73% взрослых отметили, что, в целом, не интересуются литературой и периодикой по психологии. В беседе большинство школьников особенно выделили необходимость изучения по психологии. Школьники отмечали, что в большинстве читают статьи и книги по саморазвитию, профессиональному самоопределению, о том, как выстроить эффективные отношения со взрослыми, друзьями. На вопрос о том посещаете ли самостоятельно сайты по психологии или психологические форумы, были получены следующие результаты, рис.2.4.
Рисунок 2.4 – Результаты ответов о посещении психологических сайтов и форумов, %
С удовольствием изучают материалы по психологии школьники. Положительно ответили 73% опрошенных. В беседе школьники отметили, что часто проходят в интернете психологические тесты по различным темам, много публикаций читают о том, как правильно построить личные взаимоотношения с противоположным полом, многие зарегистрированы на психологических форумах. Несколько школьников отметили, что знакомы с некоторыми известными психологами по результатам чтения статей в интернете, часто задают им вопросы, с нетерпением ждут комментариев, а, затем, стараются следовать полученным советам.
Студенты, чаще всего, скачивают из интернета книги по психологии для подготовки к предмету в вузе. Некоторые студенты отметили, что, готовясь к экзамену, многие источники их настолько заинтересовали, что они обратились к интернету за дополнительной информацией. Большинство – 53% взрослых – не интересуются вопросами психологии, находясь в сети интернет. Далее следовал вопрос о согласии участников пройти специализированный курс по психологии, результаты отражены на рис.2.5.
Рисунок 2.5 – Результаты ответов о желании пройти курс по психологии, %
Все участники в большей или меньшей степени выступили за участие в курсах или тренингах по психологии. Особенно это касается школьников – 100% опрошенных вступили за. Необходимость такого участия школьники определили по следующим причинам:
- необходима помощь в налаживании взаимоотношений с родителями и учителями;
- нужна помощь в системе профессионального самоопределения;
- школьники не могут справиться с личными проблемами «в себе»;
- сложно понять сверстников и выстроить дружеские и личные взаимоотношения.
Последний вопрос задавался студентам и взрослым людям о том, считают ли они, что для коллективов предприятий и учреждений курс психологии был бы полезен. Результаты ответов отражены на рис.2.6.
Рисунок 2.6 – Результаты ответов о преподавании психологии на предприятиях и учреждениях, %
Большинство участников студенческой подгруппы ответили положительно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что понятие о психологии у представителей разных возрастных категорий – разное. Для студентов психология – часть учебного процесса, а также возможность с интересом провести досуг, почитать в книгах или интернете интересные психологические сведения, результаты проведенных исследований, особенностей человеческой психики. Для взрослых понятие психологии ассоциируется с проведенными на предприятиях тренингами по сплочению коллектива, избавлению от конфликтов, совершенствованию профессиональной деятельности. В целом, нескольких подобных тренингов в год взрослым – достаточно. Таким образом, рассматривая темы, а также формы работы в преподавании психологии мы наглядно видим, что для разных возрастных категорий необходимы разные: и формы, и темы, что позволило доказать предполагаемую гипотезу.
Наибольшую необходимость в изучении психологии выразили школьники. В связи с этим возникает необходимость разработки нового курса по психологии для школьников.
Вывод по 2 главе:
В рамках курсовой работы было проведено анкетирование представителей различных возрастов с целью изучения интереса к психологии, необходимости проведения курса по данному предмету.
Исследование показало, что общая оценка участия в курсах психологии в трех подгруппах – слабая. Теоретическая работа не привлекает к предмету студентов и школьников, тем не менее, исключительно практические занятия также не способствуют внимательного отношения к понятию и сущности предмета. Наибольшая необходимость в изучении психологии выделена у школьников-старшеклассников. Школьники хотят лучше узнать о себе, о том, как эффективно выстроить взаимоотношения с друзьями, близкими, противоположным полом.
3.1 Организация подготовки к разработке программы
По результатам проведенного анкетирования были сделаны выводы о необходимости разработки курса по психологии для старшеклассников.
В рамках курсовой работы была разработана учебная программа по психологии для старшеклассников (10-11кл) «Секреты успешного общения».
Обоснование выбора темы.
Приоритетным направлением образования в условиях модернизации является развитие личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение. Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В связи с развитием экономики, социальной сферы, развитием международного сотрудничества, возрастают требования к будущим молодым специалистам, а также к студентам и выпускникам школ. В числе таких требований на первое место выдвигаются такие качества, как: коммуникабельность; способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; обладать словарным запасом и умело им пользоваться; умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Курс «Секреты общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Старший школьный возраст (10-11 классы) – это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Программа представляет собой системный взгляд на проблему развития взаимодействия в группе, атмосферы доверия и взаимоуважения. Курс направлен на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции, таким образом, позволяет расширить практико-ориентированную деятельность учащихся.
Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Задачи курса:
- Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.
- Формирование у учащихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
Литература (рекомендуемая для преподавателя и учащихся).
- Вердербер Р., Вердербер К. Общение. Интенсивный курс, – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 416с.
- Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001. – 230с.
- Военко, А.К. Основы психологии общения / А.К. Военко. – Минск: Аверс.в, 2012. – 290с.
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, – М.: Академия, 2002. – 2008с.
- Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
- Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
- Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха, – М.: Вильямс, 2000. – 224с.
- Маленкова Л.Н. Человековедение. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 230с.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002. – 341с.
- Я сам строю свою жизнь: Тренинг развития жизненных целей / Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В. и др.; Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.
Форма организации занятия.
Продолжительность курса: 70 часов. (4 час в неделю; можно проводить спаренные часы).
Возрастная группа: уч-ся 10-11-х кл .(Желательно, предпрофильные классы)
Наполняемость группы: 15-25 человек.
Методы:
- информирование
- диагностика
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности.
3.2 Содержание занятий и их особенности
Содержание занятий
Тема 1. Понятие общения в психологии.
Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельность. Структура общения.
Тема 2. Общение как коммуникация.
Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении. Понятие коммуникативных барьеров.
Тема 3. Общение в контексте взаимодействия людей.
Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конфликт, содружество. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.
Тема 4. Межличностное познание в общении.
Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношение в процессе общения. Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Тематический план курса представлен в Приложении 2.
Виды используемых методических средств:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- эмоционально-символические методы;
- дискуссионные игры;
- релаксационные методы;
- рисуночные методы;
- когнитивные методы;
- метод направленного воображения.
Способствуют развитию как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста, а также стихи, сказки, рассказы на понимание детьми окружающего мира и себя в этом мире.
В рамках программы при проведении занятий используется рабочая тетрадь.
Основные формы заданий
- Задания-вопросы. Они не предполагают каких-либо действий учащихся; они читаются и сразу обсуждаются. Предполагаются разные варианты решений.
- Задания-выборы. В них учащимся нужно выбрать нужные картинки (слова, фразы) и обозначить выбор.
- Задания – интеллектуальные задачи. Они составлены по принципу заданий, развивающих внимание и мышление.
- Задания-действия. Учащимся нужно что-либо сделать, например, сказать определенное слово. После прочтения задания им дается время подумать, а потом по команде ведущего они одновременно выполняют это действие.
- Задания-записи. Учащимся предлагают письменно записать свои мысли и по желанию прочитать их.
- Задания-сочинения. Здесь нужно придумать свои ситуации, способы выхода из них и рассказать о них всем.
- Задания на взаимодействие. Учащиеся договариваются и вместе делают задание.
Организация взаимодействий участников образовательного процесса.
Формы сотрудничества между учащимися и психологом: эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения.
Таким образом, рассматривая пути совершенствования разработки планов учебных программ по психологии для школьников следует отметить педагогическое мастерство тех преподавателей, которые участвуют в их создании. Педагогическое мастерство преподавателя психологии должно заключаться в совокупности его педагогических способностей, позитивного отношения к себе, учащимся (студентам), окружающему миру, наличия умений и навыков развивать обучающуюся личность содержанием психологических дисциплин и формами обучения. Практическая направленность содержания определяется необходимостью формирования системы психологических умений и навыков в неразрывном единстве с системой психологических знаний. А также показом и разъяснением с помощью примеров практической значимости психологических знаний и умений в жизнедеятельности человека. Особое внимание должно быть уделено раскрытию прикладного, конструктивного характера современной психологической науки.
Вывод по 3 главе:
В рамках курсовой работы была разработана учебная программа по психологии для старшеклассников.
Курс «Секреты общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
В работе даны рекомендации по осуществлению реализации данной программы. Курс «Секреты общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей. Кроме того, в работе даны основные рекомендации по совершенствованию планов учебных программ с учетом современного развития теории и методики преподавания психологии.
Теоретический обзор источников позволил сделать вывод, что методика преподавания психологии выступает с двух позиций: во-первых, она является наукой, во вторых, она включает признаки практической деятельности. Методика преподавания психологии, как практическая деятельность содержит множество материала инструктивного содержания. С одной стороны, она помогает ориентироваться преподавателю психологии в формах, методах, педагогических приемах обучения психологии, облегчает работу начинающим педагогам, с, другой стороны она ограничивает творческие возможности педагога и часто сводит педагогический процесс к известным стереотипам, сложившимся в преподавании психологии. Более того, существующие нормативы используются администраторами и непрофессионалами с целью манипулирования другими людьми и личностного самоутверждения.
Методика преподавания психологии как учебная дисциплина включает в себя закономерности обучения психологии, а также описание аудиторных (классных) форм организации обучения, внеаудиторной (внеклассной) работы с лицами, изучающими психологию, методику самостоятельной работы с литературой по психологии, методике организации научной работы по психологии и т.п.
Несмотря на то что в целом ряде стран психология как учебный предмет изучается достаточно давно, в последнее десятилетие произошло значительное расширение преподавания психологии в старших классах средних учебных заведений: школ, гимназий, лицеев. В Республике Беларусь традиционно высшее образование приобретается в институтах, университетах или академиях. Специальное обучение в высших учебных заведениях основывается, прежде всего, на профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной на подготовку к научной деятельности или же к практической психологической работе.
В рамках курсовой работы проведено исследование с целью взаимосвязи содержания психологии и возрастных особенностей учащихся. Исследование показало, что в большинстве интерес к изучению психологии проявили участники возрастной категории «школьники». Наименьший интерес показали взрослые работающие участники.
Исследование показало, что именно школьники являются той категорией, которая особенно нуждается в участии в тренингах, семинарах, курсах по психологии. Интерес к развитию собственного «Я» особенно возрастает в возрасте от 14- лет. Школьники не знают как правильно вести себя в разных ситуациях, не понимают почему ведут себя определенным образом с разными людьми, испытывают потребность в профессиональном и личностном развитии и направлении. Кроме того, анализ тем, форм и методов работы в системе преподавания психологии людям разного возраста позволил доказать предполагаемую гипотезу: существует взаимосвязь в содержании преподавании психологии и возрастных особенностей учащихся
В связи с полученными данными, в рамках курсовой работы была разработана программа курса для старшеклассников. Также в исследовании даны рекомендации по совершенствованию методики разработки планов учебных программ по психологии. Программа курса по психологии для школьников должна обеспечивать грамотную ориентацию слушателей в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию. На лекциях слушателям раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Цель практических занятий состоят в том, чтобы опытным путем продемонстрировать слушателям некоторые закономерности психики, дать цикл упражнений, тестов и психологических задач, развивающих наблюдательность, сообразительность, общительность, умение мыслить логически. Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельное овладение необходимой информацией, развитие творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.
Также следует отметить, что процесс обучения психологии творческий и не терпит тотального нормирования. Успехи в обучении психологии зависят не только от его научно-методического обеспечения, но и от личности педагога. Нравственное, интеллектуальное, эмоциональное развитие педагога, педагогические способности во многом определяют эффективность его деятельности и актуальности, эффективности создания планов учебных программ. Основными направлениями совершенствования содержания современного психологического образования являются: внутренняя и внешняя интеграция, экологизация, гуманизация, политизация, экономизация и практическая направленность его содержания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Авраменко, В.В. Вопросы методики преподавания психологии / В.В. Авраменко. – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2007. – 65с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М., 1982. – 280с.
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 304 с.
- Беликова Е. В. Теория и методика воспитания: конспект лекций/ Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. – М.: Эксмо, 2008. – 158 c.
- Герасимова, В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций / В.С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2006. – 322с.
- Глухов, Г. В. Личностно-ориентированный подход как доминирующая парадигма современного профессионального образования (на примере обучения аудированию): научное издание/ Г. В. Глухов, Т. В. Громова; Федеральное агентство по образованию, Самар. гос. эконом. ун-т. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2006. – 139 c.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2006. – 384с.
- Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карнадышев. – СПб.: Питер, 2010. – 286с.
- Козлова, Н.В. Методика преподавания психологии в техническом вузе: Учебно-методическое / Н.В. Козлова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 110 с.
- Леденева, Ю.Е., Шиянова, Т.И. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Е. Леденева, Т.И. Шиянова. – Ставрополь: СКСИ, 2005. – 302с.
- Ломакина Т. Ю. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях/ Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. – М.: Academia, 2008. – 287 с.
- Лунина, В.В. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Элиста, 2010. – 108 с
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 130с.
- Методика преподавания психологии: хрестоматия / сост. Ю.Г. Козулина / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. –Красноярск, 2013. – 326 с.
- Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе /А.М. Новиков. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с.
- Основы методики преподавания психологии: учеб.-метод. пособие / А. А. Амельков. – Минск.: БИП – С Плюс, 2006. – 60 с.
- Попов, А. Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания / А.Л. Попов. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 336 с.
- Попова, М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие / М.В. Попова. – М: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М: Проспект, 2000. – 584 с.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
- Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
- Психология: Словарь – 2-е изд. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Психология: Учебное пособие для начальной школы. / Под ред. проф. И. В. Дубровиной. – М.: Гардарика, 1998. – 176 с.
- Савина, О. О. Преподавание психологии в школе как фактор, способствующий осознанию личностной идентичности у подростков и юношей // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. – М.: РПО, 1998. – С. 203-204.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – М.: Феникс, 2006. – 544с.
- Тарская, О.Ю.Методика преподавания психологии: конспект лекций / О.Ю. Тарская и др. – М.: Высшее образование, 2007. – 129 с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
Анкета
Уважаемые друзья! Просим Вас принять участие в анкетировании. Ответьте на следующие вопросы:
- Принимали ли Вы участие в занятиях по психологии?
- да;
- нет.
- Считаете ли Вы, что курс психологии необходим людям Вашего возраста?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы оцениваете пройденный курс?
- высоко;
- средне;
- низко.
- Какие темы по психологии Вам были интересны?
_________________________________________________________________________
- Увлекаетесь ли вы психологией, читаете ли самостоятельно литературу и периодику?
- да;
- нет;
- время от времени.
- Увлекаетесь ли вы психологией, посещаете ли самостоятельно сайты по психологии или психологические форумы?
- да;
- нет;
- время от времени.
- Согласились бы Вы пройти специализированные курсы по психологии?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Считаете ли Вы, что курс психологии следует расширить и ввести во все учебные заведения?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- (для взрослых). Считаете ли Вы, что каждый коллектив учреждений и предприятий нуждается в проведении психологических курсов, тренингов, встреч, лекций?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
Благодарим за участие!
ПСИХОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ |
|||||
Программа элективного курса по психологии для 10-11классов |
|||||
Учебно-тематический план. |
|||||
№ п/п |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
теор. занятия |
практ. занятия |
исслед. деят-ть |
1. |
Введение. |
1час |
1. |
|
|
|
Основы общения. |
4 часа |
|
|
|
2. |
«Мир вокруг меня». |
|
1. |
|
|
3. |
«Я глазами мира». |
|
1. |
|
|
4. |
«Встреча двух миров». |
|
|
1. |
|
5. |
Правила в общении. |
|
|
|
1. |
|
Барьеры общения. |
8 часов |
|
|
|
6. |
Умею ли я слушать? |
|
1. |
|
|
7. |
Стереотипы общения. |
|
1. |
|
|
8. |
Умение сказать “нет”. |
|
|
1. |
|
9. |
Уверенность, неуверенность. |
|
1. |
|
|
10. |
Доверие в общении. |
|
|
|
1. |
11. |
Каналы обработки информации. |
|
|
1. |
|
12. |
Позиции, стиль общения. |
|
1. |
|
|
13. |
Урок смотр знаний. |
|
|
|
1. |
|
Конфликт и его природа. |
10часов |
|
|
|
14. |
Контакт. Зачем и как мы это делаем? |
|
1. |
|
|
15. |
Межличностные отношения: понимание другого человека. |
|
|
|
1. |
16. |
Ложь в общении. |
|
|
1. |
|
17. |
Природа конфликта. |
|
1. |
|
|
18. |
Конфликт внутриличностный. Внутренний дискомфорт. |
|
1. |
|
|
19. |
Конфликт межличностный. |
|
|
1. |
|
20. |
Противоречивые взгляды. |
|
|
1. |
|
21. |
Типы межличностных конфликтов. |
|
|
|
1. |
22. |
Бесконфликтное общение с “трудными людьми”. |
|
|
|
1. |
23. |
Итоговая дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать». |
|
|
|
1. |
|
Дружба, дружеские отношения. |
6часов |
|
|
|
24. |
Психологическая дистанция. |
|
1. |
|
|
25. |
Теория дружбы. |
|
1. |
|
|
26. |
Закономерности развития дружбы. |
|
|
1. |
|
27. |
Юношеская дружба. |
|
|
|
1. |
28. |
«Кодекс» дружбы. |
|
|
|
1. |
29. |
Урок смотр знаний. |
|
|
|
1. |
|
Практический тренинг сплочения. |
4 часа |
|
2. |
1. |
35. |
Итоговый урок. |
1час |
|
|
1. |
|
11 класс Я и мой внутренний мир. |
8часов |
|
|
|
36. |
Основы самонаблюдения. |
|
1. |
|
|
37. |
Самооценка человека по его жизненным конструктам. |
|
|
|
1. |
38. |
Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение. |
|
|
1. |
|
39. |
Понятие самоуважения. |
|
1. |
|
|
40. |
Зона ближайшего развития личности. |
|
|
1. |
|
41. |
Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие. |
|
|
|
1. |
42. |
Характер. Тип темперамента. Диагностика. |
|
|
|
1. |
43. |
Урок смотр знаний. |
|
|
|
1. |
|
Основы конструктивного общения. |
12часов |
|
|
|
44. |
Личностные качества в социальных ролях. |
|
1. |
|
|
45. |
Отстаивание точки зрения и аргументация. |
|
1. |
1. |
1. |
46. |
Отработка навыков уверенного поведения. |
|
|
1. |
|
47. |
Какое решение верно. Нахождение компромисса. |
|
1. |
|
|
48. |
Умение договариваться в группе. |
|
|
1. |
|
49. |
Умение психологически грамотно участвовать в дискуссии. |
|
|
1. |
|
50. |
Способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость. |
|
|
|
1. |
51. |
«Кто есть кто?» |
|
1. |
|
|
52. |
Соглашение в общении. |
|
1. |
|
|
53. |
Стресс, стрессоустойчивость. |
|
1. |
|
|
54. |
«Заглянем в будущее». |
|
|
1. |
|
55. |
Урок смотр знаний. |
|
|
|
1. |
|
Тренинг делового преуспевания |
3 часа |
1. |
2. |
|
59. |
Итоговый урок. |
|
|
|
1. |
|
Проектная деятельность. |
11часов |
|
6. |
5. |
|
Итого |
70часов |
21. |
24. |
25. |