![]() |
Заказат![]() |
Сборник диагностических методик тут |
1.1 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста. 6
1.2 Основные технологии социальной работы с пожилыми людьми 14
2.1 Технологии социальной работы с пожилыми людьми в условиях ТЦСОН Ленинского района г. Бреста. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 36
В течение последних десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20 %, а процесс старения человечества ускоряется. Результатом исследований геронтологов стало опровержение стереотипных представлений о неизбежности и необратимости ухудшения здоровья и функционального состояния с возрастом, а также о сокращении социальных связей и активности. В наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями.
Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира. Учитывая эти реалии, цивилизованное человечество признало одной из гуманистических и культурных задач современного общества – обеспечение достойной старости его членам, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей пожилого возраста в личностном развитии.
Актуальность темы курсового исследования заключается в том, что жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Выходя на пенсию, пожилой человек сталкивается с трудностями в собственной семье: желание помочь не всегда находит отклик у взрослых детей и внуков, возрастает конфликтность. Старики не могут найти себе применение для того, чтобы приносить пользу, так как здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение и, особенно, члены семьи, должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.
Пожилые люди как объект социальной работы не только многочисленный, но и весьма сложный. Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению новых заболеваний. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. В связи с этим представляется необходимым постоянно исследовать особенности жизни пожилых людей в целях совершенствования технологий социальной помощи и поддержки. Заниматься такими исследованиями призваны территориальные центры социального обслуживания населения.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности технологий социальной работы с пожилыми людьми в условиях территориального центра социального обслуживания населения.
Задачи работы:
- Рассмотреть социально-психологические особенности людей пожилого возраста.
- Проанализировать особенности технологии социальной работы с пожилыми людьми в условиях территориального центра.
- Провести эмпирическое исследование с целью выявления основных проблем пожилых людей.
- Разработать пути совершенствования организации социально-педагогической поддержки пожилых людей в силами сотрудников ТЦСОН.
Объект исследования: пожилые люди как социально-демографическая группа.
Предмет исследования: специфика организации социально-педагогической поддержки пожилых людей в условиях ТЦСОН.
Социальная адаптация и социализация пожилых людей в обществе изучалась Р. Баркером, Ф. Бэконом, Д.Ф. Чеботаревым, Э. Эриксоном и другими авторами. Социальные проблемы людей пожилого возраста, теория возрастной стратификации, взаимоотношений в семье и обществе на уровне индивида, малой группы и социальной структуры анализировались И.В. Бестужевым-Ладой, В.Н. Ковалевым, И.С. Коном, М.С. Мацковским, Р.С. Яцемирской и другими авторами.
В работе использовались следующие методы: метод анализа и обобщения литературных источников; эмпирические методы – психодиагностические (наблюдение, беседа, анкетирование) и специально организованное психологическое воздействие (социально-педагогический проект).
Практическая и теоретическая значимость исследования обуславливается тем, что, содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов-психологов и социальных работников различных учреждений по оказанию социально-педагогической помощи лицам пожилого возраста. Разработанная в результате проведенного исследования программа может использоваться в консультативной работе по обеспечению процесса самореализации, поступательного развитию личности пожилого человека через преодоление кризисных состояний.
Курсовая работа состоит из структурных элементов: введения, двух глав, заключения, списка использованных литературных источников, приложения.
1.1 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста
Пожилые люди – это группа людей старшего возраста, в которой, в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения ООН, выделяют четыре подгруппы:
- собственно пожилые (55-64 года);
- старые (60-74 года);
- очень старые (75-84 года);
- престарелые (старше 85 лет) [36, c.13].
В научной литературе нет однозначного определения понятия «пожилые люди» или, как их ещё называют, «престарелые». Известный исследователь Э. Россет приводит несколько примеров из многочисленных попыток установления возраста начала старения человека. Согласно древней китайской классификации человеческая жизнь делится на семь фаз, а возраст от 60-до 70 лет назван желанным. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни, каждый из которых равняется 20 годам. Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) считал, что возраст 50-60 лет – это уже начало глубокой старости [34, c.48].
Немецкий физиолог М. Рубнер утверждал, что старость начинается после 50 лет, а 70 лет и больше – период почтенной старости. Немецкий патологоанатом Л. Ашофф временем наступления старости назвал 45-летний возраст человека, собственно старость охватывает период от 65 до 85 лет, а после этого возраста приходит почтенная старость [50, c.14].
В некоторых случаях выделяют подгруппу долгожителей, по разным источникам это категория пожилых людей, возраст которых превышает 90 или 100-летний рубеж [28, c.12].
По более упрощённой схеме, которая принята в официальной общемировой практике, пожилыми людьми считаются люди, чей возраст для мужчин превышает 60 лет, для женщин – 55 лет. Перед этим периодом жизни гражданам в соответствие законодательством многих стран положено уходить на пенсию. Но имеется также очень много работающих пенсионеров [17, c.43].
Ф.А. Северинец и Е.И. Холостова отмечают, что пожилые люди – это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний; в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны [40, c.112].
Пожилые люди как объект социально-психологической работы не только многочисленный, но и весьма сложный. Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, нередко весьма тяжелых заболеваний. Для любого стареющего человека характерны изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, появлению обидчивости, депрессии и раздражительности, снижению памяти и утрате некоторых навыков.
И. Марченко различает несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную и считает, что все её виды взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга. При этом календарный возраст не всегда играет ведущую роль. Хронический больной человек гораздо раньше начинает чувствовать преклонный возраст, чем физически крепкий и здоровый. Наступление разных видов старости обычно не совпадает по времени, они могут обгонять и отставать друг от друга. В то же время, можно говорить о том, что все эти процессы тесно взаимосвязаны и невозможно уверенно утверждать, какой из названных видов наиболее активно влияет на общий процесс старения. Скорость старения характеризуется как биологическими, так и социальными условиями [27, c.43].
Под физиологической или физической старостью сегодня принято понимать определенное состояние здоровья, совокупность статистических отклонений организма. Точно установить ее границы ещё труднее, чем при хронологическом подходе. Исследователи связывают это с тем, что процесс физического старения во многом индивидуален. В одном и том же пожилом возрасте одни люди могут быть здоровы и не стары, другие по состоянию своего здоровья как бы обгоняют свой возраст. Представление о социальной старости связано, прежде всего, с возрастом всего общества в целом и относится со средней продолжительностью жизни в определенной стране и определенном временном отрезке. Старение в большей степени социальный, чем биологический процесс, неодинаковый для разных эпох и культур, для представителей социальных слоев и групп. Если в девятнадцатом веке 55 – 60-летний человек воспринимался обществом как старый, и сам ощущал себя таким, то на рубеже тысячелетий люди в таком возрасте и старше ведут активный образ жизни [3, c.76].
Демографические тенденции тесно связаны с социально-экономической и социокультурной ситуацией в государстве. Реформирование различных сфер общества в последнее десятилетие резко ухудшило социальное положение почти всех категорий населения. Одной из особо уязвимых групп стали пожилые люди.
Женщины сейчас живут приблизительно 74 года, у мужчин эта цифра значительно меньше – около 62 лет. Старость – период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма. Демографическая старость считается:
- подвижной – при доле лиц старше 60 лет от 12 до 14%;
- стабильной – при доле лиц этого возраста от 15 до 19%;
- депопуляционной – свыше 20% [36, c.51].
По мнению большинства демографов, всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя [24, c.81].
Понятие «пожилого возраста» включает в себя не только биологические, но и социально-психологические характеристики. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного социума. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесло свои коррективы в возрастные границы понятия «пожилой человек». Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития человека. При этом необходимо учитывать то, что каждый возрастной слой в обществе имеет свои внутренние характеристики, то есть любой возраст имеет свои возрастные стереотипы, представления о свойствах и возможностях того или иного возраста, понимание их возможностей и обязанностей на данной стадии жизни. А понятие «возрастная группа» включает в себя не только общность условного возраста её членов, но и возрастную субкультуру, то есть набор признаков и ценностей, по которым представители данного возраста осознают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных общностей [2, c.68].
Проблема старения носит как физическую, физиологическую, так и психологическую окраску. Старение, с точки зрения физиологии, – это процесс постепенного разрушения живых клеток, запрограммированный на генном уровне, приводящий в конечном итоге к полному прекращению функционирования всего организма. Этот процесс касается любого живого существа, в том числе и человека, и может быть ускорен или замедлен в зависимости от различного набора внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование данного организма. Что касается человека, то, наряду с физиологическими изменениями, в процессе старения у него происходят и изменения психо-эмоциональной структуры, что выражается в изменениях характера, интересов, стиля поведения и т.п.
Старость – закономерный и неизбежно наступающий заключительный период возрастного развития, – говорят ученые. Они же утверждают, что старение начинается с рождения, с первого крика младенца. Умирают клетки, медленно накапливаются изменения, сначала незаметные, а потом – годам к семидесяти – набирающие «критическую массу» [18, c.17].
Есть мнение психологов: в старости все черты характера обостряются и «ухудшаются». Тревожно-мнительные натуры становятся еще более тревожными и подозрительными, принципиальность переходит в нетерпимость, расчетливость – в скупость, вспыльчивость – в агрессивность. Биохимические сдвиги в организме делают стариков более уязвимыми для депрессивных и тревожных состояний. Главной потребностью становится стремление избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов. Интересы ограничиваются бытом, телевизором, заботой о здоровье. Крайняя степень – когда смыслом жизни становится сохранение жизни. Неспособность старого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим – жестокий, но ставший, кажется, хрестоматийным в психологии итог [40, c.122].
Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости. В силу естественного старения организма появляется ряд хронических заболеваний: растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, гериатров. Среди распространенных болезней, которым подвержены пожилые люди, следует отметить старческий маразм, то есть угасание жизнедеятельности организма вследствие атрофирования коры головного мозга. Также большой проблемой пожилых людей является потеря слуха, зрения [13, c.14].
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и зло, счастье и т.д. Для многих пожилых людей процесс приспособления к новым условиям жизни в связи с изменением социального положения (выход на пенсию, смена социальной роли в семье) протекает тяжело. Значительно меняется образ жизни людей, который во многом определяется тем, как они проводят свободное от работы время. Наряду с проблемой одиночества пожилые люди нередко переживают отсутствие взаимопонимания между пожилым и молодым поколениями, а также безразличие к их социальному опыту со стороны близких родственников – детей, внуков, правнуков. Иногда пожилых людей общество рассматривает как особую группу меньшинства в населении, имеющую более низкий социально-экономический статус, подвергающуюся различным формам дискриминации, являющуюся объектом предубеждения других слоев населения. Свое выражение такое отношение находит, например, в отказе от приема на работу лиц предпенсионного или пенсионного возраста; в установлении величины пенсионного обеспечения, которая ниже прожиточного уровня; в грубости и пренебрежении персонала различных государственных организаций к нуждам и запросам стариков, в нетерпимости окружающих к пожилому человеку на улице, в транспорте и т.д [22, c.12].
Во многих странах семейное насилие в отношении стариков рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. К сожалению, масса пенсионеров страдают от насилия в семье. Большинство из них никогда не обращались за помощью в милицию, не жаловались на обстановку в семье посторонним людям, хотя постоянно терпят унижения и физическое насилие со стороны членов семьи. Насилие над стариком – это и когда их лишают своего уголка в квартире, подсчитывают съеденное ими, потраченное на них, ограничивают их разговоры по телефону или встречи со сверстниками-друзьями. Насилие над пожилым человеком – это и кормление стариков некачественной пищей, это и не вовремя данное старику лекарство, это и запущенность старика, когда никто не меняет ему одежду, постельное белье, не помогает переодеваться, не контролирует чистоту в его комнате [19, c.65].
Старики иногда становятся объектом вымогательства, вымещения накопившейся негативной энергии, отрицательных эмоций, предметом зависти у молодых бездельников, мишенью для побоев. Больно смотреть как ведут себя или как разговаривают со стариками невоспитанные работники сферы обслуживания, разгоряченные пассажиры, ожидающие автобуса, медперсонал некоторых учреждений и, конечно же, собственные дети, внуки, родственники.
Насилие не только наносит психологический удар по старикам, сокращает их продолжительность жизни, но и способствует обострению многих физических заболеваний, прогрессированию слабоумия, ломает их волю, лишает самостоятельности, делает их беззащитными и не нужными обществу. Пожилые люди не всегда в силах обратиться за помощью, они бояться обращаться в милицию или в отдел социальной помощи, не верят в силу закона и в реальность помощи и часто пытаются решать проблему самостоятельно: звонят к соседям, по телефону «Доверия». Именно гуманизмом, уважением и терпимостью по отношению к старикам можно измерить уровень культуры общества. В традициях нашего народа, молодые люди чтили старейшин, просили у них мудрых советов. А в современном мире люди разучились уважать старших. Над пожилыми людьми издеваются физически и словесно и в семье, и в центрах их проживания. Конечно, это встречается не везде и не со всеми [15, c.84].
Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения [7, c.140].
Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке. Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент. В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться» в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:
а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;
б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;
в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;
г) Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;
д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания [23, c.112].
В других случаях поведение пожилых людей определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными. Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несёт в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.
Старение – это, прежде всего, биологический процесс. Но человеческая старость не только биологическое состояние угасающего организма. Человек – единственное из всех живое существо, которое осознает свою смертность, так же как и предшествующую смерти старость. Для исследования старости мало достижений геронтологии: необходимо учитывать и социокультурную составляющую, связанную с восприятием старости в культуре. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:
- показатель рождаемости:
- продолжительность жизни, и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
- распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;
- отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;
- уровень производительности труда [21, c.94].
Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений, произойдут существенные изменения:
- в структуре семейно-родственных отношений;
- в системе поддержки друг друга разных поколений;
- в характере выбора будущей профессии;
- в структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:
- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию;
- встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
- изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;
- увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;
- обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;
- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:
- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро – так и на микроуровнях;
- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
- произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей [21, c.96].
Таким образом, можно сделать вывод, что старость – это период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма. В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке. Проявления физического упадка находят свое выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости. Но время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина различны. Появление заметных признаков психического упадка можно отнести преимущественно ко времени завершения жизни (85 лет и старше.)
Само понятие «социальные технологии» трактуется учеными неоднозначно. По мнению О.К. Тимофеевой, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект [28, c.54]. Социальная технология представляет собой способ реализации сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однозначно. Т.А. Михалева выделяет различные виды или типы социальных технологий. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта) [32, c.65].
Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности − это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий.
Используются следующие методы воздействия:
- административный;
- распорядительный;
- социально – экономический;
- социально- педагогический;
- социально – психологический;
- юридический [32, c.66].
Важнейшей целью социальной технологизации видит содействие улучшению процессов адаптации социальных субъектов и объектов к условиям современного общества. Важное значение социальные технологии играют в системе социальной работы с пожилыми людьми.
Еще в древнейшей славянской общине или верви в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Общинно-родовые формы помощи реализовывались в поддержке наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По словам М.В. Фирсова, именно в рамках рода, семьи древних славян зарождается «институт старцев». Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточно точно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа «этот свет» – «тот свет», «молодость – старость» и т.д [41, c.65]. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старики и дети, о чем свидетельствуют русские пословицы: «старый и малый – одно и то же», «старому да малому – кусок да ласковое слово» и т.д [34, c.06].
Мероприятия и технологии социальной защиты и социального обслуживания пожилых в Республике Беларусь базируется на системе взглядов, сформированной мировым сообществом. В ее основе – идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации жизненного потенциала, а также уменьшение отрицательных социальных, медицинских, психологических и других моментов у пожилых людей, которые рассматриваются как позитивный фактор, а не как тяжкое бремя. Принят целый ряд законодательных актов, касающихся пожилых людей.
В ходе работы с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, многие пожилые люди стремятся получить новые навыки и даже профессию, трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге. Вместе с тем, в сравнении со относительно здоровыми для многих пожилых людей с инвалидностью характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально – значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта. Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения. К ним относятся создание соответствующих условий жизни, проведение терапии средой, трудом, бытом, вовлечение пожилых людей в досуговые мероприятия, обучение [28, c.36].
Разрабатывая план мероприятий, в ходе анкетирования, интервью, бесед, социальный работник выявляет интересы пожилых людей, их запросы, пожелания. После проведения тех или иных мероприятий следует изучить их влияние на эмоциональную сферу, в целом на поведение участников, выявить общность в интересах, увлечениях, стремлениях. С целью развития коммуникативных способностей, усиления сплоченности важно выявить в группе лидеров с положительной ориентацией, через которых можно влиять на других членов группы [42, c. 50].
Деятельность специалиста по социальной работе с пожилыми людьми включает три основных составляющих социально–педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую: образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении пожилых людей. Это могут быть навыки самообслуживания с учетом проблем со здоровьем, обучение новым умениям, например, организация кружковой, клубной работы; помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование культуры семьи, в которой проживает пожилой человек. Такая работа, чаще всего, ведется с членами семьи, которые ухаживают за пожилым человеком.
Психологическая составляющая помощи включает в себя 2 компонента: социально -психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье пожилого человека в период кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существуют трудности в общении пожилого человека с супругами, семьей, близким окружением. Посреднический компонент помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию досуга, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию праздников, конкурсов, курсов, «клубов знакомств», отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного пожилого человека. Помощь в информировании направлена на обеспечение пожилого человека информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи [23, c.113].
Клубная работа, получившая широкое распространение, – один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Клуб для пожилых людей должен наладить связь с местной общественностью, избирая различные формы сотрудничества. Одновременно он может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей. Программа занятий должна быть спланирована и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий – просветительские лекции, встречи с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, работа различных кружков (театрального, вокального, вязания и др.). Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.
В ряде клубов, территориальных центров, социальных общественных организаций создается секция социальной помощи, задача которой – выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.
Именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы» [11, c.349].
Одной из острых проблем пожилого человека, требующих применения инновационных социальных технологии, является одиночество.
Под воздействием психологических и социальных травм блокируется возможность проявления коммуникативной компетентности пожилого человека. Блокировка нарушает проявление субъективности личности в общении, ведет к деформации отношений пожилого человека с другими людьми, фрустрации. Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:
– межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается: интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека); заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых); заменой самих целей; переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке). Эта технология работает, если включается в действие механизм рефлексии, но для его ввода необходима аффективная разрядка – катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационноролевое взаимодействие личности с группой является психодрама. Использование психодрамы корректирует коммуникативные нарушения пожилого человека, делая его жизнь полноценной.
В работе с пожилыми людьми используется масса социально-психологических методов: беседа, дискуссия, личностно-ориентированная психотерапия, ролевые игры и другие. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает [44, c. 51].
Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства пожилых людей, их умений решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (постредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, оознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах работы с пожилым человеком, так и при групповой работе.
Таким образом, в целом социальный работник вместе с другими работниками должен создать благоприятный социально – психологический микроклимат, обеспечить по мере возможности трудовую занятость пациентов, содержательный досуг, сформировать микросоциальные группы по интересам, активно развивать навыки общения и т.д. Весь комплекс данных форм работы с пожилыми, выражающий терапию средой ведет к их более успешной социально – психологической адаптации и реабилитации.
- Старость − это период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма. Категория пожилых людей – важная составляющая человечества, важная категория населения. Каждое общество должно формировать уважительное отношение к пожилым гражданам, своим трудом, способствовавшим его развитию. Пожилые люди – это хранители традиций не только каждой отдельной семьи, но и наций. Социальный потенциал лиц пожилого возраста способен при определенных условиях, являться важнейшим ресурсом в развитии общества.
- Современная организация помощи и поддержки пожилым людям, наряду с традиционными социальными проблемами, предполагает разработку технологий и методик, внедрение которых способствует решению не только социально-экономических, правовых вопросов, связанных с психическим состоянием, возникающим у старых людей в процессе общения или его отсутствия, но и изучению образа жизни, стиля поведения, отношений людей «третьего возраста» в процессе адаптации к окружающему миру. В настоящее время пожилые люди являются наиболее социально-незащищённой категорией общества. Смысл организации помощи пожилым людям – это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
2.1 Технологии социальной работы с пожилыми людьми в условиях ТЦСОН Ленинского района г. Бреста
В рамках курсовой работы был проведен анализ особенностей организации социальной работы с пожилыми людьми на базе ТЦСОН Ленинского района г. Бреста.
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района города Бреста» было создано путем разделения СУ «Брестский Территориальный Центр социального обслуживания пенсионеров», согласно решению Брестского городского исполнительного комитета от 23.10.2003 года №1011 «О внедрении социальных стандартов по обслуживанию населения». Подчиняется отделу социальной защиты администрации Ленинского района, который является органом отраслевого управления. В настоящее время Центр занимает площадь 417,9 м.кв. в отремонтированном помещении по улице Советская 53.
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бреста» работает на основании Устава, утвержденного решением Брестского горисполкома от 25.08.2008 года № 1643, законодательных актов Министерства труда и социальной защиты, постановлений правительства и в соответствии с планом работы учреждения.
Цель деятельности: организация комплексного социального обслуживания, оказание своевременной и квалифицированной психологической, юридической, реабилитационной и иной помощи в преодалении трудных жизненных ситуаций. Директор – Стативко Жанна Владимировна.
Одним из ярких отличий деятельности с пожилыми людьми в рассматриваемом ТЦСОНе является создание и функционирование нового, инновационного отделения социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста. Данное отделение на сегодняшний день работает по инновационной модели социального обслуживания населения «Институт третьего возраста». Институт Третьего Возраста (ИТВ) – это результат сотрудничества двух организаций: ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» и УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина» (социально-педагогический факультет).
ИТВ начал свою работу в октябре 2010 года. Изначально занятия посещало 60 брестчан. В течение первого учебного года их количество достигло 176 человек (12 групп). В следующем обучение прошли 413 слушателей: работали 32 группы по 7 направлениям.
В 2011 году решением Брестского городского исполнительного комитета Институт Третьего Возраста утвержден как эксперимент по внедрению новых форм социального обслуживания населения в регионе.
В 2012/2013 учебном году в ИТВ было зачислено более 550 пожилых людей, работают 53 группы по 9 направлениям. В декабре 2012 года в результате анализа работы ИТВ Брестский городской исполнительный комитет решил завершить эксперимент и продолжить его работу на постоянной основе. На базе ГУ «Территориальный Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста» было открыто отделение социально-психологической поддержки лиц пожилого возраста, которое продолжает осуществлять работу по инновационной модели Институт Третьего Возраста.
Цель ИТВ: оптимизация процесса социальной адаптации лиц пожилого возраста, интеграция жизненного опыта старшего поколения в жизнь социума.
Основные задачи:
- привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей, создание позитивного общественного мнения о деятельности ИТВ;
- побуждение пожилых людей к планированию и рациональной организации свободного времени;
- содействие здоровому образу жизни;
- проведение практических и дискуссионно-семинарских занятий в группах по интересам, группах само- и взаимопомощи, культурно-досуговых мероприятий;
- создание площадок для постоянного диалога поколений, использование жизненного опыта пожилых людей для воспитания молодежи;
- пропаганда и развитие волонтерского движения из числа членов ИТВ;
- обобщение и мультипликация опыта работы с гражданами пожилого возраста.
На сегодняшний день в ИТВ действуют следующие направления работы, рассчитанные на 2014-2015 гг:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ:
- тематические лекции, семинары, дискуссии (освещение основных областей знаний, необходимых каждому человеку – охрана здоровья, психология, культурология, педагогика, экология и др.);
- компьютер и Интернет (экспресс-обучение) (ускоренный курс обучения элементарным навыкам компьютерной грамотности и работе в Интернете);
- разговорный английский (повышение уровня знаний английского языка);
- разговорный немецкий (повышение уровня знаний немецкого языка);
- разговорный польский (изучение основ польского языка);
- основы фотодела (изучение основ фотосъемки, знакомство с программами обработки материалов).
- НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ:
- основы православия (знакомство с основами православия, углубление религиозных знаний людей зрелого возраста);
- академия самопомощи и саморазвития (психологическая помощь в решении жизненных проблем, поддержка и обмен опытом, формирование активной жизненной позиции, занятия способствуют естественному развитию и самораскрытию человека, формированию целостной личности на основе внутригруппового воздействия и специальных упражнений);
- школа основ психологии (занятия направлены на получение базовых знаний в области психологии, обучение эффективной реализации их в повседневной жизни);
- индивидуальное психологическое консультирование;
- волонтерский клуб (изучение основ волонтерской деятельности, организация и проведение благотворительных акций для различных слоев населения);
- группа волонтеров ИТВ (развитие лидерских качеств волонтеров и обучение навыкам работы в группе, с целью повышения их активности и расширения сферы участия в организации работы с пожилыми и инвалидами в ИТВ).
- ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:
- оздоровительная гимнастика (комплекс специальных упражнений с использованием фитболов, обручей, скакалок, тренажеров и т.п., направленный на поддержание оптимального состояние организма);
- ритмическая гимнастика (занятия с элементами ритмической гимнастики и специальными дыхательными упражнениями напрввлены на поддержание опримального тонуса организма и психоэмоционального состояния);
- велотуризм (тематические велосипедные прогулки по маршрутам Брестского региона);
- скандинавская ходьба (повышение эмоционального состояния, поддержание общего тонуса организма);
- тренажеры (велотренажер, беговая дорожка, эллипсоид и др.);
- спортивные игры (настольный и пляжный теннис, бадминтон, дартс, шашки, шахматы, нарды, домино и др.).
- школа танцев (эстрадные танцы, восточные танцы и элементы других видов танцев).
- ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ:
- креативное рукоделие (повышение уровня владения техниками рукоделия);
- рукоделие (цикл мастер-классов, направленных на знакомство с различными техниками рукоделия – вышивка лентами, аппликация из ткани, аксессуары и украшения из текстиля, лоскутное шитье и лоскутная мозайка, интерьерная кукла, вышивка и др.);
- вязание (знакомство с техниками вязания спицами и крючком);
- изобразительное творчество (практические занятия направлены на обучение навыкам изобразительного искусства в различных техниках (карандаш, акварель, пастель, масло, лепка), краткое ознакомление с историей искусств).
- КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ:
- литературная гостиная (объединение любителей литературы и поэзии, создание возможности для активного общения, организация мини-библиотеки в форме буккроссинга);
- группа активного досуга (организованное посещение культурно-массовых мероприятий города (театр, концерты, кино и др.), тематических встреч др.);
- группа кинолюбителей (знакомство с классикой отечественного и зарубежного кинематографа, историей, жанрами и др.).
- ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ:
- краеведение (изучение исторического наследия Брестского региона, страны).
- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ:
- школа долголетия (знакомство с различными способами сохранения здоровья и активного долголетия);
- мода и стиль (знакомство с основными законами моды и стиля, сохранения естественной красоты организма в зрелом возрасте).
- МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ:
- хоровая студия (развитие музыкальных способностей в группе, самореализация творческого потенциала, сопровождение торжественных мероприятий ИТВ);
- театральная студия (организация деятельности любительского театра, раскрытие и использование творческого потенциала людей зрелого возраста);
- инструментальный ансамбль (самореализация творческого потенциала).
В Институт Третьего Возраста зачисляются неработающие граждане пенсионного возраста (мужчины достигшие 60 лет, женщины – 55 лет), проживающие в городе Бресте, на основании личного заявления, поданного на имя директора учреждения, документа удостоверяющего личность и пенсионного удостоверения. Учебный год в ИТВ длиться с 1 сентября по 31 мая. Точная дата начала занятий определяется в августе текущего года, окончания занятий – в апреле следующего года. Некоторые группы, при наличии необходимости и ресурсов учреждения могут продолжать работу в летний период. Пропуском на занятия и мероприятия ИТВ является билет слушателя Института Третьего Возраста. Граждане не зачисленные в ИТВ могут попасть на занятия только в открытые группы при наличии свободных мест и при согласовании со специалистами ИТВ.
Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемое учреждение является базой важнейшего направления социальной работы с пожилыми людьми. Опыт работы свидетельствует о высоком интересе пожилых людей к участию в такой программе.
2.2 Эмпирическое исследование эффективности социальной работы с пожилыми людьми в условиях ТЦСОН Ленинского района г. Бреста
В рамках курсового исследования было проведено исследование с целью оценки эффективности используемых технологий работы с пожилыми людьми на базе ТЦСОН Ленинского района г. Бреста.
Основные задачи исследования:
- Разработать анкету для пожилых людей.
- Провести исследование особенностей оценки своего социального положения пожилыми людьми.
- Провести исследование оценки пожилыми людьми технологий социальной работы, осуществляемой сотрудниками ТЦСОН Ленинского района.
- Разработать пути совершенствования организации социальной работы с пожилыми людьми в условиях ТЦСОНа.
В исследовании принимали участия граждане пожилого возраста в количестве 50-и человек. Возраст респондентов: от 55 до 75 лет. Из них 25 человек – мужчины, 25 человек – женщины. Все пожилые люди живут в семье.
Для опроса была подготовлена анкета (Приложение). Так как многие пожилые люди не смогли самостоятельно заполнить анкету, нами были выполнены записи их ответов и проанализированы.
Прежде всего, пожилым людям был задан вопрос о том, каковы основные проблемы людей, вышедших на пенсию. Результаты отражены на рис.2.1.
Рис 2.1 Результаты ответов о проблемах
Данные показывают, что основными проблемами, с которыми столкнулись пожилые люди с выходом на пенсию, являются проблемы со здоровьем. Так ответили 32% респондентов. Отсутствие самореализации – вторая выделенная проблема, с которой стакиваются пенсионеры. Так ответили 30% опрошенных. Будучи задействованными на рабочих местах, при выходе на пенсию пенсионеры чувствуют себя ненужными в своей собственной семье, не знают чем заняться, чтобы принести пользу, заработать средства.
В беседе старики отметили, что им стало трудно жить в семье собственных детей: они не чувствуют себя хозяевами, не могут помочь материально, часто бывают неповоротливы, неаккуратны, что, порой, раздражает детей и их семьи. Отсутствие самореализации приносит в жизнь пожилого человека тоску, печаль, депрессивное состояние. Эти чувства не всегда понимают молодые члены семьи пенсионеров, поэтому к одной проблеме добавляется проблема непонимания. Некоторые пожилые люди при выходе на пенсию начинают особенно чувствовать свое одиночество.
Одной из проблем, которые называют респонденты – это незаинтересованность также родственников и друзей в их жизни. В беседе респонденты отметили, что многим членам семьи некогда уделить старикам внимания, некогда слушать их рассказы. Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Пожилые люди с удовольствием рассказывают о родственниках, детстве, местах, где они жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень рады вместе рассматривать старые фотографии мест, где они родились, жили, трудились, особенно те, на которых они изображен в силе, при исполнении социально значимой работы. Это всегда способствует повышению самоуважения пожилого человека. К сожалению, не у всех есть возможность просто пообщаться.
Кроме того, 8% отмечают, что у них сложное материальное положение, которое также мешает им жить полноценной жизнью. Некоторые отметили скуку, отсутствие обязанностей, тоска по коллегам по работе, рабочим делам. От всего этого старики замыкаются в себе, и надолго теряют доверие к близким и окружающим.
Ответы на вопрос «Кто и что помогает вам переживать проблемы?» были получены следующие ответы, рис.2.2.
Рис 2.2 Ответ на вопрос о проблемах
38% пожилых людей ответили, что помогать переживать проблемы им помогает посещение клубов по интересам. 24% пожилых людей отметили, что их поддерживают члены семьи, родственники. Кроме того, пожилым людям помогают соседи, близкие знакомые, коллеги по работе. Несколько пожилых людей отметили, что при выходе на пенсию они стараются чаще бывать на концертах, посещают музеи, выставки, занимаются хозяйством. Некоторые рукодельничают, занимаются цветами и домашними животными, что-то коллекционируют.
Многие, в основном женщины, отметили, что большую помощь в решении многих проблем оказывают им верующие люди, приходящие навестить их. Православные верующие помогают людям привести в порядок жилье, помогают в приготовлении пищи, многих пожилых водят в церковь, читают литературу, выводят на прогулки. 4% пожилых человека отметили, что помощь им оказывают социальные работники. Находясь в семье, многие пожилые люди чувствуют то, что часто мешают более молодым членам семьи. Поэтому пожилые люди очень любят посмотреть телевизионные передачи, послушать радио, многие читают. У некоторых опрошенных людей почти круглые сутки играет радио. Многие любят смотреть сериалы, познавательные передачи.
На вопрос о том, чувствуют ли пожилые люди отсутствие самореализации в семье, были получены следующие ответы, рис.2.3.
Рис 2.3 Результаты ответов о самореализации пожилых людей
Результаты показывают, что дл 48% опрошенных отсутствие самореализации чувствуется особенно сильно. 22% респондентов осознают отсутствие самореализации периодически. И всего лишь 6% (3 человека из 50-и) не чувствуют отсутствия самореализации при выходе на пенсию.
На вопрос о том, нуждаются ли пожилые люди в повышении уровня самореализации, были получены следующие данные, рис 2.4.
Рис 2.4 Результаты ответов о нуждаемости в самореализации
72% опрошенных пенсионеров нуждаются в моральной поддержке. Лишь 28% отметили, что реализуются в домашних делах и хозяйстве, заботе о внуках, правнуках, домашних животных, занимаясь рукоделием и т.п.
«Чувствуют ли пенсионеры себя защищено в семье?» – ответы на этот вопрос представлены на рис.2.5:
Рис 2.5 Результаты ответов о защищенности респондентов
Как видим, результаты неоднозначны: с одной стороны, пенсионеры чувствуют в себе уверенность возможности позаботиться о самих себе. Многие чувствуют заботу близких и родных людей. Тем не менее, большинство чувствуют себя недостаточно защищенными, страшатся старости, одиночества, ненужности. Некоторым не хватает доброты, внимания, полезности для общества. Для того чтобы оценить эффективность деятельности ТЦСОН Ленинского района в работе с пожилыми людьми устно был заданы следующие вопросы: «Нравится ли вам посещать ИТВ?». Все 100% участников ответили положительно. Результаты показывают, что пожилые люди с большим удовольствием посещают «Институт третьего возраста», очень довольны атмосферой в таких клубах или встречах, программой. В беседе многие отметили, что при всем своем желании, порой, пропускают встречи из-за проблем со здоровьем, семейных проблем. Но, при случае, стараются никогда не пропускать встречи.
На вопрос о том, что именно, какие мероприятия, привлекают пожилых людей, ответы распределились следующим образом, рис 2.6:
Рис 2.6 Ответы на вопрос о том, какие мероприятия привлекают респондентов в ИТВ
38% респондентов отмечают, что в ИТВ их привлекает теплая обстановка, 20% рады встречам с ровесниками, 10% радуются разнообразию проводимых участниками мероприятий. 20% отмечают, что, благодаря ИТВ, они имеют возможность самореализоваться. В беседе выяснилось, что мужчин привлекает в основном возможность самореализации: они вновь чувствуют себя молодыми, имеют возможность показать свои таланты и способности, поухаживать за дамами, проявить себя. В качестве самореализации женщины отмечают возможность показать свои кулинарные таланты, показать предметы рукоделия, принять участие в подготовке праздников, организовать встречу, экскурсию. Женщины особенно выделяют теплую обстановку, возможность создавать ее самостоятельно. Также женщинам приятно видеть в ТЦСОНе своих ровесников, общаться на общие темы. Также пожилые отмечают разнообразие мероприятий в ИТВ, которые делают встречи для пенсионеров интересным местом для общения.
Многих пожилых людей привлекают возможность совместного рукоделия и творчества, овладения новыми навыками, многих привлекают вокально-танцевальные программы. Также пожилые люди отметили встречи с людьми, женщины очень любят вечера самодеятельности, с удовольствием танцуют и поют. Мужчинам особенно нравятся встречи с интересными людьми, которые организовывают социальные работники: с писателями и поэтами, певцами, народными умельцами, представителями разных государственных структур: юристами, врачами, психологами. Кроме того, пожилые люди отметили, что им очень нравится просто общаться, знакомиться, проводить время вместе, посещать совместно интересные места: выставки, концерты, театры, музеи. Особенное внимание все 100% респондентов уделили возможности обучаться компьютерной грамоте, изучать языки. Некоторые участники признались, что долгое время мечтали освоить компьютер, но дети и близкие родственники так и не смогли найти времени, чтобы обучить своих пожилых родных. ИТВ поспособствовал тому, что пенсионеры чувствуют себя современными, не отстающими от развития информационных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день пожилые люди испытывают массу трудностей, прежде всего, по причине слабого здоровья, одиночества, отсутствия профессионального развития, самореализации. Созданный на территории ТЦСОНа Ленинского района «Институт третьего возраста» позволяет пенсионерам оставаться включенными в жизнь общества, общаться, овладевать новыми навыками, а также всячески проявлять себя в творчестве и помощи друг другу.
Благодаря эффективности «Института третьего возраста» пожилые люди всё время остаются в потоке жизни. Условия и формы жизнедеятельности меняются, но личностная позиция остаётся такой же активно-целенаправленной, благодаря грамотному подходу сотрудников ИТВ к проблемам пожилых людей.
2.3 Разработка путей совершенствования технологий социальной работы с пожилыми людьми в условиях ТЦСОН Ленинского района г. Бреста
Проведенное исследование наглядно показало: грамотный подход к проблемам пожилых людей способствует тому, что пожилые люди чувствуют себя моложе, ощущают свою нужность, включенность в жизнь современного общества.
Направления деятельности «Института третьего возраста» велико: пожилые люди учатся компьютерной грамотности, языкам, изучают фотографию, занимаются рукоделием, заботятся о своем здоровье, общаются, проявляют свои творческие навыки и таланты. Казалось бы, что при таком широком объеме возможностей, сотрудникам ТЦСОНа нет необходимости разработки новых форм и технологий работы. Тем не менее, проблемы пожилых людей и отношений общества к ним – остаются в глобальном смысле.
По этой причине, в рамках курсовой работы можно порекомендовать проведения следующих мероприятий, направленных на привлечение внимание общества к заботе о пожилых людях. Сегодня необходимы:
- Регулярная PR-деятельность – публикации о проблемах пожилых людей, тематические статьи в прессе и размещении информации на web-ресурсах;
- Производство документальных фильмов о результатах деятельности ТЦСОНов по включению пожилых людей в жизнь общества с демонстрацией наиболее интересных и актуальных практик организации такой работы
- Разработка и распространение социальных рекламных листков, буклетов, продвигающих идею привлечения внимания к основных проблемам и нуждам пожилых людей.
- Разработка и проведение конкурса для мини-проектов по адвокатированию среди государственных и общественных организаций. Основные тематические линии: изменение восприятия роли пожилых в современном обществе; активная старость: участие в жизни местных сообществ и проектах по устойчивому развитию; реализация прав пожилых, и, прежде всего, образовательного права; связь поколений.
Кроме того, на базе «Института третьего возраста» можно посоветовать организацию «Мобильной бригады» для обеспечения равного доступа граждан пожилого возраста и инвалидов к услугам, оказываемым ТЦСОНом Ленинского района.
Мобильная бригада поможет решить ряд вопросов:
- повышение уровня и качества жизни пожилых людей в отдаленных населенных пунктах;
- обеспечение доступности социального обслуживания для людей, проживающих в отдаленных районах;
- оказание им действенной равной социальной помощи;
- оказание информационно-консультативной помощи незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам;
- срочную мобильную социально-медицинскую и психологическую помощь;
- содействие в решении бытовых проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности.
На базе ТЦСОНа также может быть организована работы так называемой «Тревожной кнопки». Служба «Тревожная кнопка» – это новая социальная услуга комплексной дистанционной поддержки пожилых людей. Нажав любую кнопку с цифрами на специально закодированном мобильном телефоне, пожилой человек может связаться с диспетчером службы и получить необходимую информационную и/или экстренную помощь:
Получение справочной информации: о предоставлении социальных льгот и преимуществ, о режиме работы учреждений здравоохранения, нотариуса, социальной защиты, коммунальных и других служб и специалистов.
Контроль и консультативная помощь: контроль приема лекарств в соответствии с назначением лечащего врача, запись на прием к врачу, к нотариусу, на консультацию к юристу, к специалистам социальной защиты. Консультации обслуживаемых по вопросам правового, социального, медицинского и пенсионного обеспечения.
Мониторинг состояния здоровья: диспетчер регулярно сам выходит на связь с обслуживаемым для проведения мониторинга здоровья. В случае, если обслуживаемый не выходит на связь более 3-х дней (не предупредив об отъезде), диспетчер обязан сообщить в службу МЧС и родственникам или соседям по контактным телефонам для прояснения ситуации.
Психологическая помощь: беседы и консультативная помощь профессионального психолога.
Экстренная помощь: вызов скорой помощи, если человек сообщает, что ему плохо; вызов аварийной, пожарной или газовой служб. Экстренный (плановый) вызов сантехника, слесаря, электрика или другого специалиста в зависимости от сложившейся ситуации. Обеспечение взаимодействия специализированных служб реагирования в чрезвычайных ситуациях, для оперативного решения возникающих проблем.
Любая технология социальной работы, в том числе и организация клубной деятельности, не может быть внедрена без учета особенностей, как объектов так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач организации досуговой деятельности людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. Организация досуговой деятельности является отличным средством предоставления пожилым людям возможности самореализоваться. Но социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.
В заключение следует отметить, что сотрудникам ТЦСОНа важно не просто взять на себя всю заботу о пожилых людях, но и привлечь внимание имеющихся близких родственников, бывших коллег, знакомых, соседей к проблемам живущих рядом пожилых людей. В связи с этим предлагается создать «Школа по уходу за пожилыми людьми для родственников». В такой школе родственники смогут встретиться с психологом, узнать об особенностях изменения психологического состояния человека с приходом пожилого возраста, посоветоваться о стратегии поведения с пожилым человеком. Медицинские работники также смогут дать нужные советы для организации поддержания здоровья пожилого человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные предложения будут способствовать расширению комплекса оказываемых услуг, а также технологий социальной работы с пожилыми людьми на базе ТЦСОН Ленинского района г. Бреста.
Вывод по 2 главе
В рамках курсовой работы было проведено исследование, которое дало возможность изучить особенности и потребности современных пожилых людей, а также оценить используемые технологии социальной работы, осуществляемые на базе ТЦСОН Ленинского района г. Бреста.
Исследование показало, что все пожилые люди, посещающие «Институт третьего возраста» при ТЦСОН очень довольны данной формой работы. По мнению пожилых людей, такая технология помогает устранению препятствий пожилых людей к независимому существованию в условиях окружающей и производственной среды; обучению пожилого человека жить в социуме и быть интегрированным в общество; повышению уровня знаний пожилых людей о состоянии развития своего здоровья, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
Таким образом, для совершенствования технологий социальной работы с пожилыми людьми, в первую очередь, необходимо выяснить интересы пожилого человека, его взаимоотношения с членами семьи, его прошлые заслуги и достижения, его интересы и мечты. Пожилому человеку нужно помочь определиться в выборе формы досуга, форме взаимоотношений с родственниками. Очень важно проводить работу с членами семьи, в которых проживает пожилой человек: показать им всю глубину сложности жизни стариков, научить грамотному общению с пенсионерами.
В рамках курсовой работы были сделаны предложения о совершенствовании деятельности «Института третьего возраста» посредством привлечения общественности к проблемам пожилых людей, а также расширения некоторых услуг.
В связи с прогрессирующим старением населения возникает немало социально-экономических и политических проблем: пожилые люди теряют конкурентоспособность на рынке труда, обостряются кадровые процессы, ощущается недостаток трудовых ресурсов, особенно в сфере обслуживания и высококвалифицированного производства. Появляются проблемы в семье. Накопленный жизненный опыт и высокий уровень образования остаются невостребованными, имеют место проблемы взаимоотношений людей старших возрастов с молодежью, возрастает нагрузка на работающих граждан по содержанию лиц пенсионного возраста. Решить возникающие проблемы нельзя без предоставления пожилым людям возможности для индивидуального развития, участия в общественно-политической и экономической деятельности.
Теоретический обзор источников показал, что переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и так далее. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью – как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей.
Потребность же в самореализации в пожилом возрасте – логически объективная закономерность. С одной стороны – это мобилизация адаптационных ресурсов пожилого человека, стремление к выполнению потерянных им ролей или приобретение новых ролей в условиях художественных коллективов (внутренний вектор самореализации), с другой – направленность своей активности во внешнюю среду (внешний вектор самореализации).
Эмпирическое исследование показало, что на, сегодняшний день, одной из главных проблем пожилых людей в семье является отсутствие возможностей самореализоваться, организовать свой досуг, наладить эффективные взаимоотношения с родственниками, не чувствовать себя в одиночестве. Выход на пенсию многие пожилые люди оценивают, как огромный стресс. Люди не готовы грамотно организовать свое свободное время, начинают особенно чувствовать свою бесполезность в семье, многие ощущают себя покинутыми, одинокими, острее чувствуются болезни. Невозможность организовать свой досуг приводит к тому, что пожилые люди чувствуют себя изолированными от общества. Анкетирование и беседа, проведенная в рамках курсовой работы, показала важность и необходимость создания клубов по интересам, кружков, объединений для организации досуговой деятельности пожилых людей, в том числе совместно с членами их семей. Такую возможность пожилым людям предоставляет ТЦСОН Ленинского района г. Бреста, организовав «Институт третьего возраста»,
Анкетирование пожилых людей показало, что такую технологию работы с пожилыми людьми участники принимают с большой благодарностью и удивлением, что свидетельствует о важности и необходимости создания такой формы работы и в других Центрах Республики Беларусь. В работе также представлены предложения по совершенствованию и расширению таких услуг, привлечению внимания общества к нуждам пенсионеров.
Таким образом, совершенствование технологий социальной работы, направленных на улучшение положения стареющих в семье и за ее пределами, должны обеспечивать пожилым людям возможность в удовлетворении потребности проявить себя как личность, что в более широком смысле может быть определено как удовлетворение, полученное в результате достижения личных целей, устремлений и осуществления потенциальных возможностей. Важно, чтобы политика и программы, касающиеся стареющих, создавали возможности для самовыражения путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу. Основными сферами деятельности, в которых пожилые люди находят удовлетворение, являются следующие: участие в жизни семьи и поддержание родственных связей, добровольные услуги обществу, постоянное совершенствование путем самообразования и обучения в учебных заведениях, самовыражение в искусстве и ремеслах, участие в различных общественных организациях и организациях для престарелых, религиозная деятельность, отдых и путешествия, работа неполный рабочий день, участие в политической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 14 июля 2000 г. №418−з //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 287, 2/1744
- Архипова, О.В. Технологическая модель организации досуговой активности пожилых людей в рамках концепции образования в позднем возрасте / О.В. Архипова // Психология зрелости и старения. – 2009. – № 4. – С. 68-84.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
- Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов.. М.: Изд-во МГУ, 2010. – 304 с.
- Басов, Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста : учеб. пособие / Н.Ф. Басов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 346 с.
- Бастрыкина, А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями / А.В. Бастрыкина. – М.: Тасис, 2005. – 132 .
- Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Уч. Пособие / Ф.Э. Бурджалов. – М: Гардарика, 2005. – 272 с.
- Василенко, Н.Ю. Социальная геронтология / Н.Ю. Василенко, – М.: Издательство Дальневостойчного университета, 2003. – 226с.
- Воробьев, П.А., Власова, А. В. Депрессия в пожилом возрасте // Клиническая геронтология – 2010. – № 3. с.22 – 28.
- Ворошилова И. И., Ефанов В.Н. Социальная геронтология / И.И. Ворошилова, В.Н. Ефанов. – М.: Новое время, 2009. – 450с.
- Гуслякова, Л.Г. Исследование стандартизации социального обслуживания: проблемы, перспективы реализации на региональном уровне / Л.Г. Гуслякова, Ю.А. Калинина // Журнал исследований социальной политики. 2006. – Т. 4.; № 3. – С. 349-366.
- Дашкова, А.А. Психология взрослых / А.А. Дашкова. – Л.: Гардарики, 2011. – 301 с.
- Диденко, Т.А. Проблемы людей пожилого возраста // Т.А. Диденко, – СПб.: Питер, 2010. – 230 с.
- Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения, Вена, 26 июля – 6 августа 1982 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.82.I.16), глава VI, раздел А.
- Дымов, А.О. Медицинская помощь пожилому / А.О. Дымов, – М.: Гардарика, 2011. – 90 с.
- Ермак, Н.А. Социально-педагогические предпосылки развития геронтообразования / Н.А. Ермак // Педагогика. – 2011. – № 9. – С. 34-41.
- Ермак, Н.А. Теория педагогической поддержки качества жизни пожилых людей на основе вовлечения в творчество / Н.А. Ермак // Изв. Юж. федер. ун-та. Пед. науки. – 2009. – № 2. – С. 43-50.
- Карюхин, Э. Развивать правовое просвещение среди пожилых людей / Э. Карюхин // Вопр. соц. обеспечения. – 2010. – № 3. – С. 17.
- Красилина, Г. В. Клуб для пожилых людей / Г. В. Красилина // Соврем. б-ка. – 2012. – № 2. – С. 64–65.
- Коваленко, Н. Дети «оттепели» освоили компьютер : особенности работы с пожилыми читателями / Н. Коваленко // Библ. дело. – 2008. – № 8 (74). – С. 27–30.
- Комаров, Е.И., Войтенко, А.М., Ран, Н.Г. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И. [и др.]. – М.: Владос, 2004. – 203с.
- Комарова, Ю.Н. Старость – не радость? / Ю.Н. Комарова // Новое время – №4 – 2012. с.12
- Корнюшина, Р.В.Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина, – Издательство Дальневосточного университета 2010. – 256с.
- Краснова, О. В., Лидерс, А. Г. Социальная психология старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
- Краснова, О. В. Одинокопроживающий пенсионер / О.В. Краснова. – М.: Академия, 2008. – 374 с.
- Куприянов, Р.В., Шарифуллина, Д.Р., Берецкая, Е.А. Теория и практика социальной реабилитации / Р.В. Куприянов [и др.]. – СПб.: Питер, 2004. – 294с.
- Марченко, И. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов / И. Марченко ; Комплексный Центр социал. обслуживания населения Центр. р-на г. Кемерово // Социал. работа. – 2004. -№ 1. – С. 43.
- Максименкова, Т. Молодые – пожилым / Т. Максименкова // Библиополе. – 2013. – № 10. – С. 50–52.
- Медведев, В.И. Проблемы пожилых людей: проблемы общества / В.И. Медведев, – М.: Луч, 2008. – 388 с.
- Медведева, Г.П. Введение в социальную геронтологию / Г.П. Медведева. Академия педагогических и социальных наук; Московский психолого-социальный институт. – М.: Воронеж, 2009. – 95с.
- Медынская, Т.Н Настольная книга социального работника / Т.Н. Медынская, – Минск: Аверсэв, 2010. – 386с.
- Михалева, Т.А.Теория социальной работы / Т.А. Михалева, – М.: Овал, 2012. – 339с.
- Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н.Мясищев. – М.: Олма-пресс, 2007. – 290с.
- Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 149 с.
- Павленок, А.Д. Основы социальной работы: Учебник / П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М., 2007. – 654с.
- Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Депа- рт. по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения; Сост. Дегаева Н.С. и др.; Редкол.: Ускова Н.Е. и др. – М., 2003. – 223 с.
- Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / М-во труда и социал. развития Рос.Федерации. Департ. по вопр. социал.защиты. – М., – Вып. 2 : / Сост.: Дегаева Н.С., Сабитова Г.В.; Под общ.ред. Малышевой Н.А. – 199 с.
- Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Социальная работа – №12 – 2012. с.22
- Савинов, Л.И. Проблемы организации социальной помощи гражданам пожилого возраста из числа бывших заключенных: (По материалам социологического исследования) / Л.И. Савинов; И.Н. Славкина // Отечественный журн. социальной работы. – М., 2004. – N 1. – С. 47-53.
- Северинец, Ф.А., Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной
- Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 376с.
- Щукина, Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей / Н. П. Щукина. – М. : Дашков и К, 2010. – 412 с.
- Яценко, И.В. Социальная геронтология / И.В. Яценко, – СПб.: Питер, 2012. – 332с.
Анкета для пожилых людей
- Каждый жизненный этап сопровождается тревогами и трудностями. Назовите Ваши основные проблемы, с которыми вы столкнулись, выходя на пенсию, в семье?
- материальные трудности;
- чувство одиночества;
- отсутствие самореализации;
- отсутствие понимания;
- другое__________________________________________________________
- Кто и что помогает вам переживать проблемы?
- родственники;
- соседи, близкие знакомые;
- бывшие коллеги;
- социальные работники;
- посещение клубов по интересам;
- другое__________________________________________________________
- Чувствуете ли Вы отсутствие самореализации в семье?
- да, чувствуется очень остро;
- да, порой, ощущается;
- очень редко;
- почти не чувствуется;
- нет.
- Нуждаетесь ли Вы в повышении уровня самореализации?
- да;
- нет.
- Чувствуете ли Вы себя защищено в семье?
- да;
- нет.
Нравится ли вам посещать ИТВ?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
- Какие мероприятия особенно привлекают Вас в ИТВ?
____________________________________________________________
Благодарим за участие!