Данный материал предназначен для подготовки научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Заказать новую авторскую работу с высоким уровнем оригинальности по данной теме можно написав нам. Качество Вас порадует! |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие сущность удовлетворенности браком.. 6
1.2 Особенности представлений супругов и распределении ролей в семье. 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 21
На сегодняшний день развития экономики и социальной сферы в России большое значение уделяется сохранению благополучия и развития семьи. Особенное внимание уделяется решению проблем, возникающих у молодых семей: благополучие, социальная активность, психологическая и духовно-нравственная атмосфера семьи зависят от множества факторов, условий и закономерностей, тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живет и функционирует. Среди этих обстоятельств, в первую очередь, необходимо выделить особенности социализации, уровень образования и культуры членов семьи, ценности и традиции, которых они придерживаются, на которые ориентируются в своей жизни. Немаловажно и то, где проживают люди, их материальное положение, социальная принадлежность. От всех этих параметров во многом зависит способность семьи к становлению и развитию, характер отношений и общения её членов.
Несомненно, общество и государство в последние десятилетия стало уделять серьёзное внимание развитию семьи. Этот интерес косвенно или прямо находит своё отражение в таких нормативно-правовых документах как: в семейном, жилищном, гражданском кодексах. Тем не менее, особенно открытым остается вопрос социально-психологической поддержки семей на разных этапах развития брака. Сегодня психология изучает жизненные трудности семьи не только в целом, но и с учетом личностных особенностей супругов, традиций в семье, с учетом региона проживания семьи, профессий и уровня занятости супругов.
Вопросы развития и благополучия семьи широко исследованы в современной литературе. Проблемы становления и развития семьи исследуют в своих работах: Е.И. Артамоновой, Н.Ф. Басова, В.Г. Бочарова, И.О. Ястребова и многих других авторов. Основные психологические проблемы, с которыми сталкиваются супруги на разных этапах брака, анализируются в трудах Ю.Е. Алешиной, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицикого, А.А. Кроника и других ученых. Исследователи единодушны во мнении, что на жизненном пути семье, особенно молодой, приходится сталкиваться с многочисленными проблемами и трудностями, многие из которых она не в состоянии решить самостоятельно.
Актуальность темы выпускной курсовой заключается в том, что современная молодая семья нуждается в серьёзной поддержке со стороны общества и государства. И это связано не только с материальными и жилищными проблемами, но и с вопросами социального, духовно-нравственного развития семьи. Благополучное межсупружеское взаимодействие супругов отличается доверием друг к другу без опасений, взаимного неприятия и осуждения; высоким уровнем несловесной коммуникации; безоценочным взаимным принятием друг друга; высоким уровнем сочувствия, сопереживания; ситуациями душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях. Немаловажную роль в преодолении жизненных трудностей в семья играет также устремленность и готовность молодых людей к принятию социальных ролей супругов и решению возможных семейных проблем. Снижению удовлетворенности браком способствуют кризисные ситуации молодой семьи, которые возникают в определенной закономерности и имеют глубокие социально – психологические причины. Их надо знать, учитывать и корректировать, выстраивая свое поведение в семье в соответствии с ними.
Одним из факторов снижения уровня удовлетворенности браком является нарушение представлений супругов о распределении ролей в семье. Распространившиеся сегодня взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины в браке, распределение семейных обязанностей и главенства, дифференциация труда в публичной и частной сферах позиционируются как добровольный социальный контракт равноправных агентов. Сложность в том, что подобный социальный контракт основывается на сложившихся традиционных представлениях о содержании половых ролей, подкрепленных убеждениями в «природном» предназначении полов. Именно сомнение в социокультурной и исторической неизменности в положении мужчин и женщин, вызывает к жизни необходимость в новом понятии, которое бы раскрывало природу взаимосвязи представлений о распределении ролей в семье и общей удовлетворенности браком супругов.
Целью курсовой работы является изучение взаимосвязи удовлетворенности браком и представлений о распределении ролей в молодых семьях.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности удовлетворенности браком, распределении ролей в молодых семьях.
- Провести эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком и представлений о распределении ролей в молодых семьях.
- Разработать пути совершенствования коррекционно-формирующей работы по повышению удовлетворенности браком и представлений о распределении ролей в молодых семьях.
Объект исследования – удовлетворенность браком.
Предмет исследования – взаимосвязь удовлетворенности браком и представлений о распределении ролей в молодых семьях.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между общей удовлетворенностью браком и распределении ролей в молодых семьях.
База исследования:
Участники исследования:
В работе использовалась научная и методическая работа по психологии семейных отношений, социологии, педагогике, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Методы исследования. Использовались методы анализа литературы, аналитические, статистические, математические методы, методы математической статистики. Методологическую основу исследования составили системный подход (Б.Ф. Ломов), принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и личностный принцип (С.Л. Рубинштейн).
Структура курсового исследования: введение, две главы, заключение-вывод и список используемых источников.
1.1 Понятие сущность удовлетворенности браком
Семья − это ячейка общества, организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Е.В. Антонюк отмечает, что семья является одной из самых важных ценностей, как для каждого человека, так и для всего государства [3, c.23].
Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Тем не менее, нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки − каждый человек ежедневно сталкивается с супружескими конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Еще в начале XX в. много писали и говорили о кризисе семьи и брака [6, c.71].
В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» [16, c.07].
О.И. Качан отмечает, что особенно проблема возрастает, когда речь идет о молодых семьях. Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере. По статистике, около половины всех заключенных браков распадается после первого года совместной жизни. Именно этот тяжелый для всех без исключения пар период можно назвать «притиркой». Новоиспеченные супруги не выдерживают испытания «бытом». Разногласия могут касаться распределения обязанностей, нежелания партнеров изменять свои привычки. Каждый из партнеров узнает своего спутника с совершенно новых сторон: они могут столкнуться с более серьезными проблемами из-за разницы семейных и хозяйственных укладов их прежних семей, из-за разницы культуры и образования, из-за разницы целей, к которым они стремятся в жизни. В этот период семья нуждается в поддержке и заботы со стороны родителей, друзей. Глупо считать, что «притирку» можно избежать, зато сделать ее менее болезненной вполне возможно [14, c.141].
Далее кризис брака наступает в интервале от трех до семи лет супружеской жизни, иногда вторые – шестые годы супружества.
Понятие «удовлетворенность браком» включает множество аспектов. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» [11, c.33].
Э.Г. Эйдемиллер отмечает, что все многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно подразделить прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: сверхсильные и длительные (хронические) раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание.
К хроническим трудностям автор относит чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т. п [30, c.17].
Так же следует отметить следующие трудности, с которым сталкивается молодая семья на первых шагах развития брака: это трудности, которые связаны с резким изменение образа жизни семьи, то есть, когда меняется жизненный стереотип каждого супруга, и трудности, которые сумируются и «накладываются» друг на друга. Молодая семья может признать, что в целом удовлетворена браком тогда, когда совпадают их личные представления о счастье, гендерных и супружеских ролях. На удовлетворенность браком также влияет близость и понимаение членов семьи, взаимооуважение супругов. Менее удовлетворены браком те супруги, которые сталкиваются с трудностями в материальной стороне супружества, улаживанием возникающих трудностей и конфликтов, а также, когда мнения супругов о семейном счастье в корне различны.
Значимый вклад в разработку вопросов о представлениях молодых супругов о семейном счастье был внесен И.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой. Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи [29, с. 147–151].
Так, и в исследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов [29, c.58].
На общую неудовлетворенность браком влияют семейные трудности, которые можно подразделить на: связанные с этапами жизненного цикла семьи; обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла; ситуационные воздействия на семью. Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры», т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства − на втором. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам [26, c.36].
Н.И. Олиферович и соавторы отмечают, что семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений [24, c.14].
Авторы выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
- Обострение ситуативных противоречий в семье.
- Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
- Нарастание неустойчивости в семейной системе [24, c.18].
Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий. На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании.
В.Д. Менделевич отмечает, что в благополучных браках гораздо реже возникают серьезные конфликты, они менее длительны и чаще приводят к решению вызвавшей конфликт проблемы [19, c.238]. В парах с менее успешным браком дольше сохраняется напряжение после конфликта, супруги меньше общаются друг с другом.
На общую удовлетворенность браком влияет уровень эмпатии супругов. Под эмпатией в узком смысле слова, понимается – сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. В молодых семьях часто эмпатия является основой развития так называемой эмоциональной культуры молодых супругов. Эмпатия помогает развитию социальных навыков, которые помогают успешному взаимодействию мужа и жены. Эмпатия связана с пониманием другого человека на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: «я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует)» и т.д. Интуитивное при эмпатическом постижении другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом [6, c.72].
Очень часто неудовлетворенность семейной жизнью возникает тогда, когда кто-то из супругов (или оба супруга) переживает стресс. Очень важно, в системе анализа основных трудностей и качества семейных отношений выделить проблему стресса в семье. Можно выделить четыре вида стрессоров:
1) травма (катастрофа, несчастный случай) − короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);
2) жизненное событие − более продолжительное и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);
3) хронический ролевой стрессор (напряжение) −сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.);
4) жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать, накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье) [16, c.23].
Разновидностью стрессоров являются семейные трудности − конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе). Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требований, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод).
Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам. Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи.
Немаловажную роль в развитии проблем среди супругов играет синдром эмоционального выгорания.
Отмечаются случаи, когда в молодых семьях, особенно, если молодые люди очень долго ждали свадьбы и момента, когда они, наконец, могут жить вместе, кто-то из супругов решает делать все возможное, чтобы мужу или жене было особенно комфортно. В таком случае, например, супруга внимательно следит за тем, чтобы в семье всегда были разнообразные блюда, сверкающая чистота, старается каждый день делать для мужа мелкие сюрпризы. Или муж старается постоянно приносить жене букеты, делать романтичные сюрпризы и подарки, постоянно чем-то радовать. Такое повышенное внимание к супругу через некоторое время приводит к тому, что внимательный муж или жена чувствуют себя опустошенными, не имея возможности придумать нечто интересное и творческое, чтобы продолжать радовать свою «половинку». Находясь в постоянном напряжении, супруг не всегда может расслабиться, уделяет повышенное внимание своей внешности, даже в выходные дни, когда находится дома. Многие молодые жены стараются вставать как минимум на полчаса раньше, чтобы привести себя в порядок перед пробуждением мужа. В результате, такое поведение может привести к общей неудовлетворенности браком, как сложной и непосильной «работе». Супруг чувствует себя обессиленным, появляется желание расслабиться где-то вне дома, побыть одному. Появляется синдром эмоционального выгорания [6, c.73].
Синдром эмоционального выгорания − представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса в семье. Развитие данного синдрома характерно также и для тех семей, где доминирует оказание помощи престарелым родственникам, тяжелоболеющим супругам. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса в семье [4, c.32].
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
- предельное истощение,
- отстраненность от членов семьи и от работы,
- ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений (семейных ролей и статусов).
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен семьей или членами семьи, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак − истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является − личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика − ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно [25, c.33].
Третьим признаком синдрома выгорания является − ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для себя в браке, снижается удовлетворение семейными ролями, утрачивается вера в свои возможности, как супруга, отца, матери и т.п. По исследованиям психологов, почти 70% супругов в разном возрасте имеют различной степени выраженности признаки синдрома эмоционального выгорания, 10% имеют резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим нарушениям и зависимостям [10, c.10].
Таким образом, можно сделать вывод, что современная семья – это сложный организм, претерпевающий множество трудностей, меняющих качество жизни супругов. Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения − особого социального поведения, смысл которого − овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. В проблематике изучения удовлетворенности браком выделяют множество различных аспектов и факторов, одним из которых является согласованность представлений супругов, их ценностно – ролевых позиций и ожиданий.
1.2 Особенности представлений супругов и распределении ролей в семье
Сегодня гендерные нормы формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть настоящий мужчина и какой должна быть настоящая женщина. Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных (например, стереотипы в СМИ) механизмов. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и одновременно построенные на их основе системы господства и властвования. Несомненную важность гендерные и семейные нормы и роли играют и в молодых семьях. Сегодня традиционные роли женщины и мужчины в семье (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей; обеспечение главой семьи экономического достатка) дополнились еще и социальными ролями. Это существенно изменило характер современной семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий, что побуждает осознать важность сохранения и укрепления духовно - культурных традиций семьи.
Традиционная ролевая структура семьи предполагает закрепление за супругами в соответствии с их полом определенных ролей. Жена играет роль матери и хозяйки, а муж, в основном, ответственен за материальное обеспечение, сексуальные отношения и за организацию досуга.
Согласно М.Ю.Арутюнян, модернизированная семейная модель предполагает:
а) эгалитарное распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность. Позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;
б) демократическую структуру лидерства;
в) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее [5, с. 51].
А.Ю. Федотов отмечает, что именно несогласованность ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества. Под семейной ролью понимают повторяющийся и устойчивый образец поведения, одобряемый в семейной группе и ожидаемый от других членов в соответствии с занимаемыми ими позициями. Все эти представления глубоко индивидуальны и нет ничего странного, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена на основании представлений, полученных в родительских семьях, могут ожидать от супружества очень разного и неодинаково представлять себе свою семейную жизнь [28, c.71].
В подобных случаях можно и нужно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, о конфликте представлений.
Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо мало совместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о его семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное и желательное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, – как неверное, неумное.
С ролевыми ожиданиями, представлениями весьма тесно смыкаются потребности супругов, которые они хотели бы удовлетворить в браке. Но если представления не совпадают, то точно так же во взаимном рассогласовании находятся и потребности: молодые супруги стремятся удовлетворять вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого и, соответственно, ждут от него удовлетворения тех потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается.
Отечественный психолог Т.С. Яценко классифицировала семейные роли, выделяя четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. При их выполнении реализуются четыре соответствующие потребности: сексуальная, потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребность в опеке и бытовые потребности [31, c.56].
Характер супружеских отношений определяется тогда следующими тремя моментами:
1) компоновкой этих ролей, их взаимодополняемостью (если у жены сильна потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, то муж должен выступать для нее в роли друга, чтобы потребность эта удовлетворилась);
2) присутствием всех этих четырех ролевых позиций (хотя какая-то из них может главенствовать);
3) исключением дополнительных ролей (если только введение их не согласовано супругами) [31, c.58].
Функционально-ролевые конфликты более всего могут проявляться в следующих сферах семейных отношений:
досуг, свободное время супругов.;
хозяйственно-экономические взаимоотношения в семье;
интимные отношения.
По мнению И.Ю. Борисова и др., в качестве интегральной характеристики ролевых супружеских отношений принято считать поло-ролевую дифференциацию. Полоролевая дифференциация – распределение обязанностей и функций между супругами в связи с их полом. В России наиболее часто встречаются две формы полоролевой дифференциации. Первая – традиционная форма, при которой обязанности супругов распределены по полу: муж отвечает за материальное обеспечение семьи, поддержание контактов с внешним миром – “внешняя политика”, а жена отвечает за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, эмоциональный климат в семье – “внутренняя политика”. Вторая форма – современная семья (равноправная форма), где обязанности супругов разделены в соответствии с их желаниями и возможностями, оба супруга отвечают за воплощение семейных ролей [7, c.81].
Другой подход к совместимости – структурный – не менее важен, поскольку несовпадение индивидуально-психологических характеристик супругов вполне реально и чревато неприятными последствиями для брака. С точки зрения теории вероятности, человек, обладающий четырьмя важными для совместимости, но независимыми одна от другой характеристиками, для того, чтобы найти себе совместимую пару, должен “перебрать” шестнадцать возможных претендентов, а если таких характеристик оказывается десять – вообще сто.
Именно поэтому психологи в течение уже многих лет занимаются проблемой структурной совместимости. Молодые супруги на первых этапах жизни семьи имеют собственные представления о распределении ролей. Прежде всего, их основу составляют представления супругов об отношениях мужчины и женщины в родительской семье. Очень часто молодые супруги мечтают построить такие взаимоотношения в супружестве, какими они видели их у своих отца и матери. Тем не менее, случается и наоборот: молодые супруги недовольны взаимоотношениями своих родителей и планируют построит собственную семью совершенно по другому сценарию.
Многие современные молодые семьи склонны к четкому разделению ролей в семье: мужские роли противопоставляются женским. Тем не менее, существуют роли товарищеские, традиционные, партнерские.. Товарищеские роли имеют много общего с традиционными, но отличаются от них выраженной романтической любовью со стороны мужа и заботой со стороны жены. Роли партнеров требуют равного участия супругов в домашнем хозяйстве и в материальном обеспечении семьи. При этом жена должна быть готова к отказу от рыцарства со стороны мужа.
Н.Ф.Федотова утверждает, что признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени – в организации быта и в воспитании детей. При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях [29, c.110].
Основой для признания главенства жены являлась высокая оценка ее многогранной деятельности в семье (кроме материального обеспечения) как самой женщиной, так и ее мужем. При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены являлся ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Существует мнение, что чем больше детей, тем менее равноправно распределены обязанности в семье. Время, которое женщины уделяют уходу за детьми и их воспитанию, не зависит от их общественного статуса и образования; отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус. Тогда возможно, что семьи с женским главенством характеризуются наличием детей больше одного и мужа со средним (или ниже) образованием и социальным статусом.
Наряду с мотивом высокой оценки своей семейной деятельности у жен присутствует также мотив признания несостоятельности мужа в организации семейной жизни. В большинстве таких семей главенство жены коррелировало с пьянством мужа. Видимо, поэтому, по Н.Ф.Федотовой, в семьях с женским главенством наблюдалась низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин). Н.Ф.Федотова видит в этом, а также в двойной мотивации вынужденный характер женского главенства [29, c.110].
Н.И. Артюхина отмечает, что, в целом, семьям с мужским или женским главенством свойственен различный уровень оценок личностных качеств мужа и жены. В большинстве случаев в семье происходит «тихая бархатная революция», результатом которой является переход всей полноты власти к жене. К сожалению, такой вариант развития событий обедняет и схематизирует супружеские отношения, замыкая их в пределах рутинной обыденности ценностей повседневного бытового функционирования, нарушаемого лишь просмотром сериалов, переживания и чувства героев которых компенсируют пожилым супругам заурядность их собственной жизни, уводят из мира реальности в мир грез и иллюзий [4, c.211].
Противоположный путь развития семейной системы связан с поиском новых значимых и доступных сфер самореализации, с уважением выбранных партнером целей, помощью и поддержкой партнера в их достижении [18, c.77].
Так же как это происходило после рождения детей, женщина, отвечая социальным ожиданиям, разрешает ценностный выбор в пользу заботы о недееспособных членах расширенной семьи, реализация которого, однако, зависит от ее участия в трудовой деятельности, наличия детей и их возраста, собственного возраста женщины и ее здоровья. Интересен тот факт, что женщины, имеющие детей, оказываются более толерантны к ролевой напряженности и перегрузкам, сопровождающим выполнение ими многообразных семейных ролей.
Одной из самых острых проблем первых лет супружеской жизни это проблема в выборе лидера в браке. Лидерство, как правило, носит авторитарный характер и сопровождается подавление одного партнера другим. Вот несколько вариантов лидерства, которые могут привести к конфликтной ситуации в семье и низкому уровню удовлетворенности браком. Первый из них: когда один из супругов лидер, а второй принимает такое положение в принципе, но не может смириться с конкретными формами лидерства. Например: муж занимает в семье положения лидера, при этом он очень авторитарен и настойчив. В свою очередь жена чувствует потребности в занятии места лидера, однако она не может принять столь сильного давления мужа и требует большей демократичности [15, 174].
Еще один типичный вариант – оба супруга, и тот и другой, стремятся быть лидером, и ни один не хочет уступить другому. Это может происходить как явно, а может принять и скрытые формы. Что введет к возникновению конфликта. Возможен еще и такой вариант, когда один из супругов имеет сильную тенденцию к доминированию, а другой настроен на установление равноправных отношений, в результате чего поведение последнего приобретает форму «борьбы за справедливость».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что несовпадение мнений и представлений супругов о ролях мужа и жены в семье способствуют нарушению взаимопониманий, скандалов, конфликтов и чревато распадом молодой семьи. В связи с чем возрастает роль психологической помощи молодой семье, а также развития у супругов эмпатии, толерантности с партнеру.
Вывод по главе 1.:
Семья – это базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Немаловажную роль в успешном развитии молодой семьи играет общая удовлетворенность супругов браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку.
На современном этапе развития общества семья и брачные отношения характеризуются рядом негативных явлений – увеличением числа одиноких матерей и отцов, ростом количества разводов, скандалов и конфликтов в семьи, когда супруги не чувствуют удовлетворенности в браке, испытывают раздражение, отсутствие комфорта во взаимоотношениях с супругами.
Одним из факторов создания такой атмосферы в семье является несовпадение представлений супругов о роли мужчины и женщины, жены и мужа в семье. Различия в данных представлениях способствует тому, что между супругами теряется нить взаимопонимания, возрастает число конфликтов на почве материального достатка, ведения быта, воспитания детей в семье, возможностей карьерного роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамов К. В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе // Высшее образование в России : научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ .— М., 2010 .— №5 .— С. 138-142 .
- Андреева Т. В. Семейная психология: [учебное пособие]/ Татьяна Андреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 243 c.
- Антонюк, Е.В. Проблемы семьи / Е.В. Антонюк. – СПб.: Питер, 2012. – 364с.
- Артюхина, Н.И. Гендерные исследования семейных отношений / Н.И. Артюхина, – Спб.: Питер, 2011. – 404с.
- Арутюнян, М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей: Автореф. дисс. канд. филос. наук. – М.,2004. – 185с.
- Благополучие молодой семьи: в помощь специалисту по работе с молодой семьей / под общ. ред. Е.В. Рыбак. – Архангельск : Упр. культуры и молодеж. политики мэрии г. Архангельска, 2006. – 155 c.
- Борисов, И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов. – М.: Инфра-М, 2001. – 87 с.
- Винивидова Е. П. Структура семейных ценностей молодых супругов/ Е. П. Винивидова // Интеграция образования. – 2008. – N 2. – С.97-101.
- Витек, К. Проблемы супружеского благополучия: Пер.с чеш./ Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М. : Прогресс, 1988. – 138с.
- Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – К.: Навукова думка, 1984. – 130 с.
- Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – Спб., Петрополис, 1998 – 272 с.
- Голод, С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи /С.И. Голод //СоцИс. – 2008. – №1. – С. 40-49.
- Докучаева Л. Н. Молодая семья, государство, общество: социальное партнерство/ Л. Н. Докучаева // Молодежь и общество. – 2008. – N 2. – С.19-25
- Качанова, О. И. Семейные кризисы и пути их преодоления [Текст] / О. И. Качанова // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 141-145.
- Кравченко Ж. В., Мотеюнайте А. Женщины и мужчины на работе и дома: гендерное разделение труда в России и Швеции /Ж.В.Кравченко, А. Мотеюнайте //Журнал исследований социальной политики. – 2008. – Т. 6. № 2. – С. 177-200
- Крюкова Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними/ Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 239 c.
- Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова и др. — СПб., Речь, 2005. — 240 с.
- Кузьмина, Л. М. Распределение ролей в молодой семье/ Л. М. Кузьмина // Социальная политика и социология. – 2011. – Вып. 3. – С.77-89.
- Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич.— М.: Медпресс, 2009.— 587 с.
- Меренков А. В., Мустаева Ф. А. Самоопределение семьи в реализации экономической функции /А.В.Меренков, Ф. А. Мустаева //Дискуссия. 2011. № 7. С. 114-119
- Минухин, С., Фишман, Ч. Техники семейной терапии/ С.Минухин, Ч.Фишман. — М.: Независимая фирма Класс, 2004. — 346 с.
- Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. Диагностика супружеских затруднений / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Психологический журнал. 1982. Т. 3. №2. С. 147–151
- Осипова Н. А. Проблемы изучения молодой семьи в психологии/ Н. А. Осипова // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. – N 1. – С. 19-33
- Олифирович, Н.И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович и др. – М.: Речь, 2006. – 160 с.
- Робертс, Г.А. Профилактика выгорания / Г.А. Робертс // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.
- Самоделова, Т. Формирование толерантного поведения в семье//Воспитание школьников – 2007. – №4. – с.36-40.
- Угланова, Е. А. Роль психологических характеристик в оптимизации субъективного экономического благополучия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – N 2. – С. 105-113.
- Федотов, А.Ю. (сост.) Психология отношений в семье / А.Ю. Федотов. – М.: Юнита. – 44 с.
- Федотова, Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений / Н.Ф. Федотова // Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы): Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно. М., 1981. С. 100–101.
- Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Л.: Медицина, 1992. – 320с.
- Яценко, Т.С. (ред.) Теория и практика глубинной психокоррекции / Т.С. Яценко. – Донецк: ДипиП, 2008. — 268 с.