![]() |
Заказат![]() |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Репортаж как информационный жанр. 5
1.2 Особенности тематического репортажа. 9
- ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО РЕПОРТАЖА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.. 14
- пути совершенствования создания тематических репортажей на телевидении.. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
Знание особенностей жанров, умение применять их в своих работах является одним из основных условий профессиональной работы журналиста, способности правильно, доходчиво и адекватно подать свой материал. В свою очередь, это умение предполагает ясное понимание того, что есть жанр вообще и какова специфика каждого из них. Категория «жанр» является комплексной. Она включает в себя особенности содержания, глубину проникновения в материал, способ его подачи, используемые выразительные средства, объём материала и многое другое.
Любая человеческая деятельность направлена на удовлетворение определённых потребностей. Журналистика, в первую очередь, удовлетворяет необходимость в информировании о событиях в мире, независимо от того, будет это событие мелким, локальным или будет иметь общечеловеческое значение. Далее, она отвечает потребности в анализе означенных событий, в их осмыслении и формировании отношения к ним, что позволяет человечеству адекватно реагировать на происходящие в жизни процессы. Наконец, человек, как существо, не лишённое нравственности, нуждается в духовном осмыслении происходящего вокруг него. Все эти и более конкретные потребности человечества порождают значительное разнообразие способов, приёмов как создания информационных продуктов, так и их распространения. Продукты эти в значительной степени похожи друг на друга, но в то же время и существенно отличаются [6, c.5].
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что, одной из главных журналистских профессий на телефидении является, несомненно, профессия репортера. Это самая массовая, многогранная и органичная для раскрытия способностей молодого журналиста профессия.
Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. В связи с этим возрастает и роль репортажа.
Особенную актуальность играет изучение тематического репортажа, как одного из видов репортажей.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности тематического репортажа на телевидении.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- Рассмотреть понятие и сущность тематического репортажа.
- Проанализировать особенности современных репортажей.
- Разработать пути совершенствования создания тематических репортажей на современном телевидении.
Объектом курсовой работы является репортаж, как жанр. Предметом курсовой работы является особенности создания репортажа и пути ее совершенствования.
В работе использовалась методическая и учебная литература по теме исследования, материалы печатных СМИ, видео-сюжеты, материалы сети Интернет, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.
1.1 Репортаж как информационный жанр
Репортаж – один из наиболее распространенных информационных жанров. В репортаже излагается актуальный фактический материал, полученный с «места происшествия». Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare» «передавать», «сообщать». Известный теоретик журналистики А.А. Тертычный утверждает, что свое происхождение репортаж ведет от очерка: «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п»[14, c.122].
Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа.
Журналистский материал о событии - так определяет понятие репортажа словарь русского языка. Происходит от французского reportage - сообщать, латинская основа - reporto - передавать. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра - оперативность. Еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. Репортажность - имманентное свойство телевидения вообще, исходя из этого, репортаж - ведущий жанр тележурналистики. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала [10, c.92].
Жанр репортажа не нужно путать с отчетом (сообщением о событии): отчет предполагает объективность, сухое изложение последовательности фактов, репортаж – наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля, в репортаже это исключено. Автор репортажа – сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы других информационных жанров – отчета, интервью, повествования, отступления, характеристики персонажа. Бывают, правда, репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в точных и ярких подробностях убеждает читателя, слушателя или зрителя в том, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их, – это и есть истинное профессиональное мастерство. Как правило, репортажи в печатных СМИ иллюстрируются фотоснимками [9, c.43].
Репортаж – один из основных информационных жанров. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. Однако средства массовой информации существенно изменились, особенно за минувшие сто лет. И если сегодня в печатных СМИ репортаж – далеко не доминирующий жанр, то на телевизионных каналах этот жанр можно обозначить под номером один. Ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи. Без них не обходится ни одна программа новостей. В отличие от газеты или журнала ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.
Репортаж тематический – это жанр не чисто информационный, а скорее, связующее звено между информационным, художественным и аналитическим жанрами. Репортаж событийный – жанр полностью информационный, он больше всего ценится в выпусках новостей. Событийный репортаж не только позволяет наиболее оперативно и наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию, но и предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа перед заметкой и корреспонденцией.
Репортаж – наиболее популярный жанр, особенно на телевидении. Его основная задача – дать возможность слушателю/зрителю как бы поприсутствовать на событии. Репортаж чаще всего выступает как комплексный жанр: он включает в себя интервью с участниками и зрителями, комментарии специалистов и др. В нём используются практически все выразительные средства радио и телевидения, за исключением музыки.
По содержанию репортажи можно разделить на событийные и тематические. Первые рассказывают о конкретном событии – выставке, спортивном соревновании и т.п. Вторые посвящены определённой проблеме, например, последствиям засухи, проблемам экологии. Такие репортажи заметно более аналитичны, поскольку журналист не следует за отдельным событием, как в событийном репортаже, а рассматривает ряд событий, относящихся к теме, и отбирает в них то, что работает на раскрытие темы [8, c.112].
С точки зрения характера обработки материала репортажи можно разделить на прямые и фиксированные, передаваемые в эфир в записи. Прямой репортаж, безусловно, выигрывает относительно оперативности и силы воздействия на аудиторию, ведь он даёт возможность услышать или даже увидеть событие прямо по ходу его развития. Фиксированный репортаж, безусловно, проигрывает в оперативности, но позволяет представить событие более гладко, убрав все недостатки, которые проявились в прямом эфире.
По звуковому сопровождению репортажи на телевидении делятся на озвученные и немые. В первом случае репортаж сопровождается закадровым комментарием журналиста, во втором событие показывается без всякого комментария (no comments на «России-24» и «Евроньюс»).
Любой вид репортажа требует от журналиста очень тщательной подготовки: необходимо изучить сценарий мероприятия, круг вопросов, которые могут быть затронуты в ходе его, ознакомиться с наиболее важными участниками, их мнениями по затрагиваемым вопросам, продумать вопросы для интервью с участниками и зрителями события и круг интервьюируемых. Необходимо также заранее продумать места расположения микрофонов и телекамер, возможные перемещения корреспондента. Журналист должен подготовить тезисы своего комментария, помнить или иметь под рукой немалый справочный материал. Следует помнить, что прямой эфир не даёт возможности исправить недоработки и ошибки [6, c.7].
Конечно, у жанра событийного репортажа свои недостатки. Кто-то скажет, что такой репортаж предлагает лишь поверхностный обзор события. Однако то, что событийный репортаж сочетает в себе лучшие качества всех информационных жанров, оспорить нельзя.
Процесс подготовки газетного, радийного и телевизионного репортажа имеет много общего и много различий. Общее то, что вначале необходимо собрать всю (нужную и ненужную) информацию о событии для того, чтобы определить, какую часть этой информации следует донести до аудитории. Как правило, в этом случае необходимо опираться не только на свой журналистский опыт и чутье, но и пользоваться любыми источниками информации.
1.2 Особенности тематического репортажа
Иногда говорят, что журналист готовит «свой» материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком-то явлении, выстраивает причинно-следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа. Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии Иртыша, репортаж с конкретного промышленного предприятия или с места проведения какого-то спортивного мероприятия, например Сибирского международного марафона в Омске [ 9, c.48].
Создание тематического репортажа существенно отличается от подготовки экстренного репортажа. Тематический репортаж, в отличие от событийного, можно контролировать. Если при оперативной работе тележурналист вынужден следовать за событиями, то в ходе работы над «своим» материалом репортер может планировать заранее, что будет сказано и показано. Упор в таком репортаже делается на подготовку материала заранее, на подробный сбор информации, на кропотливую и продолжительную работу над материалом, а не на умение быстро сориентироваться в ситуации и оперативно изложить основные факты, как в событийном репортаже.
В данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.
Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных [8, c.114].
Тематический («проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, из цеха завода, с трека или из балетного класса и т. п. Событием в этих случаях можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю. Этот тип репортажа характерен для регионального телевидения. Тематический репортаж не требует безотлагательной выдачи в эфир. При перенасыщенности материалом, он может быть перенесен в следующий новостной выпуск. Особенно выигрышен на студенческом ТВ.
Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия в последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру; репортер становится участником действия. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте.) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения. Роль репортера - облегчить всю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не, должен быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности.
Специальный репортаж является разновидностью тематического. Он глубоко и неординарно раскрывает какую-либо тему. Более продолжительные по хронометражу, чем любые другие, эти материалы называются специальными потому, что их тема, как правило, выходит за рамки информационной картины дня. В самом начале работы НТВ (где и появился специальный репортаж в современном его виде) спецрепортажам отводилось место на пятнадцатой минуте программы «Сегодня». Считалось, что к этому времени внимание зрителей притупляется и восприятие аудитории надо активизировать неожиданным поворотом небанальной темы, причём такой, к которой в этот день ни один другой канал не обратится.
Наконец, тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная» ситуация. Предполагается лишь естественная реакция людей на те или иные предлагаемые обстоятельства. Метод может сочетаться с использованием скрытой камеры.
Особый интерес представляет создание специального репортажа. Этот жанр в последние годы приобрел особую популярность на телевидении. Журналисты, способные создать специальный репортаж, очень ценятся. Важно помнить, если репортаж не удался, то, скорее всего, это связано не с плохой идеей, а с тем, как эта идея реализована на практике. Самая распространенная причина провала - это отсутствие хорошо продуманной к четкой структуры репортажа. Её следует продумать заранее.
По своему функциональному назначению познавательно-тематический репортаж можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения.
Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
- В репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.
Таким образом, можно сделать вывод, что тематический событийный репортажи тесно взаимосвязаны. Хотя в основе тематического репортажа лежит не один факт, а цепочка фактов, объединенных общей темой, часто тематический репортаж рождается из событийного. Так, иногда тематический репортаж – это более глубоко разработанная тема оперативного репортажа с целью придания материалу глубины и перспективы. Это так называемый репортаж-последствие, связующее звено между жанрами событийного и тематического репортажа. В нем упоминается о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже за год до этого.
Для того чтобы рассмотреть понятие и сущность современного тематического репортажа на телевидении, рассмотрим несколько практических примеров, которые позволят оценить искусство современных журналистов, выявить основные черты тематических репортажей и их особенности.
В качестве примера выберем несколько различных тематических репортажей, снятых журналистами различного возраста, уровня. Кроме того, репортажи, затрагивающие различные темы.
- Рассмотрим тематический репортаж автора Марии Колодиной «Кому на Руси жить хорошо?». Данный репортаж можно увидеть в сети Интернет по адресу http://www.youtube.com/watch?v=eVj1Tl4hrss.
Основная тема репортажа довольно распространена: невнимание властей к проблемам жилья простых людей. Репортаж ведется журналистом из нескольких мест, объединенных одной проблемой – несовершенство работы жилищно-коммунальных служб. Завязка сюжета интригует зрителя: в объективе камеры митинг на Пушкинской площади г. Москвы, на котором собралось около 1000 человек. Для того, чтобы создать эффект присутствия зрителя на данном мероприятии, в репортаже показаны люди с плакатами, несколько человек дают краткое интервью общим смыслом которого является высказывание неудовольствия существующей властью. Короткие и эффектные фразу из уст участников митинга привлекают внимание, четко формулируют существующую проблему. Положительным в данном репортаже можно выяснить тот факт, что отражение мнений митингующих не остается голословным – действие репортажа переносится в один из районов Балашихи, где от протекающих крыш страдают жители микрорайона, в основном пожилые люди.
Протекающие крыши, мокрые стены, полуразрушенные квартиры, недовольные жильцы – все это подтверждает факт бездействия жилищно-коммунальных служб. По показанному сюжету у зрителя мгновенно формируется мнение о том, что жители района, действительно, нуждаются во внимании государства. Кроме того, бедственность положения показана в репортаже настолько явно, что голос журналиста за кадром не является самым главным в деле привлечения зрителя к проблеме. Также положительным в репортаже можно назвать и тот факт, что, помимо мнений жителей проблемного района, журналист кратко рассказывает о результатах попыток жителей решить свою проблему самостоятельно, а также приводит выдержки из документов, подтверждающих действительность сложившейся ситуации.
Таким образом, можно отметить, что данный репортаж, прежде всего, является тематическим: рассматривается определенная тема, касающаяся и волнующая многих людей, столкнувшихся с проблемами обеспечения безопасности жилья. Кроме того, как было отмечено в теоретической части курсовой работы, данный тематический репортаж тесно перекликается с событийным – в начале видеосюжета зритель «присутствует» на митинге.
Так как автор репортажа – студентка, следует отметить и некоторые «огрехи» тематического репортажа. Прежде всего, это слова одной из жительниц проблемного дома – женщина произносит небольшой монолог, смысл которого – ее проблема с протекающей крышей и состояние дома после протечек. В нескольких предложениях женщина объясняет проблему, затем, что свойственно пожилым людям, увлекается и по нескольку раз уточняет проблему. В кадре звучат следующие слова: «Отстают обои. Я сама варила клейстер и друг Володин пришел – заклеил». По нашему мнению, данную фразу следовало бы вырезать из репортажа. До фразы женщины имя «Володя» не фигурировало в сюжете, поэтому непонятно кем является этот человек. Кроме того, для зрителя не столь важно кто именно помогал женщине делать ремонт. В целом, можно оценить репортаж довольно высоко: прежде всего, в нем хорошая и интригующая завязка, интересный сюжет, актуальная тема репортажа, а также множество фактов, подтверждающих существующую проблему. В заключение сделан вывод о том, что проблема существует и требует скорейшего решения.
Рассмотрим другой пример тематического репортажа: репортаж Антона Латышева и Евгения Чернышева «Страйкбол». Данный ролик также можно увидеть в сети Интернет по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=MNa_FK5Tcvs.
Прежде всего, отметим, что данный видеосюжет – чистый тематический репортаж, посвященный теме игры в «Страйкбол». Данный репортаж является тематическим, прежде всего потому, что не требует безотлагательной выдачи в эфир. Данный репортаж будет интересен любому зрителю в различных телепередачах или просто как отдельный сюжет, не поднимающий каких-либо особенно актуальных проблем и вопросов.
Следует выделить сильную интересную завязку сюжета: на экране показаны настоящие боевые действия, в окопах ведут оборону экипированные солдаты, слышны звуки автоматов, запускаются сигнальные ракеты, воюющие переговариваются по рациям. Съемка ведется под звуки военного марша, тревожной музыки, ролик показан в черно-белом изображении, что еще придает реальности и схожести сюжета с черно-белыми старыми военными фильмами.
После 1,5 минут показа самой игры зритель слышит голос журналиста за кадром, который говорит о том, что на экране не военные действия, а игра в «Страйкбол». Кратко сам журналист, а также герои репортажа рассказывают историю создания игры и ее особенности. Кроме того, в сюжете довольно подробно объясняются и показываются правила игры, ее условия. Герои выражают свои эмоции во время игры, что дает зрителю не только увидеть ход игры на экране, но и почувствовать настроение игроков, их эмоциональный подъем. После небольшой подводки, зритель снова видит подготовку играющих к началу игры, затем сам ход «военных действий», что позволяет ему «присутствовать» в игре, почувствовать ее активность и динамичность.
Помимо информационной нагрузки в репортаже есть актуальный подтекст: слова журналиста «Может быть, если воевать – так лучше в страйкболе?», чем и заканчивается репортаж.
В качестве еще одного примера тематического репортажа хотелось бы выбрать один из сюжетов, посвященный теме культуры и искусств. Для примера рассмотрим репортаж А. Илюхиной и Е.Савиной, посвященный государственному музыкальному училищу имени Гнесиных. Данный сюжет можно увидеть в сети Интернет по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=VgOvCLlVJHE.
В начале ролика интересная подводка, автор говорит о том, что в повседневной суете люди не замечают красоту мира – на экране задумчивые люди с насупишимися лицами, спешащие, на ходу говорящие по телефону. Затем автор поднимает вопрос о том, что современная молодежь забывает о таком понятии, как классическая музыка. В доказательство своих слов журналист задает вопросы молодым людям на улицах: какую музыку они слушают? В результате ответы – современную. Встречный вопрос журналиста: «Слушаете ли вы классическую музыку»? Ответы молодых людей показывает всю грусть того, что некоторые из них даже не понимают что это такое. Ответ одного из молодых людей: «Только Челентано», а вот еще один «говорящий» ответ: «Музыка Чайковского мне не очень нравится… Я больше… к «Канн-кану». За 50 секунд эфирного времени журналист поднимает большую проблему отсутствия желания молодых людей современности изучать культуру и искусство, учиться слушать и понимать классику.
Тем не менее, как показывает автор, и на сегодняшний день есть молодые люди, любящие классику и готовые посвятить ей свою жизнь.
Далее зритель погружается в атмосферу творчества: ролик показывает будни студентов училища имени Гнесиных. Помимо того, что зритель видит представителей различных факультетов, педагоги и студенты училища рассказывают о том, что сделано силами преподавателей и учащихся за 115 лет существования учебного заведения. Тема, затронутая автором, довольно актуальна, но в ролике есть несколько технических погрешностей, прежде всего, это слишком хаотичная смена кадров, а также явно неудачные ракурсы съемок. Некоторые ракурсы довольно темные, что добавляет впечатление холодного, мрачного помещения училища. Кроме того, съемка играющих на различных инструментах студентов в коридорах учебного заведения не отражают задумку автора показать увлеченность героев музыкой, а темнота и мрачность кадра проецирует на зрителя некоторые негативные впечатления. Зрителю может показаться, что в училище не хватает помещений, постоянно шумно, студенты не могут остаться наедине с инструментом и т.п.
Кроме того, в конце ролика автор говорит заключительные слова в холодное время года на улице в шубе и перчатках, во время сумерек, что также несет некое «холодное» впечатление и содержит в себе некие негативные эмоции. Тем не менее, желаемая автором тема полностью раскрыта, поэтому данный репортаж также является тематическим и будет актуален не только на таких каналах, как, например, «Культура», но и в новостном ряду региональных и федеральных каналов. Рассмотрев несколько современных тематических репортажей можно рассмотреть особенности и пути совершенствования их разработки на современном этапе развития теле журналистики.
Практическое исследование показало, что на современном этапе на телевидении есть масса интересных тематических репортажей, затрагивающих насущные проблемы современности, а также просто интересные темы, важные для определенных кругов или социальных групп. Современный тематический репортаж за последние годы претерпел массу изменений, прежде всего, технических. В современном мире информационных технологий в репортаж можно внести многочисленные детали, дающие возможность усилить интерес зрителя, украсить его: например, музыкальный ряд, звуковые эффекты, компьютерную графику и т.п. Тем не менее, главным для журналиста являются основные правила создания репортажа.
Посещение места съёмки должно быть максимально полезным. Цель выезда на натуру — встретиться с максимальным количеством людей, увидеть как можно больше и проникнуться атмосферой места будущих съёмок. Журналисту важно почувствовать себя «своим», ощутить свою сопричастность: работа над репортажем - это весьма эмоциональный процесс, требующий от репортера некоего духовного родства с объектом съемки. Журналисту важно решить и ряд проблем сугубо практического характера, чтобы понять, как наилучшим образом использовать натуру и какие её элементы будут иметь наибольшее значение для репортажа. Вопросы, на которые журналисту нужно найти ответы при создании тематического, могут быть следующие:
- Какие события, действия, взаимоотношения, могут лечь в основу интересных эпизодов.
- Кто из персонажей наиболее интересен как собеседник?
- Какие планы могут дать наиболее сильный видеоряд? Цель - несколькими планами дать зрителю как можно более полное представление о месте съёмок.
Необходимо тщательно разрабатывать структуру репортажа. Выбрав форму сюжета, репортеру нужно продумать его возможную композицию, включая натурные съемки, общие планы, игровые эпизоды, интервью, информационные куски и т. д. Важно набросать план в самых общих чертах, что даст некоторое представление о возможном развитии сюжетной линии. Можно посоветовать репортеру переставить пункты плана несколько раз, чтобы убедиться, что они расположены в верном хронологическом порядке и что каждый последующий эпизод дополняет и усиливает предыдущий, создавая логически завершённый, гладкий репортаж. Только убедившись в том, что все основные элементы репортажа выстроены правильно, журналист можете выбрать места, где ему следует появиться на экране собственной персоной. К этому времени он должен уже достаточно четко представлять себе структуру будущего репортажа, чтобы вставить стэнд-апы туда, где они будут уместны.
Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии [7, c.91].
Авторы и российских и зарубежных пособий по тележурналистике с редким единодушием советуют репортерам (если речь не идет о съемках пожара) провести на объекте предварительную разведку, познакомиться заранее с участниками предполагаемого события, наметить план съемок и кандидатуры собеседников для интервью, продумать вопросы к ним, общий сценарный «ход» репортажа, все «повороты» и «изюминки». Репортеры отечественного телевидения почти столь же единодушно считают это «выдумкой теоретиков» и являются на съемку сразу с группой. Результат – шаблонно снятый материал, но не это самое огорчительное. Таким методом работы репортер ставит преграду на пути развития собственной личности. Он уже не станет исследователем, автором фильмов, не имея навыка искать суть за внешними проявлениями. Как в газете есть люди, для которых немыслимо написать очерк (вся жизнь прошла в отделе информации), так и на телевидении есть репортеры, которые теряются, если ведущий информационной программы спрашивает их о чем-либо оставшемся за рамками кадра; выясняется, что такой журналист ничего на объекте съемки не узнал и не понял. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и вообще иной профессиональный уровень, нежели умение все делать «с колес».
Сюжет и композиция, на которых остановился репортер, должны помочь правильно ответить на эти вопросы, а также решить, какой текст и когда именно он должен произнести с экрана. Журналисту уже известно, что герои репортажа скажут в своих интервью; теперь он может подумать над тем, какую дополнительную информацию ему нужно дать зрителям, чтобы донести до них главную идею репортажа.
На последнем этапе необходимо написать сценарную заявку и внести в предварительный план уточняющие детали.
Не нужно любовно описывать мелкие детали каждого эпизода. Следует ограничиться общим описанием места съемки и дать понять, что зритель видит на экране. Что касается текста, имеет смысл дать маркированный перечень информационных эпизодов и отметить основные вопросы интервью. Если время позволяет, следует написать примерный закадровый текст. Однако достаточно и простого перечисления основных пунктов, которые помогут найти и снять нужные картинки к тексту. На этом же этапе следует написать текст для стэнд-апов - по крайней мере, в форме черновика. Разумеется, чем раньше журналист напишет текст, тем легче ему будет отредактировать его окончательный вариант, убрав или переписав ненужные, неточные, тяжеловесные или банальные куски [7, c.93].
Для репортера особенно важно сотрудничество с оператором. Перед съёмкой обязательно нужно познакомить оператора со своим замыслом. Если журналист сам неясно представляете себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не сможет помочь сделать репортаж интереснее. В лучшем случае он сможет предложить серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы. Журналисту же останется лишь попытаться привнести в них некую гармонию, придать им хотя бы минимальную структурную форму - а это весьма непростая задача. В процессе подготовки рекомендуется обсудить сценарий с теми начальниками, которые будут утверждать репортаж на последнем этане перед выпуском в эфир.
Таким образом, можно сделать вывод, что для создания качественного тематического репортажа важна не только интересная свежая идея, но и соблюдение всех технических правил, тесное сотрудничество с оператором и ясная видимость того, что должно получиться в конце.
В заключение курсовой работы можно сделать вывод.
Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности в периодической печати.
Теоретический обзор литературы позволил отметить, что проблемный репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков.
В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя, слушателя зрителя. Это своего рода история события. Практический анализ нескольких теле-репортажей показал, что характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Наиболее ярко авторское «я» проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.
В заключение сделаны выводы и разработаны пути совершенствования создание тематических репортажей. Следует также отметить, что, создавая тематический репортаж, рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции — вводит в видеоряд небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алешина И. Введение в профессию журналиста. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 266 с
- Вожин А.А. Теория журналистского мастерства, - М.: Олма-пресс, 2008. – 286с.
- Градюшко А.А. Основы журналистики. Организация работы редакции СМИ. - Минск: БГУ, 2005. - 104 с.
- Григоренко М.В. Основные телевидения, - М.: Луч, 2003. – 294с.
- Добротворский И. Бизнес. Истории успеха. Руперт Мэрдок, - М.: Олма-пресс, 2000. – 320с.
- Жанры радио- и тележурналистики : методические указания / сост. В.В. Захаров. – Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 16 с.
- Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика, - М.: Изд-во МГУ; «Высшая школа», 2002. - 304 с
- Михеева О.А. Мастерство тележурналиста, - М.:Олма-пресс, 2001. – 374с.
- Мутовкин Л.А. Информационные жанры в арсенале журналистики // Вестнік БГУ, 2001. – 43-52с.
- Сковрцов М.А.Настольная книга журналиста, - СПб.:Питер, 2006. – 385с.
- Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы, - М.: “Права человека”, 1998. - 152 с.
- Сухаревич А.В. Тележурналистика / А.В. Сухаревич, - Мн.: БГУ, 2007. – 323с.
- Тертычный А. Сенсация - выстрел без промаха//Журналист - №10, - 2003
- Тертычный А.А. Расследовательская журналистика, - М.: Аспект Пресс, 2004. – 323с.
- Хезерингтон А. Новости, газеты и телевидение / на англ.яз. – Лондон, 1987. – 180с.
- Холл С. Мир наедине с собой: Производство новостей / на англ.яз. – Нью-Йорк, 1972. – 289с.
- Янцен А.В. Журналистское мастерство, - М.: Овал, 2007. – 323с.
- Материалы сети Интернет:
http://www.youtube.com/watch?v=eVj1Tl4hrss.
http://www.youtube.com/watch?v=MNa_FK5Tcvs.
http://www.youtube.com/watch?v=VgOvCLlVJHE
/www.youtube.com/watch?v=VgOvCLlVJHE