Данный материал предназначен для подготовки студенческой научной работы и взят из открытых источников сети интернет. Администрация сайта не несет ответственность за правильность и достоверность содержания данного материала. В случае, если вы являетесь автором материала, для удаления его с нашего ресурса, напишите нам Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Мы можем подготовить для вас дополнительный, оригинальный материал по данной или смежной теме с высоким уровнем оригинальности. Любые консультации по оказанию помощи в подборе материала для научной студенческой работы мы оказываем бесплатно. Задайте любой вопрос в чат или напишите на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Сборник диагностических методик тут |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Развитие «глянцевой» прессы и ее влияние на женское сознание. 5
1.2 Женщина-читательница «глянцевых журналов». 13
2.1 Методика исследования. 22
2.2 Результаты исследования, 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
ВВЕДЕНИЕ
Постановка вопроса «кто я» - закономерный результат предшествующего развития человека, ответ на который во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Одной из наиболее важных оценок в этой системе, по мнению ряда авторов (А. В. Захарова, И. С. Кон, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.), является самооценка.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена сложностью социальной ситуации сочетания становления собственного «Я» современных молодых людей. Во многом, на становление самооценки и развития личности молодежи влияет социальная среда, люди, находящиеся рядом с ними. Немаловажную роль играет мода, которую формируют СМИ. Появление глянцевых журналов оказала серьезное влияние на развитие молодежи. Благодаря «глянцу» у молодежи формируется ошибочное представление о стандартах красоты. К примеру, на одном из сайтов молодежного журнала девушкам предлагают оценить части своего тела, включая бедра, ноги, грудь, причем оценки варьируются от «отлично» до «ненавижу их», а на другом - сравнить тела знаменитостей. Общественная группа «Women In Journalism» занималась организацией ряда исследований, доказывающих, что мужские журналы оказывают сильное влияние на журналы молодежные, и, как следствие, не слишком положительно влияют на девушек-тинейджеров. «Должны ли молодежные журналы действительно побуждать девушек думать, например, «я ненавижу свое тело», - пишет один из авторов исследования, утверждая, что подобным образом журналы для тинейджеров превращают своих молодых читательниц в потенциальных пациенток пластической хирургии.
Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности жизни молодежи. Таким образом, особенно актуальным представляется анализ влияния глянцевых журналов на формирование образа эталона красоты молодежи.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности эталона «журнальной девушки».
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
-
Рассмотреть теоретические особенности влияния глянцевых журналов на современные представления о красоте.
-
На практическом примере выявить влияние чтения глянцевых журналов на самооценку женщин и девушек, а также о представлении понятия счастья и успеха.
Объектом курсовой работы выступают глянцевые журналы.
Предметом курсовой работы является анализ влияния чтения глянцевых журналов на самооценку женщин и девушек.
В работе использовалась научная и методическая литература по психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора. В работе использовались методы опроса, методика определения уровня самооценки, методика Ч. Осгуда «Семантический дифференциал», аналитическая обработка полученных данных.
Гипотеза исследования: глянцевые журналы ведут к стандартизации мышления, исключая возможность индивидуального развития человека. Постоянное чтение глянцевых журналов отрицательно влияет на самооценку женщины.
Курсовая работа состоит из двух глав, заключения-вывода и списка используемых источников.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ЭТАЛОНОВ ЖЕНСТВЕННОСТИ И КРАСОТЫ
1.1 Развитие «глянцевой» прессы и ее влияние на женское сознание
Информации в современном обществе отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса1. Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.
Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, - массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу - субъекта-носителя массового сознания [1].
Современные средства массовой информации играют важнейшую роль в формировании массового сознания. Сегодня газетам, журналам, интернет-ресурсам и ТВ гораздо проще управлять мнением людей, так как появление мобильных телефонов и планшетов привело к тому, что к определенному СМИ обращается каждый второй большую часть своего времени: в телефонах сидят люди, находясь в транспорте, на работе и в свободное время. Серфинг в интернете стал регулярным, соответственно, люди заходят на страницы СМИ сегодня гораздо чаще, чем десяток лет назад. На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу - сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.
Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе.
В начале 90-х гг. ХХ в. в стране началось активное развитие массовой прессы. Среди наиболее востребованных изданий оказались женские журналы. Активизация сегмента женской периодики обуславливалась с одной стороны читательским спросом, с другой – коммерческим фактором. Женские журналы вошли в список изданий, наиболее популярных у рекламодателей. Значительного успеха на отечественном медиарынке достигли проекты западных компаний, представивших отечественной аудитории версии известных журналов «Elle», «Cosmopolitan», «Vogue», «Marie Claire» и др., что определило основные тенденции развития женской журнальной периодики: превалирование западных моделей изданий, усиление роли рекламы в деятельности СМИ, формирование и распространение определенных ценностей, главным образом материальных, использование новейших технологий в издательском процессе. В данный период получили широкое распространение определения «глянцевый журнал», «глянцевая пресса», «глянцевая журналистика»[3].
Важно, что большинство иллюстративно-популярных журналов позиционирует себя в качестве элитарных изданий. В народном же сознании за такими изданиями закрепилось определение гламурные, или глянцевые[4].
Необходимо отметить, что развитие глянцевой прессы модифицировало типологические характеристики не только женских изданий. Глянцевыми стали выходить деловые издания, журналы для детей, молодежи, мужчин, издания, сегментированные по интересам (для автолюбителей, охотников, рыболов, садоводов) и др. Различие типов изданий, рассматривающихся как глянцевые, позволяет говорить о том, что термин «глянцевый журнал» может использоваться в значениях издательско-полиграфической продукции высокого качества и издания, предлагающего аудитории определенную модель жизненного устройства, поведения, обозначенными категориями «глянец», «гламур».
Издания элитарной (гламурной) направленности являются новыми на рынке российской журналистики. К ним в основном относятся журналы, посвященные моде и светской жизни. Они создают свой микроклимат, являясь своеобразными конкурентами для таких русских изданий, как «Здоровье», «Крестьянка», «Караван истории», «Культ личностей» и др. Благодаря гламурным журналам светский образ жизни, недоступный ранее большинству граждан, становится понятным, близким, почти доступным, дающим эстетическую пищу для людей разных сословий и профессий.
В последнее время появляется много работ, посвященных изучению особенностей взаимосвязи и взаимовлияния массмедиа и общественного сознания [Воронина 1999; Дударева 2003; Скорнякова 2004; Воронова 2009 и др.]. И вместе с тем сегодня нельзя считать, что эта проблема полностью исследована. Одним из «незатронутых» аспектов данной проблемы является вопрос о влиянии глянцевых журналов на формирование в массовом сознании образа современной женщины.
На сегодняшний день женские глянцевые журналы не столько удовлетворяют определенные потребности женщин, сколько стимулируют эти потребности, а значит, формируют и общественное мнение по отношению к женщине, и предъявляемые к ней требования и оценки. Сегодня можно утверждать, что на страницах глянцевых журналов идет процесс формирования нового концепта, который обобщенно можно назвать «успешная женщина». Общественное мнение в отношении того, какой должна быть успешная женщина и какие роли ей играть в обществе, менялось и меняется постоянно. Так, в советский период в русской литературе и кинематографе были созданы яркие и запоминающиеся образы успешных женщин - руководителей, которые попали в правящую элиту благодаря своей целеустремленности, трудолюбию, силе личности. Именно они создали благоприятную психологическую почву для восприятия женщин-лидеров, на которых нужно было равняться всем остальным женщинам. Сегодня этот «советский» образ успешной женщины сильно изменился, как изменилось и само представление о женском успехе. Сегодня успех – это целый ряд факторов, которые создают общее представление о счастливой жизни. Когда женщина здорова, красива, любима и любит сама, когда женщина искренне радуется, когда она может ценить жизнь, это и есть, наверное, основные признаки понятия «успешная женщина».
Подчеркнем, что источником представлений об успешности в данном случае являются либо журналист, дающий описание жизни известной личности, либо сама личность, рассказывающая о себе в интервью.
Журналы, вокруг которых формируется воображаемое сообщество, по мнению Б. Андерсона, транслируют ценностное содержание, которое одинаково принадлежит и вечности, и повседневности. Журнал призван существовать в своей эпохе и вне времени, чтобы его можно было читать и перечитывать [5].
Журнал не дает такой полноты художественной реконструкции повседневности, как роман, но превосходит по цельности и синтетическому видению мира газету. В результате на страницах журнала возникает свой особый хронотоп, отличающийся характерными чертами. Границы художественного и публицистического размываются в принципах перевосоздания реальности в глянце. Глянец создает сусальные образы вечного и благополучного мира успешных людей и состоявшихся проектов вне географических и административных границ и преград, что является и дискурсивно-односторонним (по законам публицистики), и условно-образным (художественным) изображением действительности одновременно.
По данным Gallup Media Russia, десятку наиболее читаемых в России глянцевых журналов составляют: Караван истории, Cosmopolitan, Burda, Домашний очаг, Geo, Elle, Домовой, Marie Clair, L’Officiel, Harper’s Bazaar. Читателями ежемесячных женских и семейных журналов является 84 % взрослых жителей Москвы. Женская аудитория наиболее многочисленна у журнала Домашний очаг - его предпочитают 84,4 % читающих глянцевые журналы женщин, а мужская аудитория - у журнала Караван истории - 27 % от читающих глянцевые журналы мужчин. Глянцевые журналы покупают в основном читатели от 16 до 54 лет, а читают, очевидно, и представители более младших и более старших возрастных групп. Чтение глянцевых журналов стало привычным занятием для людей с разным уровнем финансового статуса[6].
Следовательно, глянцевый журнал - это способ перевоссоздания действительности и создания вокруг новой глянцевой действительности воображаемой общности людей, в которой одни узнают мир, где они уже давно живут, другие - видят тот мир, к которому стремятся, третьи - создают тот образ мира и жизни, о котором могут только мечтать. Это, по мнению Б. Андерсона, свидетельствует о том, что воображаемый мир изображаемой в журнале жизни обладает социальными функциями демократизации и интеграции внутри воображаемого сообщества, потому как «зримо укоренен в повседневной реальности»19. Поэтому глянцевые журналы стремятся к охвату и мира повседневности, и мира мечты.
Главную роль в модернизации общественного сознания при чтении глянца играет язык журнальных изданий, несущий новую риторику и вместе с ней новые властные конструкты языка и сознания24. Это вызвано особой ролью языка в культуре воображаемых сообществ, объединяемых общностью разговора или письма.
Параллельно обновлению языка происходит деконструкция обыденного визуального образа мира - гламурные фото сопровождают читателя от обложки журнала до последней страницы. На этих фотографиях мир изображается ярче и многокрасочнее обыденной реальности[7]. Оппозиция гламурного и обыденного образа мира снимается в воображаемом визуальном глянцевом образе того, какой обыденная реальность могла бы быть, будь она совершенной. Соблазн гламурной фотографии - это соблазн видимостями, предлагаемыми листателю журналов вместо сущностей. Но даже осознавая, что он имеет дело только с видимостями, читатель-листатель готов поддаваться этим симуляциям реальности: «cимуляции разочарованной», которую Бодрийяр называет порнографией, поскольку она «правдивей правды», и «симуляции очарованной - обманке», которая «лживей ложного», - в этом, по Бодрийяру, «тайна видимости»[8].
В результате слияния информационных потоков обновления языка и визуальности происходит радикальная трансформация не только способа речевого высказывания и построения языковой картины мира, но и визуальной картины мира, что приводит к существенной модернизации общественного сознания в целом.
Именно глянцевые журналы модернизировали общественное женское сознание, внеся в него идеи нового, несоветского неофеминизма и постфеминизма. Советский феминизм первой волны - начала XX в. - принес русской женщине не просто право на труд, но право на самый тяжелый и грязный физический труд в самых малооплачиваемых профессиях: дворник, сварщица, станочница, литейщица, метростроевка-шахтопроходчица, крановщица, асфальтоукладчица и т. д. Этот феминизм сделал из женщины XIX в. - дамы, барышни, госпожи или крестьянки - товарища, который должен был забыть о своем поле, а его тендером (социальной функцией пола) стала «революционная необходимость». Советский феминизм привел не просто к равноправию женщин и мужчин, но к двойной эксплуатации женского труда - не только домашнего, но и общественного, производственного. Советский феминизм второй волны - 1990-х гг. - начал борьбу за социальную защиту женщин и детей, за социальную справедливость в отношении женщины и ребенка. Такая борьба нуждалась в своей идеологии и внешней международной поддержке.
Женские журналы существуют во множестве наименований, и каждое из них обращено к своему читательскому сообществу и пытается научить это сообщество каким-то специфическим способам создания нового буржуазного быта по современным западным образцам: американским - Harper’s Bazaar, французским - L’Officiel или Jalouse, немецким - журналы изда-тельского дома «Бурда», британским - New Idea и т. д. Среди глянцевых журналов по тематической направленности можно выделить: журналы общей направленности или журналы о стиле жизни (Life Style), журналы о красоте и имидже (Fashion), глянцевые журналы для чтения, журналы, посвященные спорту и фитнеcу, журналы для будущих и молодых мам, женские журналы о дизайне интерьера, женские журналы по шитью и вязанию, журналы для новобрачных, журналы по садоводству, журналы-заменители. Журналы общей направленности иногда называют Life Style, т. е. журналы о стиле жизни, об общем имидже, они способствуют повышению самооценки читателей, улучшению их внешнего вида, «житейскому» расширению кругозора. Им свойственен язык доверительного общения, они содержат практические советы, формируют вокруг себя сообщество читательниц -свой «клуб» по интересам. Стандарт такого журнала: глянцевая обложка, не менее 100 страниц разнообразных материалов, полноцветная печать, наличие «живой» fashion-съемки, тираж не менее 10 тыс. экз. Естественно, подготовка и обработка материалов для журнала требуют больших материальных затрат, плюс качественная и недешевая полиграфия, а также привле-чение большого количества специалистов разных профилей, поэтому цена получается достаточно высокой.
Женские глянцевые журналы, реализующие стратегию соблазна, обязательно несут положительное, жизнеутверждающее, оптимистическое, праздничное мироотношение каждому своему читателю.
Таким образом, можно сделать вывод, что глянцевый журнал мы воспринимаем как явление художественно-идеологическое, т. е. существующее одновременно и по законам произведения искусства - художественной модели мира, и по законам определенной идеологической концепции мира. Единство и целостность журналу придает определенное сочетание ценностных оснований художественного и идеологического наполнения той и другой модели. Журналы не просто дают образцы моды, стиля, общественного поведения, они становятся ареной борьбы за право женщины на свой язык, женский стиль высказывания, женскую логику, особые женские темы и проблемы. Журналы говорят на доверительно-откровенном языке женщин, который должен был противостоять языку и миру мужчин, сформировавшемуся в патриархальном обществе культе мужской силы и власти.
Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием огромное число людей. Процесс включенности личности в сферу влияния средств массовой информации, несомненно, интересен для современной социологии. На протяжении всей своей жизни человек, особенно современный, неразрывно связан с СМИ, которые оказывают мощное влияние на формирование личности. Распространяемая ими информация воздействует на индивида, для неё характерны быстрота и регулярность воздействия, безличный, опосредованный характер.
Содержание духовных значений, транслируемых СМИ в массовое сознание, - это оценки. Именно потому они так эффективно усваиваются общественным мнением, что общественное мнение, само по себе, есть система оценок. Формирование общественного мнения – способ существования массовых коммуникаций, которые действуют на него посредством информации и внедряют в него определенную, заданную социальными объектами систему ценностей. Женские журналы, вокруг которых существует иллюзорное воображаемое сообщество читательниц, являются сегодня частью идеологически-репрезентативной постфеминистской культуры нашего времени. Они несут все разнообразие идей, значений и ценностей, которые действенны в силу их фактического признания женским воображаемым сообществом читательниц. Характер взаимоотношений между воображаемым сообществом и женскими журналами двоякий. С одной стороны, воображаемое сообщество читательниц женских журналов осуществляет свое становление непосредственно в процессе чтения журналов и усвоения того постфеминистского идеологически-ценностного содержания, которое предлагается этими изданиями. С другой стороны, воображаемое сообщество читательниц в процессе чтения, осваивая язык и идеи журналов, находит в этих изданиях способы и формы культурной репрезентации всех своих предрассудков, верований, представлений, идей и идеологий, определяющих социальное поведение современных женщин - читательниц и «листательниц» иллюстрированных журналов.
На сегодняшний день СМИ фактически контролируют всю нашу жизнь, пропуская ее отдельные элементы через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния.
1.2 Женщина-читательница «глянцевых журналов»
Какое чтиво сегодня можно чаще всего заметить в женских руках? Нет, конечно, случается увидеть что-нибудь из модных нынче книг «карманного формата» (вроде произведений Акунина или Коэльо), а иногда и специализированную литературу, понадобившуюся по работе или учёбе. Однако в большинстве случаев, заметив читающую представительницу прекрасной половины человечества, можно с высокой долей уверенности утверждать, что её внимания удостоился один из многочисленных женских глянцевых журналов . Что же такого притягательного в этих журналах, почему они пользуются у женщин такой популярностью - задаются вопросом мужчины и с любопытством листают красочные пестрящие яркими фотографиями издания[9].
Прежде всего, бросается в глаза обилие рекламы всего, что может и не может, но по идее редакторов, должно, понадобиться их читательницам. Здесь косметика, парфюмерия, одежда, нижнее бельё, бижутерия и даже весьма недешёвые ювелирные украшения. Рекламы столь много, что она занимает едва ли не треть общего объёма журнала. И это одна из главных отличительных черт именно женских глянцевых изданий.
Все товары, появляющиеся на страницах различных «Гламуров» и «Космо», рекламируются молодыми привлекательными женщинами, знаменитостями или просто девушками с модельной внешностью . Именно их красивые лица и тела, к тому же доведённые до совершенства профессиональным мэйк-апом и не менее профессиональным фотошопом, и занимают значительную часть глянцевых журналов . Популярность такого рода изданий с визуальной точки зрения заключается именно в том, что женщины, осознано или подсознательно, разглядывают именно этих рекламных барышень[10].
В последние годы стилисты и фотографы глянцевых журналов прививают женщинам новую эстетику - учат видеть прекрасное в отталкивающем. В конечном счете, тенденция чрезвычайно позитивная: о каких комплексах может идти речь, когда ни щербинка, ни шрамы, ни диспропорция лица, ни даже неопределенный пол не могут стать препятствием к тому, чтобы быть востребованным. Mainpeople насчитал по-меньшей мере десять моделей, которым собственные недостатки не только не помешали, но и в определенной степени помогли достичь успеха.
Как и большинство моделей, Диандра Форрест признается, что будучи тинейджером, считала себя гадким утенком. Но в устах этой зеленоглазой блондинки эти слова не кажутся кокетством [11].
Еще несколько месяцев назад Рик Дженест перебивался случайными заработками - не брезговал мытьем машин и выступлениями в цирке. Несложно догадаться, что скудные гонорары парень тут же спускал в тату-салоне, преследуя великую цель: целиком покрыть свое тело татуировками, имитирующими разлагающуюся плоть. Какова мотивация? Рик (также известный под кличкой Zombie Boy) просто очень любит фильмы ужасов. Извлекая с помощью анализа из текстов читательских откликов позиции их авторов, мы можем реконструировать гендерные стереотипы, которые являются наиболее приемлемыми и актуальными для читательниц женских британских и американских журналов. Это – «Женщина – почитательница гламурного стиля жизни» (17,6% от общего количества читательских откликов), «Здоровая женщина» (15,5% ), «Женщина – общественный деятель» (15,5%), «Счастливая женщина» (12,2%), «Женщина – хранитель очага» (11,8%), «Красивая женщина» (7,7%), «Деловая женщина, женщина- профессионал» (7,7%), «Женщина-филантроп» (7%), «Сильная женщина» (4,5%)[12]. Анализ откликов показывает, что для читательниц женских журналов приемлемы традиционные гендерные образцы. Они не склонны к дискриминационным отношениям между женщинами и мужчинами, но и не рассматривают себя в качестве «слабого» пола, нуждающегося в покровительстве со стороны мужчин. Доминирование образа «почитательницы гламурного стиля жизни» показывает, что многие женщины покупают не просто журнал, а некий свод правил светского поведения[13].
«Навязывание» стереотипности мышления глянцевыми журналами очевидно. Так современная молодежь спокойно относится к сценам жестокости и эротическим сценам. Формированию подобных пристрастий способствует показ по телевидению, Интернету, в печатной рекламе эротических сцен гетеросексуальной направленности, и они тоже главным образом ориентированы на более молодое поколение. Показывая сцены с соблазнительными лесбиянками такой аудитории на страницах «глянца», издатели могут неплохо подзаработать на вкусах, которые навязываются молодому поколению.
Гламур как новое эстетическое понятие, культурная норма и эталон вкуса был встречен в российской массовой культуре с завидной легкостью и энтузиазмом. В качестве причин победы гламура как эстетической установки и стратегии потребления в российском обществе мы назвали бы такие пережитки прошлой, советской культуры, как сочетание развитого эстетического вкуса и неутоленной эстетической потребности в гармонизации предметно-вещной среды и человека, а также годами и десятилетиями выработанную способность к фетишистскому упоению качественной вещью. Огромную лепту в продвижение идеологии гламура в сознание массового читателя внесли женские глянцевые журналы 1990-2010-х гг.
Предпосылки безболезненного заимствования гламура видятся не только в настоятельной народной потребности в красоте, не только в бессознательном стремлении художников масскультуры преодолеть засилье «негативной эстетики» или антиэстетизма 1990-х гг., но и в традициях советской эстетики 60-80-х гг., причудливо синтезировавшей принцип русского реализма «прекрасное есть жизнь» и принцип русского модерна «искусство ради искусства» в практические попытки советской идеологической системы преобразовать повседневность человеческой жизни силой искусства, сделать повседневность не только художественно осмысленной и оформленной, но и преобразо-ванной по законам красоты.
Будучи адаптирован к потребностям современной российской культуры в качестве одного из проявлений прекрасного, гламур стал самостоятельным дискурсом, определяющим ощущение и понимание как повседневной, так и художественной реальности[14].
Благодаря глянцевым журналам современная женская российская культура потребления определяется идеологией потребления и растратной экономикой. Растратный тип экономики означает, что общество потребляет больше товаров и услуг, чем производит, стабильное развитие экономики обеспечивается не системой сбережения ресурсов, а их опережающей растратой. Такой способ жизни и модель поведения внедряются в сознание женщины при помощи соответствующей идеологии. Потребительская идеология - это такое состояние общественного сознания, которое опирается на специфические представления о человеке как субъекте потребления и видит его общественное предназначение в том, чтобы потреблять, иметь.
Красивая, успешная женщина – эталон женского журнала. Фотографии моделей в глянцевых журналах имеют очень сильное воздействие на самооценку как женщин с лишним весом, так и женщин с нормальной массой тела, как отмечают психологи. Замечено, что самооценка «тощих дамочек» с дефицитом веса наоборот всегда возрастает при рассматривании фото манекенщиц. Реклама и фото в журналах также затрагивают пищевое поведение, подталкивая женщин к диете и интенсивной физической нагрузке. Специалисты сделали вывод, что глянцевые журналы оказывают негативное влияние на женскую психику и развивают комплекс неполноценности. По их мнению, дамам с избыточным весом лучше вообще избегать чтения женских журналов или хотя бы стоит пролистывать рекламу и статьи с фотографиями моделей. «Секс и менопауза» является новой темой в современной репрезентативной культуре и на страницах глянцевых журналов. «Вторая половина» пытается исследовать феномен секса в позднем возрасте, при этом поздний возраст определяет как «после тридцати».
Писатель Татьяна Устинова, принадлежащая к этой же возрастной группе, на вопрос о роли секса в ее жизни утверждает, что «основа супружества - это секс. Если секса нет, то супружеские отношения проваливаются. Ведь секс - это высшая форма выражения любви к партнеру» [15].
В блиц-интервью для журнала певица Надежда Бабкина среди секретов своей красоты и молодости называет отказ от спиртного, влюбленность в жизнь и любовь к молодому мужчине [16].
Психотерапевт доктор Андрей Курпатов комментирует эти материалы следующим образом: «Если женщина излучает желание, то мужчина не может устоять. Секс бывает и в семьдесят, и в девяносто лет» [17]. Важным результатом обзора журнальных статей является установление связи между качеством сексуальных отношений и социокультурными взглядами на секс с учетом жизненной истории и сексуального опыта женщины. Весь этот комплекс сведений помогает понять, как и почему изменяются представления о сексе у женщин в зависимости от возраста и здоровья. Тема труда женщины так же является актуальным вопросом на страницах глянцевых журналов. Так женские журналы иллюстрируют три важнейших аспекта труда женщины:
1) физический труд, направленный на обеспечение физического и эмоционального удовольствия клиентов;
2) эмоциональный труд, управляющий чувствами и обеспечивающий вежливое общение с клиентами;
3) труд, необходимый для согласования профессиональных, возрастных, тендерных и статусных интересов.
Рассмотрев тендерные проблемы такой сферы женской повседневности, как профессиональная трудовая занятость, мы должны отметить, что трансформация трудовых отношений приводит к тому, что женщина в процессе труда эксплуатируется как обладательница не только определенной физической трудовой силы, но и определенной эмоциональной, интеллектуальной и сексуальной энергии. Разные виды деятельности, анализируемые авторами журналов «Вторая половина», а также американских изданий «The Journal of Popular Culture»и «Gender & Society», вовлекают женщину в трудовые процессы во всей ее тотальности и уникальности одновременно. Для работодателя важны и нужны креативность женщины, ее исполнительность, эпатажность, конформность, интеллект, сексуальность, а также дешевизна женской рабочей силы в сравнении с трудом мужчины. Но даже такие, казалось бы, нейтральные в плане сексуальности виды деятельности, как маникюр, парикмахерское искусство и другие виды обслуживания в «индустрии красоты», авторы статей рассматривают как сексуальное взаимодействие в рамках фиксированных тендерных ролей. То есть эти исследования показывают, что именно женская сексуальность в конечном счете оказывается востребована работодателем и в сфере общественных коммуникационных взаимодействий, например работа на телевидении и радио, и в сфере обслуживания, где женщины взаимодействуют между собой.
Стоит отметить, что, несмотря на то что жизнь старшей возрастной группы не является предметом специального освещения издателей глянцевых журналов, традиция обращения к наиболее экономически и социально успешной части читательской аудитории и международного истеблишмента приводит к тому, что представители старших возрастных групп регулярно появляются на страницах журналов, обращенных к гораздо более молодой целевой аудитории. Этот факт объясняется своеобразием российской социально-экономической ситуации, где пик благосостояния человека приходится не на старший возраст - от 50 до 70 лет (как в Европе и США), а на среднюю часть жизни и переживается человеком в 35-50 лет. В связи с этим и целевой аудиторией большинства глянцевых журналов о стиле жизни или журналов для чтения являются мужчины и женщины в возрасте от 25 до 45 лет. А эталонами достойной и стильной жизни журналы часто рассматривают преуспевающих деятелей культуры, политики и бизнеса старшего возраста. Поскольку приглашение мировой знаменитости на страницы журнала носит эталонный характер, то разговор о старости, старении и жизненных проблемах этого жизненного этапа либо не ведется вовсе, либо носит характер откровения о преодолении старости.
Современный рынок российских глянцевых журналов переполнен в секторе изданий, обращенных к молодым читателям и читательницам. Но остается незаполненным сектор изданий, предназначенных читателям старших возрастных групп, среди которых сегодня немало социально мобильных и активных, творчески реализующихся и экономически процветающих личностей. Это социально активные и экономически успешные, профессионально востребованные мужчины, специалисты и менеджеры. И это женщины, воспитанные в духе советского послевоенного феминизма второй волны, когда сами демографические процессы, социальные практики и отношения формировали активную жизненную позицию женщины, требовали ее хозяйственно-экономической самостоятельности и независимости (великие комсомольские стройки, движение ударников коммунистического труда и т. д.).
В результате читателю глянцевых журналов достаточно трудно сформировать целостное впечатление о том, что такое старость и в чем особенности достойной старости. Определение старости, которое дают материалы глянцевых журналов, весьма метафорично: одни связывают приметы старости с внешним видом - старость наступает тогда, когда женщина перестает носить джинсы, когда появляются морщины. Другие связывают представления о старости и молодости с состоянием духа. Ограничен и ряд персон, регулярно привлекаемых глянцем в качестве икон благополучной старости. Сторонники негативного отношения к женским глянцевым журналам мотивируют свою позицию тем, что данная периодика не отражает реальный ход жизненных событий, а формирует собственное мировидение, способствует созданию и тиражированию мифов, отвлекающих внимание аудитории от реально важных событий.
Данные концепты в деятельности СМИ имеют двоякую природу видения, вследствие чего их можно трактовать как в позитивном, так и в негативном направлениях. Рассматривая аспекты в деятельности прессы, в данном случае в женских периодических изданиях, необходимо принимать во внимание, что журналы отражают культурную и социальную реакцию на изменение места, роли и положения женщины в обществе. Издания XIX в. также были нацелены на освещение изменения статуса современницы, но они ориентировались преимущественно на выявление гражданских образов, не идеализируя атрибуты внешней красоты. В XX в. произошло смещение акцентов от культурных, моральных характеристик женщины к ее внешности. Если советские женские журналы рассматривали социально-политическую и общественную сферы жизни женского населения, то современная пресса полностью отстранилась от политической тематики, что произошло не только по причине распространения зарубежной периодики и западных моделей стандартов поведения. Еще в конце перестройки социологические опросы показывали, что россиянки не проявляют интереса к политическим преобразованиям, более актуальны для них проблемы внутрисемейного уровня[18].
Современные женщины также видят свое первостепенное предназначение в реализации функций жены и матери. Данные стремления поддерживаются и развиваются в женских изданиях, предлагающих советы по красоте, психологии, здоровью, детской педагогике. Тематический баланс изданий, бесспорно, нарушен в сторону материалов о красоте и модной индустрии, что объясняется экономическими и культурными факторами развития социума на современном этапе.
Мифы о красоте, обретении гармонии посредством совершенствования внешних данных сегодня являются основными в женских изданиях, что также является отражением современного состояния общества. Мифы создаются при активном участии прессы, однако функционально-тематическая направленность мифов зависит от конкретных социально-политических, экономических, культурных условий. В советский период женские журналы создавали и тиражировали политические мифы, современная пресса для женщин формирует мифы на культурологической основе, идеализируя внешнюю эстетику.
Таким образом, можно сделать вывод, что любое воздействие, имеющее своей целью изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении, даже если оно совершается во благо объекту, но без его согласия, выступает как манипулятивное. Манипулирование в деятельности СМИ есть способ управления поведением массовой аудитории, осуществляемый посредством формирования общественного мнения.
На сегодняшний день глянцевые журналы становятся основным источником новостей для многих женщин, тогда как прямое межличностное общение сводится к минимуму. Таким образом, из процесса получения информации исключается непосредственное межличностное общение, которое создает важнейшую защиту против манипуляции сознанием.
Женская глянцевая пресса представляет спектр идеальных образов, стремление к которым ассоциируется с приближением к социальной успешности. Социальные типы, доминирующие в изданиях, принадлежат к слоям населения со средним и выше среднего уровнем достатка, читательская аудитория журналов – женщины, стремящиеся попасть в данные социальные категории. Однако обладание атрибутами «высшего общества» не гарантирует реального вхождения в него, что и провоцирует миф о возможной социальной идентификации.
2.1 Методика исследования
В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование с целью определить особенности формирования эталона «Лица с обложки» у женщин разного возраста, а также определения влияния глянцевых журналов на развитие самооценки женщин.
В исследовании принимали участие две группы женщин:
- девушки, читающие глянцевые журналы - 6 человек;
- девушки, не читающие глянцевые журналы – 6 человек.
Гипотеза исследования: глянцевые журналы ведут к стандартизации мышления, исключая возможность индивидуального развития человека. Постоянное чтение глянцевых журналов отрицательно влияет на самооценку женщины.
Исследование состояло из трех этапов.
1 этап.
На первом этапе проводилась диагностика самооценки личности по методике Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна. В данной методике использован прием Т.В. Дембо с помощью которого выделяются представления исследуемого о счастье (уровень общей самооценки). В ней также реализован принцип непосредственного шкалирования «Я».
Каждой испытуемой было предъявлено 4 вертикальные шкалы длиной 14 сантиметров каждая и просят отметить знаком «х» на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно: «счастье», «здоровье», «ум», «характер». Считается, что отмеченные значения характеризуют уровень общей самооценки («счастье») и частные самооценки («здоровье», «ум», «характер»).
Инструкция: Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги черту длиной 14 сантиметров и говорит испытуемой девушке: «Допустим, на этой линии расположены все люди мира: вверху — самые счастливые, внизу — самые несчастные. Где бы вы определили свое место?». Затем подсчитывается среднее значение численного выражения самооценки по
формуле:
Самооценка=А/В
где А — расстояние от начала шкалы (низ) до точки, отмеченной испытуемым; В — длина всей шкалы (14 см). Таким образом, численный показатель самооценки, равный 0,5, свидетельствует о ее адекватности. Показатель «самооценка» > 0,5 говорит о ее завышенности. Если же полученный показатель «самооценка» < 0,5, то она является заниженной.
2 этап.
На втором этапе с девушками проводилась методика Осгуд Ч. «Семантический дифференциал» [8, c.93]. Респонденткам было предложено оценить понятие «счастье». Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:
-
различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными группами испытуемых в среднем по группе);
-
различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);
-
различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).
Методика представлена в Приложении.
2.2 Результаты исследования
На первом этапе анализировался уровень самооценки. Респонденткам было предложено оценить уровень счастья, здоровья, ум, характер. Результаты исследования приведены в Таблице 2.1
Таблица 2.1 Уровень самооценки женщин и девушек
№п/п |
Испытуемый |
Счастье |
Здоровье |
Ум |
Характер |
Уровень самооценки |
1 |
Ольга С. |
4 |
6 |
5 |
6 |
0,38 |
2 |
Тамара В. |
7 |
7 |
8 |
7 |
0,52 |
3 |
Александра З. |
9 |
10 |
6 |
9 |
0,61 |
4 |
Наталья Ш. |
6 |
5 |
7 |
5 |
0,41 |
5 |
Алина К. |
8 |
11 |
8 |
6 |
0,59 |
6 |
Анна Д. |
5 |
6 |
4 |
5 |
0,36 |
Средний балл, читающие девушки |
0,46 |
0,54 |
0,45 |
0,45 |
0,48 |
|
1 |
Елена С. |
11 |
10 |
10 |
12 |
0,77 |
2 |
Валентина М. |
10 |
11 |
12 |
9 |
0,75 |
3 |
Раиса М. |
12 |
11 |
10 |
10 |
0,77 |
4 |
Виктория М. |
13 |
13 |
12 |
14 |
0,93 |
5 |
Виктория С. |
7 |
11 |
9 |
12 |
0,70 |
6 |
Галина Ф. |
10 |
6 |
8 |
8 |
0,57 |
Средний балл, нечитающие девушки |
0,75 |
0,74 |
0,73 |
0,77 |
0,75 |
Наглядно представленные результаты показаны на рис.2.1.
Рис 2.1 Результаты исследования самооценки
Как показало исследование, уровень средний уровень самооценки девушек, читающих журналы, несколько занижен – составляет 0,48 баллов. Высокий уровень – 0,75 баллов показывают девушки, не читающие журналы.
К сожалению, читающие молодые девушки еще не знают, что с каждым прочитанным номером становятся заложницей комплексов, которые глянцевые журналы активно насаждают. Стройные начинают худеть, полненькие начинают себя ненавидеть, красивые выискивают у себя жуткие прыщики или выпирающие ключицы.
Счастливые и любимые тестируют своих мужчин на профпригодность и начинают подумывать над тем, что они достойны большего. Одиночки возводят свое одиночество на пьедестал, начинают с чувством превосходства смотреть на своих замужних подруг и вносят смуту в их дружные ряды. Студентки начинают чувствовать себя неудачницами, потому что на стипендию нельзя позволить себе все те товары, которые предлагают глянцевая реклама.
На втором этапе проводилась методика Ч. Осгула «Семантический дифференциал». Женщинам было предложено оценить понятие «счастье».
Результаты группы читающих девушек представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2. Результаты исследования по методике Ч. Осгуда, читающие девушки
Качество счастья |
Ольга С. |
Тамара В. |
Александра С. |
Наталья Ш |
Алина К. |
Анна Д. |
Всего баллов |
Средний балл |
Веселое/грустное |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1,40 |
Хорошее/плохое |
-1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
2,80 |
Полное/пустое |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
2,80 |
Светлое/темное |
-1 |
-1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0,40 |
Длинное/короткое |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
2,60 |
Большое/малое |
-2 |
-3 |
-2 |
-2 |
-2 |
-3 |
-12 |
-2,40 |
Сильное/слабое |
-3 |
-3 |
-2 |
-3 |
-3 |
-2 |
-13 |
-2,60 |
Сложное/простое |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1,00 |
Новое/старое |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
2,20 |
Теплое/холодное |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
5 |
1,00 |
Быстрое/медленное |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2,40 |
Активное/пассивное |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
5 |
1,00 |
Наиболее высоким баллом девушки отметили показатели «хорошее», «полное», а наименьшим – «слабое», «малое». Качество счастья девушки отмечают, как нечто большое и – обязательно – полное. Некоторые девушки посчитали, что настоящее счастье должно быть коротким и быстрым – чтобы максимально ощутить его присутствие в жизни. Несколько девушки высоко оценили счастье, как нечто новое, неизведанное. В беседе они признались, что в своей жизни мало ощущают новшеств, так как в основном заняты учебой. Научиться чем-то новому, неизвестному для них – один из шагов на пути к обретению внутреннего счастья, удовлетворения собой. Девушки отметили, что им часто не хватает времени на то, чтобы заняться собственным развитием, что мешает их счастью быть достаточно полным. Некоторые отметили, что им не хватает уверенности в себе, чтобы добиться чего-то важного.
Результаты нечитающих девушек представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Результаты исследования по методике Ч. Осгуда, нечитающие девушки
Качество |
Елена С. |
Валентина М. |
Раиса М. |
Виктория М. |
Виктория С. |
Галина Ф. |
Всего баллов |
Средний балл |
Веселое/грустное |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1,40 |
Хорошее/плохое |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3,00 |
Полное/пустое |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
2,60 |
Светлое/темное |
1 |
1 |
1 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
0,20 |
Длинное/короткое |
-2 |
-1 |
-2 |
-2 |
-1 |
-3 |
-9 |
-1,80 |
Большое/малое |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
2,60 |
Сильное/слабое |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1,40 |
Сложное/простое |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
11 |
2,20 |
Новое/старое |
-1 |
-1 |
0 |
-1 |
-1 |
-2 |
-5 |
-1,00 |
Теплое/холодное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
1,80 |
Быстрое/медленное |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
13 |
2,60 |
Активное/пассивное |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
7 |
1,40 |
Нечитающие девушки представляют свое счастье «хорошим», «полным», «большим», «веселым», «сильным». В отличие от девушек, участницы более старшего возраста предпочитают, чтобы счастье было «медленным», чтобы лучше ощутить его краски, его присутствие в жизни. Исследование показывает, таким образом, что существует разница между представлениями о смысле жизни и счастье читающих и нечитающих девушек.
Основная разница в двух группах пришлась на понятие «сильное-слабое», высок показатель расхождений в понятиях «большое-малое», «быстрое-медленное». Исследование показало, что чтение глянцевых журналов способствует стереотипности мышления. Самооценка нечитающих девушек гораздо выше тех, кто читает глянцевые журналы. Собственные успехи, мысли о возможных победах способствуют повышению самооценки нечитающих «глянец» женщин. Они знают смысл успеха, пути его достижения, поэтому ориентируются на себя и живые, реальные примеры, с которыми сталкиваются в жизни. У читающих глянцевые журналы женщин чтение о таких людях вызывает зависть, неверие в свои силы, понижение самооценки. Им кажется, что герои глянцевых журналов – это современные, настоящие люди. Что жить так, как живут звезды – нормально. Невозможность жить «так же» вызывает у девушек зависть, падение самооценки, мысли о том, что им никогда не стать такими, как лица с обложки журналов.
Исследование также показывает, что у нечитающих женщин, читающих журналы время от времени, понятие о счастье непосредственно связано с целями и возможностью достижения этих целей. Так, им больше, чем читающим, известно каким образом можно получить моральное и материальное удовлетворение от работы, таким образом, счастье для них – сильное чувство, чувство, которое вызывают старание, активность, стремление к его получению. В то же время, девушки, в целом, могут представить и оценить чувство счастья, но в меньше степени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать выводы. Теоретический обзор источников показывает, что в информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.
Появившиеся глянцевые журналы не требуют многократного обращения к одному и тому же материалу, как книга, они рассчитаны на прочтение определенного материала за один присест, но более трудоемки в восприятии по сравнению с газетой. В то же время глянцевый журнал в отличие от газеты или литературно-художественного журнала не логоцентричен. Он воздействует на своего читателя и вербально, и визуально, и интонационно, все больше превращая читателя журнала в его «листателя».
Сегодня индустрия глянцевых журналов является не только одним из наиболее ярких и наглядных способов соблазна российского читательского сообщества красивой картинкой и остороумным комментарием, но и авторитетным наставлением в том, каким образом гламурную картинку из международного журнала сделать реальностью российской повседневности. В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование с целью определить особенности формирования эталона «Лица с обложки» у женщин разного возраста, а также определения влияния глянцевых журналов на развитие самооценки женщин.
Практический анализ, проведенный в курсовой работе, показал, что чтение глянцевых журналов негативно влияет на развитие самооценки девушек, способствует формированию гендерным стереотипов и стереотипности мышления. Исследование, таким образом, показало, что, для того, чтобы быть красивой и модной девушкой не обязательно следовать советам глянцевых журналов, а тем более загонять себя в их рамки, для того чтобы стать одной из моделей, показанных на страницах журнала. Нужно просто оставаться самой собой, перестать сравнивать себя с другими и не бояться меняться. Нужно жить и радоваться жизни, открывая каждый раз для себя, что-то новое. Например, записаться в фитнес-клуб, вместо того чтобы пролеживать дома, на диване листая все те же журналы.
Гипотеза исследования подтвердилась: глянцевые журналы ведут к стандартизации мышления, исключая возможность индивидуального развития человека. Постоянное чтение глянцевых журналов отрицательно влияет на самооценку женщины.
Таким образом, в курсовой работе решены все поставленные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Беседа Е.Н. Оценочность как основной стилеобразующий фактор речевого жанра «читательский отклик» (на материале женских британских и американских журналов) // Учён. зап. Курского пед. ун-та. - 2008. - № 2 (6)
-
Голынко-Вольфсон Д. Агрессивно-пассивный гламур / Д. Голынко-Вольфсон // Художественный журнал. – 2005. – № 60. – [Электронный ресурс]. Режим доступа. – (http:// www. xz.gif.ru/numbers/60/glamur)
-
Гудова М. Ю. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности : монография / М. Ю. Гудова, И. Д. Раки-пова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. - 242 с.
-
Жданова, Е.В. К гендерным аспектам психолингвистического типажа коммуникантов. Дисс. … к-та. филол.н/ Е.В. Жданова. - Пятигорск: ПГЛУ. – 132с.
-
Маркова, О.Ю. Гендерные аспекты внутриорганизационных коммуникаций / О.Ю. Маркова // - СПб.: СПбГПУ, 2004. - C. 299-313.
-
Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. – с.122
-
Поликовский А. Продвинутое чтиво / А. Поликовский // Новая газета. – 2001. – № 54. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.NovayaGazeta.ru/data), свободный. – Загл. с экрана.
-
Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. – 2004. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http:// magazines.russ.ru/ km/2004/1/rog14.html). – Загл. с экрана.
-
Силласте Г.Г. Женские элиты России : эволюция и особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. – 1994. – № 1. – С. 112-121.
-
Смеюха В.В. Особенности развития глянцевых женских журналов // Вестник ВКУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №1
-
Стандарты красоты отменяются. 10 моделей с неидеальной внешностью // Fation - №12.с.34
-
Субботин А. «Женский журнал» / А. Субботин // Книга и революция. – 1928. – № 6. – С. 49.
-
Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969. – 320с.
-
Ху Сяосюэ Особенности выражения концепта «успешная женщина» в русских глянцевых журналах // Вестн. Пермск. ун-та. - 2011. - Вып. 2(14) .с.78 Бодрийяр Ж. Соблазн. М. : Ad Marginem, 2000. С. 116
-
Чижина А. Глянцевый лоск, - Мн.: Аверсэв, 2011. – 129с.
-
Добрые советы 2007: № 09, № 11.
-
Добрые советы 2008: № 03.
-
Добрые советы 2009: № 06.
-
Домашний очаг 2008: № 01.
-
Домашний очаг 2009: № 01, № 02, № 03.
-
Женское здоровье 2009: № 10.
-
Здоровье 2008: № 07.
-
Крестьянка 2007: № 01, № 08.
-
Крестьянка 2008: № 09.
-
Крестьянка 2009: № 05, № 06.
-
Cosmopolitan 2008: № 01, № 12.
-
Glamour 2008: № 04, № 08.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Бланк ответов по методике «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда (СДО)
1 |
Веселое/грустное |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
2 |
Хорошее/плохое |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Полное/пустое |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Светлое/темное |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Длинное/короткое |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Большое/малое |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Сильное/слабое |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Сложное/простое |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Новое/старое |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Теплое/холодное |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Быстрое/медленное |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Активное/пассивное |
|
|
|
|
|
|
|
[1] Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. – с.122
[2] Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969.
[3] Смеюха В.В. Особенности развития глянцевых женских журналов // Вестник ВКУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №1.с.209
[4] Ху Сяосюэ Особенности выражения концепта «успешная женщина» в русских глянцевых журналах // Вестн. Пермск. ун-та. - 2011. - Вып. 2(14) .с.78
[5] Гудова М. Ю. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности : монография / М. Ю. Гудова, И. Д. Раки-пова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010.с.41
[6] Гудова М. Ю. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности : монография / М. Ю. Гудова, И. Д. Раки-пова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010.с.43
[7] Голынко-Вольфсон Д. Агрессивно-пассивный гламур / Д. Голынко-Вольфсон // Художественный журнал. – 2005. – № 60. – [Электронный ресурс]. Режим доступа. – (http:// www. xz.gif.ru/numbers/60/glamur)
[8] Бодрийяр Ж. Соблазн. М. : Ad Marginem, 2000. С. 116
[9] Поликовский А. Продвинутое чтиво / А. Поликовский // Новая газета. – 2001. – № 54. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.NovayaGazeta.ru/data), свободный. – Загл. с экрана
[10] Маркова, О.Ю. Гендерные аспекты внутриорганизационных коммуникаций / О.Ю. Маркова // - СПб.: СПбГПУ, 2004. - C. 299-313.
[11] Стандарты красоты отменяются. 10 моделей с неидеальной внешностью // Fation - №12.с.34
[12] Жданова, Е.В. К гендерным аспектам психолингвистического типажа коммуникантов. Дисс. … к-та. филол.н/ Е.В. Жданова. - Пятигорск: ПГЛУ. 2009. с.13
[13] Беседа Е.Н. Оценочность как основной стилеобразующий фактор речевого жанра «читательский отклик» (на материале женских британских и американских журналов) // Учён. зап. Курского пед. ун-та. - 2008. - № 2 (6)
[14] Бодрийяр Ж. Соблазн. М. : Ad Marginem, 2000. С. 39
[15] Домашний очаг – март 2006. с. 126
[16] Там же, с.250
[17] Там же, с .62
[18] Силласте Г.Г. Женские элиты России : эволюция и особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. – 1994. – № 1. – С. 112-121.