Проконсультируем бесплатно,
прямо сейчас

+79100022759
ZAKAZ@NA10.RU

Журналистика

Просмотров: 0

Данный материал предназначен для подготовки студенческой научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Мы можем подготовить для вас дополнительный, оригинальный материал по данной или смежной теме с высоким уровнем оригинальности. Любые консультации по оказанию помощи в подборе материала для научной студенческой работы мы оказываем бесплатно. Задайте любой вопрос в чат или напишите на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сборник диагностических методик тут

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПЕРИОДИКИ.. 6

1.1 Понятие и сущность научно-популярной журналистики. 6

1.2 Отраслевая периодика. 11

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ.. 14
  2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА СТРАНИЦАХ СМИ.. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений.

Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды[1].

Начиная с 20-ого века журналистика является отражением не только бытовой и светской сторон жизни, но и новейших достижений в науке и технике. Причиной этому служит распространение демократических принципов правления в большинстве цивилизованных стран, вследствие чего население имеет право на получение любой информации. А государство, соответственно, обязано эту информацию предоставлять. Большинство ученых, занимающихся изучением журналистики и сферы коммуникации, сходятся во мнении, что СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры, отмечают регулятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процессами, в социальной защите людей, снабжении каждого индивидуума утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что с течением времени в отечественной журналистике сформировалась особая специализация - научно-популярная, направленная на популяризацию науки в СМИ, а также появились отраслевые средства массовой информации.

И на сегодняшний день во времена обилия периодических изданий «для всех» особую ступень занимает отраслевая периодика, газеты и журналы, отражающие проблемы определенной сферы. Проблемы определенных сфер жизни и труда человека занимают немалый объем в продукции массовых коммуникаций. Причем сугубо научные проблемы порой обсуждаются на страницах не специализированных изданий, а в популярной и общественно-политической печати, что также является одним из факторов, свидетельствующих о возрастающих потребностях общества в специализированной информации.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности строительной периодики для специалистов.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

  1. Рассмотреть теоретический аспект понятия и значения специализированной отраслевой прессы.
  2. На практическом примере рассмотреть особенности периодических изданий России по строительной тематике.
  3. Разработать пути совершенствования развития строительной периодики в России.

Объектом курсового исследования является научно-популярная и отраслевая, специализированная журналистика. Предметом курсовой работы является анализ развития строительной тематики в современных периодических изданий России и разработка ее совершенствования.

Теоретическая база курсовой работы включает в себя анализ учебной литературы по истории журналистики, истории журналистики, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

В работе использовались методы анализа учебной и научной литературы, аналитический метод.

Курсовая работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемой литературы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПЕРИОДИКИ

1.1 Понятие и сущность научно-популярной журналистики

На сегодняшний день журналистика как профессия предусматривает специализацию по многим областям: политическая; экономическая; международные отношения; отраслевая журналистика; спорт; наука; культура; общество.

Отраслевая журналистика во многом является элементом деловой, а также научно-популярной журналистики. Первая задача  журналиста отраслевого издания заключается в том, чтобы обработать очень подробную, специфическую информацию, собранную учёными и специалистами, в такую форму, что средний потребитель СМИ мог её понять и оценить. Научные журналисты зачастую, но не всегда, имеют углублённую подготовку по конкретным научным дисциплинам, которые они охватывают - они были учёными и врачами, прежде чем стать журналистами - или, по крайней мере, проявили талант в описании научных тем[2].

В последние годы объём научных и специализированных новостей быстро рос вместе с наукой играя всё более центральную роль в жизни общества, и взаимодействие между научными, специализированными кругами и средствами массовой информации увеличилось. Различия между методологиями этих двух "столпов" современного общества, в частности свои собственные пути развития их реальности, приводит к некоторым трудностям. Журналистика, как правило, имеют более сильный уклон в сторону сенсационности и спекулятивных теорий, чем наука, тогда как наука уделяет больше внимания фактам и эмпирическим оценкам.

К научной журналистике также относят медицинскую журналистику и экологическую журналистику. Правила научной журналистики были изложены Н.В. Ломоносовым в сочинении «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

Нужно выделить приемы, свойственные научно-популярной и специализированной, отраслевой журналистике: использование профессионализмов, низкочастотное употребление эмоционально и экспрессивно окрашенных слов, применение сложных синтаксических конструкций и параллельных синтаксических конструкций, преобладание косвенной речи над прямой.

В научно-популярной журналистике чаще всего выработан научный стиль и стиль каждого СМИ, освещающего проблемы научно-технического развития, которые постоянно совершенствуются. В отраслевых изданиях имеется большое количество узко  специфических текстов[3].

Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной журналистики является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае, можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Основным фактором, определяющим развитие научно-популярной журналистики сегодня, выступает новая общественная и социально-экономическая реальность, а также исторические и национальные особенности, состояние научного потенциала, образовательный уровень населения и заинтересованность редакций в развитии данного тематического направления.

Научно-популярная журналистика прошла длинный курс своего развития. Распространение научных знаний началось еще в дописьменную эпоху и осуществлялось средствами фольклора. Доведение знаний до людской массы с давних пор было стремлением тех, кто отдавали себя служению науке. Ценным историческим источником, который указывает на то, как в эпоху античности осуществлялось распространение научных сведений, являются письма, написанные в то время Платоном, Сократом, Эпикуром, Цицероном, Сенекой и другими мыслителями.

Прогрессивные ученые всегда считали пропаганду научных знаний важной и почетной задачей. История знает имена ученых, которые поднимались на эшафот ради пропаганды новых научных идей. Галилео Галилей чуть не поплатился жизнью за свой знаменитый «Диалог». Написанный в доступной, интересной и ярко выразительной форме, «Диалог» не только свидетельствует о стремлении ученого защитить новый, научный взгляд на картину мира, отвергнуть устаревшее представление о системе мироздания, доказать правильность воззрений Коперника, но и демонстрирует страстное желание автора довести новое научное знание до широких кругов читателей.

Глубокий след в деле распространения научных знаний оставили великие русские ученые - М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, И.П. Павлов. Передавать широким народным массам результаты своих исследований в доступной, популярной и одновременно высоконаучной форме они считали своим патриотическим долгом, целью своей жизни.

Свое отношение к популяризации науки и внедрению прогрессивных научных идей в сознание народа высказывали русские просветители XIX в. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Так, А.И. Герцен, обращаясь к русским естествоиспытателям, призывал их к тому, чтобы на основе обобщения истинных, верных сведений об естествознании, придания им живой формы, свойственной живой природе, изложения доступным, откровенным, простым языком «втолкнуть их (сведения) в общественное сознание».

Д.И. Писарев видел в науке главную силу общественного развития, выделяя при этом задачу популяризации естествознания и математики. По его словам, хороший популяризатор, особенно в России, может принести обществу гораздо больше пользы, чем даровитый писатель. Говоря так, Писарев, надо полагать, имел в виду, что не каждый ученый обладает способностью популярно излагать результаты своих исследований. В то же время от мастерства популяризации во многом зависит эффективность научно-популярного произведения. По оценке современников, сам он был одним из наиболее талантливых популяризаторов XIX в. Своей талантливой проповедью необходимости знаний, материализма и неуклонным отрицанием всего консервативного он, по свидетельствам И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева и А.Н. Баха, оказал большое влияние на судьбу русской науки.

1.2 Отраслевая периодика

Развитие научно-популярных изданий привело к появлению нового вида прессы – деловой и отраслевой, специализированной прессы.

Отраслевая пресса – освещает деятельность той или иной отрасли в различных ее аспектах. Создается министерствами, ведомствами, государственными комитетами для отражения, пропаганды собственной деятельности, руководства работой вверенных им структурных подразделений на разных иерархических уровнях. Она имеет, как правило, центральную газету, ведомственные журналы собственных научно-исследовательских институтов, многотиражные газеты на предприятиях по всей стране. Кроме ведомств отраслевую печать сегодня создают и отдельные фирмы, корпорации для продвижения своей продукции на рынок[4].

На современном медиа-рынке активно позиционируется глубокая сегментация. Именно с ней специалисты связывают бурное развитие в последние годы отраслевой прессы – изданий, сосредоточенных на конкретной области и предназначенных для предоставления профессиональной информации, в том числе и рекламной, как специалистам, так и бизнесам определенной специализированной направленности.

История первой отраслевой газеты в России началась с "Листка объявлений железных дорог третьей группы" – это издание вышло в свет в январе 1877 года. Главной задачей газеты было предоставление оперативной информации как работникам дороги, так и ее клиентам.

Условно отраслевую прессу можно разделить на несколько групп. Первая группа – периодические издания для отраслей экономики, например, – нефтегазовой, автомобильной промышленности. Вторая группа - пресса для различных профессий, например, издания для бухгалтеров, медицинских сестер, генеральных директоров и т.п.

Данный вид периодических изданий играет существенную роль для многих представителей различных профессий, прежде всего, для работы, повышения профессиональных знаний, собственного развития. Существуют издания, не читать которую представителям определенных профессий может быть даже опасно, например, главный бухгалтер, который не узнал, что у ставка взносов повышается, скорее всего, недоплатит эти взносы; а, если не узнает, что она понижается со следующего года – скорее всего, он обманет собственную фирму[5]

Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с бо­лее или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют, прежде всего, со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жите­лям, православным христианам и т.п. Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка.

Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей -«5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.).

В нашей стране давно и прочно утвердилась профессионально-от­раслевая периодика: «Красная звезда» для военнослужащих, «Гу­док» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета» и т.п. И наоборот: сравнительно коротки пока еще биографии изданий, рас­считанных на иностранцев и тех граждан России, кто проявляет интерес к контактам с зарубежными фирмами (например, еже­недельника «Иностранец» в Москве и газеты «The St. Petersburg Times» в северной столице)[6].

Коллектив редакции отраслевых периодических изданий – это, как правило, коллектив профессионалов-отраслевиков, представителей профессии. Кроме того, это может быть коллектив журналистов, которые в процессе работы, так или иначе, выучили, ознакомился с определенными задачами профессии или отрасли. Многие журналисты, работающие в отраслевой периодике, становятся не просто экспертами в своей тематической области, во многом они сами играют заметную роль в развитии этой отрасли. С помощью своих обзоров и аналитических материалов, возможно, они ведут тематический блок, делятся своими замечаниями. Такие специалисты не просто отражают, что происходит в отрасли, но и вовлекают, способствуют распространению актуальной для отрасли информации, помогают взаимодействию, выступают своеобразными навигаторами. Вполне возможно, что такого человека редакция может найти не только среди опытных журналистов, но и среди отраслевых специалистов, умеющих формулировать свои мысли и готовых делиться знаниями, опытом и наблюдениями. В отличие от репортера, корреспондент, работающий в отраслевом журнале (газете), готовит более объемные материалы. В арсенале таких корреспондентов жанры информационной публицистики: развернутые заметки (комментированная информация), отчеты, корреспонденции, репортажи; и жанры аналитической публицистики: проблемные и передовые статьи, аналитические обзоры, проблемные интервью и проч.; и даже художественные жанры: очерки, фельетоны, эссе.

 Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей отраслевых изданий является фильтрация нужной и полезной информации для определенного круга пользователей.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ

Современные средства массовой информации разнообразны и многогранны. Несомненно, специалист практически любой сферы деятельности сможет найти для себя необходимую и интересную информацию. Вот и для строителей существует ряд специализированных изданий. Например, если специалиста строительной области интересуют конструкторские разработки или инновационные технологии возведения архитектурных сооружений, то он может оформить подписку на журнал «Технологии строительства». Читатели именно этого журнала будут осведомлены о новых разработках в сфере строительных и отделочных материалов. Публикации подобного издания в основном своём преимуществе представляют собой статьи информационного и консультационного характера. Огромное внимание уделяется также и инновационным технологиям и мировым практикам их применения в строительстве. Одним из самых интересных разделов в данном издании считается рубрика, посвященная современным материалам, новым брендам на рынке строительной продукции и услуг. Немало внимания уделяется также и новым методам проектирования, а также технологиям производства монтажных и ремонтных работ[7].

Тем строителям, которые помимо всего прочего интересуются и новыми инструментами, применяемыми при возведении архитектурного сооружения, можно посоветовать рекламно-информационный журнал «Мир строительства». На страницах этого издания можно найти сведения о новом оборудовании, применяемом в процессе возведения того или иного архитектурного сооружения, а также ознакомиться с информацией рекламного характера. В этом журнале размещают рекламу компании, чья сфера деятельности близка к строительной. Там легко можно найти рекламную статью, посвященную, например, организации, которая выпускает лебедки ручные механического принципа работы и другое грузоподъемное оборудование, без которого не может обойтись строительство более или менее крупного объекта[8].

В 2009 году вышел первый номер журнала «Вестник Российского Союза строителей» - центрального печатного издания Союза. Необходимость такого издания назревала давно. Сейчас, когда финансово-экономический кризис тяжело отразился на инвестировании строительства, а отрасль, кроме того, еще и переживает период перехода на новый уровень своего развития – систему саморегулирования, это особенно актуально. Возникает огромное множество вопросов, требующих публичного обсуждения. Кроме информационно-аналитической функции, «Вестник РСС» является своеобразным «Гайд-парком» для открытых дискуссий по самым наболевшим проблемам. Журнал тесным образом взаимодействует с территориальными Союзами строителей, и освещает работы строительного комплекса российских регионов, еще одна его важная миссия.
Вестник содержит ряд постоянных рубрик, такие как: российский строительный рынок; саморегулирование в строительной отрасли; новый облик российских городов; Сочи – столица Олимпиады 2014 года; новости РСС и новости регионов[9].

Прогрессивным специалистам строительной отрасли не менее интересен будет журнал «СТРОН». Это издание можно назвать универсальным для представителей различных строительных профессий. Инженеры, дизайнеры, архитекторы, заказчики, инвесторы и, наконец, сами строители могут найти в этом издании много интересного материала. Кроме того, целевой аудиторией журнала «СТРОН» являются также и компании, которые производят строительные материалы, технику, инструменты и, конечно, подъемно транспортное оборудование. И даже обычных людей, которые просто планируют провести дома ремонт, вполне может заинтересовать материал этого журнала.

Кроме журналов и других печатных изданий, полезную информацию есть возможность найти и в Интернете. Современные СМИ открывают широкие возможности для развития специалистов различных сфер деятельности[10].

Издательство «Красная линия» (ООО "Журнал современных строительных технологий "Красная линия") выпускает профессиональный отраслевой журнал следующих направлений: общестроительное, дорожное строительство и нерудная промышленность.

Издание ориентировано на руководителей и специалистов организаций и предприятий, работающих во всех сферах строительной, дорожно-строительной и горнодобывающей индустрии. Издание распространяется на территории Российской Федерации по подписке и адресно-целевой рассылке среди строительных и дорожных ведомств и организаций, проектных институтов, а также на всех значимых отраслевых выставках и конференциях.

К сожалению, на сегодняшний день современные строительные журналы представляют интерес только для тех людей, которые желают посмотреть на красивые дома, перенять идеи для личного строительства. Данные журналы нельзя назвать отраслевыми. Во многом они созданы для того, чтобы стать обычно рекламной площадкой для производителей строительных материалов и сопутствующих товаров. Понятно, что одним привлечением рекламного сообщества проблему продвижения отрасли не решить. Для решения по­добной задачи необходима политическая воля и поддержка государства. Но, похоже, эта воля и поддержка появляют­ся. Остается только предложить профессионально сфор­мулированную, масштабную, многоуровневую, проектно-сформулированную долгосрочную программу. Программу научно-технологической пропаганды или программу созда­ния интегрированного бренда «российские наука и техноло­гии отраслей». И сделать это можно только общими усилиями[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в России выпускается масса отраслевых журналов, полезных представителям строительной профессии. Тем не менее, есть положительные, так и отрицательные стороны развития данного направления.

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА СТРАНИЦАХ СМИ

 

Говоря о развитии периодики по строительной тематике в России следует отметить, что, помимо журналов и газет, действительно, интересных для работников строительной отрасли, существует и масса изданий являющихся, на самом деле, обычной рекламной площадкой.

Как отметила Л.Н. Стрельникова (главный редактор журнала «Химия и жизнь»), качество заметок падает с увеличением массовости издания. Это печальная закономерность: чем выше качество научной информации, тем меньше людей ее видят, и, наоборот, наиболее массовый охват оказывается у халтуры. Конечно, всё не безнадежно, у нас сейчас есть много качественных научно-популярных журналов и научных разделов на крупных веб-порталах, но по широте охвата и (или) оперативности они не могут сравниться с ведущими газетами и телевидением, где положение дел с освещением строительной тематики не вызывает оптимизма[12].

На этом фоне не удивителен общий спад интереса к науке, которая тоже, несомненно, используется в строительной отрасли. Он характерен не только для России, но и для многих других стран, но именно в России его последствия могут оказаться особенно фатальными. В условиях утраты преемственности в науке государство, провозгласившее курс на развитие высоких технологий, рискует столкнуться с кадровым голодом, который не только поставит под вопрос выполнение громадья планов, но и станет в определенной степени угрозой для национальной безопасности.
 К сожалению, на пути к решению проблемы стоит редакционная политика крупных изданий: убеждать в необходимости пропаганды науки нужно не рядовых журналистов, а главных редакторов, которые совершенно не заинтересованы в повышении качества предлагаемого массам продукта.

По мнению научного обозревателя «Радио Свобода» О.М. Орловой, подход главных редакторов к научным новостям как к разновидности развлекательной, «прикольной», информации отчасти связан с тем, что они в годы обучения не получили никакой подготовки в плане научной журналистики[13].

Еще об одной стороне этой проблемы говорил научный редактор журнала «Вокруг света» А.Г. Сергеев: публикация несуразицы не приводит пока ни к каким последствиям для СМИ. Можно опубликовать или произнести в эфире любую чушь, и репутация издания никак от этого не пострадает (отчасти из-за того, что у большинства наших СМИ репутации вообще нет). Решить эту проблему частично можно было бы при помощи некой службы мониторинга, которая отслеживала бы в СМИ научные публикации низкого качества и публиковала бы их разбор. Одним из вариантов такого воздействия могла бы стать специальная подготовка отраслевых журналистов.

 К сожалению, чтобы разобраться в сути отраслевой новости, в том числе оценить ее адекватность, необходимо хотя бы в некоторой степени «владеть предметом», чем современные журналисты строительных изданий похвастаться не могут. Не лучше обстоит дело с подачей различных точек зрения: поскольку «обычные» журналисты не разбираются не только в науке, но и в научной методологии, противопоставление эволюционизма и креационизма кажется им отражением различных научных подходов к проблеме.

Отсюда следует вывод: отраслевых журналистов необходимо готовить из ученых или профессиональных работников, а не из журналистов. В университетах, например, для этого можно организовать дополнительные курсы на факультете журналистики, а еще лучше было бы ввести курс по представлению научных результатов в базовые университетские программы. С идеей об уникальности научной журналистики не вполне согласился научный обозреватель портала Грани.ru Максим Борисов. По его мнению, даже имея общее представление о теме и прочитав оригинальную статью, далеко не всегда возможно без сбора мнений экспертов уловить все нюансы конкретного результата и уж тем более раскрыть конфликт, который, возможно, за ним скрывается. По крайней мере в плане работы с экспертами отраслевая журналистика не отличается от журналистики классической.

Кроме того, контакт между учеными, профессиональными сотрудниками научной отрасли и журналистами должен быть двусторонним. И в нём должны быть заинтересованы не только журналисты, но и сами профессионалы.

На современном этапе существует большая проблема развития научно-популярных и отраслевых газет и журналов, так как прямой диалог профессионалов с широкой публикой, как правило, затруднен. Причин здесь несколько.

Во-первых, подобные коммуникации не входят в число приоритетных задач типичного отраслевого сотрудника – он не обязан тратить свое время на научно-популярные статьи и выступления. Во-вторых, результаты исследований порой не так-то легко изложить простым языком. Поэтому на сцене появляются новые персонажи – популяризаторы и научные журналисты, призванные донести суть работы специалиста до неподготовленного слушателя.

Диалог наука – широкая публика, таким образом, разбивается на два этапа: специалисты – журналисты и журналисты – публика (в роли научных журналистов и популяризаторов могут выступать, конечно, и некоторые специалисты, освоившие строительную профессию).

Не будет большим преувеличением сказать, что отрасль без помощи хороших журналистов и популяризаторов оказывается колоколом без языка. Язык без колокола тоже бессмыслен: он может только бесполезно болтаться. Значит, отраслевые специалисты и научные журналисты обречены на сотрудничество, если хотят, чтобы их деятельность была успешной.

Залогом успеха является ясное понимание целей специалистов строительной отрасли, журналистов и публики. \

Общество, наука и журналистика заинтересованы друг в друге. Современный мир, насквозь пронизанный высокими технологиями, может жить и нормально развиваться только в том случае, если ученые смогут опираться на осознанную поддержку общества, а оно, в свою очередь, сможет слышать мнение экспертов и взаимодействовать с ними.

В последние годы вопросам популяризации отраслевой журналистики было по­священо большое число конференций, круглых столов, дис­куссий. Следует обратить внимание на одну очень серьезную проблему, которая существенно за­трудняет решение задачи формирования позитивного образа отраслей в обществе. Эта проблема – смешение понятий «попу­ляризация» и «продвижение» науки (по-старому – «научно-техническая пропаганда»). И, как следствие, – драматическое сужение круга профессиональных участников процесса, при­званного вернуть науке ее позиции в общественном мнении.

Для развития строительной тематики в современной периодике России можно выделить не­сколько ее основных уровней, выстроенных в виде пирамиды.

Первый уровень – пропаганда, он формирует первичный интерес. Здесь в основном и работают специалисты по маркетинговым коммуникациям. В результате из массо­вой аудитории непрерывно выделяется более узкий слой людей, заинтересованно относящийся к строительной отрасли, – лояльная к теме аудитория. Эта аудитория и поднимает­ся на следующий уровень. Далее основная роль переходит уже научным журналистам и работающим с ними исследо­вателям.

Второй уровень – собственно популяризация, работа по под­держке строительной тематики в лояльной аудитории. Причем эта аудитория оказывается уже достаточно широкой в результате успешной работы на первом уровне.

И, наконец, третий уровень – это уже «профориентаци-онные» издания для абитуриентов и студентов и научно-информационные издания для подготовленной аудитории. Научно-информационные издания кроме всего прочего вы­полняют функцию корпоративных коммуникаций в научном сообществе.

Таким образом, популяризация–информирование и популяризация-продвижение – это часть и целое[14].

Когда мы говорим о возрождении отраслевой журналистики, мы, прежде всего, имеем в виду опыт, традиции и ориентиры, которыми обладала отечественная журналистика до периода 90-х годов, после которых в России произошли существенные изменения в общественно-политической жизни[15].

В Европе и США науке, да и всему обществу, не пришлось пережить перестройку и полный развал государства, отраслевая журналистика там находится на куда более высоком уровне развития, нежели российская. В силу западного менталитета и отношения между учеными и журналистами в Европе и США совсем другие. И отношение общества к науке и развитию отрасли тоже иное. Хотя и в Европе не все так хорошо. Европейские ученые уезжают в США и Канаду за лучшей зарплатой и лучшими условиями работы. Но в отличие от России, на Западе уже прошел бум лженауки. Там научный и отраслевой журналист имеет совершенно четкий статус. Человек, пишущий о науке и развитии определенной отрасли, на Западе причисляется к элитной журналистике, и как следствие, его труд высоко оплачивается. Эта тема считается очень сложной, поэтому положение научного журналиста очень уважаемо и незыблемо.

Есть на Западе такое понятие «free lancer» - аналогия нашего внештатного автора. При этом на Западе это свободный журналист, который может позволить себе быть независимым и не работать в штате. Его работа хорошо оплачивается изданиями, покупающими его статьи. И «free lancer» в западной модели журналистского сообщества звучит уважительно и почетно. Если в России представиться внештатником, во многих случаях отношение будет абсолютно противоположное западному. А ведь на Западе среди отраслевых журналистов довольно высокий процент «фрилансеров». И это еще одно отличие российской научной популярной журналистики от зарубежной[16]. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день очень важно перенять зарубежный опыт развития отраслевой и, в частности, строительной журналистики.

Европейских «отраслевиков» очень интересуют такие вопросы: кто должен обучать будущего научного журналиста? кто может работать отраслевым журналистом? можно ли обучить этой специальности в университете? Там даже есть курсы для профессиональных журналистов, которые хотели бы получить больше знаний по той или иной проблеме отрасли. Эти курсы оплачивают сами издания. Редакторы большинства изданий понимают, что чем большему научатся журналисты, тем лучше и полезнее для издания.

Более того, отраслевой журналист на Западе может получить грант и, к примеру, на год уйти учиться, повышать квалификацию, чтобы качественнее писать о проблемах науки. Российскому журналисту даже представить такое довольно сложно[17].

К сожалению, следует отметить и тот факт, что отраслевые представители профессий в России относятся небрежно к пропаганде своей работы.

Журналистам, каждый раз приходится объяснять ученым и представителям отраслей, для чего им надо общаться с журналистами. Например, несколько аргументов:

Первый аргумент – «то, о чем не пишут в газетах и журналах, то, о чем не рассказывают на радио и телевидении, не существует в массовом сознании». На Всемирном конгрессе научных журналистов в Бадапеште российские журналисты рассказывали  о том, как обстоит дело в России с популяризацией науки отраслей на страницах СМИ. Журналистов с удовольствием выслушали, а потом, в кулуарах, поинтересовались: “О какой, собственно, науке в России вы говорите? Ее же не существует”. Журналисты опешили: “То есть, как не существует?» Вот тогда-то они и сказали: “Понимаете, то, о чем не пишут газеты, в сознании обывателя не существует”.

О жизни мы действительно узнаем из газет и ТВ, и ничего с этим не поделаешь. Обычный человек никогда не пойдет в лабораторию и никогда не встретится с ученым. В сфере науки в России занято около миллиона человек, то есть меньше одного процента. Поэтому ученым и представителям различных профессий надо объяснять: “Отраслевики, вы не существуете в массовом сознании, пока вы не появились на страницах СМИ”.

Итак, газеты, радио, телевидение, журналы - вот основной источник информации о развитии отрасли. Важно, чтобы представители строительной профессии понимали, что только через средства массовой информации и никаким другим способом нельзя оповестить общество о своих работах.

Еще одна небольшая проблема. Она связана с тем, что писать о развитии отрасли очень трудно, особенно о современной. Она невероятно усложнилась. Она невероятно дифференцировалась, терминологический аппарат разбух. Поэтому журналисту с гуманитарным образованием, безусловно, трудно писать о технической строительных исследованиях, хотя бы потому, что разговаривать с ученым надо на его языке. Научных журналистов у нас практически не готовят. Есть на факультете журналистики в МГУ им. Ломоносова небольшая группа, которую ведет Елена Кокурина[18].

Итак, нужно сказать, что российская пресса в последнее время обратила внимание на то, что общество повернулось лицом к отраслям, а следовательно и к научно-популярной и отраслевой журналистике. Поэтому мы наблюдаем соответствующую реакцию СМИ на этот процесс. Конечно, чтобы поставить нашу пропаганду науки на, скажем, американский уровень, пройдет не год и не два. Но главное – не сходить с верного пути, вбирая в себя не только зарубежный опыт, но и накопленный капитал предыдущих лет развития научной популяризации.

Сегодня мир достиг такой степени, когда обществу совершенно необходим некий порог знаний, обеспечивающий безопасность и новое качество жизни. И вот это опять-таки то, что может и должна сделать научная и отраслевая журналистика»[19].

А российские ученые и научные журналисты должны находить действенные пути сотрудничества с европейскими и американскими коллегами. От этого сегодняшняя отечественная научно-популярная журналистика только выиграет[20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать вывод.

Теоретический обзор источников позволил сделать выводы, что, уже с последней четверти XVIII в. наряду с общими журналами получает развитие отраслевая журналистика: медицинская, театральная, музыкальная, педагогическая, адресованная специально женщинам и детям.

История развития научно-популярной журналистики наглядно демонстрирует широкий интерес общества к науке на рубеже 19-20 века. Курсовое исследование позволило отметить снижающийся интерес к научно-популярным изданиям последнего десятилетия. Однако источники говорят о том, что на современном этапе происходит еще один этап развития научно-популярной и, особенно, отраслевой журналистики, когда общества вновь и вновь возвращается к любимым некогда изданиям, а также приобрело возможность знакомиться с периодикой своей профессии, отрасли.

Стоит отметить, что еще тридцать лет назад была замечатель­ная система популяризации знаний, такие великолепные журналы, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Знание – сила», «Техника – молодежи» – и т.п. Множе­ство людей добровольно тратили свободное время – читали научно-популярную литерату­ру, спорили по вопросам науки, техники, интересова­лись последними научными открытиями[21]. Сейчас интерес к научно-популярным ра­ботам упал по всем показателям – тиражи меньше, издательства менее заинтересованы, многие темы «горячее». Рынок таких продуктов невелик, прибыли малы, работать там не вы­годно – это большая проблема.

Отраслевая журналистика изменилась принципиально, стала намного более специализированной. Строительная отрасль России получила массу полезных отраслевых журналов и газет.

Но крупные системные интересы совре­менного общества требуют развития научно-популярного просвещения. Наше общество, общество европейского типа основывается на научном мировоззрении и достижениях
науки. Нас связывает определенная картина мира (которая лежит в основе и наших обще­ственных договоренностей и конвенций), на­учные знания являются основой стабильности общественного мировоззрения и составляют
условие существования нашего общества, являются костяком его технологий.

Знать, как устроена научная картина мира, – это знать устройство нашего космоса, участвовать в ра­боте цивилизации. Иначе – отторжение целых
социальных слоев, трудности социализации, перебои в работе общественных институтов. Что может сделать сейчас популяризатор отраслевого знания? Как и раньше, как можно доходчивей объяснять и показывать. Ничего принципиально не изменилось. Можно лишь сказать, что был пережит период необосно­ванных ожиданий.

Можно сделать основные выводы темы развития отраслевой журналистики в России:

 1) Без качественной отраслевой журналистики ни научное, ни технологическое развитие страны невозможно.

2) Ожидать, что проблему повышения качества отраслевой журналистики решит государство, было бы наивно. Нужно искать пути к ее решению своими силами, причем обоюдно — как со стороны журналистов, так и со стороны учёных и представителей профессий отрасли.

3) Один из возможных вариантов действия — специализированные программы подготовки отраслевых журналистов в виде магистратуры, спецкурсов, семинаров, производственных практик в научно-популярных изданиях (в том числе электронных).

4) Первые шаги в этом отношении мог бы предпринять Московский университет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аринина О.А. Развитие научного знания, - М.: Аспект-пресс, 2007. – 210с.
  2. Бежин А.В. Новое в науке?//Веды – №12 – 2008
  3. Беляева Л.Н. и др. Библиография периодических изданий России 1901—1916. Т. 1—4, Л., 1958—1961.
  4. Большой российский энциклопедический словарь, - М.: Новое знание, 2001. – 640с.
  5. Бутенко А.В. История культуры, - СПб.:Питер, 2004. – 340с.
  6. Бутенко В.В. Особенности современных СМИ, - М.: Овал, 2010. – 385с.
  7. Вибе Д. Наука и СМИ: модели взаимодействия// Троицкий вариант. Выпуск № 2N (807) 29 апреля 2008 г. С. 13
  8. Егикова В.М. Научная журналистика в Европе // Стенограмма мастер-класса «Наука в СМИ сегодня. Опыт российской и британской журналистики» в рамках Недели Науки в г. Санкт-Петербурге, 4-5 апреля 2003г.
  9. Ваганов А. «Книгу не помню. Читал журнал...»//Экология и жизнь - №11 – 2008
  10. Грицук Н.Н. Научно-популярная пресса России, - М.: Высшая школа, 2009. – 390с.
  11. Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. – 196с.
  12. Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. - М.: Триада, 1998. – 224с.
  13. История российской журналистики. /Сост: Протасова О.Л. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. Тех. ун-та, 2001. – 264с.
  14. История русской журналистики: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1991. – 650с.
  15. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. — М.: Наука, 1978. – 320с.
  16. Лишевский В. П. Ученые-популяризаторы науки. - М.: Знание, 1987. – 232с.
  17. Махонина С.Я. История русской журналистики 20-ого века, - М.: Флинта, 2005, - 210с.
  18. Мишкевич Г. И. Доктор занимательных наук. - М.: Знание, 1989. – 244с.
  19. Плетнер Ю.Пропаганда или популяризация//Троицкий вариант - №12(836)от 16 сентября 2088г
  20. Стрельникова Л. О тенденциях в мировой журналистике и месте науки в СМИ//Доклад «Наука в СМИ сегодня в рамках недели науки в Санкт-Петербурге. 2010.
  21. Стрельникова Л.Н. Отраслевая журналистика – существует ли?//Вести - №13 – 2011. с.12
  22. Сухаревич А.В.Жанровые особенности СМИ, - М.: Луч, 2010.- 339с.
  23. Штепа В. Отраслевая журналистика в сегодняшнем мире//Relga - №5 [150] 05.04.2007

Сноски

[1] Курашова А.В. История журналистики, - Т.:ТЮМГУ, 2000.с.12

[2] Сухаревич А.В.Жанровые особенности СМИ, - М.: Луч, 2010.- с.54.

 

[3] Грицук Н.Н. Научно-популярная пресса России, - М.: Высшая школа, 2009. с 143

[4] Сухаревич А.В.Жанровые особенности СМИ, - М.: Луч, 2010.- с.73

[5] Грицук Н.Н. Научно-популярная пресса России, - М.: Высшая школа, 2009. с 148

[6] История российской журналистики. /Сост: Протасова О.Л. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. Тех. ун-та, 2001. – с.98

  1. [7] Стрельникова Л.Н. Отраслевая журналистика – существует ли?//Вести - №13 – 2011. с.12

[8] Штепа В. Отраслевая журналистика в сегодняшнем мире//Relga - №5 [150] 05.04.2007 .с.11

[9] Бутенко В.В. Особенности современных СМИ, - М.: Овал, 2010. – с.84

[10] Электронный ресурс: http://mamarama.ru/viewby/user/id/32085/

[11] Плетнер Ю.Пропаганда или популяризация//Троицкий вариант - №12(836)от 16 сентября 2088г

[12] Стрельникова Л.Н. Научная журналистика – существует ли?//Вести - №13 - 2009

[13] Аринина О.А. Развитие научного знания, - М.: Аспект-пресс, 2007. – с.121

[14] Бутенко В.В. Особенности современных СМИ, - М.: Овал, 2008.с.242

[15] Штепа В. Научная журналистика в сегодняшнем мире//Relga - №5 [150] 05.04.2007

[16] Штепа В. Научная журналистика в сегодняшнем мире//Relga - №5 [150] 05.04.2007

[17] Вибе Д. Наука и СМИ: модели взаимодействия// Троицкий вариант. Выпуск № 2N (807) 29 апреля 2008 г. С. 13

[18] Стрельникова Л. О тенденциях в мировой журналистике и месте науки в СМИ//Доклад «Наука в СМИ сегодня в рамках недели науки в Санкт-Петербурге

[19] Егикова В.М. Научная журналистика в Европе // Стенограмма мастер-класса «Наука в СМИ сегодня. Опыт российской и британской журналистики» в рамках Недели Науки в г. Санкт-Петербурге, 4-5 апреля 2003г.

[20] Штепа В. Научная журналистика в сегодняшнем мире//Relga - №5 [150] 05.04.2007

 

[21] Лапшина Г.С.Сборник тестов по курсу «История отечественной журналистики XIX — начала XX века». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.с.44