Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Социальная работа

Просмотров: 0

Данный материал предназначен для подготовки студенческой научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Мы можем подготовить для вас дополнительный, оригинальный материал по данной или смежной теме с высоким уровнем оригинальности. Любые консультации по оказанию помощи в подборе материала для научной студенческой работы мы оказываем бесплатно. Задайте любой вопрос в чат или напишите на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сборник диагностических методик тут

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.Теоретические основы социальной работы в здравоохранении.. 5

1.1 Здравоохранение как социальный институт. 5

1.2 Специфика социальной работы в здравоохранении. 9

  1. Социальная работа в наркологии.. 17

2.1 Правовые основы.. 17

2.2 Организация социальной помощи. 20

  1. Социальная работа в онкологии.. 28

3.1 Правовые основы.. 28

3.2 Организация социальной помощи. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39

ВВЕДЕНИЕ

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важнейшей частью которой являются социальные институты. Они являются важнейшими составляющими социальной структуры. Именно социальные институты позволяют раскрыть сущность общества.

Одним из социальных институтов является здравоохранение. Состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения, как ее важнейшего элемента, сегодня можно охарактеризовать как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на фоне происходящих в современном здравоохранении перемен, немаловажную роль представляет не только совершенствование организации оказания медицинской, но и социальной помощи в системе развития отрасли.

Проблема темы в том, что процесс реформирования российского здравоохранения характеризуется заметно выраженным «культурным нигилизмом», когда на этапе разработки и осуществления реформ этого социального института игнорируется социокультурная специфика общества, происходит заимствование инакультурных форм организации медицинской помощи и стандартов профессионального поведения без их адаптации к российским особенностям. В результате кризис современного российского здравоохранения с каждым годом становится все более ощутимым: происходит падение доверия россиян к этому социальному институту, наблюдается ухудшение показателей индивидуального и социального здоровья, растет уровень инвалидизации и смертности населения России.

Оптимизация процесса реформирования российского здравоохранения связана с поиском ответов на целый ряд вопросов: во-первых, каково отношение медицинских работников и пациентов к происходящим в российском здравоохранении переменам; во-вторых, какова степень инкорпорации новых ценностно-нормативных образцов в профессиональные практики субъектов медицинского пространства; в-третьих, каковы перспективы осуществления либерального проекта реформирования системы здравоохранения в России; в-четвертых, каков социальный эффект проводимых реформ; в-пятых, какова роль социокультурной традиции в процессе реформирования российского здравоохранения.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности социальной работы в здравоохранении.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации социальной работы в здравоохранении.
  2. Проанализировать особенности социальной работы в наркологии.
  3. Определить основные методы организации социальной работы в онкологии.

Объектом курсовой работы является здравоохранение, как социальный институт.

Предметом курсовой работы являются особенности организации социальной работе в системе здравоохранения.

В работе использовалась научная и методическая литература по медико-социальной работе, материалы печатных СМИ.

В работе использовались методы теоретического обзора источников, аналитические методы.

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.

1.Теоретические основы социальной работы в здравоохранении

1.1 Здравоохранение как социальный институт

Институт (от лат. institutum — установление) — это по­нятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, устано­вок, регулирующих различные сферы человеческой дея­тельности и организующих их в систему ролей и статусов[1].

Понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.

Интеграция индивидов в целостное социальное объединение – группу, общность или общество предполагает не только заинтересованность людей в создании такого рода связей, но и наличие возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой всеми ценностно-нормативной системы и др.) Это способствует заключению союзов на базе общих платформ для реализации многообразных социальных потребностей людей. Таким же образом создаются институты брака и, семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального контроля[2].

Так как распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни индивидов (например, при отсутствии институтов правопорядка или их неэффективной деятельности), то люди заинтересованы в стабильности заключенных ими союзов и эффективном функционировании институтов. Таким образом, социальные институты через распределение функциональных обязанностей между людьми, группами, общностями обеспечивают стабильность данной социальной системы, а также механизм ее воспроизводства.

Как бы ни определять социальный институт, в любом случае по­нятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фунда­ментальных категорий социологии. Если и существуют «три кита» или «три слона», на которых держится социология, то, без сомнения, одним из них является социальный институт. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институцио­нальная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, по­литическая социология, социология семьи, социология науки, соци­ология образования, социология религии и т.д.)[3].

Внутри социальной системы, т. е. общества, социальные институты выполняют две важнейшие для стабильной жизнедеятельности функции в обществе.

  1. Способствуют социализации и интеграции новых поколений в общество, т. е. создают необходимую для развития социальной системы преемственность.
  2. Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы уровень социального контроля за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и поддерживают упорядоченность общественных отношений.

Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то можно утверждать, что они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т. е. сохраняли целостность системы. Для обеспечения такой целостности, в которой заинтересована общность, люди создают систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов.

Следовательно, социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений[4].

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья. Она представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты[5].

Здравоохранение, как социальный институт, является той частью социальной сферы, от состояния и развития которой зависят здоровье населения и его работоспособность, решение демографических и других социальных проблем, сохранение и укрепление экономического потенциала и экономической безопасности страны.

О том, что здравоохранение относится к социальным институтам сигнализирует, прежде всего, установки и образцы поведения как распределение прав, обязанностей и ответственности, как распределение статусных ролей, как набор ценностей и целей. Кроме того, символические культурные признаки как образное обозначение закрепления сложившейся системы отношений – например, медицинская эмблема. Также это утилитарные культурные признаки как предметы искусственной среды обитания, созданные людьми для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, обеспечивающих нормальное функционирование институтов.

Объектам здравоохранения принадлежат кодексы устный и письменный - как совокупность правил, норм поведения, а также санкций за их неисполнение. В системе здравоохранения существует своя идеология.

Система российского здравоохранения имеет четко выраженные институциональные признаки:

социальную природу происхождения и генезиса;

общественную потребность в концентрации социальных функций здравоохранения;

объектную социальную среду с разнообразными потребностями и интересами в области медицины и охраны здоровья;

субъектную основу управления функционированием и развитием, а также разветвленную структуру и особую внутреннюю социальную среду (кадры здравоохранения);

 множественные взаимосвязи и взаимозависимости с различными институтами государства и общества;

собственные воспроизводимые и развивающиеся нормы, традиции, обычаи и т.п[6].

На сегодняшний день происходящие в сфере здравоохранения изменения имеют высокую социальную значимость и затрагивают коренные интересы общества, государства, социальных групп и человека, что предопределяет необходимость применения для их анализа институционального подхода, базирующегося как на классических положениях социальной науки, так и на методологии современной социологии, социальной психологии, социологии медицины и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальные институты — устойчивые формы со­циальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве. Говорить о «воспроизводстве» социального поведения и социальных систем означает говорить о по­вторении схожих моделей действий индивидами, отделен­ными друг от друга временем и пространством. Здравоохранение - это исторически сложившийся, устойчивый и закрепленный нормами права и морали социальный институт, система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений.

1.2 Специфика социальной работы в здравоохранении

Социально-медицинская работа – это вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Цель социально-медицинской работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных[7].

Объектами социально-медицинской работы являются различные лица, неблагополучные по медицинским и социальным показателям: инвалиды, лица пожилого и старческого возраста, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, больные СПИДом, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы, безработные и т. д.

Особенность социально-медицинской работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. По своей сути социально-медицинская работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и чёткое разграничение сфер ответственности[8].

При организации социально-медицинской работы необходимо придерживаться принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. Таковыми являются:

▪ экосистемность – учёт всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональной деятельности;

▪ полимодальность – сочетание в социально-медицинской работе различных подходов, способов действия, исходно заданных, типовых в методологическом плане, использующих отдельные конкретные методы, типовые способы действий, которые функционально ориентированы на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, на социально уязвимую или дезадаптированную группу населения;

▪ солидарность – согласованное организационное взаимодействие в процессе социально-медицинской работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разной формой собственности;

▪ конструктивная стимуляция – отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов;

▪ континуальность – непрерывность, целостность, функциональная динамичность и плановость социально-медицинской работы, понимание её как процесса, использование континуального подхода к её практике, с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определения «шагов» постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающихся значимых изменений статуса и модуса субъектов помощи.

Говоря об организации социально-медицинской работы следует отметить, что, прежде всего, главной задачей ее является осуществление государственной политики по обеспечению гарантий нуждающимся гражданам в области социально-медицинской помощи, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья, формирование здорового образа жизни[9].

Очень важно в этой системе оказать социально-медицинскую помощь семьям, больным, принимать участие в проведении медико-социальной экспертизы.

Сотрудники, оказывающие социально-медицинскую помощь участвуют в проведении социально-медицинской реабилитации больных, инвалидов, работают в различных областях медицины, обеспечивают доступ к информации по вопросам здравоохранения, состояния среды обитания, качества продовольствия и сырья, участвуют в разработке целевых программ социальной и медицинской помощи различным группам людей, проводят социально-медицинский патронаж.

Профессиональная социально-медицинская работа может эффективно осуществляться в следующих учреждениях социального обслуживания:

  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • геронтологические центры;
  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Вместе с тем, профессиональная социально-медицинская работа может проводиться не только в учреждениях здравоохранения или социального обслуживания. Подготовленные квалифицированные специалисты могут выполнять свои функции в любом учреждении, независимо от ведомственной принадлежности или формы собственности[10].

В теории и практике социальной работе выделяются основные направления профессиональной деятельности социально-медицинского работника:

  1. Больные трудоспособного возраста после травм, ставшие инвалидами, нуждаются: в социальной помощи при организации восстановительного лечения; в адаптации к жилищно-бытовой среде в соответствии с ограниченными возможностями; в организации психологической поддержки членами семьи и ближай-шему окружению; в приобретении новой профессии и трудоустройстве.
  2. В особой заботе нуждаются пожилые люди и старики с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями передвижения и самообслуживания.
  3. В социально-медицинской защите нуждаются семьи, имеющие инвалидов и больных с тяжёлыми хроническими заболевания-ми, инкурабельных (неизлечимых) больных.
  4. Неполные (материнские или отцовские), многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и другие малообеспеченные семьи.
  5. Своевременное выявление детей из неблагополучных, асоциальных семей, диспансерное наблюдение с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в санатории, школы для трудновоспитуемых или для детей с задержкой психического развития позволяет предотвратить аномальные явления (курение, алкоголизм, наркомания) и даёт возможность внедрять в социальный жизненный процесс элементы здорового образа жизни[11].

И всё-таки наиболее важным направлением социально-медицинской деятельности следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социально-медицинская работа использует уже сложившиеся формы и методы:

  • в системе здравоохранения – профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.;
  • в системе социальной защиты населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

Наряду с этим в социально-медицинской работе могут использоваться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура социальной работы в здравоохранении в каждом случае определяется конкретным профилем патологии или проблемной жизненной ситуации, в которой оказался клиент.

Кроме того, социально-медицинскую работу можно условно разделить на две составляющие – социально-медицинскую работу профилактической направленности и социально-медицинскую работу патогенетической направленности.

Социально-медицинская работа профилактической направленности включает:

  • выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья;
  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья;
  • участие в разработке целевых программ социально-медицинской помощи на различных уровнях;
  • социальное администрирование;
  • обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Социально-медицинская работа патогенетической направлен­ности включает:

  • мероприятия по организации социально-медицинской помо­щи;
  • проведение медико-социальной экспертизы;
  • осуществление медицинской, социальной и профессиональ­ной реабилитации инвалидов;
  • проведение социальной работы в отдельных областях медици­ны и здравоохранения;
  • проведение коррекции психического статуса клиента;
  • создание реабилитационной социально-бытовой инфраструк­туры;
  • обеспечение преемственности во взаимодействии специалис­тов смежных профессий и др[12].

Важной составной частью социально-медицинской работы яв­ляется социально-медицинский патронаж (от фр. patronage - пок­ровительство) - социально-медицинская работа профилактической направленности, которая проводится на дому; вид деятельности медицинских, социальных и общественных организаций, осущест­вляемый с целью удовлетворения потребности в социально-меди­цинской помощи отдельных лиц, семей, групп населения.

В процессе социально-медицинского патронажа выявляется оценка условий жизни объектов патронажа, выявление социально-медицинских проблем клиента, установление связи объекта социально-медицинского патро­нажа с медицинским учреждениями, учреждениями социальной за­щиты, отделением Российского общества Красного Креста (РОКК), благотворительными организациями, фондами и т. д.; контроль за выполнением программ реабилитации; первичная и вторичная профилактика; формирование установки объекта социально-медицинского
патронажа на здоровый образ жизни[13].

Таким образом, можно сделать вывод, что по своей направленности социально-медицинская работа име­ет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диа­гностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и чёткое разграничение сфер ответс­твенности.

Вывод по главе:

Образ жизни личности особенно на ранних этапах её развития напрямую зависит от той семьи, в которой родился человек. Тем не менее, поддержание здоровья человека, формирование ориентации на здоровый образ жизни не всегда зависит от него самого, для этого нужны условия, в которых формируется личность, факторы, воздействующие на этот сложный социальный процесс. Ведущими факторами должен выступать институт здравоохранения.

Успешное осуществление данных социально-медицинских программ связано с укреплением и сохранением здоровья населения России, его воспроизводством, трудовой активностью и медико-социальной справедливостью.

В стратегическом плане политика здравоохранения должна обеспечивать всеобъемлющий и кардинальный характер социальных и медицинских услуг. Всё население, включая мигрантов и вынужденных переселенцев, должно иметь доступ ко всем видам социально-медицинской помощи, направленной на улучшение его физического и психического здоровья и обеспечение реабилитации инвалидов. Социально-медицинская помощь предполагает практически весь спектр медицинских услуг, в том числе профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубоврачебную помощь, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

  1. Социальная работа в наркологии

2.1 Правовые основы

Важнейшей задачей современного демократического государства является забота о своих гражданах, соблюдении их прав и свобод, включая предоставление законодательно закреплённых гарантий на сохранение, укрепление, а в случаях заболевания – и восстановление здоровья. Право на здоровье приобрело характер одного из важнейших политических, социальных и экономических аспектов в современном мире[14].

В Российской Федерации основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья населения, являются Конституция РФ, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Закон РФ «О медицинском страховании граждан», Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», а также ряд нормативно-правовых положений трудового права, административного права, уголовного права, семейного права и иных законодательных актов Российской Федерации.

Основной закон, гарантирующий права граждан на охрану здоровья, – Конституции РФ, ст. 41, который гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Употребление наркотических средств можно рассматривать в трёх аспектах:

▪ медицинский аспект – эти средства воздействуют на центральную нервную систему как галлюциногены, седативные, стимулирующие вещества;

▪ социальный аспект – использование этих средств имеет широкое социальное значение;

▪ юридический аспект – средство признано наркотическим и внесено в список наркотиков соответствующим правовым актом (следует помнить, что к наркотикам относятся и некоторые лекарственные средства: морфин, омнопон, промедол и др.)[15].

Обращение наркотических и психотропных средств на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Согласно данному закону под наркотическими и психотропными веществами понимают вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включённые в специальный перечень. Перечень утверждается Правительством РФ и включает четыре списка:

▪ наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ запрещён (список 1);

▪ наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и контролируется (список 2);

▪ психотропные вещества, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список 3);

▪ прекурсоры – вещества, из которых могут быть сделаны те вещества, которые входят в первые три списка (список 4).

Наиболее распространёнными наркотическими веществами являются героин (относится к опиатам, то есть средствам, произведённым из мака), препараты из конопли, ЛСД (синтетический наркотик) и др.

Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. № 5494-1 была утверждена «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации». Согласно Концепции, мероприятия по контролю за наркотиками должны осуществляться на основе единой государственной политики. Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией рассматривались как одно из основных направлений государственной политики в этом аспекте. К числу первоочередных задач антинаркотической политики Концепция относила совершенствование медицинских и юридических подходов к раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков, выделение групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированное проведение в отношении таких лиц предупредительных мероприятий, а также — развитие законодательства, регламентирующего лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов[16].

Действия медицинского работника, МОСО, регулируются правовыми нормативными актами в области здравоохранения, а также положениями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). К сожалению, нормы КоАП РФ, определяющие проведения МОСО, отличает непоследовательность, что порождает трудности в их применении как для медицинских работников, так и для сотрудников правоохранительных органов. Очевидно, что для выявления состояния опьянения необходимо использование специальных знаний в области наркологии или психиатрии, которыми лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, не обладает.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день вопросы правового регулирования вопросов организации социальной работы в наркологии нуждается в совершенствовании.
2.2 Организация социальной помощи

В группу наркологических социальных болезней входят: алкоголизм, наркомания, токсикомания, никотинизм (табакокурение).

Самым распространённым наркологическим заболеванием является алкоголизм.

По определению, принятому в медицине, «алкоголизм – заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (то есть возникает психическая и физическая зависимость), развитием абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях нарушением со стороны внутренних органов, нервной системы и психической деградацией»[17].

В свою очередь, социальные работники объясняют этиологию алкоголизма с точки зрения концепций социокультурной детерминации, социализации, социальной девиации и аномии. Интерес представляет социально-средовая модель алкоголизма, согласно которой потенциальный алкоголик переживает много стрессов и пьёт, считая, что алкоголь снимает их. Такой человек, как правило, не принадлежит к той малой социальной группе, члены которой способны регулировать свое поведение.

Таким образом, в современной теории социальной работы предпочтительно рассматривать алкоголизм как конечный продукт взаимодействия ряда сложных этиологических составляющих. В каждом конкретном случае могут доминировать одна или несколько из них.

Поскольку среди клиентов учреждений социальной защиты находится значительное число алкоголиков, социальные работники могут играть заметную роль в предупреждении и раннем вмешательстве в развитие заболевания. Социальным работникам необходимо выявить физические и психосоциальные проблемы клиента, имеющие отношение к злоупотреблению алкоголем. Особенно важно оценить степень толерантности клиента и симптоматологию, сопровождающую физическую зависимость. Также необходимо исследовать психосоциальное прошлое клиента; историю употребления алкоголя на том этапе, когда не возникали жизненные проблемы; попытки уменьшить или прекратить пьянство; причины, побудившие клиента обратиться за социально-медицинской и психосоциальной помощью в учреждение социальной защиты именно в данный момент.

В конкретных социальных обстоятельствах социальному работнику требуется собрать информацию о семье клиента, о его связях с друзьями, о работе и материальном положении, об основных социокультурных факторах. Социальному работнику необходимо рассмотреть историю семьи родителей клиента, отношение к пьянству членов его семьи, наличие или отсутствие у клиента и членов его семьи глубоких депрессий, маний или социопатий.

Теория социальной работы обращает внимание и на понимание вопросов социальной политики в данной сфере. Прежде всего, на то, что социальная политика в области потребления алкоголя колеблется между двумя полюсами: запретительным и разрешительным. При этом исследователи считают, что должна проявить себя тенденция отказа от охвата проблемы алкоголизма в целом и перехода к оказанию социально-медицинской помощи конкретным людям.

Социальная политика должна касаться не только алкоголиков, но и общества, предусматривая общественные санкции против антисоциального поведения злоупотребляющих алкоголем лиц. Дело в том, что так называемая «сверхразрешительная» политика в области потребления алкоголя неизбежно вызывает рост потребления алкоголя, что в последующем ведет к заметному увеличению числа людей, рискующих оказаться в кругу алкогольных проблем.

В теории социальной работы принята следующая классификация социально-медицинских проблем алкоголизма:

  • медицинские проблемы: алкоголь приводит к поражению печени, центральной нервной системы; увеличивается риск возникновения острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового
    кровообращения, на фоне злоупотребления алкоголем прогрессирует туберкулёз, рак лёгких, хронические бронхиты; алкоголизм родителей приводит к рождению нездорового потомства с врождёнными
    дефектами и заболеваниями, росту детской смертности и т. д.;
  • социальные проблемы: алкоголизм приводит к увеличению преступности, росту заболеваемости, инвалидности, смертности, то есть к снижению показателей здоровья населения, повышению травматизма;
  • социально-экономические проблемы: снижение трудоспособности в результате действия злоупотребления алкоголя на здоровье приводит к материально-экономическому ущербу для общества, снижению производительности труда т. д[18].

Наркомания является одним из проявлений наркотической зависимости, когда с целью достижения наркотического, то есть одуряющего, эффекта используют наркотические средства.

Особенности наркомании по сравнению с алкоголизмом и курением заключаются в следующем:

  • поражаются чаще молодые люди, а, следовательно, более выражены медицинские и социальные последствия, особенно снижена средняя продолжительность жизни;
  • гораздо быстрее развивается наркотическая зависимость;
  • резко возрастает риск таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит В и С;
  • деградация личности развивается в более короткие сроки;
  • последствия воздействия на здоровье носят более тяжёлый и необратимый характер;
  • более тяжело протекает абстинентный синдром («ломка»).

Как правило, наркоманы благодушны и доброжелательны друг к другу. Но могут быть и злыми, агрессивными, раздражительными, а иногда сонливыми, вялыми, малоподвижными. Постепенно вне наркотического опьянения состояние наркоманов становится подавленным, их мучают головные боли, тошнота, рвота, озноб, то есть развивается синдром абстиненции. В 80 % случаев причиной смерти больных наркоманией является передозировка наркотических препаратов, которая вызывает острую сердечно-сосудистую недостаточность[19].

Формирование зависимости от наркотика начинается с первого его употребления. Она формируется при любом способе поступления наркотика в организм – внутривенном, при вдыхании через нос, курении. Состояние зависимости от наркотика характеризуется следующими симптомами: синдром измененной реактивности; синдром психической зависимости; синдром физической зависимости.

Не менее опасна, чем наркомания, токсикомания, т.е. употребление с целью наркотического эффекта лекарственных средств, не относящихся к наркотикам, или средств бытовой химии (бензин, растворители, клей «Момент» и др.). Главная опасность токсикомании состоит в том, что ей более подвержены дети и подростки, так как средства, используемые токсикоманами, более доступны. Любое токсикоманическое вещество может быть признано наркотическим после соответствующего юридического акта, и тогда больной из группы токсикоманов автоматически причисляется к группе наркоманов[20].

Практические социальные работники отмечают следующие социально-медицинские последствия наркомании:

  • снижение средней продолжительности предстоящей жизни на 20–25 лет;
  • заболевания печени, ЦНС, ранняя деградация личности;
  • у родителей-наркоманов часто рождаются дети с врождённой патологией, нежизнеспособные и т. д.;
  • наркоманы являются группой риска ВИЧ-инфекции (инфекция передаётся через неоднократно используемые шприцы);
  • рост преступности (асоциальные поступки в состоянии наркотического опьянения или с целью получения наркотика);
  • из общественной жизни выключена наиболее трудоспособная и деятельная часть населения – молодые люди.

Схематично социально-медицинскую работу с лицами, имеющими зависимость от наркотических и токсических веществ, можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап. Осознание необходимости лечения, принятие решения, обращение к специалистам. Прежде чем начинать лечение, важно продумать весь его путь, а не только ближайшие шаги.
  • Устранение проявлений физической зависимости. Детоксикация продолжительностью 5–10 дней.
  • Реабилитация. Важнейшее значение приобретает социально-психологическая помощь: возвращение больных к жизни в обществе путём отказа от наркотиков, предупреждение рецидивов заболевания, восстановление физического и психического здоровья, а также формирование нормативного личностного и социального статуса. Социальная реабилитация наркозависимых заключается в обучении навыкам социально-бытовой ориентировки, профессиональной подготовке, трудовой терапии, юридической и правовой поддержке.

Социальная реабилитация несовершеннолетних характеризуется рядом особенностей. При развитии наркозависимости у них, как правило, стремительно формируется установка на дальнейшую наркотизацию, одновременно останавливается личностный рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения, прекращается социальный прогресс (уровень образования снижается, затрудняется профессиональная ориентация, способность к овладению специальностью, устанавливаются устойчивые отношения с наркотическим и криминальным окружением, появляются проблемы с законом). В реабилитации несовершеннолетних особую роль играет учёт возрастных особенностей.

Из психотерапевтических методов при реабилитации несовершеннолетних приоритетными являются: методы игровой психотерапии; методы психотерапии искусством и литературой (арттерапия, музыкотерапия, драматерапия, библиотерапия, сказкатерапия и др.); методы терапии занятостью и трудом. Важным направлением лечебно-реабилитационного процесса при реабилитации несовершеннолетних являются семейная терапия и семейное консультирование[21].

В ряде городов при наркологических диспансерах открыты отделения социально-медицинской помощи детям и подросткам, которые состоят из амбулаторно-поликлинической части и стационаров дневного и круглосуточного пребывания. В амбулаторно-поликлинической структуре реализуются профилактическая, лечебно-диагностическая и реабилитационная программы.

Лечебные программы предусматривают раннее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркотической проблематикой. Реабилитационные программы направлены на преодоление разрыва и противоречия между личностью и обществом.

Специалист по социальной работе принимает участие в разработке и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты; подготавливает рекомендации для семей с целью обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях[22].

Одним из самых распространённых проявлений наркотизма является табакокурение (никотиновая зависимость). В настоящее время курение переросло в социальное бедствие. Раньше табак нюхали, жевали, курили трубки и папиросы, а сейчас перешли в основном на курение сигарет – самый опасный вид потребления табака. В листьях табака содержится никотин – алкалоид, относящийся к психотропным веществам, при постоянном его употреблении возникает психическая и физическая зависимость и число потребляемых сигарет постоянно увеличивается.

Социальные последствия курения тесно связаны с медицинскими: повышается заболеваемость, снижаются трудоспособность, средняя продолжительность жизни и т. д.

Активную борьбу с курением можно проводить только при условии тесного контакта государственных и общественных организаций, работников здравоохранения и образования, специалистов по социальной работе, семьи. О борьбе с курением говорится много, но результаты этой борьбы пока малозаметны. Борьбе с курением мешает сложившееся общественное мнение о том, что успеха можно добиться только действуя «сверху», то есть путём запретительных мер со стороны государства: принятие законов о борьбе с курением, включающих в себя в основном штрафы за курение в общественных местах, запреты на рекламу табачных изделий, предупреждение на каждой пачке сигарет о вреде курения здоровью, повышение цен на табачные изделия и т. д.

В заключение следует сделать вывод, что практика социально-медицинской работы убеждает в том, что, на самом деле, главным фактором оказывается личная, персональная ответственность человека за своё здоровье и за здоровье окружающих. Борьба с курением является социально-гигиеническая проблемой принципиальной важности, для решения которой необходима долговременная, поэтапная, общенациональная программа, включающая в себя комплексную систему административных, экономических, воспитательных и социально-медицинских мер.

Вывод по главе:

Таким образом, проблема пьянства и алкоголизма, наркомании и табакокурения в настоящее время является одной из серьёзных социальных проблем. Наиболее широко используемыми подходами в социальной терапии наркомании являются медицинское лечение, индивидуальная психосоциальная терапия, групповая терапия, семейная терапия, вступление в общественную организацию, модификация поведения, профилактические мероприятия. Все названные формы социальной терапии могут быть эффективными при соответствующем подходе к индивидуальным потребностям клиента/пациента.

  1. Социальная работа в онкологии

3.1 Правовые основы

Правовое регулирование придает системе здравоохранения оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность; создает условия для разработки долговременной программы развития этой системы; определяет стабильность ресурсного обеспечения системы здравоохранения в целом и на этой основе совершенствует формы и методы руководства. Законодательное обеспечение работы сотрудников в онкологии направлено на достижение одной из главных целей государственной политики – сбережение и укрепление здоровья людей, заболевших онкологическими болезнями[23].

В работе с онкологическими больными социально-медицинские работники обязаны использовать все нормативтивно-правовые акты, используемые в отрасли здравоохранения. Кроме того, для сотрудников существуют специальные инструкиции. Так, В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21) утвержден Порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным. Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране

здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‐1 (Ведомости Съезда народных депутатов

Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 21) утвержден Порядок оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Также проводятся государственные программы, так, в России в 2006-2010 годах действовала программа «Здоровье». Особое внимание было уделено совершенствованию онкологической помощи населению, ведь в течение последних лет смертность от данного класса заболеваний продолжала расти. За 2 года программы было оснащено более 21 онкологического учреждения, подготовлено 960 врачей, повысилась доступность онкологической помощи для населения. Рост обращаемости населения в первичные онкологические кабинеты способствовал и росту выявляемости заболеваний на 1-2 стадии. Пусть пока не так значительно, как хотелось бы. Ведь пока диагностируются больные ранее не выявленные в первичном звене здравоохранения, но уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего роста этого показателя. Оснащенность современным оборудованием онкологических учреждений привела и к росту охвата больных диагностическими и лечебными мероприятиями[24].

Действуют региональные и национальные целевые Программы профилактики рака, которые сочетают мероприятия по устранению причин, способствующих его возникновению и по организации профилактического обследования населения с целью активного выявления ранних форм рака соответствующих локализаций, т.е. мероприятия первичной и вторичной профилактики[25].

3.2 Организация социальной помощи

Онкология относится к проблеме высокой социальной значимости, так как является одной из основных причин смерти, стойкой утраты трудоспособности и инвалидизации населения. В последние десятилетия прослеживается чёткая тенденция роста онкологических заболеваний.

В профилактической онкологии различают первичную, вторичную и третичную профилактику рака.

Первичная профилактика рака – это система социально-гигиенических мероприятий и усилий самого населения, направленных на предупреждение возникновения злокачественных опухолей и предшествующих им предопухолевых состояний путём устранения, ослабления или нейтрализации воздействия факторов окружающей среды и образа жизни, а также путём повышения неспецифической резистентности организма[26].

В настоящее время опубликованы исследования, позволяющие сформулировать важные профилактические рекомендации. Некоторые из этих рекомендаций каждый человек может и должен выполнить самостоятельно. Роль социальных и медицинских работников – предупредить население о существующей опасности и мерах индивидуальной профилактики.

Другие мероприятия носят общественный характер, и они должны охватывать всю жизнь человека:

  1. Онкогигиеническая профилактика – выявление и устранение возможности действия на человека канцерогенных факторов окру-жающей среды, включая воздух, воду и пищевые продукты:
  • сбалансированное питание, употребление пищевых волокон, рациональная кулинарная обработка пищевых продуктов, сниже-ние содержания жиров в рационе и увеличение потребления про-дуктов растительного происхождения;
  • борьба с курением, в первую очередь среди подростков и бе-ременных женщин, поскольку мутагенное и канцерогенное дейс-твие этого фактора доказано;
  • ограничение поступление радона в жилые помещения (отказ от использования бытового газа в квартирах, тщательная проверка строительного материала);
  • ограничение применения труда женщин детородного возрас-та на работах с вредными условиями труда, принимая во внимание общепризнанный факт транспланцентарного бластомогенеза (ин-дукции опухоли у потомков в результате действия канцерогенных веществ на их матерей в период беременности);
  • комплекс мероприятий по профилактике психического стрес-са и его последствий;
  • строгий контроль за качеством питьевой воды;
  • приостановление широкого и повсеместного использования ультрафиолетового облучения, которое также обладает мутагенным эффектом;
  • совершенствование технологий и средств индивидуальной защиты на онкоопасных производствах с целью снижения профессионального рака;
  • усовершенствование двигателей внутреннего сгорания, рационализация сжигания топлива в отопительных системах, усовершенствование технологии коксохимического, нефтеперерабатывающего и металлургических производств с целью уменьшения выбросов онкогенных веществ в окружающую среду;
  • ограничение использования полимерных материалов для отделки жилых и общественных помещений, так как в состав продуктов их деструкции входят и канцерогенные вещества.
  1. Биохимическая профилактика рака включает предотвращение бластомогенного эффекта от действия канцерогенных факторов путём применения определённых химических препаратов, продуктов и соединений (витаминов С, Е и продуктов их содержащих; селена и других препаратов, обладающих антиоксидантными свойствами).
  2. Медико-генетическая профилактика предполагает выявление семей с наследственными опухолевыми и предопухолевыми заболеваниями, лиц с хромосомной нестабильностью и организацию мероприятий по снижению опасности возможного действия на них канцерогенных факторов (организация трудоустройства, рекомендации по сбалансированному питанию, отказ от вредных привычек, диспансерное наблюдение и др.).
  3. Иммунобиологическая профилактика включает выявление отдельных лиц и формирование контингентов с иммунологической недостаточностью для проведения мероприятий по её коррекции и защите от возможных канцерогенных воздействий. В эту группу, прежде всего, должны войти длительно и часто болеющие дети.
  4. Эндокринно-возрастная профилактика предполагает выявление дисгормональных состояний, а также возрастных нарушений гомеостаза, способствующих возникновению и развитию опухолей, и их коррекцию (заболевания щитовидной и половых желёз, климактерический период и пр.).
  5. Информационная профилактика: проведение бесед, обеспечение населения научно-популярной литературой, брошюрами по профилактике раковых заболеваний, плакатами и фотовитринами, в которых показаны характерные черты рака и предраковых заболеваний.

          К мероприятиям социально-медицинской профилактической направленности следует отнести формирование групп повышенного риска и более пристальное наблюдение за пациентами этой группы с проведением комплекса корригирующих мероприятий.

Вторичная профилактика рака – это система мероприятий, направленных на раннее выявление предопухолевых и начальных стадий опухолевых заболеваний. В основном эта профилактика проявляется в заботе общества, так как ведущую роль в плане выявления заболеваний и диспансерного наблюдения за больными по-прежнему принадлежит амбулаторно-поликлиническим учреждениям (смотровые кабинеты, участковая служба), санитарно-просветительская работа, ознакомление населения с начальными признаками заболевания. Однако велика роль и каждого человека в отдельности: внимание к своему здоровью, регулярное профилактическое медицинское обследование[27].

Организация онкологических профосмотров предусматривает первичный скрининг для отбора лиц в группы риска. Программа отбора включает:

  1. Проведение профилактических осмотров населения с применением цитологических, эндоскопических методов обследования и крупнокадровой флюорографии. Наряду с этими традиционными методами массового скрининга рекомендуется использование анкетного метода, который повышает эффективность диагностики и снижает затраты на проведение профосмотров, особенно в группах неорганизованного населения;
  2. Обязательное проведение всестороннего онкологического обследования для выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний у больных, находящихся на лечении в стационарах и лечебно-профилактических учреждениях;
  3. Проведение первичного цитологического скрининга среди лиц, работающих в онкоопасных производствах. Цитогенетический скрининг контингентов, подвергающихся воздействию мутагенных и канцерогенных факторов химической или физической природы, является надёжным методом выявления лиц с возможным опухоле-образованием.

К мероприятиям профилактической направленности социального плана следует отнести:

  • участие в разработке и реализации комплексных целевых профилактических программ;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • определение факторов риска.

Третичная профилактика рака – это социально-медицинская реабилитация онкобольного, которая заключается в восстановлении утраченных или ослабленных функциональных и психологических особенностей, в развитии компенсаторных механизмов путём хирургического, медикаментозного и курортного лечения, трудо- и физиотерапии[28].

Одним из важных направлений социально-медицинской реабилитации является трудотерапия, позволяющая развить необходимые навыки к самообслуживанию и приобщить человека к общественно полезному труду.

Цель хосписного обслуживания заключается в создании соответствующих условий для больного и оказании психосоциальной поддержки его семье. Самым главным становится облегчение положения больного. Хосписное обслуживание, в этом случае, направлено скорее на поддержание качества жизни, чем на её продолжение. Теория социальной работы исходит из того, что в хосписе период перед смертью рассматривается как составная часть жизненного цикла человека, которая должна быть как можно более достойной и для больного, и для членов его семьи[29].

Универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным является наиболее эффективной формой, которая позволяет наиболее полно удовлетворить их социальные, психологические, медицинские нужды. Введение в штат паллиативной медицины социального работника позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнение своих непосредственных обязанностей[30].

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-медицинская работа с онкологическими больными включает в себя следующие направления:

  • Проведение медицинской реабилитации (лечение болезни всеми возможными и доступными современными способами и средствами): содействие в обеспечении специфического, долгосрочного лечения, санаторно-курортного лечения.
  • Содействие в проведении медико-социальной экспертизы и участие в разработке индивидуальной программы реабилитации.
  • Определение потребности больного в различных видах социальной защиты; социально-правовое консультирование; содействие в получении пособий и выплат; оказание социальной помощи и социальных услуг.
  • Оказание помощи в трудоустройстве и профессиональной переориентации.
  • Организация психологической поддержки клиента членами его семьи и ближайшим окружением, психокоррекция и психотерапия для клиента и членов его семьи, так как практически любого человека, которому поставили диагноз рак, охватывают паника и страх, парализующие волю к жизни и рождающие бессилие перед болезнью.
  • Помещение клиента в стационарные учреждения социального обслуживания (дом инвалидов, хоспис).
  1. Проведение социологических исследований по проблемам медицинской и социальной помощи онкологическим больным.

Вывод по главе:

В заключение следует отметить, что теория и практика социальной работы исходят из того, что проблема рака сложна, но разрешима. Активно ведётся поиск новых, более совершенных методов диагностики, лечения и профилактики этого грозного заболевания. Однако уже сейчас имеются реальные возможности не только своевременно диагностировать, но и радикально лечить большинство форм зло-качественных опухолей. Опыт врачей и бдительность пациентов являются залогом в этом важном деле, а основой современной онкологии остаётся социально-медицинская работа профилактической направленности.

Больные с онкопатологией являются главным объектом внимания социально-медицинской службы, но не единственным. Онкологическое заболевание одного из членов семьи резко меняет образ жизни всей семьи. Занимая определённое место в команде, борющейся за жизнь больного, семья принимает часть проблем (немедицинских) на себя и тем самым, превращается в объект заботы социальной службы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать вывод, что социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм и установок, регулирующих какую-либо сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальным институтом называют также систему учреждений, в которых люди, обладающие полномочиями, выполняют определенные функции для удовлетворения общественных потребностей.

Здравоохранение, как социальный институт включает в себя определенную сферу деятельности;

- группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

-организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами;

-материальные средства, необходимые для решения поставленных задач (здания, оборудование и т.д.)

Но главное - отрасль здравоохранения имеет свою цель, т.е обеспечение реализации групповых или общественных потребностей, на которые и направлена деятельность института.

В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого направления медико-социальной работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности, как самостоятельное направление социальной работы.

Медико-социальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологопедагогического и социальноправового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медикосоциальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.

Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.

В современном российском обществе возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера в рамках осуществления социально-медицинской работы. Оказание специальной социальной помощи междисциплинарного характера, специфика её форм и методов позволяют рассматривать такой вид профессиональной деятельности как самостоятельное направление практической социальной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Берзин, В. А. Правовые проблемы недобровольного наркологического лечения алкоголизма/ Берзин В. А. // Наркология. - 2010. - N 5 (101). - С.75-86.
  2. Вишневский, А.Г., Кузьминов, Я.И., Шевский, В.И. и др. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса Доклад Государственного университета – Высшая школа экономики, - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006. - 25 с.
  3. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - Москва: КноРус, 2010. - 151 c.
  4. Жбанова, Т. Н. Формирование основ психологического здоровья у подростков и молодежи/ Т. Н. Жбанова // Среднее профессиональное образование. - 2005. - N 1. - С. 21-25
  5. Зборовский, Г.Е. Проблемы социологии / Г.Е. Здоровский. - М.: Гардарики, 2010. - 592 с.
  6. Ларионова, О. В. Привлечение волонтеров к работе с умирающими больными / О. В. Ларионова // Медицинская сестра. - 2008. - N 5. - С. 26-28.
  7. Левин, Б. М. Наркомания и наркоманы : кн. для учителя / Б. М. Левин, М. Б. Левин. - М. : Просвещение, 2010. – 159 c.
  8. Липтуга, М. Е. Паллиативная помощь: краткое руководство/ М. Е. Липтуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская; под науч. ред. д-ра мед. наук А. С. Барчука ; Ком. по здравоохранению Санкт-Петербурга. - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург, 2003 (Псков. обл. тип.). – 150 c.
  9. Лучак, Я. Кафедра, клиника паллиативной медицины и хоспис "Паллиум"/ Яцек Лучак // Медицинская сестра. - 2010. - N 6. - С.36-39.
  10. Москаленко, В. Д. Зависимость: семейная болезнь / Валентина Москаленко. - М. : Пер сэ, 2002. - 335 c.
  11. Москвитин, П. Н. О новом личностно-ориентированном методе профилактики психоактивной зависимости/ Москвитин П. Н. // Психотерапия. - 2008. - N 4. - С.39-42.
  12. Поддубная, Т. Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства / Т.Н. Поддубная, О.В. Агошкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 281 c.
  13. Сбережение народа / В. К. Бочкарева, Г. Ф. Войтенкова, Г. Н. Волкова и др.] ; под ред. Н. М. Римашевской, Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. - Москва : Наука, 2007. – 325 c.
  14. Социальная поддержка семей, имеющих алкоголе- и наркозависимость// Развитие социального обслуживания семьи и детей: российский опыт: По материалам Департамента по делам детей, женщин и семьи М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации / Отв. за вып. Л. П. Терехова. - Архангельск: Ивлев и компания, 2003. - 152 c.
  15. Социально-демографическая безопасность России / [В. А. Черешнев, Б. Г. Юшков, А. И. Татаркин и др.]; под ред. акад. РАН и РАМН В.А. Черешнева, акад. РАН А. И. Татаркина, Рос. акад. наук, Ин-т экономики Урал. отд-ния РАН [и др.]. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2008. - 857 с.
  16. Чижина, О.К. Теория и практика социальной работы : Межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т ; - Пермь : ПГУ, 2010. – 190 с.
  17. Чернова, О. В. Уход за онкологическими больными / О.В. Чернова. – Ростов н/Д, 2002.- 400 с.
  18. Эккерт, Н. В. Организация внебольничной паллиативной помощи / Н. В. Эккерт // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - N 5. - С.21-23 : табл. - Библиогр.: с. 23
  19. Яблоков, О.В. Справочник медицинской сестры в онкологии / О.В. Яблоков, - Мн.: Аверсэв, 2009. – 343с.

Янчина, О.К. Проблемы социальной работы / О.К. Янчина. – М.: Владос, 2011. – 290с.

[1] Вишневский, А.Г., Кузьминов, Я.И., Шевский, В.И. и др. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса Доклад Государственного университета – Высшая школа экономики, - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.с.11

[2] Яблоков, О.В. Социология / О.В. Яблоков, - Мн.: Аверсэв, 2009.с.71

[3] Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - Москва: КноРус, 2010. с.65

[4] Зборовский, Г.Е. Проблемы социологии / Г.Е. Здоровский. - М.: Гардарики, 2010.с.122

[5] Вишневский, А.Г., Кузьминов, Я.И., Шевский, В.И. и др. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса Доклад Государственного университета – Высшая школа экономики, - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006. с.14

[6] Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - Москва: КноРус, 2010. с.66

[7] Социально-демографическая безопасность России / [В. А. Черешнев, Б. Г. Юшков, А. И. Татаркин и др.]; под ред. акад. РАН и РАМН В.А. Черешнева, акад. РАН А. И. Татаркина, Рос. акад. наук, Ин-т экономики Урал. отд-ния РАН [и др.]. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2008. – с.212

[8] Чижина, О.К. Теория и практика социальной работы : Межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т ; - Пермь : ПГУ, 2010.с.150

[9] Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - Москва: КноРус, 2010.с.38

[10] Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - Москва: КноРус, 2010. с.81

[11] Социально-демографическая безопасность России / [В. А. Черешнев, Б. Г. Юшков, А. И. Татаркин и др.]; под ред. акад. РАН и РАМН В.А. Черешнева, акад. РАН А. И. Татаркина, Рос. акад. наук, Ин-т экономики Урал. отд-ния РАН [и др.]. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2008. – с.214

[12] Янчина, О.К. Проблемы социальной работы / О.К. Янчина. – М.: Владос, 2011. с.122

[13] Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - Москва: КноРус, 2010.с.45

[14] Берзин, В. А. Правовые проблемы недобровольного наркологического лечения алкоголизма/ Берзин В. А. // Наркология. - 2010. - N 5 (101). - С.75-86. - Библиогр.: с. 85

[15] Янчина, О.К. Проблемы социальной работы / О.К. Янчина. – М.: Владос, 2011.с.10

[16] Берзин, В. А. Правовые проблемы недобровольного наркологического лечения алкоголизма/ Берзин В. А. // Наркология. - 2010. - N 5 (101). - С.76

[17] Социальная поддержка семей, имеющих алкоголе- и наркозависимость// Развитие социального обслуживания семьи и детей: российский опыт: По материалам Департамента по делам детей, женщин и семьи М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации / Отв. за вып. Л. П. Терехова. - Архангельск: Ивлев и компания, 2003.с.90

[18] Социальная поддержка семей, имеющих алкоголе- и наркозависимость// Развитие социального обслуживания семьи и детей: российский опыт: По материалам Департамента по делам детей, женщин и семьи М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации / Отв. за вып. Л. П. Терехова. - Архангельск: Ивлев и компания, 2003.с.91

[19] Москвитин, П. Н. О новом личностно-ориентированном методе профилактики психоактивной зависимости/ Москвитин П. Н. // Психотерапия. - 2008. - N 4. - С.39

[20] Левин, Б. М. Наркомания и наркоманы : кн. для учителя / Б. М. Левин, М. Б. Левин. - М. : Просвещение, 2010.с.37

[21] Москвитин, П. Н. О новом личностно-ориентированном методе профилактики психоактивной зависимости/ Москвитин П. Н. // Психотерапия. - 2008. - N 4. - С.40

[22] Левин, Б. М. Наркомания и наркоманы : кн. для учителя / Б. М. Левин, М. Б. Левин. - М. : Просвещение, 2010.с.39

[23] Сбережение народа / В. К. Бочкарева, Г. Ф. Войтенкова, Г. Н. Волкова и др.] ; под ред. Н. М. Римашевской, Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. - Москва : Наука, 2007.с.154

[24] Организация онкологической службы в России (методические рекомендации, пособия для врачей) Ч а с т ь 2 / Под редакцией В.И.Чиссова, В.В.Старинского, М.: ФГУ МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, 2007.  663

 

[25] Чижина, О.К. Теория и практика социальной работы : Межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т ; - Пермь : ПГУ, 2010.с.151

[26] Лучак, Я. Кафедра, клиника паллиативной медицины и хоспис "Паллиум"/ Яцек Лучак // Медицинская сестра. - 2010. - N 6. - С.36

[27] Жбанова, Т. Н. Формирование основ психологического здоровья у подростков и молодежи/ Т. Н. Жбанова // Среднее профессиональное образование. - 2005. - N 1. - С. 21

[28] Ларионова, О. В. Привлечение волонтеров к работе с умирающими больными / О. В. Ларионова // Медицинская сестра. - 2008. - N 5. - С. 27

[29] Ларионова, О. В. Привлечение волонтеров к работе с умирающими больными / О. В. Ларионова // Медицинская сестра. - 2008. - N 5. - С. 26-28

[30] Липтуга, М. Е. Паллиативная помощь: краткое руководство/ М. Е. Липтуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская; под науч. ред. д-ра мед. наук А. С. Барчука ; Ком. по здравоохранению Санкт-Петербурга. - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург, 2003 (Псков. обл. тип.).с.19